Плакать 10 раз в месяц
Мир полины Агуреевой после «Жизни и судьбы»
Вроде бы прошел уже по телеэкранам фильм «Жизнь и судьба» а пересуды и перепалки тянутся за ним шлейфом. И дело даже не в том, насколько хорошо кино и насколько точно отражен в нем роман Гроссмана. Спорщики волнуются о вопросах для России вечных, мировоззренческих (да и собой любуются попутно). А разговор с актрисой «Мастерской Петра Фоменко» Полиной Агуреевой (она снималась в «Жизни и судьбе») вышел не только вокруг фильма но по сути о том же: такой вот сегодняшний взгляд поколения 30-летних на жизнь и судьбу, на себя и на мир вокруг. Не удивлюсь, если многим покажутся созвучными разум и чувства Полины. Ну да, она молода, а непростая все-таки штучка.
Полина, споря о фильме, одни поставили Гроссмана рядом с Толстым, другие назвали его книгу «гнилой» автор, мол, родину не любит. А вы - за «белых» или за «красных»?
Полина Агуреева: За спорами, конечно, я не слежу. Да, это не самый мой любимый роман. Но не по тем причинам, которые называют в спорах. Любить родину не значит не иметь права говорить о ней нелицеприятные вещи. И вообще по этому поводу я все время вспоминаю фразу Пушкина: «Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног, но мне досадно, если иностранец разделяет со мной это чувство».
Гроссман первым сопоставил Гитлера и Сталина. Насколько корректно такое сравнение не задумывались?
Полина Агуреева: Конечно, это разные фигуры, у них разная природа, разные цели, задачи и результаты, но оба они страшные существа, тираны. И слова о том, что хороший вождь Сталин выиграл войну, я презираю. Война время трагическое и святое. Но не потому, что Сталин стоял во главе государства, а потому что люди шли на смерть, защищая свою родину, потому и святая война…
Надо ли нам в чем-то каяться? Знаете, у Бродского есть хорошая фраза: «Люди отличаются друг от друга степенью отчаяния от самого себя». Вот меня всегда смущают люди, которые не испытывают отчаяния от самих себя. Поэтому лучше каяться, чем нет.
Ваша героиня в «Жизни и судьбе», Женя Шапошникова, вам была интересна?
Полина Агуреева: Честно говоря, мне трудно говорить про эту героиню. Из двадцати съемочных дней 19 я простояла в очередях. Ну да, в список героинь, которых я обычно играю у Сергея Владимировича Урсуляка, она вписывается: я всегда отвечаю у него за лирическую историю. И Женя Шапошникова такая женщина, которая запуталась и утонула в своих феромонах.
Ну, ваши героини в театре тоже распутывают свои сложные клубки, каждая по-своему. Полина из «Абсолютно счастливой деревни», Лариса Огудалова из «Бесприданницы»…
Полина Агуреева: …Тамара. Смотрели «Пять вечеров», понравилось вам?
Мне понравилось. Хотя критики, мне показалось, отнеслись к спектаклю сдержанно.
Полина Агуреева: Я просто обожаю этот спектакль, мне кажется, он прекрасный. В одной статье про «Пять вечеров» было написано очень красиво это нелепые люди сами раскручивают земной шар под собой. Очень точно приятно, когда тебя понимают.
И «Бесприданница», и «Белые ночи» Достоевского, все спектакли, которые у меня есть, мне интересны. «Июль» я перестала играть жалко, я очень-очень любила этот спектакль, но ему уже 6 лет, не хочу ждать, пока он завянет.
«Июль» шел в театре «Практика», совсем не похожем на «Мастерскую Фоменко». Трудно разрываться между такими разными театрами, ролями?
Полина Агуреева: Дело же не в зданиях, не в почерке того ли иного театра, главное, чтобы это пространство совпадало с моим внутренним. Может, я интроверт, не знаю.
Кстати, слово «интроверт» пошло ведь от Карла-Густава Юнга, психиатра. Того самого, которым вы, говорят, увлекаетесь. С чего бы?
Полина Агуреева: Прежде всего у меня очень умная мама. Она психолог, подсовывает мне всякие книжки, такое вот у меня паразитирующее познание…
А мама разве с вами в Москве? Вы же вроде бы родом из Волгограда (бывшего Сталинграда, между прочим)?
