«Тебя здесь видно отовсюду…»
Режиссер Петр Фоменко: юбилей для необычного юбиляра
Фоменко живет рядом с нами и поодаль от нас. Он человек дистанции, отстраненности от множества (в том числе и собратьев по профессии); от «толпы», культ которой не менее опасен, чем все другие. Закрытый, непубличный, несет в себе язвительное несогласие со многим, что происходит в нашей жизни и театре. Во времена, когда на сцене изобилие уродливого, он знает, что «безобразное не может быть плодотворно».
В молодости, в советские годы по всем приметам «талантливый неудачник», он умудрялся жить так, будто устрашающей «системы» не существовало. Не то что был гоним, но не желателен власти и вызывал опасения. Они не понимали его, «отдельного человека», и чувствовали исходившую от него опасность. В его сложности и странности; в лукавстве его игры с собой, людьми; в обманной веселости, на дне которой таится печаль Жака Меланхолика, пугала (и пугает) свобода.
Кто-то весьма глупо назвал Петра Наумовича театрального мудреца, философа, поэта и парадоксалиста самым жизнерадостным из всех его собратьев по профессии. Другие поверили, подхватили…
Что-то постоянно происходило в его судьбе обрывы, падения, подъемы, теперь полузабытые, оставшиеся в памяти немногих. На чужой территории, у Андрея Гончарова в Театре имени Маяковского громыхнул в середине 1960-х (и не имел продолжения) фантастический, устрашающий спектакль «Смерть Тарелкина» с Алексеем Эйбоженко, загнанным, вихревым, азартным в главной роли. Так не ставили и не играли в те годы. Гротеск находился под «подозрением». Балаган, лубок, бурлеск числились по разряду низких, сомнительных искусств. Была запрещена его «Мистерия-Буфф» в Ленсовете. Был пленительный арбузовский спектакль «В этом милом старом доме» в Театре комедии… Но пережив слом, изгнание, собственные заблуждения, ошибки и грехи, «не богатырь» Фоменко начинал заново. Потерпев последнее, теперь абсолютно забытое театральное крушение, он поступил так, как в похожих случаях поступали его великие предшественники. Собрав вокруг себя учеников по признаку несомненности таланта, Фоменко у них юных, неумелых, нашел ободрение. Он открыл и повел их. Их вера, послушание, любовь послужили тому, что стало возможным это теперь уже двадцатилетнее счастливое плавание его театрального корабля.
Остроумец, парадоксалист, публично он и сегодня высказывается редко. Не клянется в преданности новым вождям, не участвует в общественных «кампаниях». Разговорить его очень трудно. Но его тихая, ехидная, полная актерства, мимикрии, шутовства, иронических подтекстов речь доставляет наслаждение.
На спектаклях Фоменко, не скрываемого (но и не эгалитарного) эстетизма, забываешь, что театр грубее литературы. Во времена деструкции он остается верен гармонии. Тексты не «интерпретирует», не ломает, не отменяет, а толкует Грация и изящество не мешают мощной постановочной энергии. У него мало криков в спектаклях, зрители ловят шепот, шелест, шорох его актеров. Интонация значит для него бесконечно много. Через нее он открывает свой мир и мир автора. Чехов стал Чеховым, когда нашел свою интонацию. Это верно и в отношении Фоменко. Его спектакли держатся на интонации, в них неизменно слышен «особый звук». Никогда не знавший мучительной гонки за временем, он не упрекает время и не оправдывает себя им.
Он прошел мимо «коллекции ужасов и страшилок», которые являет наша нынешняя да и европейская сцена. Судя по его работам, ощущение конца света его не посетило (как это бывает на сломе веков). И он не ставит трагедий. Чувствует, что нынешнее время пошлости, стадности, умаления личности в России их не допускает? На дне осуществленной им пушкинской маленькой трагедии «Каменный гость» насмешка и горечь.
Его спектакли опасны для других и многих, невольно обессмысливают их; а великолепный театр, вопреки всему существующий двадцать лет, служит укором тем, что живут и благоденствуют в Москве неподалеку.
Понимаем ли мы его сегодня лучше, чем тогда, прежде? Улыбающегося и раздраженного, желчного; доступного и высокомерно отстраненного, шествующего мимо всех… Не уязвленного, хоть и язвительного. Он ни в коем случае не один из нас, не один из многих. Иерарх, не размышляющий об иерархии.
