Полина Кутепова крутит носом
Евгений Каменькович, режиссер театра «Мастерская Петра Фоменко»: «У нас очень начитанный театр!»
Юбилейный, 20-й сезон, в Мастерской встречают без Мастера, Петра Наумовича Фоменко. Первая премьера сезона 11 сентября, спектакль Евгения Каменьковича по роману Владимира Набокова «Дар». Накануне премьеры корреспондент VTBrussia.ru задал несколько вопросов режиссеру.
Евгений Борисович, почему Набоков? Вы ╜- мастер по работе с трудными текстами, Шишкина, Джойса. Их не то чтобы инсценировать, читать почти невозможно. И вот еще один крепкий орешек Набоков.
Мы очень давно к нему подбирались. С юности, c институтских времен существует круг чтения, пополненный общением с Фоменко и со всеми нашими. У нас театр очень читающий, и нам с каждым разом все сложнее подбирать тему для дальнейшего спектакля. Тема «Дара» мне кажется невероятно созвучной нашему времени. Сейчас такая ситуация, когда выясняется вопрос: можно ли тобой манипулировать и что ты можешь сделать в ответ. Мне кажется, самое прекрасное в «Даре» то, что его герой каким-то образом умудряется оказывать сопротивление среде. Это абсолютно отдельный человек, очень одинокий, и свой дар он для чего-то бережет. Возможно, сам не зная для чего. И вдруг выстреливает. Вот эта тема противостояния настроениям толпы и большинства в «Даре» мне кажется очень важной. За роман о Чернышевском автора подвергают остракизму его коллеги, товарищи, люди не последние, а посвященные.
Тема Чернышевского у вас звучит еще и в предыдущей работе, в названии спектакля «Русский человек на rengez-vous».
Ну это полное хулиганство. И хулиганство прежде всего со стороны Петра Наумовича. Он дал нашему спектаклю, поставленному по «Вешним водам» Тургенева, название критической статьи Чернышевского, рецензии на тургеневскую «Асю». У нас были «Вешние воды» и «Вешние воды», чего тут думать. А Петр Наумович припомнил работу Чернышевского. Мы все ее когда-то, конечно, читали, но совершенно не обратили внимания. И сейчас, мне кажется, зрителям эта игра очень нравится, они теперь и статью Чернышевского читают. Сейчас, когда мы все сильно углубились в «Дар», становится понятно, что это была сильная провокация со стороны Петра Наумовича. Петр Наумович успел наш «Дар» принять, высказать замечания. Фоменко взял свой острый карандашик, и, мне кажется, что внимательно «Дар» он только начал читать. Очень жалко, что теперь мы уже не услышим его замечаний. Когда Петр Наумович принимал работы, то подробный разговор о спектакле только начинался. В этой связи у меня есть такая привычка: в старые добрые времена, когда Петр Наумович принимал работы, он никогда ничего не запрещал, но делал некие замечания, и я - этим очень горжусь эти замечания внимательно выписывал, и когда он смотрел в следующий раз, я объяснял: эти пункты реально сделать, а эти пункты нереально сделать. Мы спорили, Петр Наумович много смеялся и часто восклицал по поводу своих замечаний: «Я этого не говорил!» Сейчас, к сожалению, мы не можем ставить такие длинные спектакли, как «Улисс», мы играем не пять глав «Дара», а только четыре. А пятую главу, жизнь Н. Г. Чернышевского, мы будем продавать в виде программки. Я уж не знаю, успеют ли зрители прочитать в антракте, предпочтут ли нашу программку буфету или нет. Или просто выбросят, как это часто делается
Но очень многие собирают театральные программки!
Я тоже собираю театральные программки. Поэтому я очень надеюсь, что главу прочтут, потому что без понимания художественной резкости четвертой главы, нельзя понять «Дара».
Чтобы работать над такими сложными текстами, нужно текст полюбить? И критику не признавать?
Нет, неправда. Мы про Набокова прочитали уже, кажется, все. Даже не знаю, помогало нам это или нет. Скорее, помогало. Надо сказать, что вся гигантская литература, которая написана на русском и английском, доступным нам языках, она критическая, литературоведческая. И она помощи в создании театрального произведения дает мало. Но, тем не менее, когда ты знаешь, легче работается Хотя, когда мои студенты на режиссерском факультете спрашивают: «А вы уверены, что надо все вокруг читать?», я им отвечаю, что не уверен. Все равно же, как ты создашь образ. Может быть, ты его создашь, ничего не читая, и образ будет парадоксальным. Это вопрос отдан на откуп каждому конкретному режиссеру. В Мастерской все читают все вокруг и, может быть, даже с избытком.