Полина Агуреева: Да, я же в Москве со второго класса. Я просто родилась в Волгограде, там мой папа живет, я к нему езжу и мне приятно считать, что это моя родина… Так вот, а психология мне нравится хочется прийти к лучшей себе. Чтобы не вешать свое «г» на других.
Зачитывались вы и дневниками Александра Шмемана. А священник чем вас так заинтересовал?
Полина Агуреева: Я стала читать и просто обалдела эту книгу можно перечитывать бесконечно. Дневники человека, который Искал. Всегда интересны те, кто пытается прорваться к настоящему, бежать от суеты, говорить жестокую правду о себе и мире. Хотела бы я научиться так жить.
Юнг под подушкой, дневники богослова как-то слишком серьезно, не вяжется с образом воздушной Полины Агуреевой, которую знают зрители. Вы, может, самоед? А ваша героиня в «Жизни и судьбе» называет себя «интеллектуальной психопаткой»…
Полина Агуреева: Думаю, это Сергей Владимирович придумал фразу, уверена на 99, 9%, потому что он и считает меня такой. Конечно, в шутку.
Но воюете вы, говорят, с Урсуляком на съемках не на шутку.
Полина Агуреева: На съемках «Долгого прощания» мы спорили очень. А потом он смирился с тем, что я все делаю по-своему. Наверное, решил не связываться.
Так вы еще и капризны!?
Полина Агуреева: Да нет, мне абсолютно все равно, как я выгляжу, с какой стороны меня надо снимать. А если мне что-то кажется фальшивым, это идеологические споры, не из серии капризов… Нет, ну могу, конечно, чуть-чуть, но в работе нет. Стыдно.
А с Фоменко, своим учителем, вы могли вот так спорить?
Полина Агуреева: Конечно. Петр Наумович всегда умел слышать. У нас всегда был очень напряженный внутренний диалог мне кажется, честный. Ему было неинтересно с человеком, который не предлагает что-то. В творческом процессе неизбежны такие столкновения как и в обычной жизни. Только в жизни люди не умеют спорить. Вертятся по кругу, не слышат друг друга, отстаивают доморощенные какие-то идеи.
Слушаю вас и думаю: неужто внутри вас такой кремень? Вы - женщина сильная?
Полина Агуреева: Нет, я не сильный человек, это точно. Если гнобить сильного человека у него возникает азарт побороть. А слабый сразу закрывается. Вот я, конечно, такая мне обязательно надо, чтобы меня любили, я трудно с препятствиями справляюсь психически. Сразу уязвляюсь… Перечитывала недавно «Доктора Живаго», там Пастернак про Лару пишет: она ступила на путь софизмов. Вот и у меня так часто бывает. Хожу по пути софизмов.
Но в важных для себя вещах могу быть сильной. Короче, какая-то сила духа, надеюсь, у меня есть.
А с житейскими проблемами как справляетесь?
Полина Агуреева: А у меня нет житейских проблем. Ну правда, я не очень заморачиваюсь этим. И свою профессию не считаю работой я этим живу, существую. То есть, у меня есть еще сын Петя, и я надеюсь, с ним я существую так же осмысленно и наполнено, как на репетициях. А на репетициях так же, как с Петей.
В фильмах Урсуляка, в «Ликвидации», «Исаеве», «Жизни и судьбе», у вас вечно одни и те же партнеры: Маковецкий, Балуев, Пореченков…
Полина Агуреева: У меня был абонемент одно время на Пореченкова. Потом он закончился и теперь у меня абонемент на Женю Дятлова… Сейчас Сергей Владимирович Урсуляк и Вера Таривердиева хотят сделать такую программу в Концертном зале Чайковского помните фильм «Король-олень»? Там музыка Таривердиева, и несколько актеров, в том числе я и Женя Дятлов, будут читать пьесу, я буду петь Анжелу, героиню Валентины Малявиной в фильме. Гоша Куценко будет, Никита Ефремов, Яна Гладких. Что из этого выйдет даже не представляю себе.
Вы называли среди своих самых любимых фильмов старые советские «Летят журавли», «Отец солдата», «Они сражались за родину»…
Полина Агуреева: Если говорить про фильмы о войне я очень люблю эти три фильма. А вообще мне многое нравится и Феллини, и Бертран Блие, и Бертолуччи, и Альмодовар, и Кустурица.
