Талант при свидетелях
Думал ли я, что буду как прикованный смотреть сериал, да еще по Первому каналу! И это при том, что уже который год наше телевидение наиболее релевантный ответ мировой пошлости на запрос мировой глупости. Что его руководители давно и с охотой продали душу дьяволу. Что оно самое точное зеркало отношения так называемой элиты, прежде всего власти, к своему народу и одновременно самый мощный инструмент реализации этого отношения. Извините, что повторяю ужасающие банальности про зомбоящик, оболванивание, победу принципа «пипл хавает», но ведь так и есть.
Вернее было до недавнего времени. До старта на Первом сериала «Без свидетелей».
Смысл революции, произошедшей в XX веке с искусством (и почти приведшей к его гибели), в разрушении иерархий.
Сначала в изо провозгласили: долой мастерство рисунка, композиции и колористики теперь художник работает мыслью, и неважно как, а важно, что он сообщает. А что именно просветит куратор. И он же объяснит, почему вы должны выложить за этот «объект» из слоновьего дерьма или куриного пера лимон долларов.
Потом всякое движение объявили танцем и тут стало не нужно ремесло, поскольку хромые и убогие, слава политкорректности, тоже имеют право на пластическое самовыражение.
Ура, нынче нет редакторов и цензоров, столетиями сдерживавших графоманский зуд, Интернет отменил умение складывать слова в предложения, описывать пластично, строить сюжет, отменил понятие «слог», и селевой поток продуктов жизнедеятельности всех, кто вообразил себя автором, хлынул в Сеть.
А в театре, кино, на эстраде нынче не существует понятия «данные». Со сцены больше никто не должен демонстрировать, что может что-то такое, чего не смог бы любой сидящий в зале, если освободить его от страха сцены. Сниматься в кино пожалуйте кто угодно участие в любой грубой вульгарной телесамодеятельности открывает путь на широкий экран, хотя профессиональные кондиции, к примеру, некоего Галустяна исчерпывающе описываются формулой выдающегося театрального педагога А. И. Кацмана: «Так в Одессе каждый еврей может, только стесняется». Антрепризы и сериалы привели к полной деградации профессии актера: там не умеют играть тонко, глубоко, а кто умеет ему не позволят, поскольку чем примитивнее продукт, тем он лучше продается. Любой сложности, неоднозначности, рефлексии боятся как огня, поскольку они проявление ума и души и адресуются к уму и душе зрителя. Но ведь чем у человека больше этих двух субстанций, тем он неуправляемее.
Шоу-бизнес такой же продукт шарлатанства продюсеров, как contemporary art кураторов: они, чванясь своим всемогуществом, доказывают, что нет никакого дара божьего, а звезду делают деньги и маркетинг. То же самое пропагандируют всевозможные телевизионные конкурсы: никто не лучше никого, не надо голоса, не надо слуха, артистизма, вообще никакой одаренности в той сфере, где тебе назначили быть звездой, достаточно попасть на ТВ. Ну так ведь приличные люди потому-то это самое телевидение и не смотрят.
И вдруг «Без свидетелей»!
Решение купить этот израильский формат, с успехом переснятый по всему миру, для России смело и рискованно. Во-первых, по той простой причине, что каждая серия прием у психолога, а у нас не в обычае решать свои проблемы таким способом, и попасть в дурку несмываемое клеймо. Во-вторых, вообще никакого экшна, никакой движухи: врач и пациент (или два) сидят друг напротив друга и разговаривают. Только. 26 минут. Представляете: не бегут-стреляют-падают, не обливаются кровью-слезами-спермой, тупые красавцы не разъезжают на шикарных авто, а их тупые телки не красуются брачным оперением (как называл это другой театральный педагог, Б. В. Зон). Кто это будет смотреть? Не знаю рейтинга, но вот в моем лице Первый канал вернул себе как минимум одного зрителя.
