Жалко чижика!
В «Мастерской Фоменко» всматриваются в «Египетскую марку» прозу Мандельштама, чтение которой под силу разве что тонким ценителям. Поставить ее еще никто не пробовал.
«Вечер проб и ошибок» так «фоменки» называют в программке свой спектакль. Поставить мандельштамовскую прозу невозможно, спектакль этот шершав и робок, но все, что делают недавние стажеры в режиссуре Дмитрия Рудкова, шаги в верном направлении. Пусть оно и задано давними спектаклями самого Петра Фоменко, но новички под руководством Евгения Каменьковича не эпигонствуют, а нащупывают собственную тропу в сторону поэтического т еатра. Знающий расслышит за вкрадчивым шаманством происходящего на тесной Старой сцене «Мастерской» страшный шум времени (надвигающаяся революция). И разглядит в сутулой пластике молодого артиста Дмитрия Малышева черты самого Осипа Эмильевича, в робких птичьих позах которого, как писали современники, таилась обреченность. А не знающий и еще не читавший Мандельштама зритель, может быть, впервые задумается над так емко выраженной в «Египетской марке» истиной: «Ведь есть же люди, которые к современности пристегнуты как-то сбоку». Все поэты такие люди.
В 1928-м Осип Мандельштам, вечно голодный и бездомный, трудно вписывавшийся в любую, а особенно в советскую действительность, сочинил повесть, которая прозой кажется только на первый взгляд. Официальная критика тотчас назвала ее «эстетской в самом дурном смысле». «Жил в Петербурге человечек в лакированных туфлях, презираемый швейцарами и женщинами. Звали его Парнок. Ранней весной он выбегал на улицу и топал по непросохшим тротуарам овечьими копытами. Ему хотелось поступить драгоманом в министерство иностранных дел, уговорить Грецию на какой-нибудь рискованный шаг и написать меморандум. В феврале он запомнил такое событие: по городу на маслобойню везли глыбы хорошего донного льда » так начинает Мандельштам «Египетскую марку». Речь в ней, конечно, же о феврале 1917-го. Вот-вот кончится вся эта петербургская жизнь, а нелепейший Парнок хорохорится,заказывает у портного новую визитку (не фрак, не сюртук, а визитку, настаивает он), назначает свидания и все пытается кому-то телефонировать надо срочно спасать воришку, укравшего часы: толпа сдавила его плотным кольцом и ведет топить в Фонтанке.
В спектакле, как и в прозе Мандельштама (написанной спустя 11 лет после Февральской революции) есть ощущение, что Питер, как этот карманник, балансирует на краю гибели. Узкое, вытянутое игровое пространство Старой сцены художница Александра Дашевская «усеяла» любовно подобранными обломками прошлого: здесь крошечная копия ворот Летнего сада соседствует с такими же миниатюрными арками и колоннами, которые запросто может увивать нитка бус, оброненных неизвестной красавицей. Рядом с ними притулились серебряная ложка, фарфоровая чашка, склянки с духами. Слева стена из оживающих рубах и кальсон. Это обитель портного и прачек (Дмитрий Смирнов и Роза Шмуклер играют по несколько ролей), коварно лишающих Парнока и новенькой визитки, и парадной рубашки. Справа лестница, на верхней ступеньке которой устроился преподобный отец Николай Бруни (Дмитрий Захаров) Парнок смотрит на него снизу вверх, вместо исповеди срываясь на щенячий скулеж и птичий крик. В центре же, среди склянок, канделябров и колонн возвышается набожная прислуга-полька (Наджа Мэр). Вместо крестика на темном шнурке в складках рубашки болтаетс япузырек с каплями. И как только разойдется Парнок, философствующий обо всем на свете от таинственной египетской марки до музыки Шуберта, она вскочит и привычно отправит ему в рот каплю-другую снадобья.
Как тут не вспомнить: «Ты приехал сюда, так глотай же скорей рыбий жир петербургских ночных фонарей » Эти строки Мандельштам напишет позднее, уже в тридцатые, ожидая ареста и чуть ли не в последний раз навестив Питер. В спектакле этого стихотворения нет, зато есть много других ранних и поздних, которые то шепчет, то насвистывает Дмитрий Малышев. И тогда за строчками проступает не только судьба города, но и страшная судьба поэта, в 1928-м написавшего: «Если я марка, тогда наклейте меня, проштемпелюйте, отправьте » А в 1937-м уже так: «Мне на плечи кидается век-волкодав, / Но не волк я по крови своей. / Запихай меня лучше, как шапку, в рукав / Жаркой шубы сибирских степей».
Впрочем, открытого трагизма «фоменки» избегают. Stabat Mater Перголези здесь распевают как «блям-блям-блям», вплетают в текст мандельштамовскую автопародию: «Дан мне желудок, что мне делать с ним, / Таким голодным и таким моим», а таинственное сочетание «египетская марка» произносят, словно эвфемизм какого-то нового ругательства. В общем, озоруют, чтобы не впасть в пафос. Но озоруй не озоруй, все равно поплывет по веревке над сценой вереница окровавленных рубах. Толпа набросится на жертву, и уже не ясно, кого растерзали и топят в Фонтанке отца ли Бруни, безвестного воришку или самого поэта. Топят и припевают: «Чижик-пыжик, где ты был?». Жалко чижика.