Чем отличаются прежние фильмы о войне от теперешних?
Полина Агуреева: Мне кажется, сейчас просто неприлично снимать картины о войне в той же манере и тем же ходом, как в тех же трех фильмах. Они потрясающие, всегда торкают, волнуют, но снимать так же - будет ощущение штампа, и все. Пожалуй, я еще ни разу не видела современного фильма, который бы переосмыслил войну.
Голливудские фильмы о Второй мировой вас тоже не устраивают? Голливуд это же теперь наше все!
Полина Агуреева: Нет, это вообще чудовищно. Понимаете, меня раздражает современный менталитет. Грустно оттого, что глубокие, объемные вещи подменились внешними, плоскими. Вместо страдания теперь огорчение. Вместо счастья радость, удовольствие. Вместо трагедии расстройство.
Так мир же теперь стремительный, все летит куда-то, на трагедии, да и на счастье времени нет. Затормозишь, и ты уже не в ногу со временем…
Полина Агуреева: Я хочу идти в ногу со временем, хочу успевать за его ритмом, но при этом по сути оставаться медленным человеком. Не хочу поверхностности.
Конечно, театр или кино не имеют права не идти в ногу со временем. Если это не чучело застывшее, а живое искусство. В принципе мы пытались уловить этот пульс в «Пяти вечерах» я очень люблю фильм Михалкова, но сейчас заново использовать тот же язык это как если писать языком Достоевского: всегда будет «как» Достоевский.
А со своим сыном вы находите общий язык? Ему любопытны ваши взгляды на жизнь или он еще слишком маленький?
Полина Агуреева: Петя пошел во второй класс. Вот, к слову, про людей, про менталитет… Вчера мы с Петей в учебнике по литературе читаем историю про мальчика, который хотел научиться рисовать. У него никак ничего не получалось, дома и заборы выходили кривыми. Мальчик извел очень много красок, сидел дни и ночи, и вот, наконец, у него стали получаться ровные дома, ровные дороги и ровные заборы. И он стал настоящим художником! Меня это рассмешило: ну невозможно стать настоящим художником, если у тебя получаются совершенно ровные и правильные дома.
Следующее задание в учебнике: либо придумайте продолжение этой истории, либо расскажите о каком-то великом человеке. А мы с Петей очень любим Марка Шагала и мы в отместку этой истории про мальчика стали подбирать картины Шагала у него же все кривое, неровное. Так вот, помните его «Прогулку», там двое летят над Витебском, а замечали когда-нибудь, в левом нижнем углу там человечек, маленький-маленький, справляет нужду под забором? Я сама его только недавно обнаружила и картина стала нравиться еще больше. Петю это очень повеселило. Понимаете, смысл в том, что, когда одни пытаются воспарить, обязательно найдется тот, кому на это, как сказал Петя, «совершенно нас…ть». Так что мне с Петей интересно живется.
Правда, что вы хотите поставить спектакль по Ницше? Это будет что-то мрачное и суицидальное?
Полина Агуреева: Суицидальное? Мне кажется, «суицидально» у Ницше только одно желание гармонии и света. У него такая глубокая мысль: искусство нам нужно, чтобы не умереть от правды… Я обязательно сделаю это. Сложно, но у меня есть мировая мама, она поможет с текстами. Наверное, это будет моноспектакль, потому что вряд ли я кому-то смогу объяснить, чего хочу.
Не хотите записать диск со своими песнями? Вон сколько их у вас и в фильмах, и на сцене, записи гуляют в интернете. Многим нравится.
Полина Агуреева: Собираюсь, да никак не соберусь. У меня нет своих песен, я их плохо пою, у меня слабый голос. Но петь люблю очень сильно. Не хочется делать диск из серии «поющие актеры», где «Лыжи у печки стоят» бесконечные. Выбрала песни, которые мне нравятся, попробую их как-то перепеть. Есть у меня пара мелодий, адекватных любимым не моим, конечно, стихам.
