Театральный читальный зал
Еще год назад Петр Фоменко предложил идею постановки «Египетской марки». Идею, за которую ухватился актер Дмитрий Рудков. Собственно, даже в программке он значится не режиссером, а именно «ухватившимся за идею».
Прочтение сложной прозы нашло свой приют на старой сцене театра среди колонн, многократно обыгранных в разных спектаклях Мастерской. На этот раз колонны, затянутые белой тканью, просто «отбили» сценическое пространство, уменьшив его до узкой полоски перед зрительскими рядами. Пространство оказалось максимально вытянутым в горизонталь. Настолько, что просто не охватывалось взглядом. Зрителю приходилось, по сути, самому выбирать, на какой части сцены сфокусировать свой взгляд.
А действие, вслед за самой мандельштамовской повестью рассыпается, двоится и множится. Сплетаются временные пласты, происходят «подмены» героев, сон путается с явью, а реальность с символом. Имперский Петербург предстает в виде миниатюрных своих элементов будь то ограда Летнего сада, сфинксы с канала Грибоедова или Александровская колонна, выставленных среди другого антикварного «богатства» по всей длине сценического пространства (художник Александра Дашевская).
Предметы играют, костюмы меняются и живут порой собственной жизнью, мелодия рождается из случайных звуков (скрип кофемолки, стрекот швейной машинки, гул бокала с вином), актеры растворяются в тексте, но… чуда театра не происходит.
История «маленького человека» Парнока, чьи ближайшие родственники Акакий Акакиевич, Макар Девушкин да Евгений из «Медного всадника», рассказана не столько подробно, сколько образно. Театральный сюжет выткан из череды символов и ассоциаций. Каждая из них красива, емка и точна, но все вместе они не создают законченного произведения.
На наших глазах происходит театральное чтение вдумчивое и изобретательное, но все-таки чтение. Каждая фраза поэта становится поводом к игре-зарисовке, но, к сожалению, остается всего лишь иллюстрацией, неинтересной за пределами литературного первоисточника.
И вот тут скрывается проблема (по крайней мере, на субъективный взгляд). Проблема превращения живого театра, одного из самых театральных местечек столицы в некий литературный придаток тот самый, о котором некогда писал Айхенвальд. Спектакли, поставленные здесь по прозе, становятся по отношению к ней все более вторичными. А сам театр все больше напоминает изысканный театральный читальный зал для эстетов, желающих насладиться высоким литературным слоем не дома в уютном кресле, а в компании единомышленников. Все чаще в Мастерскую приходишь не столько за тем, чтобы увидеть театральное чудо, сколько за тем, чтобы познакомиться с книгой, до которой у тебя самого, скорее всего, не дошли бы руки.
В существовании подобного театрального читального зала нет ничего плохого. Здесь наслаждаешься литературой и получаешь эстетическое удовольствие. Вот только от постепенного «исчезания», «истончения» самого театра становится грустно.
Прочтение сложной прозы нашло свой приют на старой сцене театра среди колонн, многократно обыгранных в разных спектаклях Мастерской. На этот раз колонны, затянутые белой тканью, просто «отбили» сценическое пространство, уменьшив его до узкой полоски перед зрительскими рядами. Пространство оказалось максимально вытянутым в горизонталь. Настолько, что просто не охватывалось взглядом. Зрителю приходилось, по сути, самому выбирать, на какой части сцены сфокусировать свой взгляд.
А действие, вслед за самой мандельштамовской повестью рассыпается, двоится и множится. Сплетаются временные пласты, происходят «подмены» героев, сон путается с явью, а реальность с символом. Имперский Петербург предстает в виде миниатюрных своих элементов будь то ограда Летнего сада, сфинксы с канала Грибоедова или Александровская колонна, выставленных среди другого антикварного «богатства» по всей длине сценического пространства (художник Александра Дашевская).
Предметы играют, костюмы меняются и живут порой собственной жизнью, мелодия рождается из случайных звуков (скрип кофемолки, стрекот швейной машинки, гул бокала с вином), актеры растворяются в тексте, но… чуда театра не происходит.
История «маленького человека» Парнока, чьи ближайшие родственники Акакий Акакиевич, Макар Девушкин да Евгений из «Медного всадника», рассказана не столько подробно, сколько образно. Театральный сюжет выткан из череды символов и ассоциаций. Каждая из них красива, емка и точна, но все вместе они не создают законченного произведения.
На наших глазах происходит театральное чтение вдумчивое и изобретательное, но все-таки чтение. Каждая фраза поэта становится поводом к игре-зарисовке, но, к сожалению, остается всего лишь иллюстрацией, неинтересной за пределами литературного первоисточника.
И вот тут скрывается проблема (по крайней мере, на субъективный взгляд). Проблема превращения живого театра, одного из самых театральных местечек столицы в некий литературный придаток тот самый, о котором некогда писал Айхенвальд. Спектакли, поставленные здесь по прозе, становятся по отношению к ней все более вторичными. А сам театр все больше напоминает изысканный театральный читальный зал для эстетов, желающих насладиться высоким литературным слоем не дома в уютном кресле, а в компании единомышленников. Все чаще в Мастерскую приходишь не столько за тем, чтобы увидеть театральное чудо, сколько за тем, чтобы познакомиться с книгой, до которой у тебя самого, скорее всего, не дошли бы руки.
В существовании подобного театрального читального зала нет ничего плохого. Здесь наслаждаешься литературой и получаешь эстетическое удовольствие. Вот только от постепенного «исчезания», «истончения» самого театра становится грустно.