В спектакле заняты стажеры, совсем юные артисты, как они справляются с Набоковым?
Ну, во-первых, они уже не очень юные, если говорить честно. Моя любимая теория: в театре надо играть лет с 17, особенно девушкам. И даже самые молодые, и Серафима Огарева, и Катя Смирнова, прошли через репетиции «Бориса Годунова» с Фоменко Это ужасно, что Петр Наумович не успел еще раз поставить «Годунова» Он часто говорил: «Поставлю Годунова“ и уйду из театра». Ему никто не верил. .. Очень жалко, что спектакль не закончен. Там проделан невероятный объем работы. По-моему, впервые в истории мирового театра посчитано количество действующих лиц и даже тех, кто говорят полфразы или упоминаются в ремарках, их оказалось под 70. И Петр Наумович мечтал, чтобы у каждого артиста была одна роль, а не 6-7 маленьких ролей, как это обычно бывает. До нас доходили слухи, как Петр Наумович работает над «Годуновым», невероятно интересно. Володя Максимов, наш главный художник, приносил Фоменко разные варианты сценографии, Петр Наумович его выслушивал, а потом По словам Володи выходит, что сценографически спектакль состоял бы из излюбленных приемов Петра Наумовича. Надо сказать, за что я очень уважаю Фоменко, Петр Наумович никогда не стеснялся себя цитировать. Есть его любимые мелодии, которые повторялись в разных спектаклях, есть излюбленные мизансцены А в «Годунове» предыдущем, в том, которого Фоменко ставил, когда я еще был аспирантом, ему были очень важны падающие лавки Все, что он за свою жизнь наработал, вот эти микроотркытия, он хотел собрать вместе в новом «Годунове». И я спрашивал Карена Бадалова, Рустэма Юскаева, могли бы они закончить спектакль? Они отвечают «нет», без Фоменко это невозможно. Но все равно, некоторые идеи Фоменко, даже неразработанные им, мы сделаем обязательно. Мы дали себе слово. Он на каждом сборе труппы упоминал такое количество названий произведений, что никто не понимал, как это воспринимать. Потому что это не то что невозможно поставить за один сезон, за сто лет нельзя поставить. А он упорно называл. Я все гадал: какую цель при этом преследует Петр Наумович? Чтобы все прочитали и расширили свой кругозор? Или еще для чего-то? Но поскольку Петр Наумович, несмотря на близость к нему, неразгаданная загадка, невозможно ответить на этот вопрос.
А список вопросов, заданных Фоменко при показе «Дара» у вас есть?
Да! Надо сказать, что после того, как Петр Наумович посмотрел все целиком, потом он отдельно посмотрел один акт, потом отдельно посмотрел второй акт, что-то мы поменяли. Но мы и сами продолжаем работать. До премьеры у нас интенсивные репетиции. У нас есть некий план, который нужно выполнить.
Полина Кутепова играет в «Даре» мужскую роль. Почему?
Это тот самый случай, когда Полина сама выдумала себе эту роль. Может быть, если бы она не выдумала, я бы и не знал, как это сделать. В «Даре» повествование ведется от двух лиц, от первого и от некоего существа, которое с автором спорит. И там есть такие сноски, такой текст «Любезный мой критик. ..» И мы решили, что Полина сыграет этого Критика. Полина сейчас утверждает, что она не Критик, а Альтер Эго автора, мы сейчас спорим и ругаемся, как это существо будет именоваться. Но это не так важно, потому что я для себя решил, что она внутренний голос героя…
А нос? Что за нос у Полины?
Ну и что, что нос? Полина начала свою работу над ролью с того, что она взяла все лекции Набокова, в том числе о Гоголе, и, по-моему, выучила их наизусть. Мы многое оттуда вставили в спектакль. Гоголевский нос это понятно Но я никак не могу забыть спектакль Эфроса «Турбаза». Он в театре «Моссовета» прошел раз шесть-семь, потом его запретили Но я успел посмотреть. Совершенно замечательный спектакль по пьесе Радзинского. И там Плятт, со своим гениальным носом, играл критика центральной газеты, такую сволочь страшную, и когда любой персонаж входил на сцену, он его обнюхивал и произносил такую фразу: «А мы о вас только что говорили. И хорошо!» А мы, зрители в зале, понимали, что он этого человека уничтожал. И у меня с тех пор образ критика и всех критиков Плятт. С нашим носом мы еще не все докрутили, но я уверен, что мы еще будем с ним играть, дирижировать В любом случае, авторство носа принадлежит Полине.
