«Самой страшной нашей проблемой будет нежелание трогать фоменковские спектакли»
В двадцатых числах сентября департамент культуры Москвы обещает определиться с новым руководителем «Мастерской П. Фоменко». С момента кончины создателя одного из лучших московских театров прошло 40 дней. Наиболее вероятный кандидат на этот пост режиссер и педагог Евгений Каменькович, работающий в «Мастерской» со дня ее основания. О возможном назначении Евгений Борисович говорить не стал, но рассказал корреспонденту «Известий», как живет театр без Петра Наумовича.
Эффект присутствия мастера ощущается?
Да, он остается, и дай Бог, чтобы оставался всегда. Главное, чтобы мы не превратились в музей. Думаю, Петр Наумович сам бы сильно разгневался, случись такое. Все знают, что в «Мастерской» есть его шикарный кабинет из нескольких комнат. Но он в него так и не переехал, жил в старом здании. И никогда не называл свой кабинет кабинетом, это была библиотека. А рядом, в Зеленом зале, мало места, поэтому кабинет Петра Наумовича часто служил и гримерной, и костюмерной. И мы решили, что все так и останется: все его книги и так далее. Но когда будет нужно, актеры будут там по-прежнему переодеваться, готовясь к спектаклям. Думаю, что ни у одного художественного руководителя в Москве нет такого маленького пространства, какое было у него.
Вы с Петром Наумовичем сотрудничали с давних пор. Он менялся?
Сложно сказать. Для меня он был всегда скрытым хулиганом, гулякой в каком-то очень высоком, гусарском, вернее, пушкинском смысле. Петр Наумович певец свободы. Я никогда не забуду первый курс наших основоположников люди так ему поверили и так раскрылись! Невероятно счастливое было время. Может, следующие курсы были посильнее, но я не верю, что было вот так хорошо.
О Фоменко говорят и пишут много, но сформулировать его метод очень трудно.
В режиссуре он стопроцентный поэт. Очень многое знал заранее благодаря опыту и художнической интуиции. Актеров очень часто ставил в неудобное положение. Специально. И в то же время был крайне деликатным. Это же правда, что он ничего не запрещал впрямую. Беседовал, направлял. Может, ребята когда-то расскажут, как он их настраивал перед спектаклем. Просто собирал вокруг себя, еще раз объяснял, зачем и ради чего выходить на сцену. И после этого люди начинали летать. Вот как это? Мы договорились, и я лично прослежу, всех 50 человек заставлю, чтобы каждый буквально вспомнил все репетиции с Петром Наумовичем. Но сам он с очень большой иронией относился ко всем этим словам «учитель», «ученик», «школа», вообще был крайне ироничный человек. Когда ему присуждали награды, загнать в Кремль его было очень трудно, он любил быть здесь, в «Мастерской».
Набоковские слова «Пушкин наш камертон» звучат в вашем новом спектакле «Дар» как будто о Фоменко.
Я сначала влюбился в «Дар», а когда стал разбираться, понял, как там много Пушкина. Честно говоря, горжусь, что возник такой решпект по отношению к Петру Наумовичу. Все знают, будь его воля, он бы переименовал «Мастерскую» в театр имени Пушкина. На прогонах, в моменты спектакля, где говорится о Пушкине, я специально смотрел только на Фоменко. Мне кажется, ему было приятно о Пушкине слушать. В свое время мы с Женовачем с Фомой ссорились. Он все пытался в ГИТИСе объявлять пушкинский семестр, а мы ему доказывали, что это не сценично, не театрально, ну хотя бы «Пушкин и Шекспир». Он обижался, уходил. Сам он все время работал бы над Пушкиным. Я точно знаю, что если человек сумеет поставить Пушкина, он сумеет поставить все. Эту великую поэзию перенести на сцену очень сложно. В нашем спектакле много пушкинских внутренних опор. Все-таки большинство актеров, занятых в «Даре», прошли годичную подготовку к «Борису Годунову». Жаль, что Петр Наумович этого спектакля не сделал. Поверьте, готовилось что-то невероятное. Было занято 70 человек. Приглашали историков, подняли все источники. Но Петр Наумович уже стал себя плохо чувствовать, а без него спектакль закончить невозможно.
Пушкин камертон для Фоменко, а для театра камертон сам Фоменко.
Уверен. Точно знаю, что никто не умеет так разговаривать, как он, никто не умеет так читать стихи, никто не умеет петь так, как пел он, настолько он был музыкальным человеком. Он мог посвятить одной фразе целую репетицию. Мне кажется, он не понимал театра вне слова. Может быть, поэтому ему так легко работалось во Франции, известно же, что во Французском театре слово бог. И свой шедевр «Лес» он поставил там за какой-то нереально короткий для него срок.
