Одиссея одного «Улисса»
16 июня, в День Леопольда Блума, «Мастерская Петра Фоменко» вновь играет своего «Улисса». Сюрпризы гарантируются.
600-страничный «Улисс» Джеймса Джойса филологи называют главным романом ХХ века: самым сложным и самым гениальным. Перенести его на сцену, все равно что повторить мифические подвиги Одиссея. Но Евгению Каменьковичу удалось: «Улисс» в «Мастерской» идет четвертый сезон, а сыгравшая Молли Блум Полина Кутепова получила за роль «Золотую маску». Читавший «Улисса» оценит изобретательность режиссера, буквально пересочинившего книгу заново. А того, кто никогда не открывал роман Джойса, ждет увлекательное и запутанное путешествие по Дублину вместе со смертельноревнующим свою жену Блумом (Анатолий Горячев) и молодым поэтом Стивеном Дедалом (Юрий Буторин).
16 июня 1904-го Джойс бродил по Дублину, чтобы встретиться с горничной Норой Барнакль, своей будущей женой. В этот же день (по воле Джойса) петляли по Дублину Леопольд Блум и другие герои «Улисса». Во всем мире любители Джойса называют этот день Bloomsday. Присоединиться к ним решили и в «Мастерской». О Джойсе, Набокове и о том, как ставить прозу, «ВД» побеседовал с «прозаических дел мастером» Евгением Каменьковичем.
Что ждет зрителей в Bloomsday?
Наш «Улисс» идет уже три года, спектакль длинный (около 6 часов. Прим. «ВД»), поэтому мы начинаем в 17.00 и играем только по выходным. За три года первый раз так совпало, что мы играем 16 июня. Хотим отметить эту дату вместе со зрителями. Пока до конца не придумали, как это будет, но есть план выпить прямо во время спектакля: актеры на сцене, зрители в зале.
А что именно будете наливать?
Думаю, пиво.
Как сейчас идет спектакль не постарел?
Нет, все, кто в нем занят, по-прежнему страшно гордятся хотя бы тем, что дочитали «Улисса». Мы успели стать любимцами всех гуманитарных вузов. Получаем множество писем, в которых студенты признаются: за непрочтение «Улисса» на русском преподаватели наказывают их тем, что велят читать его в оригинале, а это, поверьте мне, почти невозможно вот они и рвутся к нам на спектакль Недавно мы сыграли его в питерской Александринке помпезно-императорская атмосфера этого театра очень нам помогла. Потом всю ночь «отходили» в ирландском пабе. «Улисс» произведение многожанровое, по нему можно изучать и жизнь, и театр. Может быть, если бы я делал его сейчас, сделал бы немного по-другому в смысле жанра. Джойс ведь написал каждую главу в разной технике мы тоже об этом мечтали, но у нас жанрово отличается только третий акт. Чтобы поставить такой роман, нужно три года. У нас на репетиции был год, так что мы все еще продолжаем что-то менять, делая все новые открытия.
Знаю, что вы сейчас репетируете «Дар» Набокова (который, кстати, высочайше ценил роман «Улисс»).
Премьера намечена на осень. Не хочу раскрывать подробности, но сейчас сталкиваюсь с тем, что я так уже делал. «Улисс», «Самое важное» (спектакль по роману Михаила Шишкина «Венерин волос», тоже получивший «Золотую маску». Прим. «ВД») понимаете, когда много работаешь с прозой, приемы неизбежно повторяются. Приходится все время себя контролировать, чтобы остаться первопроходцем, а не заняться самоцитированием.
Кто сыграет Федора Годунова-Чардынцева героя романа Набокова?
Федор Малышев, выпускник нашего сов местного с Дмитрием Крымовым курса в РАТИ. Вы могли его видеть в главной роли в спектакле Юрия Буторина «Русский человек на rendez-vous».
У Набокова действие романа происходит в Берлине второй половины 20-х. А в спектакле?
Это будет скорее игра в то время я не верю в реконструкции.
600-страничный «Улисс» Джеймса Джойса филологи называют главным романом ХХ века: самым сложным и самым гениальным. Перенести его на сцену, все равно что повторить мифические подвиги Одиссея. Но Евгению Каменьковичу удалось: «Улисс» в «Мастерской» идет четвертый сезон, а сыгравшая Молли Блум Полина Кутепова получила за роль «Золотую маску». Читавший «Улисса» оценит изобретательность режиссера, буквально пересочинившего книгу заново. А того, кто никогда не открывал роман Джойса, ждет увлекательное и запутанное путешествие по Дублину вместе со смертельноревнующим свою жену Блумом (Анатолий Горячев) и молодым поэтом Стивеном Дедалом (Юрий Буторин).