В традициях Мастерской максимальная творческая свобода артистов Будут ли продолжены ваши знаменитые вечера проб и ошибок?
У нас сейчас 43 актера и есть 7 стажеров, а то и 8. Короче, 50 человек! У нас собраны очень боеспособные люди, которые абсолютно себя еще не реализовали. Кто знает, что у Жени Цыганова были потрясающие режиссерские опыты на наших вечерах проб и ошибок? А как Леша Колубков сейчас пробует ставить! В театре 4 сцены, я думаю, я надеюсь, что мы не остановимся Поскольку вы представляете ВТБ, то вам можно говорить, что одна из тем, на которую мы надеемся с подачи Фоменко, люди пробуют «Египетскую марку» Мандельштама! Ну как это можно поставить, расскажите мне?! Я вот не знаю, а более молодые члены нашей труппы уже показали Петру Наумовичу 25 минут действия. Ну нет, больше я не буду говорить. У нас много всего такого. Это приводит меня в восхищение. Я этим должен хвастаться, мне кажется! И я очень рад, что Фома успел это увидеть.
Евгений Борисович, почему Набоков? Вы ╜- мастер по работе с трудными текстами, Шишкина, Джойса. Их не то чтобы инсценировать, читать почти невозможно. И вот еще один крепкий орешек Набоков.
Мы очень давно к нему подбирались. С юности, c институтских времен существует круг чтения, пополненный общением с Фоменко и со всеми нашими. У нас театр очень читающий, и нам с каждым разом все сложнее подбирать тему для дальнейшего спектакля. Тема «Дара» мне кажется невероятно созвучной нашему времени. Сейчас такая ситуация, когда выясняется вопрос: можно ли тобой манипулировать и что ты можешь сделать в ответ. Мне кажется, самое прекрасное в «Даре» то, что его герой каким-то образом умудряется оказывать сопротивление среде. Это абсолютно отдельный человек, очень одинокий, и свой дар он для чего-то бережет. Возможно, сам не зная для чего. И вдруг выстреливает. Вот эта тема противостояния настроениям толпы и большинства в «Даре» мне кажется очень важной. За роман о Чернышевском автора подвергают остракизму его коллеги, товарищи, люди не последние, а посвященные.
Тема Чернышевского у вас звучит еще и в предыдущей работе, в названии спектакля «Русский человек на rengez-vous».
Ну это полное хулиганство. И хулиганство прежде всего со стороны Петра Наумовича. Он дал нашему спектаклю, поставленному по «Вешним водам» Тургенева, название критической статьи Чернышевского, рецензии на тургеневскую «Асю». У нас были «Вешние воды» и «Вешние воды», чего тут думать. А Петр Наумович припомнил работу Чернышевского. Мы все ее когда-то, конечно, читали, но совершенно не обратили внимания. И сейчас, мне кажется, зрителям эта игра очень нравится, они теперь и статью Чернышевского читают. Сейчас, когда мы все сильно углубились в «Дар», становится понятно, что это была сильная провокация со стороны Петра Наумовича. Петр Наумович успел наш «Дар» принять, высказать замечания. Фоменко взял свой острый карандашик, и, мне кажется, что внимательно «Дар» он только начал читать. Очень жалко, что теперь мы уже не услышим его замечаний. Когда Петр Наумович принимал работы, то подробный разговор о спектакле только начинался. В этой связи у меня есть такая привычка: в старые добрые времена, когда Петр Наумович принимал работы, он никогда ничего не запрещал, но делал некие замечания, и я - этим очень горжусь эти замечания внимательно выписывал, и когда он смотрел в следующий раз, я объяснял: эти пункты реально сделать, а эти пункты нереально сделать. Мы спорили, Петр Наумович много смеялся и часто восклицал по поводу своих замечаний: «Я этого не говорил!» Сейчас, к сожалению, мы не можем ставить такие длинные спектакли, как «Улисс», мы играем не пять глав «Дара», а только четыре. А пятую главу, жизнь Н. Г. Чернышевского, мы будем продавать в виде программки. Я уж не знаю, успеют ли зрители прочитать в антракте, предпочтут ли нашу программку буфету или нет. Или просто выбросят, как это часто делается
Но очень многие собирают театральные программки!