В 1928-м Осип Мандельштам, вечно голодный и бездомный, трудно вписывавшийся в любую, а особенно в советскую действительность, сочинил повесть, которая прозой кажется только на первый взгляд. Официальная критика тотчас назвала ее «эстетской в самом дурном смысле». «Жил в Петербурге человечек в лакированных туфлях, презираемый швейцарами и женщинами. Звали его Парнок. Ранней весной он выбегал на улицу и топал по непросохшим тротуарам овечьими копытами. Ему хотелось поступить драгоманом в министерство иностранных дел, уговорить Грецию на какой-нибудь рискованный шаг и написать меморандум. В феврале он запомнил такое событие: по городу на маслобойню везли глыбы хорошего донного льда » так начинает Мандельштам «Египетскую марку». Речь в ней, конечно, же о феврале 1917-го. Вот-вот кончится вся эта петербургская жизнь, а нелепейший Парнок хорохорится,заказывает у портного новую визитку (не фрак, не сюртук, а визитку, настаивает он), назначает свидания и все пытается кому-то телефонировать надо срочно спасать воришку, укравшего часы: толпа сдавила его плотным кольцом и ведет топить в Фонтанке.
В спектакле, как и в прозе Мандельштама (написанной спустя 11 лет после Февральской революции) есть ощущение, что Питер, как этот карманник, балансирует на краю гибели. Узкое, вытянутое игровое пространство Старой сцены художница Александра Дашевская «усеяла» любовно подобранными обломками прошлого: здесь крошечная копия ворот Летнего сада соседствует с такими же миниатюрными арками и колоннами, которые запросто может увивать нитка бус, оброненных неизвестной красавицей. Рядом с ними притулились серебряная ложка, фарфоровая чашка, склянки с духами. Слева стена из оживающих рубах и кальсон. Это обитель портного и прачек (Дмитрий Смирнов и Роза Шмуклер играют по несколько ролей), коварно лишающих Парнока и новенькой визитки, и парадной рубашки. Справа лестница, на верхней ступеньке которой устроился преподобный отец Николай Бруни (Дмитрий Захаров) Парнок смотрит на него снизу вверх, вместо исповеди срываясь на щенячий скулеж и птичий крик. В центре же, среди склянок, канделябров и колонн возвышается набожная прислуга-полька (Наджа Мэр). Вместо крестика на темном шнурке в складках рубашки болтаетс япузырек с каплями. И как только разойдется Парнок, философствующий обо всем на свете от таинственной египетской марки до музыки Шуберта, она вскочит и привычно отправит ему в рот каплю-другую снадобья.
Как тут не вспомнить: «Ты приехал сюда, так глотай же скорей рыбий жир петербургских ночных фонарей » Эти строки Мандельштам напишет позднее, уже в тридцатые, ожидая ареста и чуть ли не в последний раз навестив Питер. В спектакле этого стихотворения нет, зато есть много других ранних и поздних, которые то шепчет, то насвистывает Дмитрий Малышев. И тогда за строчками проступает не только судьба города, но и страшная судьба поэта, в 1928-м написавшего: «Если я марка, тогда наклейте меня, проштемпелюйте, отправьте » А в 1937-м уже так: «Мне на плечи кидается век-волкодав, / Но не волк я по крови своей. / Запихай меня лучше, как шапку, в рукав / Жаркой шубы сибирских степей».
Впрочем, открытого трагизма «фоменки» избегают. Stabat Mater Перголези здесь распевают как «блям-блям-блям», вплетают в текст мандельштамовскую автопародию: «Дан мне желудок, что мне делать с ним, / Таким голодным и таким моим», а таинственное сочетание «египетская марка» произносят, словно эвфемизм какого-то нового ругательства. В общем, озоруют, чтобы не впасть в пафос. Но озоруй не озоруй, все равно поплывет по веревке над сценой вереница окровавленных рубах. Толпа набросится на жертву, и уже не ясно, кого растерзали и топят в Фонтанке отца ли Бруни, безвестного воришку или самого поэта. Топят и припевают: «Чижик-пыжик, где ты был?». Жалко чижика.
Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2013
- «Мастерская Петра Фоменко» представит спектакль режиссера РейбоНаталья Курова, «РИА-новости», 8.12.2013
- В тисках законовМарина Квасницкая, «Новые Известия», 28.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу ВырыпаеваДарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева«Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпахВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Евгений Каменькович: нет новой драмы, есть хорошая и плохаяВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Уроки француженкиПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 8.11.2013
- Взгляни на арлекинов на красном колесеЕлена Дьякова, «Театр (№ 13-14)», 11.2013
- Про ароматное соцветьеГеннадий Демин, «Страстной бульвар, 10(№ 3)», 11.2013
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Моника Санторо: «На сцене позволяю себе больше, чем в жизни»«krskdaily.ru», 25.10.2013
- Чистейшая радостьЛариса Каневская, «http://www.teatrall.ru», 18.10.2013
- Игра в молчанкуПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 7.10.2013
- «Египетская марка» в «Мастерской Петра Фоменко»Григорий Заславский, «Независимая газета», 7.10.2013
- «Толстой как предчувствие»: «Война и мир» в постановке Петра Фоменко в Калининграде«Калининград.ru», 5.10.2013
- Не для всехАнна Ковалева, «Театрон», 1.10.2013
- Случайные связи на темных аллеяхАнна Чужкова, «Культура», 27.09.2013
- Последние свиданияЕлена Груева, «TimeOut», 27.09.2013
- «Последние свидания»: на страже стиляНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 27.09.2013
- Счастье первой любви вместо горечи последних свиданийАся Иванова, «Вечерняя Москва», 24.09.2013
- «Мастерская Петра Фоменко» выпустила еще один спектакль про счастьеАлла Шевелева, «Известия», 23.09.2013
- Мечта русского трагикаВадим Гаевский, «Экран и Сцена», 2.09.2013
- «Безумная из Шайо»Елена Губайдуллина, «Театральная афиша», 09.2013
- Наше всёТатьяна Власова, «Новые Известия», 29.08.2013
- ВыплакалисьНиколай Берман, «Газета.ru», 29.08.2013
- Старая сцена Мастерской Фоменко закроется на ремонт в 2014 году«Лента.ru», 28.08.2013
- «Мастерская П. Фоменко» готовит в новом сезоне творческие новинки«РИА-новости», 28.08.2013
- Премьерными постановками порадует поклонников в новом сезоне «Мастерская П. Фоменко»Валерия Бабушкина, «ИТАР-ТАСС», 28.08.2013
- Мастерская Петра Фоменко открывает новый сезон, а на старой сцене начинает капитальный ремонтАся Иванова, «Вечерняя Москва», 28.08.2013
- Мадлен Джабраилова «Актёров Пётр Наумович всегда берёг»Татьяна Власова, «Театрал-online», 9.08.2013
- Кто кого любит?Игорь Вирабов, «Российская газета», 9.08.2013
- Незавершенный сюжетВера Сенькина, «Экран и Сцена», 7.08.2013
- Андрей Воробьев: «По-прежнему чувствуем себя семьей»Глеб Ситковский, «Театральная афиша», 08.2013
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправленияАнна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Милый Египет вещейГалина Шматова, «афиша@mail.ru», 21.06.2013
- Жалко чижика!Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2013
- Театральный читальный залАнастасия Иванова, «Вечерняя Москва», 9.06.2013
- «Египетская марка» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 6.06.2013
- «Египетская марка»: точно в стильНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 5.06.2013
- От фиоритуры к хрипуЕлена Дьякова, «Новая газета», 5.06.2013
- Эскапизм столетней выдержкиЕлена Губайдуллина, «Газета.ru», 4.06.2013
- Шорохи и шепотыМария Седых, «Итоги», 3.06.2013
- «Твой брат, Петрополь, умирает»Ольга Егошина, «Новые Известия», 3.06.2013
- Режиссер Евгений Каменькович «Я не могу быть продолжателем Петра Наумовича»Жанна Тевлина, «Театрал», 3.06.2013
- Чижик-Пыжик, где ты?Анна Чужкова, «Культура», 31.05.2013
- В «Мастерской Петра Фоменко» держат «Египетскую марку»Марина Шимадина, «Известия», 30.05.2013
- В Мастерской Фоменко поставили «Египетскую марку» МандельштамаГлеб Ситковский, «Ведомости», 30.05.2013
- «Здесь я чувствую себя на месте!»Екатерина Власова, «Московские новости», 15.05.2013
- «Россия для меня грубая женщина с богатым внутренним миром»Екатерина Власова, «Московские новости», 15.05.2013
- Возрожденный спектакль Петра Фоменко: безумие спасет ПарижАлла Панасенко, «m24.ru», 30.04.2013
- Не повторяется«НГ-Антракт», 19.04.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- Театр Петра Фоменко воспел безумиеВиктория Мельникова, «Metro Weekend», 5.04.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- «Фоменки» восстановили легендарный спектакльСветлана Полякова, «Вечерняя Москва», 1.04.2013
- В Петербурге завершились гастроли московской «Мастерской Петра Фоменко»Анастасия Ким, «РБК Daily», 25.03.2013
- Петербург наконец-то увидит «Театральный роман»Екатерина Омецинская, «Аргументы недели», 19.03.2013
- «Театральный роман» Фоменко вернулся в ПетербургСветлана Мазурова, «Российская газета», 19.03.2013
- Любовь, война и немецПетр Сейбиль, «VTBrussia.ru», 15.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- «Заходите, заходите»: ужин с призракамиНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 17.01.2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- Три этюда о Петре Фоменко«Театр (№ 10)», 2013
- «Старх берет меня за руку и ведет
»Нинель Шабалина, «Сцена, № 3 (83)», 2013