Русскую версию «Без свидетелей» ставили опытный телевизионный режиссер Илья Малкин и прекрасный кинорежиссер Борис Хлебников. Кастинг отменный: даже так называемые сериальные актеры вспомнили о профессиональной чести, а уж актеров «Мастерской Петра Фоменко» не надо уговаривать играть как следует они иначе не умеют. В главной роли психолога Татьяны Дубровиной Ксения Кутепова.
Не забуду, как впервые увидел ее десять лет назад в «Семейном счастии», одном из лучших, изумительнейших созданий Петра Наумовича Фоменко. Уж я куда как искушенный зритель, помню на сцене и Раневскую со Смоктуновским, но тут поймал себя на том, что через пять минут рот мой растянулся в дурацкой улыбке счастья. И это счастье, которое умеют дарить только необыкновенные «фоменки», нисходило потом всякий раз: в «Волках и овцах», в «Трех сестрах», в «Войне и мире», в чудесном фильме Веры Сторожевой «Путешествие с домашними животными», где Ксения Кутепова сыграла главную роль.
В «Без свидетелей» в сериале! она работает на том же уровне: с кружевным мастерством передавая тончайшие душевные движения и переливы, притом легато, сплошной линией, как в театре, будто и нету монтажа. Глупее себя не сыграешь: всегда видно, умный актер изображает глупость или она его природное свойство. Так вот, блестящий, изощренный ум этой Татьяны абсолютно убедителен очевидно, что это ум, понимание человеческой природы и природы вещей, которыми наделена сама актриса. Она виртуозно анатомирует и врачует внутренний мир пациентов не потому, что так написано в сценарии (надо сказать, отличном), текст освоен и присвоен до конца. Такое сейчас в считанных театрах умеют, не говоря о ТВ. И еще: здесь в ее существовании, как и в прежних ролях, есть некое мерцание тайны, невозможно предугадать следующие интонацию, движение, выражение лица… Кутеповой удается почти невозможное: она, как писывали в советскую старину, «создает на экране образ положительно прекрасного человека» но притом совершенно реального, в него веришь и ему сопереживаешь.
Так что фигушки, милые мои, есть иерархия. Изыди, сатана, со своей идеей равенства. В искусстве не может быть демократии. Не надо ля-ля, что это, мол, тоже искусство, но другое. Одаренность не равна бездарности. Мастерство не равно профессиональной беспомощности. Из «я тоже так хочу» отнюдь не следует «тоже так могу». Ничего не бывает на ровном месте с кондачка. Петр Фоменко из десятков тысяч абитуриентов выбрал этих, потом несколько лет их учил, а потом несколько десятилетий с ними работал в театре и вот постепенно возникло драгоценное чудо искусства. И давайте в наше самозванское время, когда торжествуют дутые мнимости, все-таки отличать его от неискусства. Потому что маркетинг маркетингом, но никакие связи не помогут сделать ножку маленькой, а талант большим.
Вернее было до недавнего времени. До старта на Первом сериала «Без свидетелей».
Смысл революции, произошедшей в XX веке с искусством (и почти приведшей к его гибели), в разрушении иерархий.
Сначала в изо провозгласили: долой мастерство рисунка, композиции и колористики теперь художник работает мыслью, и неважно как, а важно, что он сообщает. А что именно просветит куратор. И он же объяснит, почему вы должны выложить за этот «объект» из слоновьего дерьма или куриного пера лимон долларов.
Потом всякое движение объявили танцем и тут стало не нужно ремесло, поскольку хромые и убогие, слава политкорректности, тоже имеют право на пластическое самовыражение.
Ура, нынче нет редакторов и цензоров, столетиями сдерживавших графоманский зуд, Интернет отменил умение складывать слова в предложения, описывать пластично, строить сюжет, отменил понятие «слог», и селевой поток продуктов жизнедеятельности всех, кто вообразил себя автором, хлынул в Сеть.
