Никита Тюнин:«Театр веселая каторга»
Актер Мастерской Петра Фоменко Никита Тюнин не только сыграл одну из главных ролей в новом спектакле театра, но и стал ассистентом режиссера. «ВД» поговорил с артистом о «Театральном романе», работе с мастером и фирменном «секрете фоменок».
Никита, как получилось, что Вы стали ассистентом режиссера? У Вас был опыт?
Все сложилось само собой. На традиционном «вечере проб и ошибок», с подсказки Петра Наумовича, мы взялись за Булгакова. Зачинщиком был Кирилл Пирогов. Остальные по мере сил ему помогали. Формулировка «ассистент режиссера» родилась несколько дней назад, когда мы думали, как кого назвать. В результате Петра Наумовича с Кириллом решили обозначить в программке как авторов. Меня вот ассистентом. Дело в том, что репетировали мы долго, а когда к нам подключился Петр Наумович я, что мог и успевал, за ним записывал. Затем что-то из этого передавал коллегам-актерам.
Вы почувствовали в себе режиссерские амбиции?
Боюсь, что формулировка «ассистент режиссера» сбивает и меня, и публику. Я не шел к этому специально, ничего для этого не делал. Это случайность.
Чем Вас лично привлек «Театральный роман» Булгакова, и изменились ли Ваши ощущения после начала репетиций.
Это одно из моих самых любимых произведений. Даже не помню, когда я его впервые прочитал. Но потом не раз к нему возвращался. Особенно восторгал меня Ликоспастов. Там все узнаваемо. Театр это ведь и мой мир, я в нем живу. После начала репетиций мои впечатления остались прежними. Я все так же люблю этот роман. Но теперь понимаю, какой он сложный для инсценировки. Это произведение многослойное, многолюдное. У него романная структура, которую переделать в пьесу занятие нелегкое.
А стоит ли? Говорят, за Булгакова вообще не стоит браться.
Да, я слышал такое. Правда, в основном это касается «Мастера и Маргариты». Лично я считаю, что браться, тем не менее, стоит.
Кстати, об узнаваемости. Вы не опасались того, что это произведение, скажем так, скорее «для своих». Обывателю далеко не все будет понятно.
Максудов тоже обыватель (ему принадлежат слова: «О Независимом театре слышал, но никогда в нём не был»). Пусть зритель вместе с ним «познаёт истину».
Как проходили репетиции? Весело?
Мой учитель Гончаров называл наши занятия на курсе веселой каторгой. Замечательное определение и для репетиций «Театрального романа». Весело, оно, конечно, весело, и, тем не менее совсем непросто.
С сестрой Галиной Тюниной Вы советовались?
Галя мне всегда говорит, что наша профессия практическая. Чтобы что-то получилось, нужно много пробовать и много ошибаться.
А Вы Галине подсказываете?
Да. И она, кстати прислушивается (улыбается)
Как создавалась галерея типажей, каждый актер самостоятельно искал свой образ?
У нас в театре нет диктата, мы вместе что-то искали и находили. Что касается меня, то моего героя, Бомбардова мне «подсказал» Петр Наумович. И то, как герой выглядит, и как говорит.
Бомбардов важный персонаж романа. Есть мнение, что прототипом был сам Булгаков. По другой версии это собирательный образ молодых актеров МХАТ. Что о нем думаете Вы?
Поначалу я представлял себе Бомбардова благополучным, ироничным и легким человеком. Думал, что он - это актер Ливанов. Потом наткнулся на факт про собирательный образ. Растерялся. Ведь что такое собирательный образ? что-то очень расплывчатое, неопределенное. В какой-то момент мне помогли дневники Борисова: увидеть другую сторону судьбы артиста. Его одиночество, скрытность, внутренние противоречия. Он наблюдательный, острый. Всегда находящийся над ситуацией.
Вам близок этот образ?
Хороший вопрос. Но как ответить я не знаю.
Вы сказали, что «подсказал» Вашего героя Петр Наумович. Что конкретно он предложил?
