Полина Агуреева: «Это фильм про медленных людей»
В воскресенье на канале «Россия 1» стартовала главная премьера сезона сериал Сергея Урсуляка по легендарной книге Василия Гроссмана
Судьба сериала которой тянет на сюжет для романа: в начале 1960-х экземпляры рукописи были изъяты КГБ, писатель скончался в 1964-м, так и не увидев публикации.
Но одну копию друзья спасли, в 1974-м ее опубликовали в Швейцарии и только в перестроечном 1989-м в СССР, в журнале «Октябрь». Некоторые подробности о картине и о себе самой, преодолев природную закрытость, рассказала исполнительница главной женской роли в «Жизни и судьбе» Полина Агуреева актриса загадочная и привлекательная, известная телезрителям по сериалам «Ликвидация» и «Исаев», театралам по спектаклям «Мастерской Петра Фоменко», киноманам по картине Ивана Вырыпаева «Эйфория».
Полина, если говорить о вашем становлении как актрисы, кому из режиссеров вы в большей степени обязаны?
Сложный вопрос, быстренько не ответишь. Безусловно, это Петр Фоменко. Но я обязана и признательна многим и многому: спектаклям, учителям, друзьям, зрителям. В той или иной степени все люди, с которыми я работала, меня меняли и чему-то учили, и Сергей Урсуляк в том числе.
Вы играли в нескольких картинах Урсуляка «Долгом прощании», «Ликвидации», «Исаеве», теперь в сериале «Жизнь и судьба». Он вас считает своей актрисой?
Об этом надо спрашивать Сергея Владимировича. Я ему доверяю. Мне с ним интересно. Надеюсь, что это взаимно.
Но ведь на съемках первой картины, «Долгое прощание», вы с режиссером постоянно спорили, чуть ли не конфликтовали. «Жизнь и судьба» вас примирила?
За такое количество «съемочных лет» мы с Сергеем Владимировичем, кажется, пришли к консенсусу, что очень важно и приятно. У нас не сразу, конечно, сложились хорошие, дружеские отношения. Думаю, я научилась слышать Сергея Владимировича глубже. Надеюсь, что он тоже слышит меня лучше. Во всяком случае, я уже без слов понимаю, что ему нравится или не нравится, и предчувствую, что он хочет предложить в следующую минуту. В общих чертах я отвечаю у Сергея Владимировича за лирическую линию фильма. Женя Шапошникова из «Жизни и судьбы» не похожа на моих прежних девушек. Такая женщина-женщина, запутавшаяся в своих страстях. Она не понимает, что должна делать. Уходит от своего первого мужа Николая Крымова, а впоследствии, когда его арестовывают, носит ему передачи на Лубянку. Там встречает свою новую любовь. Она недолюбила обоих мужчин, запутавшись между долгом и чувством. Абсолютно не цельный персонаж.
Роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» относится к вашим любимым книгам?
Не могу этого сказать, хотя книгу читала. Не считаю ее достаточно универсальной, хотя речь идет об очень сложном, интересном времени. Насколько понимаю, Сергей Владимирович переосмыслил текст по-своему. Он очень внимательно и пристально относится к человеку, и я надеюсь, что у него получилась картина глубокая и искренняя. А в смысле достоверности деталей он постановщик дотошный, всегда в курсе всех дел на съемочной площадке. Знал, какой краской покрашены окна, какие чулки надеты у актрисы, какие носки у актера
Когда вы на площадке «обживали текст», ваш характер сказался на образе Жени Шапошниковой или вы отстранились от него?
Когда я прочитала сценарий, то сразу поняла, почему это моя роль. Там есть реплика: «Наверное, просто я интеллектуальная психопатка». Сергей Владимирович очень хорошо ко мне относится, но шутил, что в кадре мне надо спеть, а потом чтобы меня убили, и как можно скорее!
Но вы в этой роли, кажется, не поете?
