В «Мастерской Петра Фоменко» станцевали «Моряков и шлюх»
Спектакль Олега Глушкова выглядит как затянутое учебное упражнение по сцендвижению
Необходимость перемен в «Мастерской П. Фоменко» назрела давно. Петр Наумович сам дал старт реформации, пригласив в свой театр команду чужаков во главе с Виктором Рыжаковым, поставившим «Пять вечеров» Володина в современном, вызывающе «не фоменковском» стиле; и это была главная удача театра за последние годы. Идея танцевальной постановки тоже обсуждалась еще при Фоменко. Благо Олег Глушков человек почти свой преподает сцендвижение в РАТИ, в том числе на курсе нынешнего руководителя театра Евгения Каменьковича, да и в «Мастерской» уже работал над хореографией тех же «Пяти вечеров».
Но риск был двойной: во-первых, логоцентричные «фоменки» никогда не играли пластических спектаклей, а во-вторых, для хореографа Глушкова это тоже был первый опыт большой самостоятельной режиссерской работы. Говорить про тривиальный первый блин комом не хочется, но неуверенность и робость всех участников этого эксперимента очень заметны. Актеры, внезапно оказавшиеся немыми там, где они любили и умели играть интонациями и переливами голоса, чувствуют себя как рыбы, выброшенные на берег. И эта метафора реализуется напрямую: артисты падают на сцену и бьются в конвульсиях в окружении тряпичных игрушечных рыб.
Возможно, рыбья тема в спектакле возникла из-за названия все-таки речь идет о моряках. Но никаких бравых парней в тельняшках тут нет, как нет и шлюх в привычном нашем представлении. В первой сцене дамы в вуалях и длинных бальных платьях принимают картинные, томные позы, а вокруг них кузнечиками скачут кавалеры в балетных трико. Потом актрисы сменят старинные костюмы на пестрые наряды уличных девок, густо разрисуют щеки и губы, но останутся при этом такими же неприступными. Никакой витальности, сексуальности и хулиганского драйва, которого можно ожидать от «моряков и шлюх», здесь нет.
Спектаклю больше подошло бы название «Паяцы и куклы». Женщины тут похожи на безжизненных марионеток, которыми управляют мужчины-кукловоды. А артисты демонстрируют скорее ученическую прилежность, чем мужскую страсть. Возможно, дело пошло бы лучше, если бы «фоменки» включили свои актерские навыки, свои очаровательные улыбки и богатую мимику, свою лучистую энергию и темперамент ведь у них это есть, ей-богу. Но все это почему-то заперто на ключ, а исполнители держатся со строгостью «балетных».
И не то что бы им не доставало пластической выразительности два финальных номера на музыку Вивальди актеры исполнили блестяще. Скорее хореографу не хватило мастерства, чтобы собрать из разрозненных эпизодов спектакль с единой режиссерской мыслью. Там есть замечательные остроумные сценки: танец босых мужских ног, хозяева которых скрыты за перегородкой, венский вальс с рыбами или лихое «Яблочко» в исполнении девушек на высоких каблуках. Но как только кончается ирония и начинаются элегические томительные экзерсисы, действие повисает в безвоздушном пространстве, и зритель начинает задаваться вопросами что это? К чему? Нет ответа.
Актеры, конечно, проделали грандиозную работу над собой и трудятся на сцене с героической отдачей. Но зачем? Режиссер не поставил перед ними иных задач, кроме освоения чужого языка, нового для них, но отнюдь не новаторского в художественном плане. Поэтому спектакль выглядит как затянутое учебное упражнение по сцендвижению. Лет 20 назад в аудиториях ГИТИСа оно смотрелось бы волшебно. Но сегодня, чтобы выйти на новый уровень, прославленному театру нужны педагоги более высокого класса. Риск, конечно, дело благородное, но статус лучшего московского театра, как говорится, обязывает.
Но риск был двойной: во-первых, логоцентричные «фоменки» никогда не играли пластических спектаклей, а во-вторых, для хореографа Глушкова это тоже был первый опыт большой самостоятельной режиссерской работы. Говорить про тривиальный первый блин комом не хочется, но неуверенность и робость всех участников этого эксперимента очень заметны. Актеры, внезапно оказавшиеся немыми там, где они любили и умели играть интонациями и переливами голоса, чувствуют себя как рыбы, выброшенные на берег. И эта метафора реализуется напрямую: артисты падают на сцену и бьются в конвульсиях в окружении тряпичных игрушечных рыб.