Когда этот театр счастливо начинался в ГИТИСе, все в него влюбились. И сейчас многие хотят видеть в «Мастерской П. Фоменко» тот же театр. Но наверняка новое поколение, стажеры, привносит что-то другое.
Среди стажеров есть люди художественно наглые. Молодые очень уважают старших товарищей, но часто делают более рискованные вещи. Я, например, люблю браться за прозу, но в жизни бы за «Египетскую марку» Мандельштама не взялся. А им Петр Наумович подсказал, и они приступили Первые 25 минут мы уже видели, и Петр Наумович успел, благословил постановку. Не знаю, добегут ли они до конца. Я всегда говорил, что если что-то погубит этот театр, то только стремление к совершенству. Может, нам всем надо меньше читать. Но не зря же у нас теперь Олег Глушков ставит пластический спектакль. Он провел кастинг, отобрав и взрослых, и самых молодых наших артистов. Репетиции начались, пока из зала мы слышим только музыку и хохот. Но сейчас нам, конечно, правильнее вернуться к пьесам. Мы честно читаем все, но пока, кроме Дмитрия Богославского, которого открыл Миндаугас Карбаускис в Театре Маяковского, современного автора для себя не нашли. Я начинал ставить Сорокина, Dostoevsky-trip, прорепетировал месяц и понял, что молодым людям это неприятно. А из зарубежных драматургов нас волнует Том Стоппард. И конечно, не хочется трогать ни один фоменковский спектакль. Думаю, это будет самая страшная наша проблема. Мы же все понимаем, что если не будем развиваться, что с нами будет? Наверное, неправильно, если у нас останется какое-то свое «Лебединое озеро».
Эффект присутствия мастера ощущается?
Да, он остается, и дай Бог, чтобы оставался всегда. Главное, чтобы мы не превратились в музей. Думаю, Петр Наумович сам бы сильно разгневался, случись такое. Все знают, что в «Мастерской» есть его шикарный кабинет из нескольких комнат. Но он в него так и не переехал, жил в старом здании. И никогда не называл свой кабинет кабинетом, это была библиотека. А рядом, в Зеленом зале, мало места, поэтому кабинет Петра Наумовича часто служил и гримерной, и костюмерной. И мы решили, что все так и останется: все его книги и так далее. Но когда будет нужно, актеры будут там по-прежнему переодеваться, готовясь к спектаклям. Думаю, что ни у одного художественного руководителя в Москве нет такого маленького пространства, какое было у него.
Вы с Петром Наумовичем сотрудничали с давних пор. Он менялся?
Сложно сказать. Для меня он был всегда скрытым хулиганом, гулякой в каком-то очень высоком, гусарском, вернее, пушкинском смысле. Петр Наумович певец свободы. Я никогда не забуду первый курс наших основоположников люди так ему поверили и так раскрылись! Невероятно счастливое было время. Может, следующие курсы были посильнее, но я не верю, что было вот так хорошо.
О Фоменко говорят и пишут много, но сформулировать его метод очень трудно.
В режиссуре он стопроцентный поэт. Очень многое знал заранее благодаря опыту и художнической интуиции. Актеров очень часто ставил в неудобное положение. Специально. И в то же время был крайне деликатным. Это же правда, что он ничего не запрещал впрямую. Беседовал, направлял. Может, ребята когда-то расскажут, как он их настраивал перед спектаклем. Просто собирал вокруг себя, еще раз объяснял, зачем и ради чего выходить на сцену. И после этого люди начинали летать. Вот как это? Мы договорились, и я лично прослежу, всех 50 человек заставлю, чтобы каждый буквально вспомнил все репетиции с Петром Наумовичем. Но сам он с очень большой иронией относился ко всем этим словам «учитель», «ученик», «школа», вообще был крайне ироничный человек. Когда ему присуждали награды, загнать в Кремль его было очень трудно, он любил быть здесь, в «Мастерской».
Набоковские слова «Пушкин наш камертон» звучат в вашем новом спектакле «Дар» как будто о Фоменко.
