Историческая компания
Новый фильм Алексея Пивоварова «1812-й. Отечественная. Великая» должен выйти на экраны ближайшей осенью. Съемки идут полным ходом. Корреспондент VTBRussia.ru Петр Сейбиль встретился с актером театра «Мастерская Петра Фоменко» Олегом Любимовым, исполнителем нескольких ролей в этом фильме, в том числе роли Александра I.
Олег, у вас в фильме две роли.
Да, я играю реконструктора (одного из тех людей, что каждый год приезжает на Бородинское поле, чтобы принять участие в воссоздании грандиозного сражения 1812 года), и императора Александра I. По сюжету фильма каждый из героев имеет свой взгляд на течение военной компании. Соответственно, каждый актер играет современного человека реконструктора и исторического персонажа своего кумира, которого он считает главным победителем в войне.
Вы успели пообщаться с реконструкторами, что это за люди?
Это обычные люди инженеры, бухгалтеры, врачи, но у каждого из них есть вторая половина их существования, которой отдается вся творческая энергия и воображение. Эти люди очень хорошо разбираются в истории, знают все про полк, к которому «приписаны», про амуницию и маршрут в военной кампании. Сами шьют себе форму, покупают все необходимое и воспроизводят с точностью до петельки и крючочка. Наверное, это какая-то компенсация того, чего им не хватает в реальной жизни. Здесь и романтика, и вопросы чести, достоинства. Они влюблены в Россию, вернее, в то, что с их точки зрения она представляла собой в тот период. Совсем не обязательно при этом быть монархистом, крепостником или приверженцем авторитарного государственного строя. Существует некое представление, какими тогда были мужчины. И они себя под этим портретом чистят. Наверное, здесь есть какая-то идеализация эпохи, времени и т.д. Кстати, некоторые реконструкторы и в жизни ходят с настоящими залихватскими гусарскими усами. Не знаю даже, как их воспринимают на работе.
Вам пришлось узнать что-то новое о Войне двенадцатого года и той эпохе вообще?
У нас в театре идет «Война и мир». Но это Толстой, а у него очень субъективная точка зрения на события войны с Наполеоном. К тому же Александр там практически не появляется. Но мы все ученики Петра Фоменко раз и навсегда приучены: если что-то делаешь, нужно знать все, что происходило вокруг твоего персонажа. Поэтому я прочитал довольно много про Александра и его эпоху. Военная кампания у Толстого описана точно и подробно, но нет ничего, что касается императора, его отношений с Наполеоном, с семьей, истории с убиением Павла, с исчезновением самого Александра, который то ли умер, то ли стал старцем.
Как вам ваш герой?
Герой фантастический. Единственное что: лично мне теперь, конечно, жаль, что фильм заканчивается финалом кампании. Судьба Александра невероятная. Он человек уникальный и абсолютно недооцененный исторической наукой, которую преподают в школе. Про эту эпоху кроме отдельных ярких моментов вообще довольно мало известно. Если бы Александру позволили осуществить все масштабные реформы, которые он замышлял, может быть, судьба России была бы другой.
Ну да, «по четвергам секретнейший союз». Ведь дворянская молодежь, вольнодумная и либеральная, расцвела именно при Александре.
Сенатскую площадь породили именно нереализованные ожидания. Потому что Александр серьезно думал, например, об отмене крепостного права. За полвека до того, как это произошло! Он был человеком прогрессивным, ведь его образованием занималась Екатерина Великая, а не отец.
Понятно, что существует невероятная разница между игрой в театре и кино, но что здесь общее и где самое большое отличие?
Кино, всилу технических условий, прежде всего импровизация. Ты впервые видишь партнеров уже в кадре, ну или в гримерной, и понятия не имеешь о том, какие они, какая у них психофизика, манера игры. А через пять минут нужно играть сцену. Да, режиссер, естественно, объясняет какие-то свои задумки, мысли, как все должно выглядеть. Но все происходит здесь и сейчас. В театре наоборот: ты свою роль выращиваешь в течение полугода-года, а с Петром Наумовичем отрабатываешь еще и каждую реплику, каждый поворот головы. Причем с партнером, которого очень хорошо знаешь. Десятилетия совместной профессиональной жизни дорогого стоят!
Этот навык в кино помогает или мешает?
В чем-то помогает. Театр это шахматная партия, где каждый ход хорошо обдуман. Чем лучше режиссер, тем больше ходов вперед он знает. А кино импровизация. Причем импровизация со стороны всех. Можно сколько угодно выстраивать сцену в голове, но в кадре делаешь все равно другую картинку. Потому что сюда камера не встает, здесь свет не поставишь, в итоге импровизируют операторы, актеры, которые думают тут же, как сыграть. Другой подход к творческому процессу. Но он безумно интересен.