Анастасия Иванова, «Вечерняя Москва», 9.06.2013
- «Мастерская Петра Фоменко» представит спектакль режиссера РейбоНаталья Курова, «РИА-новости», 8.12.2013
- В тисках законовМарина Квасницкая, «Новые Известия», 28.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу ВырыпаеваДарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева«Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпахВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Евгений Каменькович: нет новой драмы, есть хорошая и плохаяВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Уроки француженкиПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 8.11.2013
- Взгляни на арлекинов на красном колесеЕлена Дьякова, «Театр (№ 13-14)», 11.2013
- Про ароматное соцветьеГеннадий Демин, «Страстной бульвар, 10(№ 3)», 11.2013
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Моника Санторо: «На сцене позволяю себе больше, чем в жизни»«krskdaily.ru», 25.10.2013
- Чистейшая радостьЛариса Каневская, «http://www.teatrall.ru», 18.10.2013
- Игра в молчанкуПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 7.10.2013
- «Египетская марка» в «Мастерской Петра Фоменко»Григорий Заславский, «Независимая газета», 7.10.2013
- «Толстой как предчувствие»: «Война и мир» в постановке Петра Фоменко в Калининграде«Калининград.ru», 5.10.2013
- Не для всехАнна Ковалева, «Театрон», 1.10.2013
- Случайные связи на темных аллеяхАнна Чужкова, «Культура», 27.09.2013
- Последние свиданияЕлена Груева, «TimeOut», 27.09.2013
- «Последние свидания»: на страже стиляНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 27.09.2013
- Счастье первой любви вместо горечи последних свиданийАся Иванова, «Вечерняя Москва», 24.09.2013
- «Мастерская Петра Фоменко» выпустила еще один спектакль про счастьеАлла Шевелева, «Известия», 23.09.2013
- Мечта русского трагикаВадим Гаевский, «Экран и Сцена», 2.09.2013
- «Безумная из Шайо»Елена Губайдуллина, «Театральная афиша», 09.2013
- Наше всёТатьяна Власова, «Новые Известия», 29.08.2013
- ВыплакалисьНиколай Берман, «Газета.ru», 29.08.2013
- Старая сцена Мастерской Фоменко закроется на ремонт в 2014 году«Лента.ru», 28.08.2013
- «Мастерская П. Фоменко» готовит в новом сезоне творческие новинки«РИА-новости», 28.08.2013
- Премьерными постановками порадует поклонников в новом сезоне «Мастерская П. Фоменко»Валерия Бабушкина, «ИТАР-ТАСС», 28.08.2013
- Мастерская Петра Фоменко открывает новый сезон, а на старой сцене начинает капитальный ремонтАся Иванова, «Вечерняя Москва», 28.08.2013
- Мадлен Джабраилова «Актёров Пётр Наумович всегда берёг»Татьяна Власова, «Театрал-online», 9.08.2013
- Кто кого любит?Игорь Вирабов, «Российская газета», 9.08.2013
- Незавершенный сюжетВера Сенькина, «Экран и Сцена», 7.08.2013
- Андрей Воробьев: «По-прежнему чувствуем себя семьей»Глеб Ситковский, «Театральная афиша», 08.2013
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправленияАнна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Милый Египет вещейГалина Шматова, «афиша@mail.ru», 21.06.2013
- Жалко чижика!Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2013
- Театральный читальный залАнастасия Иванова, «Вечерняя Москва», 9.06.2013
- «Египетская марка» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 6.06.2013
- «Египетская марка»: точно в стильНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 5.06.2013
- От фиоритуры к хрипуЕлена Дьякова, «Новая газета», 5.06.2013
- Эскапизм столетней выдержкиЕлена Губайдуллина, «Газета.ru», 4.06.2013
- Шорохи и шепотыМария Седых, «Итоги», 3.06.2013
- «Твой брат, Петрополь, умирает»Ольга Егошина, «Новые Известия», 3.06.2013
- Режиссер Евгений Каменькович «Я не могу быть продолжателем Петра Наумовича»Жанна Тевлина, «Театрал», 3.06.2013
- Чижик-Пыжик, где ты?Анна Чужкова, «Культура», 31.05.2013
- В «Мастерской Петра Фоменко» держат «Египетскую марку»Марина Шимадина, «Известия», 30.05.2013
- В Мастерской Фоменко поставили «Египетскую марку» МандельштамаГлеб Ситковский, «Ведомости», 30.05.2013
- «Здесь я чувствую себя на месте!»Екатерина Власова, «Московские новости», 15.05.2013
- «Россия для меня грубая женщина с богатым внутренним миром»Екатерина Власова, «Московские новости», 15.05.2013
- Возрожденный спектакль Петра Фоменко: безумие спасет ПарижАлла Панасенко, «m24.ru», 30.04.2013
- Не повторяется«НГ-Антракт», 19.04.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- Театр Петра Фоменко воспел безумиеВиктория Мельникова, «Metro Weekend», 5.04.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- «Фоменки» восстановили легендарный спектакльСветлана Полякова, «Вечерняя Москва», 1.04.2013
- В Петербурге завершились гастроли московской «Мастерской Петра Фоменко»Анастасия Ким, «РБК Daily», 25.03.2013
- Петербург наконец-то увидит «Театральный роман»Екатерина Омецинская, «Аргументы недели», 19.03.2013
- «Театральный роман» Фоменко вернулся в ПетербургСветлана Мазурова, «Российская газета», 19.03.2013
- Любовь, война и немецПетр Сейбиль, «VTBrussia.ru», 15.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- «Заходите, заходите»: ужин с призракамиНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 17.01.2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- Три этюда о Петре Фоменко«Театр (№ 10)», 2013
- «Старх берет меня за руку и ведет
»Нинель Шабалина, «Сцена, № 3 (83)», 2013