«Пять вечеров» в Мастерской Петра Фоменко
Пьесы, написанные советскими «неблагонадежными» драматургами 50-60 годов Александром Володиным, Виктором Розовым, Леонидом Зориным, казалось, не приживутся во времени новейшем. Уж слишком тексты этих авторов привязаны к реалиям другой жизни. Однако театральная реальность последних сезонов опровергает подобные опасения.
«Варшавскую мелодию» Леонида Зорина играют в Театре на Малой Бронной с аншлагами четвертый сезон, та же пьеса с успехом идет в Малом драматическом в Санкт-Петербурге. В конце сентября Мастерская ЦДР (арт-директор Марат Гацалов) проведет лабораторию по драматургии Виктора Розова, где молодые режиссеры предложат эскизы спектаклей по пьесам этого автора.
Из года в год в северной столице проходит фестиваль володинской драматургии, куда съезжаются театры из всей России. В прошлом сезоне в Мастерской Петра Фоменко Виктор Рыжаков выпустил спектакль по пьесе Александра Володина «Пять вечеров».
Этот список можно было бы и продолжить. Почему же оказывается востребованной эта драматургия? Один из вариантов ответа потому, что у театра есть потребность в человеческом, сердечном. Мы научились раздевать человека, исследовать природу его комплексов. Оказалось сложнее взглянуть на человека, у которого, помимо тела, есть душа, которая ищет счастья.
Виктор Рыжаков, режиссер, который открыл нам драматургию Ивана Вырыпаева, и имеет вкус к новой драме, вдруг сдвинул свой интерес к драматургии Александра Володина. Дело не только в том, что Виктор еще и один из арт-директоров фестиваля «Пять вечеров» им. А. Володина в Питере. Скорее, режиссер, посмотрев разные постановки, дозрел до выяснения отношений с володинской драматургией.
Спектакль Рыжакова у «фоменок» устанавливает свою дистанцию со временем, с типом героев, со строем чувств людей тех лет. Виктор ставит не просто текст, а разбирается с той эпохой. Ему не слишком важны политические подтексты, в частности, тот момент, что Ильин возвращается в Москву из ссылки. Ему интересен человек, в котором поселился страх жить.
Равно как интересна режиссеру и Тамара, полюбившая Ильина в еще студенческие годы. Это женщина, которая боится своих чувств. Ей проще жить в клише социума: говорить о работе, о своем племяннике, практически усыновленном ею, поскольку родители его погибли. Тамару играет в спектакле Полина Агуреева, Ильина Игорь Гордин.
Сначала кажется, что заявленный прием контрапункта пластики и слова умозрителен и неорганичен. Актеры ломаются, слова отлетают от них, и кажется, что эти режиссерские кунштюки будут мешать актерам. Однако именно этот прием намеренного разрыва между словом и телом актера взрывает текст Володина и приводит к впечатляющему результату.
Глубинная природа страха перед собственными чувствами охватывает всех участников драмы. Они не просто говорят не то, что чувствуют, а порой говорят прямо противоположное.
Вот Ильин появился в доме Тамары. Она предлагает ему остаться на три дня и три ночи у нее в доме, прекрасно понимая всю степень деликатности такого предложения. Она замирает: вдруг он уйдет? Но, собирая остатки воли в кулачок, скрывая дрожь в голосе, верещит своим тоненьким голоском: «Впрочем, я уговаривать вас не собираюсь».
Рыжаков обнажает страхи героев выразительной мизансценой. Они разговаривают через дверь, не видя друг друга, но мы видим то, что хотят скрыть оба. Видим, как сильно она хочет, чтобы он остался.
Разговоры о заводе, о коммунизме, о письмах Маркса вся эта фразеология времени есть шелуха, но в нее, тем не менее, поверили наивные души. Такой Тамаре, которую играет Агуреева, пристало бы читать поэзию серебряного века, а она вопросительно щебечет: любят ли его рабочие? Ей бы носить шелковые чулки, а Тамара то и дело подтягивает свои грубые нитяные они предательски собираются гармошкой. Ей бы надевать изящные платья, а она изображает из себя рабочего человека и носит что-то наподобие рабочей униформы. Единственное, что себе позволяет Тамара Агуреевой шиньон размером едва ли не с нее саму. Шиньон тщательно пришпилен к ее аккуратной прелестной головке, что делает ее чуть смешной, чуть нелепой, какой-то беззащитной, маленькой и хрупкой.