А в театре, кино, на эстраде нынче не существует понятия «данные». Со сцены больше никто не должен демонстрировать, что может что-то такое, чего не смог бы любой сидящий в зале, если освободить его от страха сцены. Сниматься в кино пожалуйте кто угодно участие в любой грубой вульгарной телесамодеятельности открывает путь на широкий экран, хотя профессиональные кондиции, к примеру, некоего Галустяна исчерпывающе описываются формулой выдающегося театрального педагога А. И. Кацмана: «Так в Одессе каждый еврей может, только стесняется». Антрепризы и сериалы привели к полной деградации профессии актера: там не умеют играть тонко, глубоко, а кто умеет ему не позволят, поскольку чем примитивнее продукт, тем он лучше продается. Любой сложности, неоднозначности, рефлексии боятся как огня, поскольку они проявление ума и души и адресуются к уму и душе зрителя. Но ведь чем у человека больше этих двух субстанций, тем он неуправляемее.
Шоу-бизнес такой же продукт шарлатанства продюсеров, как contemporary art кураторов: они, чванясь своим всемогуществом, доказывают, что нет никакого дара божьего, а звезду делают деньги и маркетинг. То же самое пропагандируют всевозможные телевизионные конкурсы: никто не лучше никого, не надо голоса, не надо слуха, артистизма, вообще никакой одаренности в той сфере, где тебе назначили быть звездой, достаточно попасть на ТВ. Ну так ведь приличные люди потому-то это самое телевидение и не смотрят.
И вдруг «Без свидетелей»!
Решение купить этот израильский формат, с успехом переснятый по всему миру, для России смело и рискованно. Во-первых, по той простой причине, что каждая серия прием у психолога, а у нас не в обычае решать свои проблемы таким способом, и попасть в дурку несмываемое клеймо. Во-вторых, вообще никакого экшна, никакой движухи: врач и пациент (или два) сидят друг напротив друга и разговаривают. Только. 26 минут. Представляете: не бегут-стреляют-падают, не обливаются кровью-слезами-спермой, тупые красавцы не разъезжают на шикарных авто, а их тупые телки не красуются брачным оперением (как называл это другой театральный педагог, Б. В. Зон). Кто это будет смотреть? Не знаю рейтинга, но вот в моем лице Первый канал вернул себе как минимум одного зрителя.
Русскую версию «Без свидетелей» ставили опытный телевизионный режиссер Илья Малкин и прекрасный кинорежиссер Борис Хлебников. Кастинг отменный: даже так называемые сериальные актеры вспомнили о профессиональной чести, а уж актеров «Мастерской Петра Фоменко» не надо уговаривать играть как следует они иначе не умеют. В главной роли психолога Татьяны Дубровиной Ксения Кутепова.
Не забуду, как впервые увидел ее десять лет назад в «Семейном счастии», одном из лучших, изумительнейших созданий Петра Наумовича Фоменко. Уж я куда как искушенный зритель, помню на сцене и Раневскую со Смоктуновским, но тут поймал себя на том, что через пять минут рот мой растянулся в дурацкой улыбке счастья. И это счастье, которое умеют дарить только необыкновенные «фоменки», нисходило потом всякий раз: в «Волках и овцах», в «Трех сестрах», в «Войне и мире», в чудесном фильме Веры Сторожевой «Путешествие с домашними животными», где Ксения Кутепова сыграла главную роль.
В «Без свидетелей» в сериале! она работает на том же уровне: с кружевным мастерством передавая тончайшие душевные движения и переливы, притом легато, сплошной линией, как в театре, будто и нету монтажа. Глупее себя не сыграешь: всегда видно, умный актер изображает глупость или она его природное свойство. Так вот, блестящий, изощренный ум этой Татьяны абсолютно убедителен очевидно, что это ум, понимание человеческой природы и природы вещей, которыми наделена сама актриса. Она виртуозно анатомирует и врачует внутренний мир пациентов не потому, что так написано в сценарии (надо сказать, отличном), текст освоен и присвоен до конца. Такое сейчас в считанных театрах умеют, не говоря о ТВ. И еще: здесь в ее существовании, как и в прежних ролях, есть некое мерцание тайны, невозможно предугадать следующие интонацию, движение, выражение лица… Кутеповой удается почти невозможное: она, как писывали в советскую старину, «создает на экране образ положительно прекрасного человека» но притом совершенно реального, в него веришь и ему сопереживаешь.