Мы и у Фоменко пытаемся искать «царапающей» злободневности, «животрепещущей» актуальности. Критика, писавшая о «Триптихе» по Пушкину, ухватилась за эффектную финальную фразу: «Всех утопить…», желая вывести из нее концепцию человеческой виновности и греховности. Напрасный труд. Единственной заботой режиссера был Пушкин, на которого режиссер буквально опрокинул богатства мирового театра, драматического, музыкального, пантомимы, балета, от тончайшей стилизации до площадного балагана, пробуя найти адекватность сценизму, ускользающей пушкинской театральности, чтобы выразить веселье и печаль, свет и высокую поэтическую скуку, мудрость и божественную краткость гения.
И молодых своих помощников, соратников-режиссеров он поощряет к сложности, а не элементарности и доступности, к большим формам, будь это «Венерин волос» («Самое главное», по роману Шишкина) или девятичасовой «Улисс» Джойса у Каменьковича.
Откуда в нем, ныне восьмидесятилетнем, эта сила страстей, бесконечность больших и малых фантазмов, рожденных тайной подсознания и талантом, возникающих «из воздуха»; эта пугающая, укоряющая ленивцев неутомимость? Так в недавнем прошлом работали Товстоногов, Эфрос, Ефремов.
Наши «театральные гении» умерли. Почти все и, кажется, сразу, скопом. В этом мы несчастливее людей 20-х годов, столь же переломных. Тогда великаны были живы, шестидесятилетние, сорокалетние. Даже умиравший Вахтангов успел «взметнуть». Оставляя учеников артистов, режиссеров, организаторов коллективного театрального дела, богато одарил их на десятилетия вперед. В эпоху революционного катаклизма гиганты «тянули нить», а не рвали ее. Великая культура России была в них самих.
Младший по возрасту Фоменко из их числа. Быть может последний из них до следующего, духовного подъема нации и страны, не различимого в тумане грядущих лет. Если греческое слово aristos означает «лучший», то Фоменко Аристократ нашего театра.
Интересно всматриваться в мерцающую, меняющуюся на глазах форму его спектаклей, когда простые предметы, вещи обыденного человечьего обихода, дотошные детали вдруг обретают новый смысл, смыслы, свидетельствуют о вечном.
Сравнительно недавно Мастер удивил тем, что, в третий раз возвратившись к шекспировской комедии «Как вам это понравится», для импровизационного, озорного, молодого действа набрал большую группу актеров-стажеров. Ему понадобились молодые и неизвестные, а не проверенные годами, прославленные и звездные, «свои». Был ли это воспитательный эксперимент в назидание любимым, пригревшимся в лучах славы? Или естественная для живого, действующего Мастера тяга к молодости, вера в плодотворность неведомых новых сил? Соревновались восемьсот человек, кроме русских иностранцы. Француженка и итальянка выступили в главных ролях и оставлены в труппе. Теперь у «первооснователей» есть, взволнованно дышит в спину в ожидании своего часа молодая смена, играющая похоже на главных «фоменок», но по-иному.
И сам Мастер имеет смену, едва ли не единственный среди руководителей маститых и знаменитых коллективов, не озабоченных тем, что после них будет «потоп и пустыня», имеет возле себя такую самостоятельную, сильную и родственную фигуру, как постановщик и педагог Евгений Каменькович. (Нужно назвать и другого ученика, даровитого режиссера македонца, прижившегося в Москве, актера Ивана Поповски).
Восемьдесят лет возраст мало располагающий к веселью. Юбилеи устраиваются не для юбиляров (которые накануне и во время оных волнуются, тратят последнее здоровье), а главным образом для «вспоминателей». Но Петр Наумович Фоменко особый юбиляр. Он другой действующий; не доживающий, а живущий сегодня в полную меру своих Богом данных сил.
В молодости, в советские годы по всем приметам «талантливый неудачник», он умудрялся жить так, будто устрашающей «системы» не существовало. Не то что был гоним, но не желателен власти и вызывал опасения. Они не понимали его, «отдельного человека», и чувствовали исходившую от него опасность. В его сложности и странности; в лукавстве его игры с собой, людьми; в обманной веселости, на дне которой таится печаль Жака Меланхолика, пугала (и пугает) свобода.