Полина Агуреева играет выше всех похвал: актриса насыщает роль нюансами, оправдывает все сложные задачи, которые ставит ей режиссер.
Вот только-только за накрытым столом она ворковала про рабочий класс, отчаянно скрывая свои чувства, но Ильин Гордина, утомленный прелюдией советской дискуссии, пресекает ее воробьиное забалтывание. Грубо, как шофер, и бережно, как влюбленный человек, берет он на руки свою Тому. Та и не сопротивляется, но и ставит свой акцент, изображая Одетту, белого лебедя. Ей нужен сталинский фасад классического приличия.
Они преодолеют порог, и квартиры, и своих собственных запретов.
Сядут вдвоем, и просто-просто она скажет ему, что поедет за ним на край света и не вспомнит в этот момент ни про рабочий класс, ни про письма Маркса.
«Варшавскую мелодию» Леонида Зорина играют в Театре на Малой Бронной с аншлагами четвертый сезон, та же пьеса с успехом идет в Малом драматическом в Санкт-Петербурге. В конце сентября Мастерская ЦДР (арт-директор Марат Гацалов) проведет лабораторию по драматургии Виктора Розова, где молодые режиссеры предложат эскизы спектаклей по пьесам этого автора.
Из года в год в северной столице проходит фестиваль володинской драматургии, куда съезжаются театры из всей России. В прошлом сезоне в Мастерской Петра Фоменко Виктор Рыжаков выпустил спектакль по пьесе Александра Володина «Пять вечеров».
Этот список можно было бы и продолжить. Почему же оказывается востребованной эта драматургия? Один из вариантов ответа потому, что у театра есть потребность в человеческом, сердечном. Мы научились раздевать человека, исследовать природу его комплексов. Оказалось сложнее взглянуть на человека, у которого, помимо тела, есть душа, которая ищет счастья.
Виктор Рыжаков, режиссер, который открыл нам драматургию Ивана Вырыпаева, и имеет вкус к новой драме, вдруг сдвинул свой интерес к драматургии Александра Володина. Дело не только в том, что Виктор еще и один из арт-директоров фестиваля «Пять вечеров» им. А. Володина в Питере. Скорее, режиссер, посмотрев разные постановки, дозрел до выяснения отношений с володинской драматургией.
Спектакль Рыжакова у «фоменок» устанавливает свою дистанцию со временем, с типом героев, со строем чувств людей тех лет. Виктор ставит не просто текст, а разбирается с той эпохой. Ему не слишком важны политические подтексты, в частности, тот момент, что Ильин возвращается в Москву из ссылки. Ему интересен человек, в котором поселился страх жить.
Равно как интересна режиссеру и Тамара, полюбившая Ильина в еще студенческие годы. Это женщина, которая боится своих чувств. Ей проще жить в клише социума: говорить о работе, о своем племяннике, практически усыновленном ею, поскольку родители его погибли. Тамару играет в спектакле Полина Агуреева, Ильина Игорь Гордин.
Сначала кажется, что заявленный прием контрапункта пластики и слова умозрителен и неорганичен. Актеры ломаются, слова отлетают от них, и кажется, что эти режиссерские кунштюки будут мешать актерам. Однако именно этот прием намеренного разрыва между словом и телом актера взрывает текст Володина и приводит к впечатляющему результату.
Глубинная природа страха перед собственными чувствами охватывает всех участников драмы. Они не просто говорят не то, что чувствуют, а порой говорят прямо противоположное.
Вот Ильин появился в доме Тамары. Она предлагает ему остаться на три дня и три ночи у нее в доме, прекрасно понимая всю степень деликатности такого предложения. Она замирает: вдруг он уйдет? Но, собирая остатки воли в кулачок, скрывая дрожь в голосе, верещит своим тоненьким голоском: «Впрочем, я уговаривать вас не собираюсь».
