Концерт по заветам
«Моряки и шлюхи» в «Мастерской Петра Фоменко»
В театре «Мастерская Петра Фоменко» прошла премьера танцевального спектакля «Моряки и шлюхи» в постановке молодого хореографа Олега Глушкова. Рассказывает РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ.
О том, хороший получился спектакль или не очень, можно спорить и рассуждать, но в том, что это любопытный для зрителя и полезный для театра опыт, сомнений быть не может. В самой идее сделать танцевальный спектакль для драматических артистов ничего революционного, разумеется, нет например, совсем недавно в Театре имени Вахтангова лихо (можно даже сказать, чересчур лихо) станцевали «Анну Каренину». Отказаться от привычного, попробовать новое, да и просто размять труппу, сменить тип нагрузки безусловное благо. Тем большее, чем более логоцентричным является решившийся на эксперимент театр. А «Мастерская» славится помимо прочего взыскательностью к литературе и слову.
Сам театр на всякий случай (а ну как кого-нибудь оскорбят «шлюхи» на афише или танцы в репертуарном храме обидчивых сейчас стало как грязи) везде сообщает, что замысел хореографа Олега Глушкова был одобрен недавно ушедшим из жизни основателем театра Петром Фоменко. Что же, честь и хвала мудрому мастеру, понимавшему, что не одним только сохранением его собственного наследия должен будет жить театр. Кстати говоря, если буква нового спектакля решительно отличается от всего, происходившего до сих пор на сцене «Мастерской», то дух его, или, лучше сказать, настрой вполне традиционный для «фоменок». Они в лучших своих работах умеют нести с собой очаровательную подвижность, ироничный лиризм, этакую приподнятость над прозой жизни и умение по-птичьи перелетать от одной темы к другой.
В спектакле Олега Глушкова нет никакого сквозного сюжета. Иногда кажется, что режиссер-хореограф все-таки собирается связать частности в истории, но он сам быстро в этом разубеждает. «Моряки и шлюхи» коллаж из эпизодов, которые при желании можно исполнять и по отдельности, на концертах, потому что многие из них сделаны как отдельные номера. 15 актеров 7 женщин и 8 мужчин, среди них есть как молодые стажеры, так и ветераны театра, актрисы первого призыва Ксения и Полина Кутеповы и Мадлен Джабраилова. Музыка использована тоже весьма разных стилей и возрастов тут и Гендель с Вивальди, и танго, и Штраус с Бизе, и группа «Аукцыон», и песня «Яблочко».
Кстати, ни шлюх, ни моряков так, чтобы можно было именно этими звучными определениями назвать персонажей, в спектакле «Мастерской Петра Фоменко» нет. Вынесенные в название профессии важны скорее как экстремальные проявления мужского и женского начал, о которых говорит автор спектакля. Правда, что в здешних мужчинах иногда действительно преобладает нахальная бравада сродни моряцкой, а в женщинах нет-нет да и мелькнет разбитная доступность портовых путан. Но какие-то сцены можно было бы назвать, например, «дамы и гусары», а другие «женихи и принцессы». Но самого Олега Глушкова, кажется, больше занимает не философия гендерных притяжений и отталкиваний и не типы взаимоотношений, а возможность сочинять и воплощать оригинальные пластические номера.
Иногда оказываются нужны не тела целиком, а лишь их части в одном из лучших эпизодов спектакля зрителю видны лишь ноги, выглядывающие из-под перерезающей сценическое пространство ширмы. Иногда сделать неожиданный акцент помогает забавный реквизит огромные рыбины, появляющиеся в руках у актеров; бутафорские рыбы то сбиваются в стайку, то плывут каждая своим курсом, а потом оказываются свалены кучей к ногам одной из женщин. Хорошо работают и просто остроумные гэги Мадлен Джабраилова лузгает семечки, выплевывает скорлупки, и от каждого плевка, точно из зернышка, тут же вырастает мужская голова. Иногда эпизоды напоминают обрывки снов, «разбросанных» по разным углам сцены, но другой раз пространство буквально искрится от актерской энергии как в удалом номере с «Яблочком».