Петр Наумович как-то спросил меня «а что он играет, Бомбардов?». Я побежал перечитывать. Принес главу, в которой написано, что он бежит на репетицию. «На какую репетицию?» спросил меня Фоменко. И тут я понял, что ничего мой Бомбардов не репетирует и не играет. Он что-то вроде домового. Он человек театра, и в в то же время он в конфликте с ним.
Как Вам кажется, узнаваем ли Театр Фоменко в «Театральном романе»?
Вы не представляете, какое это удовольствие узнавать в том, что играешь, себя, ситуации из собственной биографии. Булгаков написал обо всем: об отношениях между старшим поколением и молодежью. И о непререкаемом авторитете режиссера. Мы много над собой смеялись.
Как Вы сами, и как Фоменко оценили премьерный спектакль?
Пока это промежуточный итог, нам есть над чем работать.
Расскажите, каким режиссером оказался Кирилл Пирогов? Ведь это его первая работа.
Кирилл взвалил на себя колоссальную ответственность. Я смотрел на него и думал «господи, как он может»? Максим Литовченко назвал его семижильным. Я с ним согласен. Репетировать главную роль в то же время быть над этой ролью, репетировать другие сцены, работать с актерами. Поверьте, это адский труд.
Как Вам кажется, у него есть будущее как у режиссера?
Думаю, что есть. Кирилл мечтал поставить пьесу Николая Евреинова «Самое главное», не будучи занятым в ней как актер. У нас в репертуаре есть «Самое важное». Было бы еще и главное (улыбается). Кто знает, может быть, еще случится.
Вы не боитесь критики, ведь это первый режиссерский опыт Кирилла, в какой-то мере и Ваш тоже?
Мне скорее интересно услышать и прочесть, что у нас получилось. Есть такая поговорка у актеров «мы спектакль сделали, а теперь нам расскажут, про что он». Точно наш случай.
Никита, почему Вы ушли от Анатолия Васильева к Петру Фоменко?
И то, и другое стечение обстоятельств. А к Фоменко меня пригласил Ваня Поповски, в свой спектакль «Носорог». Позвонил и спросил, не хочу ли я порепетировать мсье Папийона. Я был поражен, горд и счастлив. Не задумывался ни секунды. Я обожал этот театр еще с ГИТИСА. Смотрел все их студенческие спектакли.
Чем Вы больше всего восхищаетесь в Петре Наумовиче?
Тем, как он шутит. Например, когда мы начинаем хвалить друг друга, он называет нас «обществом взаимного восхищения».
Вы кажетесь человеком преданным своему театру-дому? Успеваете бывать на постановках «конкурентов»? Если да, то какое самое сильное впечатление за последнее время?
Игра Юрия Яковлева и Галины Коноваловой в юбилейном спектакле вахтанговцев «Пристань».
Какое кино Вы любите?
Мой любимый режиссер Джим Джармуш. «Сломанные цветы» миллион раз пересматривал. А из последних впечатлений, нам с Галей понравился фильм «Король говорит». Особенно игра Джефри Раша.
Любите ли Вы путешествовать?
Мне сложно куда-то сорваться. Я ленивый человек. Но в прошлом году мне с семьей удалось посетить Македонию. Отныне это самое любимое место отдыха.
Никита, как получилось, что Вы стали ассистентом режиссера? У Вас был опыт?
Все сложилось само собой. На традиционном «вечере проб и ошибок», с подсказки Петра Наумовича, мы взялись за Булгакова. Зачинщиком был Кирилл Пирогов. Остальные по мере сил ему помогали. Формулировка «ассистент режиссера» родилась несколько дней назад, когда мы думали, как кого назвать. В результате Петра Наумовича с Кириллом решили обозначить в программке как авторов. Меня вот ассистентом. Дело в том, что репетировали мы долго, а когда к нам подключился Петр Наумович я, что мог и успевал, за ним записывал. Затем что-то из этого передавал коллегам-актерам.
Вы почувствовали в себе режиссерские амбиции?
Боюсь, что формулировка «ассистент режиссера» сбивает и меня, и публику. Я не шел к этому специально, ничего для этого не делал. Это случайность.
Чем Вас лично привлек «Театральный роман» Булгакова, и изменились ли Ваши ощущения после начала репетиций.