В театре целостное произведение…
Оно становится целостным иногда к двадцатому спектаклю.
Да, но в кино каждая сцена снимается отдельно, при этом вокруг десять человек: тут свет не так или камера не пошла, здесь девочка с хлопушкой уворачивается. Как же в этой ситуации создается образ из крошечных кусочков?
В кино образ придумываешь дома и пытаешься построить все проявления этого персонажа от начала до конца. Ты продумываешь каждую сцену по отдельности, пытаясь понять, какое место она играет и в твоей роли, и в фильме в целом. Потом пытаешься это реализовать. Но обычно не получается, так как все импровизируют. Нужно в голове держать стержень, сквозную линию, играть каждую сцену сообразно с линией роли. Дальше дело режиссера, потому что актеры люди эмоциональные, со своей индивидуальностью, и каждый тянет одеяло на себя. А режиссер должен все собрать, отсечь на монтаже все ненужное и выстроить картину сообразно своему авторскому замыслу.
Вы говорили, что в кино не знаешь партнеров, но тут получается повезло: Вера Строкова из вашего театра?
Конечно, это помогает. Чем более сыгранная команда, тем лучше. Вот как на чемпионате Европы по футболу: была у итальянцев вся защита из «Ювентуса» их немцы пройти не смогли ни разу. Когда актеры сыграны, они меньше времени тратят на обсуждение сцены, а на съемках это важный фактор: практически всегда группа работает в режиме цейтнота. Те советские времена, когда режиссеры сначала долго репетировали и только потом снимали, к сожалению, прошли.
И все же - театр или кино? Что-то важнее или разрываетесь?
Конечно, театр самое главное! Если бы у меня сейчас были репетиции с Петром Наумовичем, я бы отказался от любого кинопроекта.
Олег, у вас в фильме две роли.
Да, я играю реконструктора (одного из тех людей, что каждый год приезжает на Бородинское поле, чтобы принять участие в воссоздании грандиозного сражения 1812 года), и императора Александра I. По сюжету фильма каждый из героев имеет свой взгляд на течение военной компании. Соответственно, каждый актер играет современного человека реконструктора и исторического персонажа своего кумира, которого он считает главным победителем в войне.
Вы успели пообщаться с реконструкторами, что это за люди?
Это обычные люди инженеры, бухгалтеры, врачи, но у каждого из них есть вторая половина их существования, которой отдается вся творческая энергия и воображение. Эти люди очень хорошо разбираются в истории, знают все про полк, к которому «приписаны», про амуницию и маршрут в военной кампании. Сами шьют себе форму, покупают все необходимое и воспроизводят с точностью до петельки и крючочка. Наверное, это какая-то компенсация того, чего им не хватает в реальной жизни. Здесь и романтика, и вопросы чести, достоинства. Они влюблены в Россию, вернее, в то, что с их точки зрения она представляла собой в тот период. Совсем не обязательно при этом быть монархистом, крепостником или приверженцем авторитарного государственного строя. Существует некое представление, какими тогда были мужчины. И они себя под этим портретом чистят. Наверное, здесь есть какая-то идеализация эпохи, времени и т.д. Кстати, некоторые реконструкторы и в жизни ходят с настоящими залихватскими гусарскими усами. Не знаю даже, как их воспринимают на работе.
Вам пришлось узнать что-то новое о Войне двенадцатого года и той эпохе вообще?
У нас в театре идет «Война и мир». Но это Толстой, а у него очень субъективная точка зрения на события войны с Наполеоном. К тому же Александр там практически не появляется. Но мы все ученики Петра Фоменко раз и навсегда приучены: если что-то делаешь, нужно знать все, что происходило вокруг твоего персонажа. Поэтому я прочитал довольно много про Александра и его эпоху. Военная кампания у Толстого описана точно и подробно, но нет ничего, что касается императора, его отношений с Наполеоном, с семьей, истории с убиением Павла, с исчезновением самого Александра, который то ли умер, то ли стал старцем.
Как вам ваш герой?
Герой фантастический. Единственное что: лично мне теперь, конечно, жаль, что фильм заканчивается финалом кампании. Судьба Александра невероятная. Он человек уникальный и абсолютно недооцененный исторической наукой, которую преподают в школе. Про эту эпоху кроме отдельных ярких моментов вообще довольно мало известно. Если бы Александру позволили осуществить все масштабные реформы, которые он замышлял, может быть, судьба России была бы другой.
Ну да, «по четвергам секретнейший союз». Ведь дворянская молодежь, вольнодумная и либеральная, расцвела именно при Александре.
Сенатскую площадь породили именно нереализованные ожидания. Потому что Александр серьезно думал, например, об отмене крепостного права. За полвека до того, как это произошло! Он был человеком прогрессивным, ведь его образованием занималась Екатерина Великая, а не отец.