Многие гадают, куда и как будет двигаться театр Петра Фоменко без Фоменко…
Полина Агуреева: Наверное, у каждого в театре свое представление об этом. Могу сказать только о себе: у меня есть желание не повторять буквально Петра Наумовича (это невозможно), не делать домашнее задание по каким-то его наметкам, а продолжить диалог с ним через свою работу. Может, звучит слишком пафосно, но
Вот мы сейчас хотим делать спектакль по Александру Блоку с Верой Камышниковой, Это прекрасный педагог по речи в ГИТИСе, она еще и режиссер, очень тонкий человек, я ее очень люблю. Блок в каком-то смысле для меня перекликается с Петром Наумовичем настолько оба остро и тонко чувствовали жизнь. Я как-то первый раз почувствовала этого поэта. Не так давно… Не исключаю, что спектакль не получится но мне стало не страшно ошибаться.
Всех, кто мелькает на телеэкране, сейчас немедленно называют: звезда. Вы себя «звездой» не ощущаете?
Полина Агуреева: Нет, я непопулярный человек абсолютно, да и не знаю, что это такое звезда. И в кино снимаюсь раз в два года, и то только у Урсуляка. При том, что мне очень нужны деньги, и каждый раз думаю сейчас соглашусь, сейчас. Но не могу. 90 серий играть следователя. Во-первых, не могу же я на полном серьезе играть этакого псевдоследователя. Во-вторых, на 90 дней оторвать себя от Пети, от ночных придумываний Блока?
И напоследок: вы ведь совсем не плакса?
Полина Агуреева: Нет, я все время плачу. По-крайней мере, официально 10 раз в месяц, потому что у меня 10 спектаклей в месяц и во всех спектаклях я плачу. И вообще часто плачу. Наверное, отношусь к себе, как все, слишком серьезно. Хотя пытаюсь с этим бороться. Относиться к себе надо иронично. Надеюсь, у меня все же есть чувство юмора.
Полина, споря о фильме, одни поставили Гроссмана рядом с Толстым, другие назвали его книгу «гнилой» автор, мол, родину не любит. А вы - за «белых» или за «красных»?
Полина Агуреева: За спорами, конечно, я не слежу. Да, это не самый мой любимый роман. Но не по тем причинам, которые называют в спорах. Любить родину не значит не иметь права говорить о ней нелицеприятные вещи. И вообще по этому поводу я все время вспоминаю фразу Пушкина: «Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног, но мне досадно, если иностранец разделяет со мной это чувство».
Гроссман первым сопоставил Гитлера и Сталина. Насколько корректно такое сравнение не задумывались?
Полина Агуреева: Конечно, это разные фигуры, у них разная природа, разные цели, задачи и результаты, но оба они страшные существа, тираны. И слова о том, что хороший вождь Сталин выиграл войну, я презираю. Война время трагическое и святое. Но не потому, что Сталин стоял во главе государства, а потому что люди шли на смерть, защищая свою родину, потому и святая война…
Надо ли нам в чем-то каяться? Знаете, у Бродского есть хорошая фраза: «Люди отличаются друг от друга степенью отчаяния от самого себя». Вот меня всегда смущают люди, которые не испытывают отчаяния от самих себя. Поэтому лучше каяться, чем нет.
Ваша героиня в «Жизни и судьбе», Женя Шапошникова, вам была интересна?
Полина Агуреева: Честно говоря, мне трудно говорить про эту героиню. Из двадцати съемочных дней 19 я простояла в очередях. Ну да, в список героинь, которых я обычно играю у Сергея Владимировича Урсуляка, она вписывается: я всегда отвечаю у него за лирическую историю. И Женя Шапошникова такая женщина, которая запуталась и утонула в своих феромонах.
Ну, ваши героини в театре тоже распутывают свои сложные клубки, каждая по-своему. Полина из «Абсолютно счастливой деревни», Лариса Огудалова из «Бесприданницы»…
Полина Агуреева: …Тамара. Смотрели «Пять вечеров», понравилось вам?
Мне понравилось. Хотя критики, мне показалось, отнеслись к спектаклю сдержанно.
Полина Агуреева: Я просто обожаю этот спектакль, мне кажется, он прекрасный. В одной статье про «Пять вечеров» было написано очень красиво это нелепые люди сами раскручивают земной шар под собой. Очень точно приятно, когда тебя понимают.
И «Бесприданница», и «Белые ночи» Достоевского, все спектакли, которые у меня есть, мне интересны. «Июль» я перестала играть жалко, я очень-очень любила этот спектакль, но ему уже 6 лет, не хочу ждать, пока он завянет.
«Июль» шел в театре «Практика», совсем не похожем на «Мастерскую Фоменко». Трудно разрываться между такими разными театрами, ролями?
