«Здесь я чувствую себя на месте!»
Итальянская актриса Моника Санторо о работе с Петром Фоменко, источниках вдохновения и любимых ролях
Актриса театра «Мастерская Петра Фоменко» рассказала «МН», почему она сменила север Италии на Россию, какие места в Москве и Санкт-Петербурге считает «своими» и о том, что заставляет ее испытывать чувство ностальгии.
Моника Санторо, актриса театра «Мастерская Петра Фоменко»
Я родилась на севере Италии, в маленьком городке Гуасталла, училась в университете Урбино на филологическом факультете, изучала русский язык. Я получила грант на полгода стажировки и поехала в Петербург собирать материал для работы И тут окончательно поняла, что хочу связать свою жизнь с театром! Вернулась в Италию, окончила университет и поехала обратно поступила в СПбГАТИ.
Я очень люблю Петербург. Знаете как: в первый раз приехала в Россию, занималась любимым делом для меня это город, где я открыла в себе тягу к театру. Слава богу, там остались друзья, однокурсники.
Я жила в коммуналке около Музея Достоевского. Это отличный жизненный опыт. Нас было шесть женщин и только один мужчина. Мы иногда даже заботились немножко о нем. Такая дружная атмосфера.
О Петре Фоменко
Когда в 2007 году «Мастерская Петра Фоменко» объявила о наборе в стажерскую студию, я до последнего не верила, что попала в нее. Я приезжала в Москву на туры с чемоданом, полным реквизита (там было все для этюдов костюмы, труба, флейта). На меня даже смотрели странно. Мы были в хорошем смысле беззащитные, открытые, готовые ко всему.
Мы только что пришли в театр, для нас было важно не подчиняться, а быть податливыми. Мы старались понять, как Петр Наумович видит театр, что он от нас хочет, куда хочет двигаться. Он постоянно говорил, что надо учиться и что он учится у нас. Меня с первых репетиций потрясло, что ты, актер, предлагаешь ему какие-то варианты, а он прислушивается к тебе и пробует их. Было безумно интересно. Мы все понимали, что этот человек хочет пройти путь вместе с нами и передать нам что-то важное. Поэтому ему было важно то, что мы разные. Он всегда говорил, что опыт нельзя отменить и нужно с ним идти вперед. Постоянно повторял: сходите на выставку, в театр, не закрывайтесь. Старался проводить с нами как можно больше времени. Мне лично очень повезло, потому что он сразу позвал меня на «Бесприданницу», потом на «Сказку Арденнского леса» и «Триптих». Я проработала с ним почти четыре года это большое счастье.
О консерваторском опыте
Я училась в консерватории им. Джоаккино Россини по классу флейты-пикколо, но не окончила поняла, что нужно любить свой инструмент больше всего на свете. Я очень люблю музыку, но не до такой степени. Но этот опыт мне пригодился. Во-первых, это дисциплинирует каждый день нужно заниматься много часов. А во-вторых, мне это помогло в работе с Фоменко он иногда репетировал как дирижер. У него был очень музыкальный подход к текстам, это тоже меня потрясло.
О русском языке
Конечно, важно знать язык достаточно хорошо, чтобы понимать. Однажды Фоменко мне сказал: «Ты слишком хорошо стала говорить по-русски!» Есть какие-то моменты, колорит все пригодится. У каждого можно найти что-то особенное. Вот у меня акцент, но в этом может быть что-то ценное. Потом еще многое зависит от роли. С одной стороны, наверное, иностранному актеру, если он не играет в своей стране, сложнее, но он может предложить что-то специфичное.
Senza Fine (итал. «без конца»)
Помимо театра я пою и играю в группе Senza Fine. Это люди, которые относятся с огромной трепетностью к песням и с любовью друг к другу. Первый концерт у нас состоялся год назад. До этого я некоторое время пела с разными людьми, а потом решила собрать в репертуаре итальянские песни и сделать вечер для друзей. Сейчас выступаем примерно раз в месяц. Репертуар в основном итальянские песни 50-60-х годов.