Понятно, что существует невероятная разница между игрой в театре и кино, но что здесь общее и где самое большое отличие?
Кино, всилу технических условий, прежде всего импровизация. Ты впервые видишь партнеров уже в кадре, ну или в гримерной, и понятия не имеешь о том, какие они, какая у них психофизика, манера игры. А через пять минут нужно играть сцену. Да, режиссер, естественно, объясняет какие-то свои задумки, мысли, как все должно выглядеть. Но все происходит здесь и сейчас. В театре наоборот: ты свою роль выращиваешь в течение полугода-года, а с Петром Наумовичем отрабатываешь еще и каждую реплику, каждый поворот головы. Причем с партнером, которого очень хорошо знаешь. Десятилетия совместной профессиональной жизни дорогого стоят!
Этот навык в кино помогает или мешает?
В чем-то помогает. Театр это шахматная партия, где каждый ход хорошо обдуман. Чем лучше режиссер, тем больше ходов вперед он знает. А кино импровизация. Причем импровизация со стороны всех. Можно сколько угодно выстраивать сцену в голове, но в кадре делаешь все равно другую картинку. Потому что сюда камера не встает, здесь свет не поставишь, в итоге импровизируют операторы, актеры, которые думают тут же, как сыграть. Другой подход к творческому процессу. Но он безумно интересен.
В театре целостное произведение…
Оно становится целостным иногда к двадцатому спектаклю.
Да, но в кино каждая сцена снимается отдельно, при этом вокруг десять человек: тут свет не так или камера не пошла, здесь девочка с хлопушкой уворачивается. Как же в этой ситуации создается образ из крошечных кусочков?
В кино образ придумываешь дома и пытаешься построить все проявления этого персонажа от начала до конца. Ты продумываешь каждую сцену по отдельности, пытаясь понять, какое место она играет и в твоей роли, и в фильме в целом. Потом пытаешься это реализовать. Но обычно не получается, так как все импровизируют. Нужно в голове держать стержень, сквозную линию, играть каждую сцену сообразно с линией роли. Дальше дело режиссера, потому что актеры люди эмоциональные, со своей индивидуальностью, и каждый тянет одеяло на себя. А режиссер должен все собрать, отсечь на монтаже все ненужное и выстроить картину сообразно своему авторскому замыслу.
Вы говорили, что в кино не знаешь партнеров, но тут получается повезло: Вера Строкова из вашего театра?
Конечно, это помогает. Чем более сыгранная команда, тем лучше. Вот как на чемпионате Европы по футболу: была у итальянцев вся защита из «Ювентуса» их немцы пройти не смогли ни разу. Когда актеры сыграны, они меньше времени тратят на обсуждение сцены, а на съемках это важный фактор: практически всегда группа работает в режиме цейтнота. Те советские времена, когда режиссеры сначала долго репетировали и только потом снимали, к сожалению, прошли.
И все же - театр или кино? Что-то важнее или разрываетесь?
Конечно, театр самое главное! Если бы у меня сейчас были репетиции с Петром Наумовичем, я бы отказался от любого кинопроекта.
Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 27.07.2012
- Моряки и шлюхиАлексей Киселев , «Афиша», 26.12.2012
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» станцевали «Моряков и шлюх»Марина Шимадина, «Известия», 21.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Необычный премьерный спектакль на сцене «Мастерской Фоменко»Людмила Траутмане, «http://gallerix.ru», 20.12.2012
- Танцплощадка народов мираНиколай Берман, «Газета.ru», 20.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Спектакль без слов покажет «Мастерская Петра Фоменко» во вторникНаталья Курова, «РИА-новости», 17.12.2012
- Евгений Каменькович рассказал о «Моряках и шлюхах»«http://www.teatral-online.ru», 14.12.2012
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Фоменковское счастьеЯна Жиляева, «http://vtbrussia.ru», 30.11.2012
- «Первые в жизни премии остаются самыми приятными и значимыми»Лариса Каневская, «Новые Известия», 30.11.2012
- Джемма на rendez-vousПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 29.11.2012
- Мастерская нужных вещейПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 21.11.2012
- Режиссер Евгений Каменькович: «Безболезненно уничтожить репертуарный театр не получится! Кто-нибудь обязательно повесится…»Олег Вергелис, «Зеркало недели. Украина», 16.11.2012
- Плакать 10 раз в месяцИгорь Вирабов, «Российская газета», 1.11.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Эта нездешняя Полина АгурееваТатьяна Шипилова, «Советская Сибирь», 18.10.2012
- Полина Агуреева: «Это фильм про медленных людей»Дина Радбель, «Труд», 16.10.2012
- Талант при свидетеляхДмитрий Циликин, «Росбалт.ru», 13.10.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- «И корабль плывет»: рецензия на спектакль «Дом, где разбиваются сердца»Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Театральный режиссер Евгений Каменькович: «Что сделать, если проза сильнее драматургии?»Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Время собирать… пробкиИрина Моргулева, «Калининградская правда», 21.09.2012