Кто-то весьма глупо назвал Петра Наумовича театрального мудреца, философа, поэта и парадоксалиста самым жизнерадостным из всех его собратьев по профессии. Другие поверили, подхватили…
Что-то постоянно происходило в его судьбе обрывы, падения, подъемы, теперь полузабытые, оставшиеся в памяти немногих. На чужой территории, у Андрея Гончарова в Театре имени Маяковского громыхнул в середине 1960-х (и не имел продолжения) фантастический, устрашающий спектакль «Смерть Тарелкина» с Алексеем Эйбоженко, загнанным, вихревым, азартным в главной роли. Так не ставили и не играли в те годы. Гротеск находился под «подозрением». Балаган, лубок, бурлеск числились по разряду низких, сомнительных искусств. Была запрещена его «Мистерия-Буфф» в Ленсовете. Был пленительный арбузовский спектакль «В этом милом старом доме» в Театре комедии… Но пережив слом, изгнание, собственные заблуждения, ошибки и грехи, «не богатырь» Фоменко начинал заново. Потерпев последнее, теперь абсолютно забытое театральное крушение, он поступил так, как в похожих случаях поступали его великие предшественники. Собрав вокруг себя учеников по признаку несомненности таланта, Фоменко у них юных, неумелых, нашел ободрение. Он открыл и повел их. Их вера, послушание, любовь послужили тому, что стало возможным это теперь уже двадцатилетнее счастливое плавание его театрального корабля.
Остроумец, парадоксалист, публично он и сегодня высказывается редко. Не клянется в преданности новым вождям, не участвует в общественных «кампаниях». Разговорить его очень трудно. Но его тихая, ехидная, полная актерства, мимикрии, шутовства, иронических подтекстов речь доставляет наслаждение.
На спектаклях Фоменко, не скрываемого (но и не эгалитарного) эстетизма, забываешь, что театр грубее литературы. Во времена деструкции он остается верен гармонии. Тексты не «интерпретирует», не ломает, не отменяет, а толкует Грация и изящество не мешают мощной постановочной энергии. У него мало криков в спектаклях, зрители ловят шепот, шелест, шорох его актеров. Интонация значит для него бесконечно много. Через нее он открывает свой мир и мир автора. Чехов стал Чеховым, когда нашел свою интонацию. Это верно и в отношении Фоменко. Его спектакли держатся на интонации, в них неизменно слышен «особый звук». Никогда не знавший мучительной гонки за временем, он не упрекает время и не оправдывает себя им.
Он прошел мимо «коллекции ужасов и страшилок», которые являет наша нынешняя да и европейская сцена. Судя по его работам, ощущение конца света его не посетило (как это бывает на сломе веков). И он не ставит трагедий. Чувствует, что нынешнее время пошлости, стадности, умаления личности в России их не допускает? На дне осуществленной им пушкинской маленькой трагедии «Каменный гость» насмешка и горечь.
Его спектакли опасны для других и многих, невольно обессмысливают их; а великолепный театр, вопреки всему существующий двадцать лет, служит укором тем, что живут и благоденствуют в Москве неподалеку.
Понимаем ли мы его сегодня лучше, чем тогда, прежде? Улыбающегося и раздраженного, желчного; доступного и высокомерно отстраненного, шествующего мимо всех… Не уязвленного, хоть и язвительного. Он ни в коем случае не один из нас, не один из многих. Иерарх, не размышляющий об иерархии.
Мы и у Фоменко пытаемся искать «царапающей» злободневности, «животрепещущей» актуальности. Критика, писавшая о «Триптихе» по Пушкину, ухватилась за эффектную финальную фразу: «Всех утопить…», желая вывести из нее концепцию человеческой виновности и греховности. Напрасный труд. Единственной заботой режиссера был Пушкин, на которого режиссер буквально опрокинул богатства мирового театра, драматического, музыкального, пантомимы, балета, от тончайшей стилизации до площадного балагана, пробуя найти адекватность сценизму, ускользающей пушкинской театральности, чтобы выразить веселье и печаль, свет и высокую поэтическую скуку, мудрость и божественную краткость гения.
И молодых своих помощников, соратников-режиссеров он поощряет к сложности, а не элементарности и доступности, к большим формам, будь это «Венерин волос» («Самое главное», по роману Шишкина) или девятичасовой «Улисс» Джойса у Каменьковича.
Откуда в нем, ныне восьмидесятилетнем, эта сила страстей, бесконечность больших и малых фантазмов, рожденных тайной подсознания и талантом, возникающих «из воздуха»; эта пугающая, укоряющая ленивцев неутомимость? Так в недавнем прошлом работали Товстоногов, Эфрос, Ефремов.