Полина Агуреева: Дело же не в зданиях, не в почерке того ли иного театра, главное, чтобы это пространство совпадало с моим внутренним. Может, я интроверт, не знаю.
Кстати, слово «интроверт» пошло ведь от Карла-Густава Юнга, психиатра. Того самого, которым вы, говорят, увлекаетесь. С чего бы?
Полина Агуреева: Прежде всего у меня очень умная мама. Она психолог, подсовывает мне всякие книжки, такое вот у меня паразитирующее познание…
А мама разве с вами в Москве? Вы же вроде бы родом из Волгограда (бывшего Сталинграда, между прочим)?
Полина Агуреева: Да, я же в Москве со второго класса. Я просто родилась в Волгограде, там мой папа живет, я к нему езжу и мне приятно считать, что это моя родина… Так вот, а психология мне нравится хочется прийти к лучшей себе. Чтобы не вешать свое «г» на других.
Зачитывались вы и дневниками Александра Шмемана. А священник чем вас так заинтересовал?
Полина Агуреева: Я стала читать и просто обалдела эту книгу можно перечитывать бесконечно. Дневники человека, который Искал. Всегда интересны те, кто пытается прорваться к настоящему, бежать от суеты, говорить жестокую правду о себе и мире. Хотела бы я научиться так жить.
Юнг под подушкой, дневники богослова как-то слишком серьезно, не вяжется с образом воздушной Полины Агуреевой, которую знают зрители. Вы, может, самоед? А ваша героиня в «Жизни и судьбе» называет себя «интеллектуальной психопаткой»…
Полина Агуреева: Думаю, это Сергей Владимирович придумал фразу, уверена на 99, 9%, потому что он и считает меня такой. Конечно, в шутку.
Но воюете вы, говорят, с Урсуляком на съемках не на шутку.
Полина Агуреева: На съемках «Долгого прощания» мы спорили очень. А потом он смирился с тем, что я все делаю по-своему. Наверное, решил не связываться.
Так вы еще и капризны!?
Полина Агуреева: Да нет, мне абсолютно все равно, как я выгляжу, с какой стороны меня надо снимать. А если мне что-то кажется фальшивым, это идеологические споры, не из серии капризов… Нет, ну могу, конечно, чуть-чуть, но в работе нет. Стыдно.
А с Фоменко, своим учителем, вы могли вот так спорить?
Полина Агуреева: Конечно. Петр Наумович всегда умел слышать. У нас всегда был очень напряженный внутренний диалог мне кажется, честный. Ему было неинтересно с человеком, который не предлагает что-то. В творческом процессе неизбежны такие столкновения как и в обычной жизни. Только в жизни люди не умеют спорить. Вертятся по кругу, не слышат друг друга, отстаивают доморощенные какие-то идеи.
Слушаю вас и думаю: неужто внутри вас такой кремень? Вы - женщина сильная?
Полина Агуреева: Нет, я не сильный человек, это точно. Если гнобить сильного человека у него возникает азарт побороть. А слабый сразу закрывается. Вот я, конечно, такая мне обязательно надо, чтобы меня любили, я трудно с препятствиями справляюсь психически. Сразу уязвляюсь… Перечитывала недавно «Доктора Живаго», там Пастернак про Лару пишет: она ступила на путь софизмов. Вот и у меня так часто бывает. Хожу по пути софизмов.
Но в важных для себя вещах могу быть сильной. Короче, какая-то сила духа, надеюсь, у меня есть.
А с житейскими проблемами как справляетесь?
Полина Агуреева: А у меня нет житейских проблем. Ну правда, я не очень заморачиваюсь этим. И свою профессию не считаю работой я этим живу, существую. То есть, у меня есть еще сын Петя, и я надеюсь, с ним я существую так же осмысленно и наполнено, как на репетициях. А на репетициях так же, как с Петей.
В фильмах Урсуляка, в «Ликвидации», «Исаеве», «Жизни и судьбе», у вас вечно одни и те же партнеры: Маковецкий, Балуев, Пореченков…
Полина Агуреева: У меня был абонемент одно время на Пореченкова. Потом он закончился и теперь у меня абонемент на Женю Дятлова… Сейчас Сергей Владимирович Урсуляк и Вера Таривердиева хотят сделать такую программу в Концертном зале Чайковского помните фильм «Король-олень»? Там музыка Таривердиева, и несколько актеров, в том числе я и Женя Дятлов, будут читать пьесу, я буду петь Анжелу, героиню Валентины Малявиной в фильме. Гоша Куценко будет, Никита Ефремов, Яна Гладких. Что из этого выйдет даже не представляю себе.