Возможно, рыбья тема в спектакле возникла из-за названия все-таки речь идет о моряках. Но никаких бравых парней в тельняшках тут нет, как нет и шлюх в привычном нашем представлении. В первой сцене дамы в вуалях и длинных бальных платьях принимают картинные, томные позы, а вокруг них кузнечиками скачут кавалеры в балетных трико. Потом актрисы сменят старинные костюмы на пестрые наряды уличных девок, густо разрисуют щеки и губы, но останутся при этом такими же неприступными. Никакой витальности, сексуальности и хулиганского драйва, которого можно ожидать от «моряков и шлюх», здесь нет.
Спектаклю больше подошло бы название «Паяцы и куклы». Женщины тут похожи на безжизненных марионеток, которыми управляют мужчины-кукловоды. А артисты демонстрируют скорее ученическую прилежность, чем мужскую страсть. Возможно, дело пошло бы лучше, если бы «фоменки» включили свои актерские навыки, свои очаровательные улыбки и богатую мимику, свою лучистую энергию и темперамент ведь у них это есть, ей-богу. Но все это почему-то заперто на ключ, а исполнители держатся со строгостью «балетных».
И не то что бы им не доставало пластической выразительности два финальных номера на музыку Вивальди актеры исполнили блестяще. Скорее хореографу не хватило мастерства, чтобы собрать из разрозненных эпизодов спектакль с единой режиссерской мыслью. Там есть замечательные остроумные сценки: танец босых мужских ног, хозяева которых скрыты за перегородкой, венский вальс с рыбами или лихое «Яблочко» в исполнении девушек на высоких каблуках. Но как только кончается ирония и начинаются элегические томительные экзерсисы, действие повисает в безвоздушном пространстве, и зритель начинает задаваться вопросами что это? К чему? Нет ответа.
Актеры, конечно, проделали грандиозную работу над собой и трудятся на сцене с героической отдачей. Но зачем? Режиссер не поставил перед ними иных задач, кроме освоения чужого языка, нового для них, но отнюдь не новаторского в художественном плане. Поэтому спектакль выглядит как затянутое учебное упражнение по сцендвижению. Лет 20 назад в аудиториях ГИТИСа оно смотрелось бы волшебно. Но сегодня, чтобы выйти на новый уровень, прославленному театру нужны педагоги более высокого класса. Риск, конечно, дело благородное, но статус лучшего московского театра, как говорится, обязывает.
Марина Шимадина, «Известия», 21.12.2012
- Моряки и шлюхиАлексей Киселев , «Афиша», 26.12.2012
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» станцевали «Моряков и шлюх»Марина Шимадина, «Известия», 21.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Необычный премьерный спектакль на сцене «Мастерской Фоменко»Людмила Траутмане, «http://gallerix.ru», 20.12.2012
- Танцплощадка народов мираНиколай Берман, «Газета.ru», 20.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Спектакль без слов покажет «Мастерская Петра Фоменко» во вторникНаталья Курова, «РИА-новости», 17.12.2012
- Евгений Каменькович рассказал о «Моряках и шлюхах»«http://www.teatral-online.ru», 14.12.2012
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Фоменковское счастьеЯна Жиляева, «http://vtbrussia.ru», 30.11.2012
- «Первые в жизни премии остаются самыми приятными и значимыми»Лариса Каневская, «Новые Известия», 30.11.2012
- Джемма на rendez-vousПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 29.11.2012
- Мастерская нужных вещейПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 21.11.2012
- Режиссер Евгений Каменькович: «Безболезненно уничтожить репертуарный театр не получится! Кто-нибудь обязательно повесится…»Олег Вергелис, «Зеркало недели. Украина», 16.11.2012
- Плакать 10 раз в месяцИгорь Вирабов, «Российская газета», 1.11.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Эта нездешняя Полина АгурееваТатьяна Шипилова, «Советская Сибирь», 18.10.2012
- Полина Агуреева: «Это фильм про медленных людей»Дина Радбель, «Труд», 16.10.2012
- Талант при свидетеляхДмитрий Циликин, «Росбалт.ru», 13.10.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- «И корабль плывет»: рецензия на спектакль «Дом, где разбиваются сердца»Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Театральный режиссер Евгений Каменькович: «Что сделать, если проза сильнее драматургии?»Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Время собирать… пробкиИрина Моргулева, «Калининградская правда», 21.09.2012
- «Самой страшной нашей проблемой будет нежелание трогать фоменковские спектакли»Елена Губайдуллина, «Известия», 19.09.2012
- Петр Фоменко: сороковиныМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 18.09.2012