Так что фигушки, милые мои, есть иерархия. Изыди, сатана, со своей идеей равенства. В искусстве не может быть демократии. Не надо ля-ля, что это, мол, тоже искусство, но другое. Одаренность не равна бездарности. Мастерство не равно профессиональной беспомощности. Из «я тоже так хочу» отнюдь не следует «тоже так могу». Ничего не бывает на ровном месте с кондачка. Петр Фоменко из десятков тысяч абитуриентов выбрал этих, потом несколько лет их учил, а потом несколько десятилетий с ними работал в театре и вот постепенно возникло драгоценное чудо искусства. И давайте в наше самозванское время, когда торжествуют дутые мнимости, все-таки отличать его от неискусства. Потому что маркетинг маркетингом, но никакие связи не помогут сделать ножку маленькой, а талант большим.
Дмитрий Циликин, «Росбалт.ru», 13.10.2012
- Моряки и шлюхиАлексей Киселев , «Афиша», 26.12.2012
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» станцевали «Моряков и шлюх»Марина Шимадина, «Известия», 21.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Необычный премьерный спектакль на сцене «Мастерской Фоменко»Людмила Траутмане, «http://gallerix.ru», 20.12.2012
- Танцплощадка народов мираНиколай Берман, «Газета.ru», 20.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Спектакль без слов покажет «Мастерская Петра Фоменко» во вторникНаталья Курова, «РИА-новости», 17.12.2012
- Евгений Каменькович рассказал о «Моряках и шлюхах»«http://www.teatral-online.ru», 14.12.2012
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Фоменковское счастьеЯна Жиляева, «http://vtbrussia.ru», 30.11.2012
- «Первые в жизни премии остаются самыми приятными и значимыми»Лариса Каневская, «Новые Известия», 30.11.2012
- Джемма на rendez-vousПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 29.11.2012
- Мастерская нужных вещейПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 21.11.2012
- Режиссер Евгений Каменькович: «Безболезненно уничтожить репертуарный театр не получится! Кто-нибудь обязательно повесится…»Олег Вергелис, «Зеркало недели. Украина», 16.11.2012
- Плакать 10 раз в месяцИгорь Вирабов, «Российская газета», 1.11.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Эта нездешняя Полина АгурееваТатьяна Шипилова, «Советская Сибирь», 18.10.2012
- Полина Агуреева: «Это фильм про медленных людей»Дина Радбель, «Труд», 16.10.2012
- Талант при свидетеляхДмитрий Циликин, «Росбалт.ru», 13.10.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- «И корабль плывет»: рецензия на спектакль «Дом, где разбиваются сердца»Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Театральный режиссер Евгений Каменькович: «Что сделать, если проза сильнее драматургии?»Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Время собирать… пробкиИрина Моргулева, «Калининградская правда», 21.09.2012
- «Самой страшной нашей проблемой будет нежелание трогать фоменковские спектакли»Елена Губайдуллина, «Известия», 19.09.2012
- Петр Фоменко: сороковиныМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 18.09.2012
- Застряли в пародииАлена Карась, «Российская газета», 18.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- «Пять вечеров» в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Мастерская Петра Фоменко на перепутьеАся Иванова, «Вечерняя Москва», 16.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Полина Кутепова крутит носомЯна Жиляева, «vtbrussia.ru», 5.09.2012
- Театр для жизниЕлена Горфункель, «Сеанс», 23.08.2012
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- Историческая компанияПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 27.07.2012
- Выпито до днаМария Седых, «Итоги», 23.07.2012
- Грамоте обученГлеб Ситковский, «Ведомости», 18.07.2012
- Пока варился суп…Ася Иванова, «Вечерняя Москва», 17.07.2012
- Мастерская Петра Фоменко пригласила на свадьбуАлла Шевелева, «Известия», 16.07.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Петр Фоменко: учитель, мучитель и духовный отецМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 13.07.2012