По-моему, неинтересно петь из фильма в фильм. Но петь я очень люблю! Хотя не считаю себя певицей, конечно. Потому что я не хорошо пою, а хорошо вздыхаю, когда пою.
С Сергеем Маковецким и Александром Балуевым вы уже неоднократно встречались на площадке. Открыла ли вам «Жизнь и судьба» какие-то новые грани их актерской натуры?
Самое смешное, что с Сашей Балуевым мы встречаемся в картине на две секунды, хотя он играет моего бывшего мужа, от которого я ушла. В первую секунду он меня спрашивает: «Почему ты плачешь?». А я отвечаю: «Разлюбила, оттого и плачу». Во второй мы сидели в лодке (это снималось на ВДНХ), и поскольку, как выяснилось, мы оба стеснительные и малообщительные люди, то дружно полтора часа молчали.
С Маковецким я пересекалась чуть больше, но никаких открытий в смысле партнерства не совершила, потому что не было общения. Зато много общаюсь с Сергеем Якубенко, очень талантливым актером театра Петра Фоменко.
В одном из интервью вы признались, что любите жесткий театр, эксперимент.
Да, и такой же способ существования люблю в кино. Пример? Не задумываясь приведу «Эйфорию» Вырыпаева.
Та роль раскрыла вас как актрису или как человека?
Наверное, и то и другое.
Благодаря картинам Урсуляка вас воспринимают как женщину нездешнюю, несовременную. Во всех своих картинах он погружает вас в одну и ту же эпоху не наскучило? Не устали от запаха войны, репрессий, сталинизма?
Да, в «Жизни и судьбе» есть все то, о чем вы сказали. Но не только это. Картина о времени медленных людей. Это очень меня радует. Сейчас мало медленных людей, все очень быстрые. Медленные значит не поверхностные, способные остановиться и подумать. Мне комфортно среди медленных людей.
А съемки тоже были медленными?
У меня было 20 съемочных дней. Для 14 серий это немного. Притом 19 из 20 съемочных дней я стояла в очереди.
В каком смысле?
В прямом. Сначала в паспортный стол, потом на Лубянку. Суть моей роли стояние в очередях, уж не знаю, почему Сергей Владимирович так решил. Не петь, так стоять. Наверное, он подумал: раз не получится, чтобы я быстро спела, а потом умерла, то пусть постою в очереди.
Вы будете кому-то рекомендовать смотреть «Жизнь и судьбу» как возможность открыть новую Полину Агурееву?
Для этого нет, не буду, а вот для того, чтобы побыть там, в мире Гроссмана и задать какие-то вопросы себе, рекомендую обязательно. Сергей Владимирович сделал очень искренний фильм, и уже только ради этого его стоит посмотреть.
А когда и где мы увидим другую Полину?
Не знаю. У меня в кино как-то не очень получается. В театре, наверное. Смотрите «Пять вечеров» в «Мастерской Фоменко».
Судьба сериала которой тянет на сюжет для романа: в начале 1960-х экземпляры рукописи были изъяты КГБ, писатель скончался в 1964-м, так и не увидев публикации.
Но одну копию друзья спасли, в 1974-м ее опубликовали в Швейцарии и только в перестроечном 1989-м в СССР, в журнале «Октябрь». Некоторые подробности о картине и о себе самой, преодолев природную закрытость, рассказала исполнительница главной женской роли в «Жизни и судьбе» Полина Агуреева актриса загадочная и привлекательная, известная телезрителям по сериалам «Ликвидация» и «Исаев», театралам по спектаклям «Мастерской Петра Фоменко», киноманам по картине Ивана Вырыпаева «Эйфория».
Полина, если говорить о вашем становлении как актрисы, кому из режиссеров вы в большей степени обязаны?
Сложный вопрос, быстренько не ответишь. Безусловно, это Петр Фоменко. Но я обязана и признательна многим и многому: спектаклям, учителям, друзьям, зрителям. В той или иной степени все люди, с которыми я работала, меня меняли и чему-то учили, и Сергей Урсуляк в том числе.