Я сначала влюбился в «Дар», а когда стал разбираться, понял, как там много Пушкина. Честно говоря, горжусь, что возник такой решпект по отношению к Петру Наумовичу. Все знают, будь его воля, он бы переименовал «Мастерскую» в театр имени Пушкина. На прогонах, в моменты спектакля, где говорится о Пушкине, я специально смотрел только на Фоменко. Мне кажется, ему было приятно о Пушкине слушать. В свое время мы с Женовачем с Фомой ссорились. Он все пытался в ГИТИСе объявлять пушкинский семестр, а мы ему доказывали, что это не сценично, не театрально, ну хотя бы «Пушкин и Шекспир». Он обижался, уходил. Сам он все время работал бы над Пушкиным. Я точно знаю, что если человек сумеет поставить Пушкина, он сумеет поставить все. Эту великую поэзию перенести на сцену очень сложно. В нашем спектакле много пушкинских внутренних опор. Все-таки большинство актеров, занятых в «Даре», прошли годичную подготовку к «Борису Годунову». Жаль, что Петр Наумович этого спектакля не сделал. Поверьте, готовилось что-то невероятное. Было занято 70 человек. Приглашали историков, подняли все источники. Но Петр Наумович уже стал себя плохо чувствовать, а без него спектакль закончить невозможно.
Пушкин камертон для Фоменко, а для театра камертон сам Фоменко.
Уверен. Точно знаю, что никто не умеет так разговаривать, как он, никто не умеет так читать стихи, никто не умеет петь так, как пел он, настолько он был музыкальным человеком. Он мог посвятить одной фразе целую репетицию. Мне кажется, он не понимал театра вне слова. Может быть, поэтому ему так легко работалось во Франции, известно же, что во Французском театре слово бог. И свой шедевр «Лес» он поставил там за какой-то нереально короткий для него срок.
Когда этот театр счастливо начинался в ГИТИСе, все в него влюбились. И сейчас многие хотят видеть в «Мастерской П. Фоменко» тот же театр. Но наверняка новое поколение, стажеры, привносит что-то другое.
Среди стажеров есть люди художественно наглые. Молодые очень уважают старших товарищей, но часто делают более рискованные вещи. Я, например, люблю браться за прозу, но в жизни бы за «Египетскую марку» Мандельштама не взялся. А им Петр Наумович подсказал, и они приступили Первые 25 минут мы уже видели, и Петр Наумович успел, благословил постановку. Не знаю, добегут ли они до конца. Я всегда говорил, что если что-то погубит этот театр, то только стремление к совершенству. Может, нам всем надо меньше читать. Но не зря же у нас теперь Олег Глушков ставит пластический спектакль. Он провел кастинг, отобрав и взрослых, и самых молодых наших артистов. Репетиции начались, пока из зала мы слышим только музыку и хохот. Но сейчас нам, конечно, правильнее вернуться к пьесам. Мы честно читаем все, но пока, кроме Дмитрия Богославского, которого открыл Миндаугас Карбаускис в Театре Маяковского, современного автора для себя не нашли. Я начинал ставить Сорокина, Dostoevsky-trip, прорепетировал месяц и понял, что молодым людям это неприятно. А из зарубежных драматургов нас волнует Том Стоппард. И конечно, не хочется трогать ни один фоменковский спектакль. Думаю, это будет самая страшная наша проблема. Мы же все понимаем, что если не будем развиваться, что с нами будет? Наверное, неправильно, если у нас останется какое-то свое «Лебединое озеро».
Елена Губайдуллина, «Известия», 19.09.2012
- Моряки и шлюхиАлексей Киселев , «Афиша», 26.12.2012
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» станцевали «Моряков и шлюх»Марина Шимадина, «Известия», 21.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Необычный премьерный спектакль на сцене «Мастерской Фоменко»Людмила Траутмане, «http://gallerix.ru», 20.12.2012
- Танцплощадка народов мираНиколай Берман, «Газета.ru», 20.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Спектакль без слов покажет «Мастерская Петра Фоменко» во вторникНаталья Курова, «РИА-новости», 17.12.2012
- Евгений Каменькович рассказал о «Моряках и шлюхах»«http://www.teatral-online.ru», 14.12.2012
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Фоменковское счастьеЯна Жиляева, «http://vtbrussia.ru», 30.11.2012
- «Первые в жизни премии остаются самыми приятными и значимыми»Лариса Каневская, «Новые Известия», 30.11.2012
- Джемма на rendez-vousПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 29.11.2012
- Мастерская нужных вещейПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 21.11.2012
- Режиссер Евгений Каменькович: «Безболезненно уничтожить репертуарный театр не получится! Кто-нибудь обязательно повесится…»Олег Вергелис, «Зеркало недели. Украина», 16.11.2012
- Плакать 10 раз в месяцИгорь Вирабов, «Российская газета», 1.11.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Эта нездешняя Полина АгурееваТатьяна Шипилова, «Советская Сибирь», 18.10.2012
- Полина Агуреева: «Это фильм про медленных людей»Дина Радбель, «Труд», 16.10.2012
- Талант при свидетеляхДмитрий Циликин, «Росбалт.ru», 13.10.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- «И корабль плывет»: рецензия на спектакль «Дом, где разбиваются сердца»Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Театральный режиссер Евгений Каменькович: «Что сделать, если проза сильнее драматургии?»Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Время собирать… пробкиИрина Моргулева, «Калининградская правда», 21.09.2012