К концу первого действия возникает ощущение, что спектакль все-таки движется к некоему драматическому развитию: в последней сцене Полина Кутепова уже не танцует, а, сидя, разыгрывает под песню Алексея Хвостенко занятный безмолвный этюд с чашкой. Однако очень короткий второй акт доказывает, что Олег Глушков вел спектакль к другой цели после антракта зрителю представляют, в сущности, отдельный 15-минутный мини-спектакль на музыку Вивальди, по-своему впечатляющий, но все равно проигрывающий первому. Финал показывает, что актеры «Мастерской» проделали действительно огромную работу на пути к танцевальному театру. Но любим-то мы их все-таки не за это.
О том, хороший получился спектакль или не очень, можно спорить и рассуждать, но в том, что это любопытный для зрителя и полезный для театра опыт, сомнений быть не может. В самой идее сделать танцевальный спектакль для драматических артистов ничего революционного, разумеется, нет например, совсем недавно в Театре имени Вахтангова лихо (можно даже сказать, чересчур лихо) станцевали «Анну Каренину». Отказаться от привычного, попробовать новое, да и просто размять труппу, сменить тип нагрузки безусловное благо. Тем большее, чем более логоцентричным является решившийся на эксперимент театр. А «Мастерская» славится помимо прочего взыскательностью к литературе и слову.
Сам театр на всякий случай (а ну как кого-нибудь оскорбят «шлюхи» на афише или танцы в репертуарном храме обидчивых сейчас стало как грязи) везде сообщает, что замысел хореографа Олега Глушкова был одобрен недавно ушедшим из жизни основателем театра Петром Фоменко. Что же, честь и хвала мудрому мастеру, понимавшему, что не одним только сохранением его собственного наследия должен будет жить театр. Кстати говоря, если буква нового спектакля решительно отличается от всего, происходившего до сих пор на сцене «Мастерской», то дух его, или, лучше сказать, настрой вполне традиционный для «фоменок». Они в лучших своих работах умеют нести с собой очаровательную подвижность, ироничный лиризм, этакую приподнятость над прозой жизни и умение по-птичьи перелетать от одной темы к другой.
В спектакле Олега Глушкова нет никакого сквозного сюжета. Иногда кажется, что режиссер-хореограф все-таки собирается связать частности в истории, но он сам быстро в этом разубеждает. «Моряки и шлюхи» коллаж из эпизодов, которые при желании можно исполнять и по отдельности, на концертах, потому что многие из них сделаны как отдельные номера. 15 актеров 7 женщин и 8 мужчин, среди них есть как молодые стажеры, так и ветераны театра, актрисы первого призыва Ксения и Полина Кутеповы и Мадлен Джабраилова. Музыка использована тоже весьма разных стилей и возрастов тут и Гендель с Вивальди, и танго, и Штраус с Бизе, и группа «Аукцыон», и песня «Яблочко».
Кстати, ни шлюх, ни моряков так, чтобы можно было именно этими звучными определениями назвать персонажей, в спектакле «Мастерской Петра Фоменко» нет. Вынесенные в название профессии важны скорее как экстремальные проявления мужского и женского начал, о которых говорит автор спектакля. Правда, что в здешних мужчинах иногда действительно преобладает нахальная бравада сродни моряцкой, а в женщинах нет-нет да и мелькнет разбитная доступность портовых путан. Но какие-то сцены можно было бы назвать, например, «дамы и гусары», а другие «женихи и принцессы». Но самого Олега Глушкова, кажется, больше занимает не философия гендерных притяжений и отталкиваний и не типы взаимоотношений, а возможность сочинять и воплощать оригинальные пластические номера.