Вы играли в нескольких картинах Урсуляка «Долгом прощании», «Ликвидации», «Исаеве», теперь в сериале «Жизнь и судьба». Он вас считает своей актрисой?
Об этом надо спрашивать Сергея Владимировича. Я ему доверяю. Мне с ним интересно. Надеюсь, что это взаимно.
Но ведь на съемках первой картины, «Долгое прощание», вы с режиссером постоянно спорили, чуть ли не конфликтовали. «Жизнь и судьба» вас примирила?
За такое количество «съемочных лет» мы с Сергеем Владимировичем, кажется, пришли к консенсусу, что очень важно и приятно. У нас не сразу, конечно, сложились хорошие, дружеские отношения. Думаю, я научилась слышать Сергея Владимировича глубже. Надеюсь, что он тоже слышит меня лучше. Во всяком случае, я уже без слов понимаю, что ему нравится или не нравится, и предчувствую, что он хочет предложить в следующую минуту. В общих чертах я отвечаю у Сергея Владимировича за лирическую линию фильма. Женя Шапошникова из «Жизни и судьбы» не похожа на моих прежних девушек. Такая женщина-женщина, запутавшаяся в своих страстях. Она не понимает, что должна делать. Уходит от своего первого мужа Николая Крымова, а впоследствии, когда его арестовывают, носит ему передачи на Лубянку. Там встречает свою новую любовь. Она недолюбила обоих мужчин, запутавшись между долгом и чувством. Абсолютно не цельный персонаж.
Роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» относится к вашим любимым книгам?
Не могу этого сказать, хотя книгу читала. Не считаю ее достаточно универсальной, хотя речь идет об очень сложном, интересном времени. Насколько понимаю, Сергей Владимирович переосмыслил текст по-своему. Он очень внимательно и пристально относится к человеку, и я надеюсь, что у него получилась картина глубокая и искренняя. А в смысле достоверности деталей он постановщик дотошный, всегда в курсе всех дел на съемочной площадке. Знал, какой краской покрашены окна, какие чулки надеты у актрисы, какие носки у актера
Когда вы на площадке «обживали текст», ваш характер сказался на образе Жени Шапошниковой или вы отстранились от него?
Когда я прочитала сценарий, то сразу поняла, почему это моя роль. Там есть реплика: «Наверное, просто я интеллектуальная психопатка». Сергей Владимирович очень хорошо ко мне относится, но шутил, что в кадре мне надо спеть, а потом чтобы меня убили, и как можно скорее!
Но вы в этой роли, кажется, не поете?
По-моему, неинтересно петь из фильма в фильм. Но петь я очень люблю! Хотя не считаю себя певицей, конечно. Потому что я не хорошо пою, а хорошо вздыхаю, когда пою.
С Сергеем Маковецким и Александром Балуевым вы уже неоднократно встречались на площадке. Открыла ли вам «Жизнь и судьба» какие-то новые грани их актерской натуры?
Самое смешное, что с Сашей Балуевым мы встречаемся в картине на две секунды, хотя он играет моего бывшего мужа, от которого я ушла. В первую секунду он меня спрашивает: «Почему ты плачешь?». А я отвечаю: «Разлюбила, оттого и плачу». Во второй мы сидели в лодке (это снималось на ВДНХ), и поскольку, как выяснилось, мы оба стеснительные и малообщительные люди, то дружно полтора часа молчали.
С Маковецким я пересекалась чуть больше, но никаких открытий в смысле партнерства не совершила, потому что не было общения. Зато много общаюсь с Сергеем Якубенко, очень талантливым актером театра Петра Фоменко.
В одном из интервью вы признались, что любите жесткий театр, эксперимент.
Да, и такой же способ существования люблю в кино. Пример? Не задумываясь приведу «Эйфорию» Вырыпаева.
Та роль раскрыла вас как актрису или как человека?
Наверное, и то и другое.