Я тоже собираю театральные программки. Поэтому я очень надеюсь, что главу прочтут, потому что без понимания художественной резкости четвертой главы, нельзя понять «Дара».
Чтобы работать над такими сложными текстами, нужно текст полюбить? И критику не признавать?
Нет, неправда. Мы про Набокова прочитали уже, кажется, все. Даже не знаю, помогало нам это или нет. Скорее, помогало. Надо сказать, что вся гигантская литература, которая написана на русском и английском, доступным нам языках, она критическая, литературоведческая. И она помощи в создании театрального произведения дает мало. Но, тем не менее, когда ты знаешь, легче работается Хотя, когда мои студенты на режиссерском факультете спрашивают: «А вы уверены, что надо все вокруг читать?», я им отвечаю, что не уверен. Все равно же, как ты создашь образ. Может быть, ты его создашь, ничего не читая, и образ будет парадоксальным. Это вопрос отдан на откуп каждому конкретному режиссеру. В Мастерской все читают все вокруг и, может быть, даже с избытком.
В спектакле заняты стажеры, совсем юные артисты, как они справляются с Набоковым?
Ну, во-первых, они уже не очень юные, если говорить честно. Моя любимая теория: в театре надо играть лет с 17, особенно девушкам. И даже самые молодые, и Серафима Огарева, и Катя Смирнова, прошли через репетиции «Бориса Годунова» с Фоменко Это ужасно, что Петр Наумович не успел еще раз поставить «Годунова» Он часто говорил: «Поставлю Годунова“ и уйду из театра». Ему никто не верил. .. Очень жалко, что спектакль не закончен. Там проделан невероятный объем работы. По-моему, впервые в истории мирового театра посчитано количество действующих лиц и даже тех, кто говорят полфразы или упоминаются в ремарках, их оказалось под 70. И Петр Наумович мечтал, чтобы у каждого артиста была одна роль, а не 6-7 маленьких ролей, как это обычно бывает. До нас доходили слухи, как Петр Наумович работает над «Годуновым», невероятно интересно. Володя Максимов, наш главный художник, приносил Фоменко разные варианты сценографии, Петр Наумович его выслушивал, а потом По словам Володи выходит, что сценографически спектакль состоял бы из излюбленных приемов Петра Наумовича. Надо сказать, за что я очень уважаю Фоменко, Петр Наумович никогда не стеснялся себя цитировать. Есть его любимые мелодии, которые повторялись в разных спектаклях, есть излюбленные мизансцены А в «Годунове» предыдущем, в том, которого Фоменко ставил, когда я еще был аспирантом, ему были очень важны падающие лавки Все, что он за свою жизнь наработал, вот эти микроотркытия, он хотел собрать вместе в новом «Годунове». И я спрашивал Карена Бадалова, Рустэма Юскаева, могли бы они закончить спектакль? Они отвечают «нет», без Фоменко это невозможно. Но все равно, некоторые идеи Фоменко, даже неразработанные им, мы сделаем обязательно. Мы дали себе слово. Он на каждом сборе труппы упоминал такое количество названий произведений, что никто не понимал, как это воспринимать. Потому что это не то что невозможно поставить за один сезон, за сто лет нельзя поставить. А он упорно называл. Я все гадал: какую цель при этом преследует Петр Наумович? Чтобы все прочитали и расширили свой кругозор? Или еще для чего-то? Но поскольку Петр Наумович, несмотря на близость к нему, неразгаданная загадка, невозможно ответить на этот вопрос.
А список вопросов, заданных Фоменко при показе «Дара» у вас есть?
Да! Надо сказать, что после того, как Петр Наумович посмотрел все целиком, потом он отдельно посмотрел один акт, потом отдельно посмотрел второй акт, что-то мы поменяли. Но мы и сами продолжаем работать. До премьеры у нас интенсивные репетиции. У нас есть некий план, который нужно выполнить.
Полина Кутепова играет в «Даре» мужскую роль. Почему?
Это тот самый случай, когда Полина сама выдумала себе эту роль. Может быть, если бы она не выдумала, я бы и не знал, как это сделать. В «Даре» повествование ведется от двух лиц, от первого и от некоего существа, которое с автором спорит. И там есть такие сноски, такой текст «Любезный мой критик. ..» И мы решили, что Полина сыграет этого Критика. Полина сейчас утверждает, что она не Критик, а Альтер Эго автора, мы сейчас спорим и ругаемся, как это существо будет именоваться. Но это не так важно, потому что я для себя решил, что она внутренний голос героя…
А нос? Что за нос у Полины?