О любимой роли
Мне нравятся все мои роли, но ближе всего сейчас, наверное, «Рыжий». Это спектакль по стихам поэта Бориса Рыжего, который сочинила наша стажерская группа. В «Рыжем» чувствуется, что мы прошли большой путь вместе для этого спектакля. Мы ездили в Екатеринбург познакомились с семьей Рыжего. Это спектакль, который болит, вибрирует. Еще спектакль «Триптих», где я работаю с основателями театра. У них особое восприятие театра.
Я играла в спектакле «Поэтому» с актерами «Самого доброго театра» и Аркадием Аркановым, но сейчас у нас не совпадают графики. Аркадий Михайлович замечательный, открытый человек, настоящий джентльмен. Он очень ценит, что молодые любят поэзию. Это еще один человек в моей жизни, который готов делиться опытом.
О «своих» местах
В Петербурге люблю все, что вокруг театральной академии. В Москве переулки вокруг Моховой, Арбата, Патриаршие пруды, район Китай-города, парки. В свободное время гуляю, катаюсь на велосипеде, люблю играть в фрисби. Люблю встречаться с друзьями, люблю, когда у меня дома гости, люблю сидеть в кафе с подружкой или даже одна и наблюдать за людьми.
Об источнике вдохновения
Для меня источником вдохновения для роли может быть все что угодно. Мне всегда важно найти что-то внешнее, какую-то деталь, походку, предмет. Мой папа, когда увидел меня в «Рыжем», где я играю женщину, прожившую всю жизнь в общежитии, сказал: «Ты прямо как неаполитанка!»
О кино
Мой любимый фильм «Амаркорд», тамошний городок немного похож на мой родной, тоже странные люди со своими ритуалами. Еще я люблю романтичное кино с хорошим финалом и фильмы с Тото.
Мне было бы безумно интересно сыграть в кино, надеюсь еще получится. Я немножко снималась в Италии для телевидения. Например, когда училась играла очень злую женщину, практически ведьму, которая подружилась с нечистой силой.
Об итальянском театре
Я в Италии не попадаю в театр, т.к. летом сезон закрыт, хотя есть много разных фестивалей. Если говорить о школе, то русская школа выстроена так, чтобы более полноценно подготовить актера, это психологическая работа. В Италии скорее техническая подготовка. В Италии учатся три года, в России четыре-пять лет, здесь это мучительный длительный процесс. Сейчас в Италии появляется очень много негосударственных коллективов, хотя, увы, пока правительство не помогает развитию культуры. Надеюсь, что через эти проекты люди снова приобщатся к театру.
О ностальгии
В Италии я бываю два раза в год стараюсь не скучать, ведь сама выбрала. Конечно, иногда физически не хватает своей среды. Иногда чувствую, что прямо в теле есть потребность побывать дома.
Здесь я чувствую себя на месте, мне очень повезло, что я тут, что могу заниматься любимым делом. Конечно, общение с бюрократией вначале было чересчур мучительным, но сейчас очень помогает театр. Ситуация меняется, но через это надо пройти. Я немного боюсь города, потому что он очень большой, здесь все быстрее, теряется нежность между людьми, но это, наверное, во всех больших городах так. Есть разница в менталитете, но я стараюсь что-то в себе смягчить, принимаю как данность.
Моника Санторо, актриса театра «Мастерская Петра Фоменко»
Я родилась на севере Италии, в маленьком городке Гуасталла, училась в университете Урбино на филологическом факультете, изучала русский язык. Я получила грант на полгода стажировки и поехала в Петербург собирать материал для работы И тут окончательно поняла, что хочу связать свою жизнь с театром! Вернулась в Италию, окончила университет и поехала обратно поступила в СПбГАТИ.
Я очень люблю Петербург. Знаете как: в первый раз приехала в Россию, занималась любимым делом для меня это город, где я открыла в себе тягу к театру. Слава богу, там остались друзья, однокурсники.