Благодаря картинам Урсуляка вас воспринимают как женщину нездешнюю, несовременную. Во всех своих картинах он погружает вас в одну и ту же эпоху не наскучило? Не устали от запаха войны, репрессий, сталинизма?
Да, в «Жизни и судьбе» есть все то, о чем вы сказали. Но не только это. Картина о времени медленных людей. Это очень меня радует. Сейчас мало медленных людей, все очень быстрые. Медленные значит не поверхностные, способные остановиться и подумать. Мне комфортно среди медленных людей.
А съемки тоже были медленными?
У меня было 20 съемочных дней. Для 14 серий это немного. Притом 19 из 20 съемочных дней я стояла в очереди.
В каком смысле?
В прямом. Сначала в паспортный стол, потом на Лубянку. Суть моей роли стояние в очередях, уж не знаю, почему Сергей Владимирович так решил. Не петь, так стоять. Наверное, он подумал: раз не получится, чтобы я быстро спела, а потом умерла, то пусть постою в очереди.
Вы будете кому-то рекомендовать смотреть «Жизнь и судьбу» как возможность открыть новую Полину Агурееву?
Для этого нет, не буду, а вот для того, чтобы побыть там, в мире Гроссмана и задать какие-то вопросы себе, рекомендую обязательно. Сергей Владимирович сделал очень искренний фильм, и уже только ради этого его стоит посмотреть.
А когда и где мы увидим другую Полину?
Не знаю. У меня в кино как-то не очень получается. В театре, наверное. Смотрите «Пять вечеров» в «Мастерской Фоменко».
Дина Радбель, «Труд», 16.10.2012
- Моряки и шлюхиАлексей Киселев , «Афиша», 26.12.2012
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» станцевали «Моряков и шлюх»Марина Шимадина, «Известия», 21.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Необычный премьерный спектакль на сцене «Мастерской Фоменко»Людмила Траутмане, «http://gallerix.ru», 20.12.2012
- Танцплощадка народов мираНиколай Берман, «Газета.ru», 20.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Спектакль без слов покажет «Мастерская Петра Фоменко» во вторникНаталья Курова, «РИА-новости», 17.12.2012
- Евгений Каменькович рассказал о «Моряках и шлюхах»«http://www.teatral-online.ru», 14.12.2012
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Фоменковское счастьеЯна Жиляева, «http://vtbrussia.ru», 30.11.2012
- «Первые в жизни премии остаются самыми приятными и значимыми»Лариса Каневская, «Новые Известия», 30.11.2012
- Джемма на rendez-vousПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 29.11.2012
- Мастерская нужных вещейПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 21.11.2012
- Режиссер Евгений Каменькович: «Безболезненно уничтожить репертуарный театр не получится! Кто-нибудь обязательно повесится…»Олег Вергелис, «Зеркало недели. Украина», 16.11.2012
- Плакать 10 раз в месяцИгорь Вирабов, «Российская газета», 1.11.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Эта нездешняя Полина АгурееваТатьяна Шипилова, «Советская Сибирь», 18.10.2012
- Полина Агуреева: «Это фильм про медленных людей»Дина Радбель, «Труд», 16.10.2012
- Талант при свидетеляхДмитрий Циликин, «Росбалт.ru», 13.10.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- «И корабль плывет»: рецензия на спектакль «Дом, где разбиваются сердца»Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Театральный режиссер Евгений Каменькович: «Что сделать, если проза сильнее драматургии?»Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Время собирать… пробкиИрина Моргулева, «Калининградская правда», 21.09.2012
- «Самой страшной нашей проблемой будет нежелание трогать фоменковские спектакли»Елена Губайдуллина, «Известия», 19.09.2012
- Петр Фоменко: сороковиныМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 18.09.2012
- Застряли в пародииАлена Карась, «Российская газета», 18.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- «Пять вечеров» в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Мастерская Петра Фоменко на перепутьеАся Иванова, «Вечерняя Москва», 16.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Полина Кутепова крутит носомЯна Жиляева, «vtbrussia.ru», 5.09.2012
- Театр для жизниЕлена Горфункель, «Сеанс», 23.08.2012
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- Историческая компанияПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 27.07.2012