Это одно из моих самых любимых произведений. Даже не помню, когда я его впервые прочитал. Но потом не раз к нему возвращался. Особенно восторгал меня Ликоспастов. Там все узнаваемо. Театр это ведь и мой мир, я в нем живу. После начала репетиций мои впечатления остались прежними. Я все так же люблю этот роман. Но теперь понимаю, какой он сложный для инсценировки. Это произведение многослойное, многолюдное. У него романная структура, которую переделать в пьесу занятие нелегкое.
А стоит ли? Говорят, за Булгакова вообще не стоит браться.
Да, я слышал такое. Правда, в основном это касается «Мастера и Маргариты». Лично я считаю, что браться, тем не менее, стоит.
Кстати, об узнаваемости. Вы не опасались того, что это произведение, скажем так, скорее «для своих». Обывателю далеко не все будет понятно.
Максудов тоже обыватель (ему принадлежат слова: «О Независимом театре слышал, но никогда в нём не был»). Пусть зритель вместе с ним «познаёт истину».
Как проходили репетиции? Весело?
Мой учитель Гончаров называл наши занятия на курсе веселой каторгой. Замечательное определение и для репетиций «Театрального романа». Весело, оно, конечно, весело, и, тем не менее совсем непросто.
С сестрой Галиной Тюниной Вы советовались?
Галя мне всегда говорит, что наша профессия практическая. Чтобы что-то получилось, нужно много пробовать и много ошибаться.
А Вы Галине подсказываете?
Да. И она, кстати прислушивается (улыбается)
Как создавалась галерея типажей, каждый актер самостоятельно искал свой образ?
У нас в театре нет диктата, мы вместе что-то искали и находили. Что касается меня, то моего героя, Бомбардова мне «подсказал» Петр Наумович. И то, как герой выглядит, и как говорит.
Бомбардов важный персонаж романа. Есть мнение, что прототипом был сам Булгаков. По другой версии это собирательный образ молодых актеров МХАТ. Что о нем думаете Вы?
Поначалу я представлял себе Бомбардова благополучным, ироничным и легким человеком. Думал, что он - это актер Ливанов. Потом наткнулся на факт про собирательный образ. Растерялся. Ведь что такое собирательный образ? что-то очень расплывчатое, неопределенное. В какой-то момент мне помогли дневники Борисова: увидеть другую сторону судьбы артиста. Его одиночество, скрытность, внутренние противоречия. Он наблюдательный, острый. Всегда находящийся над ситуацией.
Вам близок этот образ?
Хороший вопрос. Но как ответить я не знаю.
Вы сказали, что «подсказал» Вашего героя Петр Наумович. Что конкретно он предложил?
Петр Наумович как-то спросил меня «а что он играет, Бомбардов?». Я побежал перечитывать. Принес главу, в которой написано, что он бежит на репетицию. «На какую репетицию?» спросил меня Фоменко. И тут я понял, что ничего мой Бомбардов не репетирует и не играет. Он что-то вроде домового. Он человек театра, и в в то же время он в конфликте с ним.
Как Вам кажется, узнаваем ли Театр Фоменко в «Театральном романе»?
Вы не представляете, какое это удовольствие узнавать в том, что играешь, себя, ситуации из собственной биографии. Булгаков написал обо всем: об отношениях между старшим поколением и молодежью. И о непререкаемом авторитете режиссера. Мы много над собой смеялись.
Как Вы сами, и как Фоменко оценили премьерный спектакль?
Пока это промежуточный итог, нам есть над чем работать.
Расскажите, каким режиссером оказался Кирилл Пирогов? Ведь это его первая работа.
Кирилл взвалил на себя колоссальную ответственность. Я смотрел на него и думал «господи, как он может»? Максим Литовченко назвал его семижильным. Я с ним согласен. Репетировать главную роль в то же время быть над этой ролью, репетировать другие сцены, работать с актерами. Поверьте, это адский труд.
Как Вам кажется, у него есть будущее как у режиссера?