Я жила в коммуналке около Музея Достоевского. Это отличный жизненный опыт. Нас было шесть женщин и только один мужчина. Мы иногда даже заботились немножко о нем. Такая дружная атмосфера.
О Петре Фоменко
Когда в 2007 году «Мастерская Петра Фоменко» объявила о наборе в стажерскую студию, я до последнего не верила, что попала в нее. Я приезжала в Москву на туры с чемоданом, полным реквизита (там было все для этюдов костюмы, труба, флейта). На меня даже смотрели странно. Мы были в хорошем смысле беззащитные, открытые, готовые ко всему.
Мы только что пришли в театр, для нас было важно не подчиняться, а быть податливыми. Мы старались понять, как Петр Наумович видит театр, что он от нас хочет, куда хочет двигаться. Он постоянно говорил, что надо учиться и что он учится у нас. Меня с первых репетиций потрясло, что ты, актер, предлагаешь ему какие-то варианты, а он прислушивается к тебе и пробует их. Было безумно интересно. Мы все понимали, что этот человек хочет пройти путь вместе с нами и передать нам что-то важное. Поэтому ему было важно то, что мы разные. Он всегда говорил, что опыт нельзя отменить и нужно с ним идти вперед. Постоянно повторял: сходите на выставку, в театр, не закрывайтесь. Старался проводить с нами как можно больше времени. Мне лично очень повезло, потому что он сразу позвал меня на «Бесприданницу», потом на «Сказку Арденнского леса» и «Триптих». Я проработала с ним почти четыре года это большое счастье.
О консерваторском опыте
Я училась в консерватории им. Джоаккино Россини по классу флейты-пикколо, но не окончила поняла, что нужно любить свой инструмент больше всего на свете. Я очень люблю музыку, но не до такой степени. Но этот опыт мне пригодился. Во-первых, это дисциплинирует каждый день нужно заниматься много часов. А во-вторых, мне это помогло в работе с Фоменко он иногда репетировал как дирижер. У него был очень музыкальный подход к текстам, это тоже меня потрясло.
О русском языке
Конечно, важно знать язык достаточно хорошо, чтобы понимать. Однажды Фоменко мне сказал: «Ты слишком хорошо стала говорить по-русски!» Есть какие-то моменты, колорит все пригодится. У каждого можно найти что-то особенное. Вот у меня акцент, но в этом может быть что-то ценное. Потом еще многое зависит от роли. С одной стороны, наверное, иностранному актеру, если он не играет в своей стране, сложнее, но он может предложить что-то специфичное.
Senza Fine (итал. «без конца»)
Помимо театра я пою и играю в группе Senza Fine. Это люди, которые относятся с огромной трепетностью к песням и с любовью друг к другу. Первый концерт у нас состоялся год назад. До этого я некоторое время пела с разными людьми, а потом решила собрать в репертуаре итальянские песни и сделать вечер для друзей. Сейчас выступаем примерно раз в месяц. Репертуар в основном итальянские песни 50-60-х годов.
О любимой роли
Мне нравятся все мои роли, но ближе всего сейчас, наверное, «Рыжий». Это спектакль по стихам поэта Бориса Рыжего, который сочинила наша стажерская группа. В «Рыжем» чувствуется, что мы прошли большой путь вместе для этого спектакля. Мы ездили в Екатеринбург познакомились с семьей Рыжего. Это спектакль, который болит, вибрирует. Еще спектакль «Триптих», где я работаю с основателями театра. У них особое восприятие театра.
Я играла в спектакле «Поэтому» с актерами «Самого доброго театра» и Аркадием Аркановым, но сейчас у нас не совпадают графики. Аркадий Михайлович замечательный, открытый человек, настоящий джентльмен. Он очень ценит, что молодые любят поэзию. Это еще один человек в моей жизни, который готов делиться опытом.
О «своих» местах
В Петербурге люблю все, что вокруг театральной академии. В Москве переулки вокруг Моховой, Арбата, Патриаршие пруды, район Китай-города, парки. В свободное время гуляю, катаюсь на велосипеде, люблю играть в фрисби. Люблю встречаться с друзьями, люблю, когда у меня дома гости, люблю сидеть в кафе с подружкой или даже одна и наблюдать за людьми.