Наши «театральные гении» умерли. Почти все и, кажется, сразу, скопом. В этом мы несчастливее людей 20-х годов, столь же переломных. Тогда великаны были живы, шестидесятилетние, сорокалетние. Даже умиравший Вахтангов успел «взметнуть». Оставляя учеников артистов, режиссеров, организаторов коллективного театрального дела, богато одарил их на десятилетия вперед. В эпоху революционного катаклизма гиганты «тянули нить», а не рвали ее. Великая культура России была в них самих.
Младший по возрасту Фоменко из их числа. Быть может последний из них до следующего, духовного подъема нации и страны, не различимого в тумане грядущих лет. Если греческое слово aristos означает «лучший», то Фоменко Аристократ нашего театра.
Интересно всматриваться в мерцающую, меняющуюся на глазах форму его спектаклей, когда простые предметы, вещи обыденного человечьего обихода, дотошные детали вдруг обретают новый смысл, смыслы, свидетельствуют о вечном.
Сравнительно недавно Мастер удивил тем, что, в третий раз возвратившись к шекспировской комедии «Как вам это понравится», для импровизационного, озорного, молодого действа набрал большую группу актеров-стажеров. Ему понадобились молодые и неизвестные, а не проверенные годами, прославленные и звездные, «свои». Был ли это воспитательный эксперимент в назидание любимым, пригревшимся в лучах славы? Или естественная для живого, действующего Мастера тяга к молодости, вера в плодотворность неведомых новых сил? Соревновались восемьсот человек, кроме русских иностранцы. Француженка и итальянка выступили в главных ролях и оставлены в труппе. Теперь у «первооснователей» есть, взволнованно дышит в спину в ожидании своего часа молодая смена, играющая похоже на главных «фоменок», но по-иному.
И сам Мастер имеет смену, едва ли не единственный среди руководителей маститых и знаменитых коллективов, не озабоченных тем, что после них будет «потоп и пустыня», имеет возле себя такую самостоятельную, сильную и родственную фигуру, как постановщик и педагог Евгений Каменькович. (Нужно назвать и другого ученика, даровитого режиссера македонца, прижившегося в Москве, актера Ивана Поповски).
Восемьдесят лет возраст мало располагающий к веселью. Юбилеи устраиваются не для юбиляров (которые накануне и во время оных волнуются, тратят последнее здоровье), а главным образом для «вспоминателей». Но Петр Наумович Фоменко особый юбиляр. Он другой действующий; не доживающий, а живущий сегодня в полную меру своих Богом данных сил.
Вера Максимова, «Независимая газета», 13.07.2012
- Моряки и шлюхиАлексей Киселев , «Афиша», 26.12.2012
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» станцевали «Моряков и шлюх»Марина Шимадина, «Известия», 21.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Необычный премьерный спектакль на сцене «Мастерской Фоменко»Людмила Траутмане, «http://gallerix.ru», 20.12.2012
- Танцплощадка народов мираНиколай Берман, «Газета.ru», 20.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Спектакль без слов покажет «Мастерская Петра Фоменко» во вторникНаталья Курова, «РИА-новости», 17.12.2012
- Евгений Каменькович рассказал о «Моряках и шлюхах»«http://www.teatral-online.ru», 14.12.2012
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Фоменковское счастьеЯна Жиляева, «http://vtbrussia.ru», 30.11.2012
- «Первые в жизни премии остаются самыми приятными и значимыми»Лариса Каневская, «Новые Известия», 30.11.2012
- Джемма на rendez-vousПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 29.11.2012
- Мастерская нужных вещейПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 21.11.2012
- Режиссер Евгений Каменькович: «Безболезненно уничтожить репертуарный театр не получится! Кто-нибудь обязательно повесится…»Олег Вергелис, «Зеркало недели. Украина», 16.11.2012
- Плакать 10 раз в месяцИгорь Вирабов, «Российская газета», 1.11.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Эта нездешняя Полина АгурееваТатьяна Шипилова, «Советская Сибирь», 18.10.2012
- Полина Агуреева: «Это фильм про медленных людей»Дина Радбель, «Труд», 16.10.2012
- Талант при свидетеляхДмитрий Циликин, «Росбалт.ru», 13.10.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- «И корабль плывет»: рецензия на спектакль «Дом, где разбиваются сердца»Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Театральный режиссер Евгений Каменькович: «Что сделать, если проза сильнее драматургии?»Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Время собирать… пробкиИрина Моргулева, «Калининградская правда», 21.09.2012
- «Самой страшной нашей проблемой будет нежелание трогать фоменковские спектакли»Елена Губайдуллина, «Известия», 19.09.2012
- Петр Фоменко: сороковиныМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 18.09.2012