16 июня 1904-го Джойс бродил по Дублину, чтобы встретиться с горничной Норой Барнакль, своей будущей женой. В этот же день (по воле Джойса) петляли по Дублину Леопольд Блум и другие герои «Улисса». Во всем мире любители Джойса называют этот день Bloomsday. Присоединиться к ним решили и в «Мастерской». О Джойсе, Набокове и о том, как ставить прозу, «ВД» побеседовал с «прозаических дел мастером» Евгением Каменьковичем.
Что ждет зрителей в Bloomsday?
Наш «Улисс» идет уже три года, спектакль длинный (около 6 часов. Прим. «ВД»), поэтому мы начинаем в 17.00 и играем только по выходным. За три года первый раз так совпало, что мы играем 16 июня. Хотим отметить эту дату вместе со зрителями. Пока до конца не придумали, как это будет, но есть план выпить прямо во время спектакля: актеры на сцене, зрители в зале.
А что именно будете наливать?
Думаю, пиво.
Как сейчас идет спектакль не постарел?
Нет, все, кто в нем занят, по-прежнему страшно гордятся хотя бы тем, что дочитали «Улисса». Мы успели стать любимцами всех гуманитарных вузов. Получаем множество писем, в которых студенты признаются: за непрочтение «Улисса» на русском преподаватели наказывают их тем, что велят читать его в оригинале, а это, поверьте мне, почти невозможно вот они и рвутся к нам на спектакль Недавно мы сыграли его в питерской Александринке помпезно-императорская атмосфера этого театра очень нам помогла. Потом всю ночь «отходили» в ирландском пабе. «Улисс» произведение многожанровое, по нему можно изучать и жизнь, и театр. Может быть, если бы я делал его сейчас, сделал бы немного по-другому в смысле жанра. Джойс ведь написал каждую главу в разной технике мы тоже об этом мечтали, но у нас жанрово отличается только третий акт. Чтобы поставить такой роман, нужно три года. У нас на репетиции был год, так что мы все еще продолжаем что-то менять, делая все новые открытия.
Знаю, что вы сейчас репетируете «Дар» Набокова (который, кстати, высочайше ценил роман «Улисс»).
Премьера намечена на осень. Не хочу раскрывать подробности, но сейчас сталкиваюсь с тем, что я так уже делал. «Улисс», «Самое важное» (спектакль по роману Михаила Шишкина «Венерин волос», тоже получивший «Золотую маску». Прим. «ВД») понимаете, когда много работаешь с прозой, приемы неизбежно повторяются. Приходится все время себя контролировать, чтобы остаться первопроходцем, а не заняться самоцитированием.
Кто сыграет Федора Годунова-Чардынцева героя романа Набокова?
Федор Малышев, выпускник нашего сов местного с Дмитрием Крымовым курса в РАТИ. Вы могли его видеть в главной роли в спектакле Юрия Буторина «Русский человек на rendez-vous».
У Набокова действие романа происходит в Берлине второй половины 20-х. А в спектакле?
Это будет скорее игра в то время я не верю в реконструкции.
Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2012
- Моряки и шлюхиАлексей Киселев , «Афиша», 26.12.2012
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» станцевали «Моряков и шлюх»Марина Шимадина, «Известия», 21.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Необычный премьерный спектакль на сцене «Мастерской Фоменко»Людмила Траутмане, «http://gallerix.ru», 20.12.2012
- Танцплощадка народов мираНиколай Берман, «Газета.ru», 20.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Спектакль без слов покажет «Мастерская Петра Фоменко» во вторникНаталья Курова, «РИА-новости», 17.12.2012
- Евгений Каменькович рассказал о «Моряках и шлюхах»«http://www.teatral-online.ru», 14.12.2012
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Фоменковское счастьеЯна Жиляева, «http://vtbrussia.ru», 30.11.2012
- «Первые в жизни премии остаются самыми приятными и значимыми»Лариса Каневская, «Новые Известия», 30.11.2012
- Джемма на rendez-vousПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 29.11.2012
- Мастерская нужных вещейПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 21.11.2012
- Режиссер Евгений Каменькович: «Безболезненно уничтожить репертуарный театр не получится! Кто-нибудь обязательно повесится…»Олег Вергелис, «Зеркало недели. Украина», 16.11.2012
- Плакать 10 раз в месяцИгорь Вирабов, «Российская газета», 1.11.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Эта нездешняя Полина АгурееваТатьяна Шипилова, «Советская Сибирь», 18.10.2012
- Полина Агуреева: «Это фильм про медленных людей»Дина Радбель, «Труд», 16.10.2012
- Талант при свидетеляхДмитрий Циликин, «Росбалт.ru», 13.10.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- «И корабль плывет»: рецензия на спектакль «Дом, где разбиваются сердца»Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Театральный режиссер Евгений Каменькович: «Что сделать, если проза сильнее драматургии?»Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Время собирать… пробкиИрина Моргулева, «Калининградская правда», 21.09.2012
- «Самой страшной нашей проблемой будет нежелание трогать фоменковские спектакли»Елена Губайдуллина, «Известия», 19.09.2012