- «Самой страшной нашей проблемой будет нежелание трогать фоменковские спектакли»Елена Губайдуллина, «Известия», 19.09.2012
- Петр Фоменко: сороковиныМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 18.09.2012
- Застряли в пародииАлена Карась, «Российская газета», 18.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- «Пять вечеров» в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Мастерская Петра Фоменко на перепутьеАся Иванова, «Вечерняя Москва», 16.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Полина Кутепова крутит носомЯна Жиляева, «vtbrussia.ru», 5.09.2012
- Театр для жизниЕлена Горфункель, «Сеанс», 23.08.2012
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- Историческая компанияПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 27.07.2012
- Выпито до днаМария Седых, «Итоги», 23.07.2012
- Грамоте обученГлеб Ситковский, «Ведомости», 18.07.2012
- Пока варился суп…Ася Иванова, «Вечерняя Москва», 17.07.2012
- Мастерская Петра Фоменко пригласила на свадьбуАлла Шевелева, «Известия», 16.07.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Петр Фоменко: учитель, мучитель и духовный отецМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 13.07.2012
- «За что я люблю Петра Наумовича Фоменко?»Лилия Ященко, «Новые Известия», 13.07.2012
- Актриса Мадлен Джабраилова: «Петр Фоменко прост. Как Моцарт»Анна Балуева, «Комсомольская правда», 13.07.2012
- «Тебя здесь видно отовсюду…»Вера Максимова, «Независимая газета», 13.07.2012
- Сцена стала раем «по Фоме» играем«Вечерняя Москва», 12.07.2012
- «Заходите-заходите»: 105-я страница про любовьЕлена Рыбакова, «Ваш досуг», 11.07.2012
- Он и есть гамбургский счетМарина Токарева, «Новая газета», 11.07.2012
- Феномен Фоменко«Литературная газета», 11.07.2012
- Первый из «фоменок»«Огонек», 9.07.2012
- Спектакль по роману Меира Шалева покажут в «Мастерской Петра Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 29.06.2012
- Сын троих отцов в центре мирозданияСветлана Полякова, «Новые Известия», 25.06.2012
- Роман в театреПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 15.06.2012
- Одиссея одного «Улисса»Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2012
- За счастьем и свободой бежим в Арденский лесЕвгений Авраменко, «Вечерний Петербург», 12.06.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Классика взяли за жабры и вывезли на мореПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 7.06.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- Вера Строкова: ‘Хороший язычок или нет, скажите?’«Журнал “Film Sense”», 05.2012
- Театральный роман в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 27.04.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- В тени меланхолииАлена Карась, «Российская газета», 24.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Мастер до МаргаритыЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- Театрально-анатомический романКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Путеводитель по театральным страстямЕлена Ларина, «радио «Голос России»», 12.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- «Хочу делать только то, что не знаю, как сделать»Светлана Полякова, «Новые Известия», 10.04.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера новое прочтение «Театрального романа» Михаила Булгакова««ТВ-центр. Москва»», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» дает премьеру постановки по «Театральному роману» Михаила Булгакова.«Телекампания НТВ / Новости», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Роман с театром: Булгаков и Фоменко«Радио «Свобода»», 10.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- Премьера «Театрального романа» состоится на сцене «Мастерской Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 9.04.2012
- Жертвы гипнозаАлександра Машукова, «Ведомости. Пятиница», 6.04.2012
- Однажды он любилАглая Смирнова, «Российская газета», 5.04.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Все краски акварелиВалерий Выжутович, «Российская газета», 6.03.2012
- Павел Баршак: «После Игры мне стали предлагать роли негодяев…»Нонна Алиева, «Кино-Театр.РУ», 1.03.2012
- Актриса «Шапито»Петр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 16.02.2012
- Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера»Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- Трижды «Пять вечеров» и «Хлопнем!» на снегу в честь ВолодинаБорис Тух, «http://www.stolitsa.ee», 13.02.2012
- «Пять вечеров»: импрессияДарья Коротаева, «Газета Володинского фестиваля», 10.02.2012
- Кого любить, кому поверить?Ольга Игнатюк, «Москвичка», 2.02.2012
- Культурная революция!29.01.2012
- Андрей Воробьев: Искусство ради людейИгорь Казаков, «http://mger2020.ru/», 27.01.2012
- Русская итальянкаПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 26.01.2012
- Цензура попеняла формуЕвгений Ткачев, «Южноуральская панорама», 26.01.2012
- Пять вечеровАлексей Киселев , «Maptype.com», 01.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012