Об источнике вдохновения
Для меня источником вдохновения для роли может быть все что угодно. Мне всегда важно найти что-то внешнее, какую-то деталь, походку, предмет. Мой папа, когда увидел меня в «Рыжем», где я играю женщину, прожившую всю жизнь в общежитии, сказал: «Ты прямо как неаполитанка!»
О кино
Мой любимый фильм «Амаркорд», тамошний городок немного похож на мой родной, тоже странные люди со своими ритуалами. Еще я люблю романтичное кино с хорошим финалом и фильмы с Тото.
Мне было бы безумно интересно сыграть в кино, надеюсь еще получится. Я немножко снималась в Италии для телевидения. Например, когда училась играла очень злую женщину, практически ведьму, которая подружилась с нечистой силой.
Об итальянском театре
Я в Италии не попадаю в театр, т.к. летом сезон закрыт, хотя есть много разных фестивалей. Если говорить о школе, то русская школа выстроена так, чтобы более полноценно подготовить актера, это психологическая работа. В Италии скорее техническая подготовка. В Италии учатся три года, в России четыре-пять лет, здесь это мучительный длительный процесс. Сейчас в Италии появляется очень много негосударственных коллективов, хотя, увы, пока правительство не помогает развитию культуры. Надеюсь, что через эти проекты люди снова приобщатся к театру.
О ностальгии
В Италии я бываю два раза в год стараюсь не скучать, ведь сама выбрала. Конечно, иногда физически не хватает своей среды. Иногда чувствую, что прямо в теле есть потребность побывать дома.
Здесь я чувствую себя на месте, мне очень повезло, что я тут, что могу заниматься любимым делом. Конечно, общение с бюрократией вначале было чересчур мучительным, но сейчас очень помогает театр. Ситуация меняется, но через это надо пройти. Я немного боюсь города, потому что он очень большой, здесь все быстрее, теряется нежность между людьми, но это, наверное, во всех больших городах так. Есть разница в менталитете, но я стараюсь что-то в себе смягчить, принимаю как данность.
Екатерина Власова, «Московские новости», 15.05.2013
- «Мастерская Петра Фоменко» представит спектакль режиссера РейбоНаталья Курова, «РИА-новости», 8.12.2013
- В тисках законовМарина Квасницкая, «Новые Известия», 28.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу ВырыпаеваДарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева«Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпахВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Евгений Каменькович: нет новой драмы, есть хорошая и плохаяВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Уроки француженкиПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 8.11.2013
- Взгляни на арлекинов на красном колесеЕлена Дьякова, «Театр (№ 13-14)», 11.2013
- Про ароматное соцветьеГеннадий Демин, «Страстной бульвар, 10(№ 3)», 11.2013
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Моника Санторо: «На сцене позволяю себе больше, чем в жизни»«krskdaily.ru», 25.10.2013
- Чистейшая радостьЛариса Каневская, «http://www.teatrall.ru», 18.10.2013
- Игра в молчанкуПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 7.10.2013
- «Египетская марка» в «Мастерской Петра Фоменко»Григорий Заславский, «Независимая газета», 7.10.2013
- «Толстой как предчувствие»: «Война и мир» в постановке Петра Фоменко в Калининграде«Калининград.ru», 5.10.2013
- Не для всехАнна Ковалева, «Театрон», 1.10.2013
- Случайные связи на темных аллеяхАнна Чужкова, «Культура», 27.09.2013
- Последние свиданияЕлена Груева, «TimeOut», 27.09.2013
- «Последние свидания»: на страже стиляНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 27.09.2013
- Счастье первой любви вместо горечи последних свиданийАся Иванова, «Вечерняя Москва», 24.09.2013