Ну и что, что нос? Полина начала свою работу над ролью с того, что она взяла все лекции Набокова, в том числе о Гоголе, и, по-моему, выучила их наизусть. Мы многое оттуда вставили в спектакль. Гоголевский нос это понятно Но я никак не могу забыть спектакль Эфроса «Турбаза». Он в театре «Моссовета» прошел раз шесть-семь, потом его запретили Но я успел посмотреть. Совершенно замечательный спектакль по пьесе Радзинского. И там Плятт, со своим гениальным носом, играл критика центральной газеты, такую сволочь страшную, и когда любой персонаж входил на сцену, он его обнюхивал и произносил такую фразу: «А мы о вас только что говорили. И хорошо!» А мы, зрители в зале, понимали, что он этого человека уничтожал. И у меня с тех пор образ критика и всех критиков Плятт. С нашим носом мы еще не все докрутили, но я уверен, что мы еще будем с ним играть, дирижировать В любом случае, авторство носа принадлежит Полине.
В традициях Мастерской максимальная творческая свобода артистов Будут ли продолжены ваши знаменитые вечера проб и ошибок?
У нас сейчас 43 актера и есть 7 стажеров, а то и 8. Короче, 50 человек! У нас собраны очень боеспособные люди, которые абсолютно себя еще не реализовали. Кто знает, что у Жени Цыганова были потрясающие режиссерские опыты на наших вечерах проб и ошибок? А как Леша Колубков сейчас пробует ставить! В театре 4 сцены, я думаю, я надеюсь, что мы не остановимся Поскольку вы представляете ВТБ, то вам можно говорить, что одна из тем, на которую мы надеемся с подачи Фоменко, люди пробуют «Египетскую марку» Мандельштама! Ну как это можно поставить, расскажите мне?! Я вот не знаю, а более молодые члены нашей труппы уже показали Петру Наумовичу 25 минут действия. Ну нет, больше я не буду говорить. У нас много всего такого. Это приводит меня в восхищение. Я этим должен хвастаться, мне кажется! И я очень рад, что Фома успел это увидеть.
Яна Жиляева, «vtbrussia.ru», 5.09.2012
- Моряки и шлюхиАлексей Киселев , «Афиша», 26.12.2012
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» станцевали «Моряков и шлюх»Марина Шимадина, «Известия», 21.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Необычный премьерный спектакль на сцене «Мастерской Фоменко»Людмила Траутмане, «http://gallerix.ru», 20.12.2012
- Танцплощадка народов мираНиколай Берман, «Газета.ru», 20.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Спектакль без слов покажет «Мастерская Петра Фоменко» во вторникНаталья Курова, «РИА-новости», 17.12.2012
- Евгений Каменькович рассказал о «Моряках и шлюхах»«http://www.teatral-online.ru», 14.12.2012
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Фоменковское счастьеЯна Жиляева, «http://vtbrussia.ru», 30.11.2012
- «Первые в жизни премии остаются самыми приятными и значимыми»Лариса Каневская, «Новые Известия», 30.11.2012
- Джемма на rendez-vousПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 29.11.2012
- Мастерская нужных вещейПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 21.11.2012
- Режиссер Евгений Каменькович: «Безболезненно уничтожить репертуарный театр не получится! Кто-нибудь обязательно повесится…»Олег Вергелис, «Зеркало недели. Украина», 16.11.2012
- Плакать 10 раз в месяцИгорь Вирабов, «Российская газета», 1.11.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Эта нездешняя Полина АгурееваТатьяна Шипилова, «Советская Сибирь», 18.10.2012
- Полина Агуреева: «Это фильм про медленных людей»Дина Радбель, «Труд», 16.10.2012
- Талант при свидетеляхДмитрий Циликин, «Росбалт.ru», 13.10.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- «И корабль плывет»: рецензия на спектакль «Дом, где разбиваются сердца»Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Театральный режиссер Евгений Каменькович: «Что сделать, если проза сильнее драматургии?»Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Время собирать… пробкиИрина Моргулева, «Калининградская правда», 21.09.2012
- «Самой страшной нашей проблемой будет нежелание трогать фоменковские спектакли»Елена Губайдуллина, «Известия», 19.09.2012
- Петр Фоменко: сороковиныМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 18.09.2012
- Застряли в пародииАлена Карась, «Российская газета», 18.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- «Пять вечеров» в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Мастерская Петра Фоменко на перепутьеАся Иванова, «Вечерняя Москва», 16.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Полина Кутепова крутит носомЯна Жиляева, «vtbrussia.ru», 5.09.2012