Думаю, что есть. Кирилл мечтал поставить пьесу Николая Евреинова «Самое главное», не будучи занятым в ней как актер. У нас в репертуаре есть «Самое важное». Было бы еще и главное (улыбается). Кто знает, может быть, еще случится.
Вы не боитесь критики, ведь это первый режиссерский опыт Кирилла, в какой-то мере и Ваш тоже?
Мне скорее интересно услышать и прочесть, что у нас получилось. Есть такая поговорка у актеров «мы спектакль сделали, а теперь нам расскажут, про что он». Точно наш случай.
Никита, почему Вы ушли от Анатолия Васильева к Петру Фоменко?
И то, и другое стечение обстоятельств. А к Фоменко меня пригласил Ваня Поповски, в свой спектакль «Носорог». Позвонил и спросил, не хочу ли я порепетировать мсье Папийона. Я был поражен, горд и счастлив. Не задумывался ни секунды. Я обожал этот театр еще с ГИТИСА. Смотрел все их студенческие спектакли.
Чем Вы больше всего восхищаетесь в Петре Наумовиче?
Тем, как он шутит. Например, когда мы начинаем хвалить друг друга, он называет нас «обществом взаимного восхищения».
Вы кажетесь человеком преданным своему театру-дому? Успеваете бывать на постановках «конкурентов»? Если да, то какое самое сильное впечатление за последнее время?
Игра Юрия Яковлева и Галины Коноваловой в юбилейном спектакле вахтанговцев «Пристань».
Какое кино Вы любите?
Мой любимый режиссер Джим Джармуш. «Сломанные цветы» миллион раз пересматривал. А из последних впечатлений, нам с Галей понравился фильм «Король говорит». Особенно игра Джефри Раша.
Любите ли Вы путешествовать?
Мне сложно куда-то сорваться. Я ленивый человек. Но в прошлом году мне с семьей удалось посетить Македонию. Отныне это самое любимое место отдыха.
Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- Моряки и шлюхиАлексей Киселев , «Афиша», 26.12.2012
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» станцевали «Моряков и шлюх»Марина Шимадина, «Известия», 21.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Необычный премьерный спектакль на сцене «Мастерской Фоменко»Людмила Траутмане, «http://gallerix.ru», 20.12.2012
- Танцплощадка народов мираНиколай Берман, «Газета.ru», 20.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Спектакль без слов покажет «Мастерская Петра Фоменко» во вторникНаталья Курова, «РИА-новости», 17.12.2012
- Евгений Каменькович рассказал о «Моряках и шлюхах»«http://www.teatral-online.ru», 14.12.2012
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Фоменковское счастьеЯна Жиляева, «http://vtbrussia.ru», 30.11.2012
- «Первые в жизни премии остаются самыми приятными и значимыми»Лариса Каневская, «Новые Известия», 30.11.2012
- Джемма на rendez-vousПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 29.11.2012
- Мастерская нужных вещейПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 21.11.2012
- Режиссер Евгений Каменькович: «Безболезненно уничтожить репертуарный театр не получится! Кто-нибудь обязательно повесится…»Олег Вергелис, «Зеркало недели. Украина», 16.11.2012
- Плакать 10 раз в месяцИгорь Вирабов, «Российская газета», 1.11.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Эта нездешняя Полина АгурееваТатьяна Шипилова, «Советская Сибирь», 18.10.2012
- Полина Агуреева: «Это фильм про медленных людей»Дина Радбель, «Труд», 16.10.2012
- Талант при свидетеляхДмитрий Циликин, «Росбалт.ru», 13.10.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- «И корабль плывет»: рецензия на спектакль «Дом, где разбиваются сердца»Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Театральный режиссер Евгений Каменькович: «Что сделать, если проза сильнее драматургии?»Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Время собирать… пробкиИрина Моргулева, «Калининградская правда», 21.09.2012
- «Самой страшной нашей проблемой будет нежелание трогать фоменковские спектакли»Елена Губайдуллина, «Известия», 19.09.2012
- Петр Фоменко: сороковиныМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 18.09.2012
- Застряли в пародииАлена Карась, «Российская газета», 18.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- «Пять вечеров» в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Мастерская Петра Фоменко на перепутьеАся Иванова, «Вечерняя Москва», 16.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Полина Кутепова крутит носомЯна Жиляева, «vtbrussia.ru», 5.09.2012
- Театр для жизниЕлена Горфункель, «Сеанс», 23.08.2012