Рыжаков обнажает страхи героев выразительной мизансценой. Они разговаривают через дверь, не видя друг друга, но мы видим то, что хотят скрыть оба. Видим, как сильно она хочет, чтобы он остался.
Разговоры о заводе, о коммунизме, о письмах Маркса вся эта фразеология времени есть шелуха, но в нее, тем не менее, поверили наивные души. Такой Тамаре, которую играет Агуреева, пристало бы читать поэзию серебряного века, а она вопросительно щебечет: любят ли его рабочие? Ей бы носить шелковые чулки, а Тамара то и дело подтягивает свои грубые нитяные они предательски собираются гармошкой. Ей бы надевать изящные платья, а она изображает из себя рабочего человека и носит что-то наподобие рабочей униформы. Единственное, что себе позволяет Тамара Агуреевой шиньон размером едва ли не с нее саму. Шиньон тщательно пришпилен к ее аккуратной прелестной головке, что делает ее чуть смешной, чуть нелепой, какой-то беззащитной, маленькой и хрупкой.
Полина Агуреева играет выше всех похвал: актриса насыщает роль нюансами, оправдывает все сложные задачи, которые ставит ей режиссер.
Вот только-только за накрытым столом она ворковала про рабочий класс, отчаянно скрывая свои чувства, но Ильин Гордина, утомленный прелюдией советской дискуссии, пресекает ее воробьиное забалтывание. Грубо, как шофер, и бережно, как влюбленный человек, берет он на руки свою Тому. Та и не сопротивляется, но и ставит свой акцент, изображая Одетту, белого лебедя. Ей нужен сталинский фасад классического приличия.
Они преодолеют порог, и квартиры, и своих собственных запретов.
Сядут вдвоем, и просто-просто она скажет ему, что поедет за ним на край света и не вспомнит в этот момент ни про рабочий класс, ни про письма Маркса.
Ольга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 17.09.2012
- Моряки и шлюхиАлексей Киселев , «Афиша», 26.12.2012
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» станцевали «Моряков и шлюх»Марина Шимадина, «Известия», 21.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Необычный премьерный спектакль на сцене «Мастерской Фоменко»Людмила Траутмане, «http://gallerix.ru», 20.12.2012
- Танцплощадка народов мираНиколай Берман, «Газета.ru», 20.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Спектакль без слов покажет «Мастерская Петра Фоменко» во вторникНаталья Курова, «РИА-новости», 17.12.2012
- Евгений Каменькович рассказал о «Моряках и шлюхах»«http://www.teatral-online.ru», 14.12.2012
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Фоменковское счастьеЯна Жиляева, «http://vtbrussia.ru», 30.11.2012
- «Первые в жизни премии остаются самыми приятными и значимыми»Лариса Каневская, «Новые Известия», 30.11.2012
- Джемма на rendez-vousПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 29.11.2012
- Мастерская нужных вещейПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 21.11.2012
- Режиссер Евгений Каменькович: «Безболезненно уничтожить репертуарный театр не получится! Кто-нибудь обязательно повесится…»Олег Вергелис, «Зеркало недели. Украина», 16.11.2012
- Плакать 10 раз в месяцИгорь Вирабов, «Российская газета», 1.11.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Эта нездешняя Полина АгурееваТатьяна Шипилова, «Советская Сибирь», 18.10.2012
- Полина Агуреева: «Это фильм про медленных людей»Дина Радбель, «Труд», 16.10.2012
- Талант при свидетеляхДмитрий Циликин, «Росбалт.ru», 13.10.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- «И корабль плывет»: рецензия на спектакль «Дом, где разбиваются сердца»Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Театральный режиссер Евгений Каменькович: «Что сделать, если проза сильнее драматургии?»Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Время собирать… пробкиИрина Моргулева, «Калининградская правда», 21.09.2012
- «Самой страшной нашей проблемой будет нежелание трогать фоменковские спектакли»Елена Губайдуллина, «Известия», 19.09.2012
- Петр Фоменко: сороковиныМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 18.09.2012
- Застряли в пародииАлена Карась, «Российская газета», 18.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- «Пять вечеров» в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Мастерская Петра Фоменко на перепутьеАся Иванова, «Вечерняя Москва», 16.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Полина Кутепова крутит носомЯна Жиляева, «vtbrussia.ru», 5.09.2012