- «За что я люблю Петра Наумовича Фоменко?»Лилия Ященко, «Новые Известия», 13.07.2012
- Актриса Мадлен Джабраилова: «Петр Фоменко прост. Как Моцарт»Анна Балуева, «Комсомольская правда», 13.07.2012
- «Тебя здесь видно отовсюду…»Вера Максимова, «Независимая газета», 13.07.2012
- Сцена стала раем «по Фоме» играем«Вечерняя Москва», 12.07.2012
- «Заходите-заходите»: 105-я страница про любовьЕлена Рыбакова, «Ваш досуг», 11.07.2012
- Он и есть гамбургский счетМарина Токарева, «Новая газета», 11.07.2012
- Феномен Фоменко«Литературная газета», 11.07.2012
- Первый из «фоменок»«Огонек», 9.07.2012
- Спектакль по роману Меира Шалева покажут в «Мастерской Петра Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 29.06.2012
- Сын троих отцов в центре мирозданияСветлана Полякова, «Новые Известия», 25.06.2012
- Роман в театреПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 15.06.2012
- Одиссея одного «Улисса»Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2012
- За счастьем и свободой бежим в Арденский лесЕвгений Авраменко, «Вечерний Петербург», 12.06.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Классика взяли за жабры и вывезли на мореПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 7.06.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- Вера Строкова: ‘Хороший язычок или нет, скажите?’«Журнал “Film Sense”», 05.2012
- Театральный роман в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 27.04.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- В тени меланхолииАлена Карась, «Российская газета», 24.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Мастер до МаргаритыЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- Театрально-анатомический романКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Путеводитель по театральным страстямЕлена Ларина, «радио «Голос России»», 12.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- «Хочу делать только то, что не знаю, как сделать»Светлана Полякова, «Новые Известия», 10.04.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера новое прочтение «Театрального романа» Михаила Булгакова««ТВ-центр. Москва»», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» дает премьеру постановки по «Театральному роману» Михаила Булгакова.«Телекампания НТВ / Новости», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Роман с театром: Булгаков и Фоменко«Радио «Свобода»», 10.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- Премьера «Театрального романа» состоится на сцене «Мастерской Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 9.04.2012
- Жертвы гипнозаАлександра Машукова, «Ведомости. Пятиница», 6.04.2012
- Однажды он любилАглая Смирнова, «Российская газета», 5.04.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Все краски акварелиВалерий Выжутович, «Российская газета», 6.03.2012
- Павел Баршак: «После Игры мне стали предлагать роли негодяев…»Нонна Алиева, «Кино-Театр.РУ», 1.03.2012
- Актриса «Шапито»Петр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 16.02.2012
- Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера»Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- Трижды «Пять вечеров» и «Хлопнем!» на снегу в честь ВолодинаБорис Тух, «http://www.stolitsa.ee», 13.02.2012
- «Пять вечеров»: импрессияДарья Коротаева, «Газета Володинского фестиваля», 10.02.2012
- Кого любить, кому поверить?Ольга Игнатюк, «Москвичка», 2.02.2012
- Культурная революция!29.01.2012
- Андрей Воробьев: Искусство ради людейИгорь Казаков, «http://mger2020.ru/», 27.01.2012
- Русская итальянкаПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 26.01.2012
- Цензура попеняла формуЕвгений Ткачев, «Южноуральская панорама», 26.01.2012
- Пять вечеровАлексей Киселев , «Maptype.com», 01.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012