- Выпито до днаМария Седых, «Итоги», 23.07.2012
- Грамоте обученГлеб Ситковский, «Ведомости», 18.07.2012
- Пока варился суп…Ася Иванова, «Вечерняя Москва», 17.07.2012
- Мастерская Петра Фоменко пригласила на свадьбуАлла Шевелева, «Известия», 16.07.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Петр Фоменко: учитель, мучитель и духовный отецМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 13.07.2012
- «За что я люблю Петра Наумовича Фоменко?»Лилия Ященко, «Новые Известия», 13.07.2012
- Актриса Мадлен Джабраилова: «Петр Фоменко прост. Как Моцарт»Анна Балуева, «Комсомольская правда», 13.07.2012
- «Тебя здесь видно отовсюду…»Вера Максимова, «Независимая газета», 13.07.2012
- Сцена стала раем «по Фоме» играем«Вечерняя Москва», 12.07.2012
- «Заходите-заходите»: 105-я страница про любовьЕлена Рыбакова, «Ваш досуг», 11.07.2012
- Он и есть гамбургский счетМарина Токарева, «Новая газета», 11.07.2012
- Феномен Фоменко«Литературная газета», 11.07.2012
- Первый из «фоменок»«Огонек», 9.07.2012
- Спектакль по роману Меира Шалева покажут в «Мастерской Петра Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 29.06.2012
- Сын троих отцов в центре мирозданияСветлана Полякова, «Новые Известия», 25.06.2012
- Роман в театреПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 15.06.2012
- Одиссея одного «Улисса»Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2012
- За счастьем и свободой бежим в Арденский лесЕвгений Авраменко, «Вечерний Петербург», 12.06.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Классика взяли за жабры и вывезли на мореПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 7.06.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- Вера Строкова: ‘Хороший язычок или нет, скажите?’«Журнал “Film Sense”», 05.2012
- Театральный роман в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 27.04.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- В тени меланхолииАлена Карась, «Российская газета», 24.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Мастер до МаргаритыЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- Театрально-анатомический романКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Путеводитель по театральным страстямЕлена Ларина, «радио «Голос России»», 12.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- «Хочу делать только то, что не знаю, как сделать»Светлана Полякова, «Новые Известия», 10.04.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера новое прочтение «Театрального романа» Михаила Булгакова««ТВ-центр. Москва»», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» дает премьеру постановки по «Театральному роману» Михаила Булгакова.«Телекампания НТВ / Новости», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Роман с театром: Булгаков и Фоменко«Радио «Свобода»», 10.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- Премьера «Театрального романа» состоится на сцене «Мастерской Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 9.04.2012
- Жертвы гипнозаАлександра Машукова, «Ведомости. Пятиница», 6.04.2012
- Однажды он любилАглая Смирнова, «Российская газета», 5.04.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Все краски акварелиВалерий Выжутович, «Российская газета», 6.03.2012
- Павел Баршак: «После Игры мне стали предлагать роли негодяев…»Нонна Алиева, «Кино-Театр.РУ», 1.03.2012
- Актриса «Шапито»Петр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 16.02.2012
- Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера»Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- Трижды «Пять вечеров» и «Хлопнем!» на снегу в честь ВолодинаБорис Тух, «http://www.stolitsa.ee», 13.02.2012
- «Пять вечеров»: импрессияДарья Коротаева, «Газета Володинского фестиваля», 10.02.2012
- Кого любить, кому поверить?Ольга Игнатюк, «Москвичка», 2.02.2012
- Культурная революция!29.01.2012
- Андрей Воробьев: Искусство ради людейИгорь Казаков, «http://mger2020.ru/», 27.01.2012
- Русская итальянкаПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 26.01.2012
- Цензура попеняла формуЕвгений Ткачев, «Южноуральская панорама», 26.01.2012
- Пять вечеровАлексей Киселев , «Maptype.com», 01.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012