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- Историческая компанияПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 27.07.2012
- Выпито до днаМария Седых, «Итоги», 23.07.2012
- Грамоте обученГлеб Ситковский, «Ведомости», 18.07.2012
- Пока варился суп…Ася Иванова, «Вечерняя Москва», 17.07.2012
- Мастерская Петра Фоменко пригласила на свадьбуАлла Шевелева, «Известия», 16.07.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Петр Фоменко: учитель, мучитель и духовный отецМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 13.07.2012
- «За что я люблю Петра Наумовича Фоменко?»Лилия Ященко, «Новые Известия», 13.07.2012
- Актриса Мадлен Джабраилова: «Петр Фоменко прост. Как Моцарт»Анна Балуева, «Комсомольская правда», 13.07.2012
- «Тебя здесь видно отовсюду…»Вера Максимова, «Независимая газета», 13.07.2012
- Сцена стала раем «по Фоме» играем«Вечерняя Москва», 12.07.2012
- «Заходите-заходите»: 105-я страница про любовьЕлена Рыбакова, «Ваш досуг», 11.07.2012
- Он и есть гамбургский счетМарина Токарева, «Новая газета», 11.07.2012
- Феномен Фоменко«Литературная газета», 11.07.2012
- Первый из «фоменок»«Огонек», 9.07.2012
- Спектакль по роману Меира Шалева покажут в «Мастерской Петра Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 29.06.2012
- Сын троих отцов в центре мирозданияСветлана Полякова, «Новые Известия», 25.06.2012
- Роман в театреПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 15.06.2012
- Одиссея одного «Улисса»Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2012
- За счастьем и свободой бежим в Арденский лесЕвгений Авраменко, «Вечерний Петербург», 12.06.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Классика взяли за жабры и вывезли на мореПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 7.06.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- Вера Строкова: ‘Хороший язычок или нет, скажите?’«Журнал “Film Sense”», 05.2012
- Театральный роман в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 27.04.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- В тени меланхолииАлена Карась, «Российская газета», 24.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Мастер до МаргаритыЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- Театрально-анатомический романКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Путеводитель по театральным страстямЕлена Ларина, «радио «Голос России»», 12.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- «Хочу делать только то, что не знаю, как сделать»Светлана Полякова, «Новые Известия», 10.04.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера новое прочтение «Театрального романа» Михаила Булгакова««ТВ-центр. Москва»», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» дает премьеру постановки по «Театральному роману» Михаила Булгакова.«Телекампания НТВ / Новости», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Роман с театром: Булгаков и Фоменко«Радио «Свобода»», 10.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- Премьера «Театрального романа» состоится на сцене «Мастерской Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 9.04.2012
- Жертвы гипнозаАлександра Машукова, «Ведомости. Пятиница», 6.04.2012
- Однажды он любилАглая Смирнова, «Российская газета», 5.04.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Все краски акварелиВалерий Выжутович, «Российская газета», 6.03.2012
- Павел Баршак: «После Игры мне стали предлагать роли негодяев…»Нонна Алиева, «Кино-Театр.РУ», 1.03.2012
- Актриса «Шапито»Петр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 16.02.2012
- Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера»Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- Трижды «Пять вечеров» и «Хлопнем!» на снегу в честь ВолодинаБорис Тух, «http://www.stolitsa.ee», 13.02.2012
- «Пять вечеров»: импрессияДарья Коротаева, «Газета Володинского фестиваля», 10.02.2012
- Кого любить, кому поверить?Ольга Игнатюк, «Москвичка», 2.02.2012
- Культурная революция!29.01.2012
- Андрей Воробьев: Искусство ради людейИгорь Казаков, «http://mger2020.ru/», 27.01.2012
- Русская итальянкаПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 26.01.2012
- Цензура попеняла формуЕвгений Ткачев, «Южноуральская панорама», 26.01.2012
- Пять вечеровАлексей Киселев , «Maptype.com», 01.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012