Иногда оказываются нужны не тела целиком, а лишь их части в одном из лучших эпизодов спектакля зрителю видны лишь ноги, выглядывающие из-под перерезающей сценическое пространство ширмы. Иногда сделать неожиданный акцент помогает забавный реквизит огромные рыбины, появляющиеся в руках у актеров; бутафорские рыбы то сбиваются в стайку, то плывут каждая своим курсом, а потом оказываются свалены кучей к ногам одной из женщин. Хорошо работают и просто остроумные гэги Мадлен Джабраилова лузгает семечки, выплевывает скорлупки, и от каждого плевка, точно из зернышка, тут же вырастает мужская голова. Иногда эпизоды напоминают обрывки снов, «разбросанных» по разным углам сцены, но другой раз пространство буквально искрится от актерской энергии как в удалом номере с «Яблочком».
К концу первого действия возникает ощущение, что спектакль все-таки движется к некоему драматическому развитию: в последней сцене Полина Кутепова уже не танцует, а, сидя, разыгрывает под песню Алексея Хвостенко занятный безмолвный этюд с чашкой. Однако очень короткий второй акт доказывает, что Олег Глушков вел спектакль к другой цели после антракта зрителю представляют, в сущности, отдельный 15-минутный мини-спектакль на музыку Вивальди, по-своему впечатляющий, но все равно проигрывающий первому. Финал показывает, что актеры «Мастерской» проделали действительно огромную работу на пути к танцевальному театру. Но любим-то мы их все-таки не за это.
Роман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- Моряки и шлюхиАлексей Киселев , «Афиша», 26.12.2012
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» станцевали «Моряков и шлюх»Марина Шимадина, «Известия», 21.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Необычный премьерный спектакль на сцене «Мастерской Фоменко»Людмила Траутмане, «http://gallerix.ru», 20.12.2012
- Танцплощадка народов мираНиколай Берман, «Газета.ru», 20.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Спектакль без слов покажет «Мастерская Петра Фоменко» во вторникНаталья Курова, «РИА-новости», 17.12.2012
- Евгений Каменькович рассказал о «Моряках и шлюхах»«http://www.teatral-online.ru», 14.12.2012
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Фоменковское счастьеЯна Жиляева, «http://vtbrussia.ru», 30.11.2012
- «Первые в жизни премии остаются самыми приятными и значимыми»Лариса Каневская, «Новые Известия», 30.11.2012
- Джемма на rendez-vousПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 29.11.2012
- Мастерская нужных вещейПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 21.11.2012
- Режиссер Евгений Каменькович: «Безболезненно уничтожить репертуарный театр не получится! Кто-нибудь обязательно повесится…»Олег Вергелис, «Зеркало недели. Украина», 16.11.2012
- Плакать 10 раз в месяцИгорь Вирабов, «Российская газета», 1.11.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Эта нездешняя Полина АгурееваТатьяна Шипилова, «Советская Сибирь», 18.10.2012
- Полина Агуреева: «Это фильм про медленных людей»Дина Радбель, «Труд», 16.10.2012
- Талант при свидетеляхДмитрий Циликин, «Росбалт.ru», 13.10.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- «И корабль плывет»: рецензия на спектакль «Дом, где разбиваются сердца»Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Театральный режиссер Евгений Каменькович: «Что сделать, если проза сильнее драматургии?»Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Время собирать… пробкиИрина Моргулева, «Калининградская правда», 21.09.2012
- «Самой страшной нашей проблемой будет нежелание трогать фоменковские спектакли»Елена Губайдуллина, «Известия», 19.09.2012
- Петр Фоменко: сороковиныМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 18.09.2012
- Застряли в пародииАлена Карась, «Российская газета», 18.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- «Пять вечеров» в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Мастерская Петра Фоменко на перепутьеАся Иванова, «Вечерняя Москва», 16.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Полина Кутепова крутит носомЯна Жиляева, «vtbrussia.ru», 5.09.2012
- Театр для жизниЕлена Горфункель, «Сеанс», 23.08.2012
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- Историческая компанияПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 27.07.2012