- Застряли в пародииАлена Карась, «Российская газета», 18.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- «Пять вечеров» в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Мастерская Петра Фоменко на перепутьеАся Иванова, «Вечерняя Москва», 16.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Полина Кутепова крутит носомЯна Жиляева, «vtbrussia.ru», 5.09.2012
- Театр для жизниЕлена Горфункель, «Сеанс», 23.08.2012
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- Историческая компанияПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 27.07.2012
- Выпито до днаМария Седых, «Итоги», 23.07.2012
- Грамоте обученГлеб Ситковский, «Ведомости», 18.07.2012
- Пока варился суп…Ася Иванова, «Вечерняя Москва», 17.07.2012
- Мастерская Петра Фоменко пригласила на свадьбуАлла Шевелева, «Известия», 16.07.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Петр Фоменко: учитель, мучитель и духовный отецМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 13.07.2012
- «За что я люблю Петра Наумовича Фоменко?»Лилия Ященко, «Новые Известия», 13.07.2012
- Актриса Мадлен Джабраилова: «Петр Фоменко прост. Как Моцарт»Анна Балуева, «Комсомольская правда», 13.07.2012
- «Тебя здесь видно отовсюду…»Вера Максимова, «Независимая газета», 13.07.2012
- Сцена стала раем «по Фоме» играем«Вечерняя Москва», 12.07.2012
- «Заходите-заходите»: 105-я страница про любовьЕлена Рыбакова, «Ваш досуг», 11.07.2012
- Он и есть гамбургский счетМарина Токарева, «Новая газета», 11.07.2012
- Феномен Фоменко«Литературная газета», 11.07.2012
- Первый из «фоменок»«Огонек», 9.07.2012
- Спектакль по роману Меира Шалева покажут в «Мастерской Петра Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 29.06.2012
- Сын троих отцов в центре мирозданияСветлана Полякова, «Новые Известия», 25.06.2012
- Роман в театреПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 15.06.2012
- Одиссея одного «Улисса»Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2012
- За счастьем и свободой бежим в Арденский лесЕвгений Авраменко, «Вечерний Петербург», 12.06.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Классика взяли за жабры и вывезли на мореПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 7.06.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- Вера Строкова: ‘Хороший язычок или нет, скажите?’«Журнал “Film Sense”», 05.2012
- Театральный роман в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 27.04.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- В тени меланхолииАлена Карась, «Российская газета», 24.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Мастер до МаргаритыЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- Театрально-анатомический романКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Путеводитель по театральным страстямЕлена Ларина, «радио «Голос России»», 12.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- «Хочу делать только то, что не знаю, как сделать»Светлана Полякова, «Новые Известия», 10.04.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера новое прочтение «Театрального романа» Михаила Булгакова««ТВ-центр. Москва»», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» дает премьеру постановки по «Театральному роману» Михаила Булгакова.«Телекампания НТВ / Новости», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Роман с театром: Булгаков и Фоменко«Радио «Свобода»», 10.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- Премьера «Театрального романа» состоится на сцене «Мастерской Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 9.04.2012
- Жертвы гипнозаАлександра Машукова, «Ведомости. Пятиница», 6.04.2012
- Однажды он любилАглая Смирнова, «Российская газета», 5.04.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Все краски акварелиВалерий Выжутович, «Российская газета», 6.03.2012
- Павел Баршак: «После Игры мне стали предлагать роли негодяев…»Нонна Алиева, «Кино-Театр.РУ», 1.03.2012
- Актриса «Шапито»Петр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 16.02.2012
- Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера»Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- Трижды «Пять вечеров» и «Хлопнем!» на снегу в честь ВолодинаБорис Тух, «http://www.stolitsa.ee», 13.02.2012
- «Пять вечеров»: импрессияДарья Коротаева, «Газета Володинского фестиваля», 10.02.2012
- Кого любить, кому поверить?Ольга Игнатюк, «Москвичка», 2.02.2012
- Культурная революция!29.01.2012
- Андрей Воробьев: Искусство ради людейИгорь Казаков, «http://mger2020.ru/», 27.01.2012
- Русская итальянкаПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 26.01.2012
- Цензура попеняла формуЕвгений Ткачев, «Южноуральская панорама», 26.01.2012
- Пять вечеровАлексей Киселев , «Maptype.com», 01.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012