Вы называли среди своих самых любимых фильмов старые советские «Летят журавли», «Отец солдата», «Они сражались за родину»…
Полина Агуреева: Если говорить про фильмы о войне я очень люблю эти три фильма. А вообще мне многое нравится и Феллини, и Бертран Блие, и Бертолуччи, и Альмодовар, и Кустурица.
Чем отличаются прежние фильмы о войне от теперешних?
Полина Агуреева: Мне кажется, сейчас просто неприлично снимать картины о войне в той же манере и тем же ходом, как в тех же трех фильмах. Они потрясающие, всегда торкают, волнуют, но снимать так же - будет ощущение штампа, и все. Пожалуй, я еще ни разу не видела современного фильма, который бы переосмыслил войну.
Голливудские фильмы о Второй мировой вас тоже не устраивают? Голливуд это же теперь наше все!
Полина Агуреева: Нет, это вообще чудовищно. Понимаете, меня раздражает современный менталитет. Грустно оттого, что глубокие, объемные вещи подменились внешними, плоскими. Вместо страдания теперь огорчение. Вместо счастья радость, удовольствие. Вместо трагедии расстройство.
Так мир же теперь стремительный, все летит куда-то, на трагедии, да и на счастье времени нет. Затормозишь, и ты уже не в ногу со временем…
Полина Агуреева: Я хочу идти в ногу со временем, хочу успевать за его ритмом, но при этом по сути оставаться медленным человеком. Не хочу поверхностности.
Конечно, театр или кино не имеют права не идти в ногу со временем. Если это не чучело застывшее, а живое искусство. В принципе мы пытались уловить этот пульс в «Пяти вечерах» я очень люблю фильм Михалкова, но сейчас заново использовать тот же язык это как если писать языком Достоевского: всегда будет «как» Достоевский.
А со своим сыном вы находите общий язык? Ему любопытны ваши взгляды на жизнь или он еще слишком маленький?
Полина Агуреева: Петя пошел во второй класс. Вот, к слову, про людей, про менталитет… Вчера мы с Петей в учебнике по литературе читаем историю про мальчика, который хотел научиться рисовать. У него никак ничего не получалось, дома и заборы выходили кривыми. Мальчик извел очень много красок, сидел дни и ночи, и вот, наконец, у него стали получаться ровные дома, ровные дороги и ровные заборы. И он стал настоящим художником! Меня это рассмешило: ну невозможно стать настоящим художником, если у тебя получаются совершенно ровные и правильные дома.
Следующее задание в учебнике: либо придумайте продолжение этой истории, либо расскажите о каком-то великом человеке. А мы с Петей очень любим Марка Шагала и мы в отместку этой истории про мальчика стали подбирать картины Шагала у него же все кривое, неровное. Так вот, помните его «Прогулку», там двое летят над Витебском, а замечали когда-нибудь, в левом нижнем углу там человечек, маленький-маленький, справляет нужду под забором? Я сама его только недавно обнаружила и картина стала нравиться еще больше. Петю это очень повеселило. Понимаете, смысл в том, что, когда одни пытаются воспарить, обязательно найдется тот, кому на это, как сказал Петя, «совершенно нас…ть». Так что мне с Петей интересно живется.
Правда, что вы хотите поставить спектакль по Ницше? Это будет что-то мрачное и суицидальное?
Полина Агуреева: Суицидальное? Мне кажется, «суицидально» у Ницше только одно желание гармонии и света. У него такая глубокая мысль: искусство нам нужно, чтобы не умереть от правды… Я обязательно сделаю это. Сложно, но у меня есть мировая мама, она поможет с текстами. Наверное, это будет моноспектакль, потому что вряд ли я кому-то смогу объяснить, чего хочу.
Не хотите записать диск со своими песнями? Вон сколько их у вас и в фильмах, и на сцене, записи гуляют в интернете. Многим нравится.