- Петр Фоменко: сороковиныМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 18.09.2012
- Застряли в пародииАлена Карась, «Российская газета», 18.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- «Пять вечеров» в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Мастерская Петра Фоменко на перепутьеАся Иванова, «Вечерняя Москва», 16.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Полина Кутепова крутит носомЯна Жиляева, «vtbrussia.ru», 5.09.2012
- Театр для жизниЕлена Горфункель, «Сеанс», 23.08.2012
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- Историческая компанияПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 27.07.2012
- Выпито до днаМария Седых, «Итоги», 23.07.2012
- Грамоте обученГлеб Ситковский, «Ведомости», 18.07.2012
- Пока варился суп…Ася Иванова, «Вечерняя Москва», 17.07.2012
- Мастерская Петра Фоменко пригласила на свадьбуАлла Шевелева, «Известия», 16.07.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Петр Фоменко: учитель, мучитель и духовный отецМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 13.07.2012
- «За что я люблю Петра Наумовича Фоменко?»Лилия Ященко, «Новые Известия», 13.07.2012
- Актриса Мадлен Джабраилова: «Петр Фоменко прост. Как Моцарт»Анна Балуева, «Комсомольская правда», 13.07.2012
- «Тебя здесь видно отовсюду…»Вера Максимова, «Независимая газета», 13.07.2012
- Сцена стала раем «по Фоме» играем«Вечерняя Москва», 12.07.2012
- «Заходите-заходите»: 105-я страница про любовьЕлена Рыбакова, «Ваш досуг», 11.07.2012
- Он и есть гамбургский счетМарина Токарева, «Новая газета», 11.07.2012
- Феномен Фоменко«Литературная газета», 11.07.2012
- Первый из «фоменок»«Огонек», 9.07.2012
- Спектакль по роману Меира Шалева покажут в «Мастерской Петра Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 29.06.2012
- Сын троих отцов в центре мирозданияСветлана Полякова, «Новые Известия», 25.06.2012
- Роман в театреПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 15.06.2012
- Одиссея одного «Улисса»Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2012
- За счастьем и свободой бежим в Арденский лесЕвгений Авраменко, «Вечерний Петербург», 12.06.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Классика взяли за жабры и вывезли на мореПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 7.06.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- Вера Строкова: ‘Хороший язычок или нет, скажите?’«Журнал “Film Sense”», 05.2012
- Театральный роман в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 27.04.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- В тени меланхолииАлена Карась, «Российская газета», 24.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Мастер до МаргаритыЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- Театрально-анатомический романКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Путеводитель по театральным страстямЕлена Ларина, «радио «Голос России»», 12.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- «Хочу делать только то, что не знаю, как сделать»Светлана Полякова, «Новые Известия», 10.04.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера новое прочтение «Театрального романа» Михаила Булгакова««ТВ-центр. Москва»», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» дает премьеру постановки по «Театральному роману» Михаила Булгакова.«Телекампания НТВ / Новости», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Роман с театром: Булгаков и Фоменко«Радио «Свобода»», 10.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- Премьера «Театрального романа» состоится на сцене «Мастерской Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 9.04.2012
- Жертвы гипнозаАлександра Машукова, «Ведомости. Пятиница», 6.04.2012
- Однажды он любилАглая Смирнова, «Российская газета», 5.04.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Все краски акварелиВалерий Выжутович, «Российская газета», 6.03.2012
- Павел Баршак: «После Игры мне стали предлагать роли негодяев…»Нонна Алиева, «Кино-Театр.РУ», 1.03.2012
- Актриса «Шапито»Петр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 16.02.2012
- Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера»Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- Трижды «Пять вечеров» и «Хлопнем!» на снегу в честь ВолодинаБорис Тух, «http://www.stolitsa.ee», 13.02.2012
- «Пять вечеров»: импрессияДарья Коротаева, «Газета Володинского фестиваля», 10.02.2012
- Кого любить, кому поверить?Ольга Игнатюк, «Москвичка», 2.02.2012
- Культурная революция!29.01.2012
- Андрей Воробьев: Искусство ради людейИгорь Казаков, «http://mger2020.ru/», 27.01.2012
- Русская итальянкаПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 26.01.2012
- Цензура попеняла формуЕвгений Ткачев, «Южноуральская панорама», 26.01.2012
- Пять вечеровАлексей Киселев , «Maptype.com», 01.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012