- «Мастерская Петра Фоменко» выпустила еще один спектакль про счастьеАлла Шевелева, «Известия», 23.09.2013
- Мечта русского трагикаВадим Гаевский, «Экран и Сцена», 2.09.2013
- «Безумная из Шайо»Елена Губайдуллина, «Театральная афиша», 09.2013
- Наше всёТатьяна Власова, «Новые Известия», 29.08.2013
- ВыплакалисьНиколай Берман, «Газета.ru», 29.08.2013
- Старая сцена Мастерской Фоменко закроется на ремонт в 2014 году«Лента.ru», 28.08.2013
- «Мастерская П. Фоменко» готовит в новом сезоне творческие новинки«РИА-новости», 28.08.2013
- Премьерными постановками порадует поклонников в новом сезоне «Мастерская П. Фоменко»Валерия Бабушкина, «ИТАР-ТАСС», 28.08.2013
- Мастерская Петра Фоменко открывает новый сезон, а на старой сцене начинает капитальный ремонтАся Иванова, «Вечерняя Москва», 28.08.2013
- Мадлен Джабраилова «Актёров Пётр Наумович всегда берёг»Татьяна Власова, «Театрал-online», 9.08.2013
- Кто кого любит?Игорь Вирабов, «Российская газета», 9.08.2013
- Незавершенный сюжетВера Сенькина, «Экран и Сцена», 7.08.2013
- Андрей Воробьев: «По-прежнему чувствуем себя семьей»Глеб Ситковский, «Театральная афиша», 08.2013
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправленияАнна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Милый Египет вещейГалина Шматова, «афиша@mail.ru», 21.06.2013
- Жалко чижика!Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2013
- Театральный читальный залАнастасия Иванова, «Вечерняя Москва», 9.06.2013
- «Египетская марка» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 6.06.2013
- «Египетская марка»: точно в стильНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 5.06.2013
- От фиоритуры к хрипуЕлена Дьякова, «Новая газета», 5.06.2013
- Эскапизм столетней выдержкиЕлена Губайдуллина, «Газета.ru», 4.06.2013
- Шорохи и шепотыМария Седых, «Итоги», 3.06.2013
- «Твой брат, Петрополь, умирает»Ольга Егошина, «Новые Известия», 3.06.2013
- Режиссер Евгений Каменькович «Я не могу быть продолжателем Петра Наумовича»Жанна Тевлина, «Театрал», 3.06.2013
- Чижик-Пыжик, где ты?Анна Чужкова, «Культура», 31.05.2013
- В «Мастерской Петра Фоменко» держат «Египетскую марку»Марина Шимадина, «Известия», 30.05.2013
- В Мастерской Фоменко поставили «Египетскую марку» МандельштамаГлеб Ситковский, «Ведомости», 30.05.2013
- «Здесь я чувствую себя на месте!»Екатерина Власова, «Московские новости», 15.05.2013
- «Россия для меня грубая женщина с богатым внутренним миром»Екатерина Власова, «Московские новости», 15.05.2013
- Возрожденный спектакль Петра Фоменко: безумие спасет ПарижАлла Панасенко, «m24.ru», 30.04.2013
- Не повторяется«НГ-Антракт», 19.04.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- Театр Петра Фоменко воспел безумиеВиктория Мельникова, «Metro Weekend», 5.04.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- «Фоменки» восстановили легендарный спектакльСветлана Полякова, «Вечерняя Москва», 1.04.2013
- В Петербурге завершились гастроли московской «Мастерской Петра Фоменко»Анастасия Ким, «РБК Daily», 25.03.2013
- Петербург наконец-то увидит «Театральный роман»Екатерина Омецинская, «Аргументы недели», 19.03.2013
- «Театральный роман» Фоменко вернулся в ПетербургСветлана Мазурова, «Российская газета», 19.03.2013
- Любовь, война и немецПетр Сейбиль, «VTBrussia.ru», 15.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- «Заходите, заходите»: ужин с призракамиНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 17.01.2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- Три этюда о Петре Фоменко«Театр (№ 10)», 2013
- «Старх берет меня за руку и ведет
»Нинель Шабалина, «Сцена, № 3 (83)», 2013