Полина Агуреева: Собираюсь, да никак не соберусь. У меня нет своих песен, я их плохо пою, у меня слабый голос. Но петь люблю очень сильно. Не хочется делать диск из серии «поющие актеры», где «Лыжи у печки стоят» бесконечные. Выбрала песни, которые мне нравятся, попробую их как-то перепеть. Есть у меня пара мелодий, адекватных любимым не моим, конечно, стихам.
Многие гадают, куда и как будет двигаться театр Петра Фоменко без Фоменко…
Полина Агуреева: Наверное, у каждого в театре свое представление об этом. Могу сказать только о себе: у меня есть желание не повторять буквально Петра Наумовича (это невозможно), не делать домашнее задание по каким-то его наметкам, а продолжить диалог с ним через свою работу. Может, звучит слишком пафосно, но
Вот мы сейчас хотим делать спектакль по Александру Блоку с Верой Камышниковой, Это прекрасный педагог по речи в ГИТИСе, она еще и режиссер, очень тонкий человек, я ее очень люблю. Блок в каком-то смысле для меня перекликается с Петром Наумовичем настолько оба остро и тонко чувствовали жизнь. Я как-то первый раз почувствовала этого поэта. Не так давно… Не исключаю, что спектакль не получится но мне стало не страшно ошибаться.
Всех, кто мелькает на телеэкране, сейчас немедленно называют: звезда. Вы себя «звездой» не ощущаете?
Полина Агуреева: Нет, я непопулярный человек абсолютно, да и не знаю, что это такое звезда. И в кино снимаюсь раз в два года, и то только у Урсуляка. При том, что мне очень нужны деньги, и каждый раз думаю сейчас соглашусь, сейчас. Но не могу. 90 серий играть следователя. Во-первых, не могу же я на полном серьезе играть этакого псевдоследователя. Во-вторых, на 90 дней оторвать себя от Пети, от ночных придумываний Блока?
И напоследок: вы ведь совсем не плакса?
Полина Агуреева: Нет, я все время плачу. По-крайней мере, официально 10 раз в месяц, потому что у меня 10 спектаклей в месяц и во всех спектаклях я плачу. И вообще часто плачу. Наверное, отношусь к себе, как все, слишком серьезно. Хотя пытаюсь с этим бороться. Относиться к себе надо иронично. Надеюсь, у меня все же есть чувство юмора.
Игорь Вирабов, «Российская газета», 1.11.2012
- Моряки и шлюхиАлексей Киселев , «Афиша», 26.12.2012
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» станцевали «Моряков и шлюх»Марина Шимадина, «Известия», 21.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Необычный премьерный спектакль на сцене «Мастерской Фоменко»Людмила Траутмане, «http://gallerix.ru», 20.12.2012
- Танцплощадка народов мираНиколай Берман, «Газета.ru», 20.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Спектакль без слов покажет «Мастерская Петра Фоменко» во вторникНаталья Курова, «РИА-новости», 17.12.2012
- Евгений Каменькович рассказал о «Моряках и шлюхах»«http://www.teatral-online.ru», 14.12.2012
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Фоменковское счастьеЯна Жиляева, «http://vtbrussia.ru», 30.11.2012
- «Первые в жизни премии остаются самыми приятными и значимыми»Лариса Каневская, «Новые Известия», 30.11.2012
- Джемма на rendez-vousПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 29.11.2012
- Мастерская нужных вещейПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 21.11.2012
- Режиссер Евгений Каменькович: «Безболезненно уничтожить репертуарный театр не получится! Кто-нибудь обязательно повесится…»Олег Вергелис, «Зеркало недели. Украина», 16.11.2012
- Плакать 10 раз в месяцИгорь Вирабов, «Российская газета», 1.11.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Эта нездешняя Полина АгурееваТатьяна Шипилова, «Советская Сибирь», 18.10.2012
- Полина Агуреева: «Это фильм про медленных людей»Дина Радбель, «Труд», 16.10.2012
- Талант при свидетеляхДмитрий Циликин, «Росбалт.ru», 13.10.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- «И корабль плывет»: рецензия на спектакль «Дом, где разбиваются сердца»Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Театральный режиссер Евгений Каменькович: «Что сделать, если проза сильнее драматургии?»Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Время собирать… пробкиИрина Моргулева, «Калининградская правда», 21.09.2012
- «Самой страшной нашей проблемой будет нежелание трогать фоменковские спектакли»Елена Губайдуллина, «Известия», 19.09.2012
- Петр Фоменко: сороковиныМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 18.09.2012
- Застряли в пародииАлена Карась, «Российская газета», 18.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- «Пять вечеров» в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Мастерская Петра Фоменко на перепутьеАся Иванова, «Вечерняя Москва», 16.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Полина Кутепова крутит носомЯна Жиляева, «vtbrussia.ru», 5.09.2012