- Театр для жизниЕлена Горфункель, «Сеанс», 23.08.2012
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- Историческая компанияПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 27.07.2012
- Выпито до днаМария Седых, «Итоги», 23.07.2012
- Грамоте обученГлеб Ситковский, «Ведомости», 18.07.2012
- Пока варился суп…Ася Иванова, «Вечерняя Москва», 17.07.2012
- Мастерская Петра Фоменко пригласила на свадьбуАлла Шевелева, «Известия», 16.07.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Петр Фоменко: учитель, мучитель и духовный отецМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 13.07.2012
- «За что я люблю Петра Наумовича Фоменко?»Лилия Ященко, «Новые Известия», 13.07.2012
- Актриса Мадлен Джабраилова: «Петр Фоменко прост. Как Моцарт»Анна Балуева, «Комсомольская правда», 13.07.2012
- «Тебя здесь видно отовсюду…»Вера Максимова, «Независимая газета», 13.07.2012
- Сцена стала раем «по Фоме» играем«Вечерняя Москва», 12.07.2012
- «Заходите-заходите»: 105-я страница про любовьЕлена Рыбакова, «Ваш досуг», 11.07.2012
- Он и есть гамбургский счетМарина Токарева, «Новая газета», 11.07.2012
- Феномен Фоменко«Литературная газета», 11.07.2012
- Первый из «фоменок»«Огонек», 9.07.2012
- Спектакль по роману Меира Шалева покажут в «Мастерской Петра Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 29.06.2012
- Сын троих отцов в центре мирозданияСветлана Полякова, «Новые Известия», 25.06.2012
- Роман в театреПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 15.06.2012
- Одиссея одного «Улисса»Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2012
- За счастьем и свободой бежим в Арденский лесЕвгений Авраменко, «Вечерний Петербург», 12.06.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Классика взяли за жабры и вывезли на мореПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 7.06.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- Вера Строкова: ‘Хороший язычок или нет, скажите?’«Журнал “Film Sense”», 05.2012
- Театральный роман в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 27.04.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- В тени меланхолииАлена Карась, «Российская газета», 24.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Мастер до МаргаритыЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- Театрально-анатомический романКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Путеводитель по театральным страстямЕлена Ларина, «радио «Голос России»», 12.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- «Хочу делать только то, что не знаю, как сделать»Светлана Полякова, «Новые Известия», 10.04.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера новое прочтение «Театрального романа» Михаила Булгакова««ТВ-центр. Москва»», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» дает премьеру постановки по «Театральному роману» Михаила Булгакова.«Телекампания НТВ / Новости», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Роман с театром: Булгаков и Фоменко«Радио «Свобода»», 10.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- Премьера «Театрального романа» состоится на сцене «Мастерской Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 9.04.2012
- Жертвы гипнозаАлександра Машукова, «Ведомости. Пятиница», 6.04.2012
- Однажды он любилАглая Смирнова, «Российская газета», 5.04.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Все краски акварелиВалерий Выжутович, «Российская газета», 6.03.2012
- Павел Баршак: «После Игры мне стали предлагать роли негодяев…»Нонна Алиева, «Кино-Театр.РУ», 1.03.2012
- Актриса «Шапито»Петр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 16.02.2012
- Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера»Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- Трижды «Пять вечеров» и «Хлопнем!» на снегу в честь ВолодинаБорис Тух, «http://www.stolitsa.ee», 13.02.2012
- «Пять вечеров»: импрессияДарья Коротаева, «Газета Володинского фестиваля», 10.02.2012
- Кого любить, кому поверить?Ольга Игнатюк, «Москвичка», 2.02.2012
- Культурная революция!29.01.2012
- Андрей Воробьев: Искусство ради людейИгорь Казаков, «http://mger2020.ru/», 27.01.2012
- Русская итальянкаПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 26.01.2012
- Цензура попеняла формуЕвгений Ткачев, «Южноуральская панорама», 26.01.2012
- Пять вечеровАлексей Киселев , «Maptype.com», 01.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012