- Театр для жизниЕлена Горфункель, «Сеанс», 23.08.2012
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- Историческая компанияПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 27.07.2012
- Выпито до днаМария Седых, «Итоги», 23.07.2012
- Грамоте обученГлеб Ситковский, «Ведомости», 18.07.2012
- Пока варился суп…Ася Иванова, «Вечерняя Москва», 17.07.2012
- Мастерская Петра Фоменко пригласила на свадьбуАлла Шевелева, «Известия», 16.07.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Петр Фоменко: учитель, мучитель и духовный отецМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 13.07.2012
- «За что я люблю Петра Наумовича Фоменко?»Лилия Ященко, «Новые Известия», 13.07.2012
- Актриса Мадлен Джабраилова: «Петр Фоменко прост. Как Моцарт»Анна Балуева, «Комсомольская правда», 13.07.2012
- «Тебя здесь видно отовсюду…»Вера Максимова, «Независимая газета», 13.07.2012
- Сцена стала раем «по Фоме» играем«Вечерняя Москва», 12.07.2012
- «Заходите-заходите»: 105-я страница про любовьЕлена Рыбакова, «Ваш досуг», 11.07.2012
- Он и есть гамбургский счетМарина Токарева, «Новая газета», 11.07.2012
- Феномен Фоменко«Литературная газета», 11.07.2012
- Первый из «фоменок»«Огонек», 9.07.2012
- Спектакль по роману Меира Шалева покажут в «Мастерской Петра Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 29.06.2012
- Сын троих отцов в центре мирозданияСветлана Полякова, «Новые Известия», 25.06.2012
- Роман в театреПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 15.06.2012
- Одиссея одного «Улисса»Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2012
- За счастьем и свободой бежим в Арденский лесЕвгений Авраменко, «Вечерний Петербург», 12.06.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Классика взяли за жабры и вывезли на мореПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 7.06.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- Вера Строкова: ‘Хороший язычок или нет, скажите?’«Журнал “Film Sense”», 05.2012
- Театральный роман в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 27.04.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- В тени меланхолииАлена Карась, «Российская газета», 24.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Мастер до МаргаритыЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- Театрально-анатомический романКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Путеводитель по театральным страстямЕлена Ларина, «радио «Голос России»», 12.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- «Хочу делать только то, что не знаю, как сделать»Светлана Полякова, «Новые Известия», 10.04.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера новое прочтение «Театрального романа» Михаила Булгакова««ТВ-центр. Москва»», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» дает премьеру постановки по «Театральному роману» Михаила Булгакова.«Телекампания НТВ / Новости», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Роман с театром: Булгаков и Фоменко«Радио «Свобода»», 10.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- Премьера «Театрального романа» состоится на сцене «Мастерской Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 9.04.2012
- Жертвы гипнозаАлександра Машукова, «Ведомости. Пятиница», 6.04.2012
- Однажды он любилАглая Смирнова, «Российская газета», 5.04.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Все краски акварелиВалерий Выжутович, «Российская газета», 6.03.2012
- Павел Баршак: «После Игры мне стали предлагать роли негодяев…»Нонна Алиева, «Кино-Театр.РУ», 1.03.2012
- Актриса «Шапито»Петр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 16.02.2012
- Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера»Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- Трижды «Пять вечеров» и «Хлопнем!» на снегу в честь ВолодинаБорис Тух, «http://www.stolitsa.ee», 13.02.2012
- «Пять вечеров»: импрессияДарья Коротаева, «Газета Володинского фестиваля», 10.02.2012
- Кого любить, кому поверить?Ольга Игнатюк, «Москвичка», 2.02.2012
- Культурная революция!29.01.2012
- Андрей Воробьев: Искусство ради людейИгорь Казаков, «http://mger2020.ru/», 27.01.2012
- Русская итальянкаПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 26.01.2012
- Цензура попеняла формуЕвгений Ткачев, «Южноуральская панорама», 26.01.2012
- Пять вечеровАлексей Киселев , «Maptype.com», 01.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012