- Театр для жизниЕлена Горфункель, «Сеанс», 23.08.2012
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- Историческая компанияПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 27.07.2012
- Выпито до днаМария Седых, «Итоги», 23.07.2012
- Грамоте обученГлеб Ситковский, «Ведомости», 18.07.2012
- Пока варился суп…Ася Иванова, «Вечерняя Москва», 17.07.2012
- Мастерская Петра Фоменко пригласила на свадьбуАлла Шевелева, «Известия», 16.07.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Петр Фоменко: учитель, мучитель и духовный отецМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 13.07.2012
- «За что я люблю Петра Наумовича Фоменко?»Лилия Ященко, «Новые Известия», 13.07.2012
- Актриса Мадлен Джабраилова: «Петр Фоменко прост. Как Моцарт»Анна Балуева, «Комсомольская правда», 13.07.2012
- «Тебя здесь видно отовсюду…»Вера Максимова, «Независимая газета», 13.07.2012
- Сцена стала раем «по Фоме» играем«Вечерняя Москва», 12.07.2012
- «Заходите-заходите»: 105-я страница про любовьЕлена Рыбакова, «Ваш досуг», 11.07.2012
- Он и есть гамбургский счетМарина Токарева, «Новая газета», 11.07.2012
- Феномен Фоменко«Литературная газета», 11.07.2012
- Первый из «фоменок»«Огонек», 9.07.2012
- Спектакль по роману Меира Шалева покажут в «Мастерской Петра Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 29.06.2012
- Сын троих отцов в центре мирозданияСветлана Полякова, «Новые Известия», 25.06.2012
- Роман в театреПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 15.06.2012
- Одиссея одного «Улисса»Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2012
- За счастьем и свободой бежим в Арденский лесЕвгений Авраменко, «Вечерний Петербург», 12.06.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Классика взяли за жабры и вывезли на мореПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 7.06.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- Вера Строкова: ‘Хороший язычок или нет, скажите?’«Журнал “Film Sense”», 05.2012
- Театральный роман в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 27.04.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- В тени меланхолииАлена Карась, «Российская газета», 24.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Мастер до МаргаритыЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- Театрально-анатомический романКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Путеводитель по театральным страстямЕлена Ларина, «радио «Голос России»», 12.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- «Хочу делать только то, что не знаю, как сделать»Светлана Полякова, «Новые Известия», 10.04.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера новое прочтение «Театрального романа» Михаила Булгакова««ТВ-центр. Москва»», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» дает премьеру постановки по «Театральному роману» Михаила Булгакова.«Телекампания НТВ / Новости», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Роман с театром: Булгаков и Фоменко«Радио «Свобода»», 10.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- Премьера «Театрального романа» состоится на сцене «Мастерской Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 9.04.2012
- Жертвы гипнозаАлександра Машукова, «Ведомости. Пятиница», 6.04.2012
- Однажды он любилАглая Смирнова, «Российская газета», 5.04.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Все краски акварелиВалерий Выжутович, «Российская газета», 6.03.2012
- Павел Баршак: «После Игры мне стали предлагать роли негодяев…»Нонна Алиева, «Кино-Театр.РУ», 1.03.2012
- Актриса «Шапито»Петр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 16.02.2012
- Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера»Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- Трижды «Пять вечеров» и «Хлопнем!» на снегу в честь ВолодинаБорис Тух, «http://www.stolitsa.ee», 13.02.2012
- «Пять вечеров»: импрессияДарья Коротаева, «Газета Володинского фестиваля», 10.02.2012
- Кого любить, кому поверить?Ольга Игнатюк, «Москвичка», 2.02.2012
- Культурная революция!29.01.2012
- Андрей Воробьев: Искусство ради людейИгорь Казаков, «http://mger2020.ru/», 27.01.2012
- Русская итальянкаПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 26.01.2012
- Цензура попеняла формуЕвгений Ткачев, «Южноуральская панорама», 26.01.2012
- Пять вечеровАлексей Киселев , «Maptype.com», 01.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012