- «Самой страшной нашей проблемой будет нежелание трогать фоменковские спектакли»Елена Губайдуллина, «Известия», 19.09.2012
- Петр Фоменко: сороковиныМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 18.09.2012
- Застряли в пародииАлена Карась, «Российская газета», 18.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- «Пять вечеров» в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Мастерская Петра Фоменко на перепутьеАся Иванова, «Вечерняя Москва», 16.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Полина Кутепова крутит носомЯна Жиляева, «vtbrussia.ru», 5.09.2012
- Театр для жизниЕлена Горфункель, «Сеанс», 23.08.2012
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- Историческая компанияПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 27.07.2012
- Выпито до днаМария Седых, «Итоги», 23.07.2012
- Грамоте обученГлеб Ситковский, «Ведомости», 18.07.2012
- Пока варился суп…Ася Иванова, «Вечерняя Москва», 17.07.2012
- Мастерская Петра Фоменко пригласила на свадьбуАлла Шевелева, «Известия», 16.07.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Петр Фоменко: учитель, мучитель и духовный отецМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 13.07.2012
- «За что я люблю Петра Наумовича Фоменко?»Лилия Ященко, «Новые Известия», 13.07.2012
- Актриса Мадлен Джабраилова: «Петр Фоменко прост. Как Моцарт»Анна Балуева, «Комсомольская правда», 13.07.2012
- «Тебя здесь видно отовсюду…»Вера Максимова, «Независимая газета», 13.07.2012
- Сцена стала раем «по Фоме» играем«Вечерняя Москва», 12.07.2012
- «Заходите-заходите»: 105-я страница про любовьЕлена Рыбакова, «Ваш досуг», 11.07.2012
- Он и есть гамбургский счетМарина Токарева, «Новая газета», 11.07.2012
- Феномен Фоменко«Литературная газета», 11.07.2012
- Первый из «фоменок»«Огонек», 9.07.2012
- Спектакль по роману Меира Шалева покажут в «Мастерской Петра Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 29.06.2012
- Сын троих отцов в центре мирозданияСветлана Полякова, «Новые Известия», 25.06.2012
- Роман в театреПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 15.06.2012
- Одиссея одного «Улисса»Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2012
- За счастьем и свободой бежим в Арденский лесЕвгений Авраменко, «Вечерний Петербург», 12.06.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Классика взяли за жабры и вывезли на мореПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 7.06.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- Вера Строкова: ‘Хороший язычок или нет, скажите?’«Журнал “Film Sense”», 05.2012
- Театральный роман в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 27.04.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- В тени меланхолииАлена Карась, «Российская газета», 24.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Мастер до МаргаритыЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- Театрально-анатомический романКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Путеводитель по театральным страстямЕлена Ларина, «радио «Голос России»», 12.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- «Хочу делать только то, что не знаю, как сделать»Светлана Полякова, «Новые Известия», 10.04.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера новое прочтение «Театрального романа» Михаила Булгакова««ТВ-центр. Москва»», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» дает премьеру постановки по «Театральному роману» Михаила Булгакова.«Телекампания НТВ / Новости», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Роман с театром: Булгаков и Фоменко«Радио «Свобода»», 10.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- Премьера «Театрального романа» состоится на сцене «Мастерской Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 9.04.2012
- Жертвы гипнозаАлександра Машукова, «Ведомости. Пятиница», 6.04.2012
- Однажды он любилАглая Смирнова, «Российская газета», 5.04.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Все краски акварелиВалерий Выжутович, «Российская газета», 6.03.2012
- Павел Баршак: «После Игры мне стали предлагать роли негодяев…»Нонна Алиева, «Кино-Театр.РУ», 1.03.2012
- Актриса «Шапито»Петр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 16.02.2012
- Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера»Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- Трижды «Пять вечеров» и «Хлопнем!» на снегу в честь ВолодинаБорис Тух, «http://www.stolitsa.ee», 13.02.2012
- «Пять вечеров»: импрессияДарья Коротаева, «Газета Володинского фестиваля», 10.02.2012
- Кого любить, кому поверить?Ольга Игнатюк, «Москвичка», 2.02.2012
- Культурная революция!29.01.2012
- Андрей Воробьев: Искусство ради людейИгорь Казаков, «http://mger2020.ru/», 27.01.2012
- Русская итальянкаПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 26.01.2012
- Цензура попеняла формуЕвгений Ткачев, «Южноуральская панорама», 26.01.2012
- Пять вечеровАлексей Киселев , «Maptype.com», 01.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012