- Выпито до днаМария Седых, «Итоги», 23.07.2012
- Грамоте обученГлеб Ситковский, «Ведомости», 18.07.2012
- Пока варился суп…Ася Иванова, «Вечерняя Москва», 17.07.2012
- Мастерская Петра Фоменко пригласила на свадьбуАлла Шевелева, «Известия», 16.07.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Петр Фоменко: учитель, мучитель и духовный отецМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 13.07.2012
- «За что я люблю Петра Наумовича Фоменко?»Лилия Ященко, «Новые Известия», 13.07.2012
- Актриса Мадлен Джабраилова: «Петр Фоменко прост. Как Моцарт»Анна Балуева, «Комсомольская правда», 13.07.2012
- «Тебя здесь видно отовсюду…»Вера Максимова, «Независимая газета», 13.07.2012
- Сцена стала раем «по Фоме» играем«Вечерняя Москва», 12.07.2012
- «Заходите-заходите»: 105-я страница про любовьЕлена Рыбакова, «Ваш досуг», 11.07.2012
- Он и есть гамбургский счетМарина Токарева, «Новая газета», 11.07.2012
- Феномен Фоменко«Литературная газета», 11.07.2012
- Первый из «фоменок»«Огонек», 9.07.2012
- Спектакль по роману Меира Шалева покажут в «Мастерской Петра Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 29.06.2012
- Сын троих отцов в центре мирозданияСветлана Полякова, «Новые Известия», 25.06.2012
- Роман в театреПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 15.06.2012
- Одиссея одного «Улисса»Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2012
- За счастьем и свободой бежим в Арденский лесЕвгений Авраменко, «Вечерний Петербург», 12.06.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Классика взяли за жабры и вывезли на мореПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 7.06.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- Вера Строкова: ‘Хороший язычок или нет, скажите?’«Журнал “Film Sense”», 05.2012
- Театральный роман в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 27.04.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- В тени меланхолииАлена Карась, «Российская газета», 24.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Мастер до МаргаритыЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- Театрально-анатомический романКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Путеводитель по театральным страстямЕлена Ларина, «радио «Голос России»», 12.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- «Хочу делать только то, что не знаю, как сделать»Светлана Полякова, «Новые Известия», 10.04.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера новое прочтение «Театрального романа» Михаила Булгакова««ТВ-центр. Москва»», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» дает премьеру постановки по «Театральному роману» Михаила Булгакова.«Телекампания НТВ / Новости», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Роман с театром: Булгаков и Фоменко«Радио «Свобода»», 10.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- Премьера «Театрального романа» состоится на сцене «Мастерской Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 9.04.2012
- Жертвы гипнозаАлександра Машукова, «Ведомости. Пятиница», 6.04.2012
- Однажды он любилАглая Смирнова, «Российская газета», 5.04.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Все краски акварелиВалерий Выжутович, «Российская газета», 6.03.2012
- Павел Баршак: «После Игры мне стали предлагать роли негодяев…»Нонна Алиева, «Кино-Театр.РУ», 1.03.2012
- Актриса «Шапито»Петр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 16.02.2012
- Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера»Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- Трижды «Пять вечеров» и «Хлопнем!» на снегу в честь ВолодинаБорис Тух, «http://www.stolitsa.ee», 13.02.2012
- «Пять вечеров»: импрессияДарья Коротаева, «Газета Володинского фестиваля», 10.02.2012
- Кого любить, кому поверить?Ольга Игнатюк, «Москвичка», 2.02.2012
- Культурная революция!29.01.2012
- Андрей Воробьев: Искусство ради людейИгорь Казаков, «http://mger2020.ru/», 27.01.2012
- Русская итальянкаПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 26.01.2012
- Цензура попеняла формуЕвгений Ткачев, «Южноуральская панорама», 26.01.2012
- Пять вечеровАлексей Киселев , «Maptype.com», 01.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012