- Застряли в пародииАлена Карась, «Российская газета», 18.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- «Пять вечеров» в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Мастерская Петра Фоменко на перепутьеАся Иванова, «Вечерняя Москва», 16.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Полина Кутепова крутит носомЯна Жиляева, «vtbrussia.ru», 5.09.2012
- Театр для жизниЕлена Горфункель, «Сеанс», 23.08.2012
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- Историческая компанияПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 27.07.2012
- Выпито до днаМария Седых, «Итоги», 23.07.2012
- Грамоте обученГлеб Ситковский, «Ведомости», 18.07.2012
- Пока варился суп…Ася Иванова, «Вечерняя Москва», 17.07.2012
- Мастерская Петра Фоменко пригласила на свадьбуАлла Шевелева, «Известия», 16.07.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Петр Фоменко: учитель, мучитель и духовный отецМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 13.07.2012
- «За что я люблю Петра Наумовича Фоменко?»Лилия Ященко, «Новые Известия», 13.07.2012
- Актриса Мадлен Джабраилова: «Петр Фоменко прост. Как Моцарт»Анна Балуева, «Комсомольская правда», 13.07.2012
- «Тебя здесь видно отовсюду…»Вера Максимова, «Независимая газета», 13.07.2012
- Сцена стала раем «по Фоме» играем«Вечерняя Москва», 12.07.2012
- «Заходите-заходите»: 105-я страница про любовьЕлена Рыбакова, «Ваш досуг», 11.07.2012
- Он и есть гамбургский счетМарина Токарева, «Новая газета», 11.07.2012
- Феномен Фоменко«Литературная газета», 11.07.2012
- Первый из «фоменок»«Огонек», 9.07.2012
- Спектакль по роману Меира Шалева покажут в «Мастерской Петра Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 29.06.2012
- Сын троих отцов в центре мирозданияСветлана Полякова, «Новые Известия», 25.06.2012
- Роман в театреПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 15.06.2012
- Одиссея одного «Улисса»Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2012
- За счастьем и свободой бежим в Арденский лесЕвгений Авраменко, «Вечерний Петербург», 12.06.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Классика взяли за жабры и вывезли на мореПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 7.06.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- Вера Строкова: ‘Хороший язычок или нет, скажите?’«Журнал “Film Sense”», 05.2012
- Театральный роман в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 27.04.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- В тени меланхолииАлена Карась, «Российская газета», 24.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Мастер до МаргаритыЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- Театрально-анатомический романКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Путеводитель по театральным страстямЕлена Ларина, «радио «Голос России»», 12.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- «Хочу делать только то, что не знаю, как сделать»Светлана Полякова, «Новые Известия», 10.04.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера новое прочтение «Театрального романа» Михаила Булгакова««ТВ-центр. Москва»», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» дает премьеру постановки по «Театральному роману» Михаила Булгакова.«Телекампания НТВ / Новости», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Роман с театром: Булгаков и Фоменко«Радио «Свобода»», 10.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- Премьера «Театрального романа» состоится на сцене «Мастерской Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 9.04.2012
- Жертвы гипнозаАлександра Машукова, «Ведомости. Пятиница», 6.04.2012
- Однажды он любилАглая Смирнова, «Российская газета», 5.04.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Все краски акварелиВалерий Выжутович, «Российская газета», 6.03.2012
- Павел Баршак: «После Игры мне стали предлагать роли негодяев…»Нонна Алиева, «Кино-Театр.РУ», 1.03.2012
- Актриса «Шапито»Петр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 16.02.2012
- Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера»Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- Трижды «Пять вечеров» и «Хлопнем!» на снегу в честь ВолодинаБорис Тух, «http://www.stolitsa.ee», 13.02.2012
- «Пять вечеров»: импрессияДарья Коротаева, «Газета Володинского фестиваля», 10.02.2012
- Кого любить, кому поверить?Ольга Игнатюк, «Москвичка», 2.02.2012
- Культурная революция!29.01.2012
- Андрей Воробьев: Искусство ради людейИгорь Казаков, «http://mger2020.ru/», 27.01.2012
- Русская итальянкаПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 26.01.2012
- Цензура попеняла формуЕвгений Ткачев, «Южноуральская панорама», 26.01.2012
- Пять вечеровАлексей Киселев , «Maptype.com», 01.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012