Милый Египет вещей
Дмитрий Рудков и Евгений Каменькович поставили спектакль о революционном Петербурге и о негероическом герое своего времени.
В новом спектакле «Мастерской Петра Фоменко», как уже стало принято в последнее время, сложное, многослойное авторство. Идею поставить совершенно несценичный текст Мандельштама без привычных сюжета и конфликта в свое время предложил сам Фоменко, у которого, как известно, был музыкальный слух к слову и удивительная способность переводить на язык сцены, сам по себе довольно грубый и прямой, чрезвычайно тонкие вещи. Кроме того, у Фоменко ведь совершенно особенные и отдельные отношения с Петербургом, а текст «Египетской марки» абсолютно петербургский. Идею подхватил молодой артист труппы Дмитрий Рудков, петербуржец, знающий город на уровне звуков и запахов. А руководство постановкой взял на себя, как ему и положено, нынешний руководитель театра Евгений Каменькович.
В программке и на сайте указано, что спектакль выпущен «в рамках вечера проб и ошибок». Эти вечера придумал Петр Наумович, для того чтобы дать актерам и режиссерам возможность высказываться, удивлять, делать заявки. Раньше пробы и ошибки могли видеть только коллеги, только свои, теперь же их представили широкому (насколько позволяет маленькая сцена старого здания) зрителю. Естественно, людям свойственно ошибаться, и, конечно же, в живом театре не может быть ничего окончательного, раз навсегда установленного: каждый новый спектакль, по сути, проба. Но о «Египетской марке», несмотря на все оговорки создателей постановки, кажется, важно и нужно говорить по гамбургскому счету. Во-первых, потому что это режиссерский дебют, и его не стоит оскорблять снисхождением. Во-вторых, потому что это по-настоящему серьезная, нового уровня работа Федора Малышева, молодого протагониста фоменок, сыгравшего уже Санина в «Русском человеке на rendez-vous» и Годунова-Чердынцева в «Даре», а также Розы Шмуклер, Дмитрия Смирнова, Наджи Мэр.
Есть в этом спектакле вещи, о которых говорить совсем не хочется. Например, это попытка вычленить и как можно яснее проявить сюжет «Египетской марки»: коллизии с несостоявшейся любовью и (что еще страннее) похищенной щегольской визиткой. Произведение Мандельштама это ведь не история про юного Парнока и других героев и даже не картина революционного города, это прежде всего история о том, как удивительно видит, чувствует и описывает мир один-единственный, уникальный человек. Картины, которые он видит и описывает («милый Египет вещей», отдыхающую после дня визитку, железнодорожный кофе с привкусом могильной земли), конечно, субъективны и этим даже порой смешны, иногда трогательны, а по временам величественны. Когда в эту тонкую ткань пытаются вплести прямую логику, железную психологическую мотивировку, даже своего рода интригу это выглядит странно. Так, словно детским ядовитым китайским фломастером рисуют поверх хорошей акварели.
Одной из важных тем и повести, и постановки становится, конечно, приближающаяся катастрофа. Петербург в спектакле представлен в виде макетов знаменитых зданий, маленьких, почти игрушечных, и Монетной улицы небольшого ручейка золотистых монет на сцене (художник Александра Дашевская). Он то ли есть, этот град Петров, Северная Пальмира, то ли его уже нет, он лишь воспоминание. Макеты соседствуют с такими теплыми и человечными предметами быта XIX века: красивыми и солидными кофемолками, швейными машинками, чернильницами. Это пространство беззащитно, как сам негероический Парнок. Тем страшнее те события, которые к нему приближаются: речь в повести о 1917 годе, но писалась она через десять лет. Особенная сила воздействия текста Мандельштама как раз в том, что он не кричит о катастрофе, он лишь намекает на нее через эпизод самосуда. Это страшное указание, точное, будто укол в сердце, эта недоговоренность оказывается мощнее самого патетического описания революционных бесчинств. В «Мастерской Фоменко» же решили не экономить на трагических красках: над сценой проходит парад развешенных окровавленных белых рубашек, сюртуков, есть даже священническая ряса (по всей вероятности, убитого отца Бруни).
Всю эту довольно противоречивую театральную конструкцию оживляют, придают ей смысл замечательные актерские работы. Портной Мервис Дмитрия Смирнова и прислуга-полька Эмма Наджи Мэр представляют в самом лучшем театральном смысле странных персонажей. У этой вечно сонной, но при этом по-кошачьи грациозной женщины и у этого сильного, хитрого, себе на уме мужчины явно разворачивается какая-то интересная история поверх текста. И прелесть ее в том, что она не разжевывается зрителю здесь остается простор и воздух для того, чтобы додумывать. А еще эти артисты перевоплощаются с замечательной гуттаперчевостью в смешных прачек или свиту Анджолины Бозио в итальянских масках.
Саму Анджолину играет Роза Шмуклер. И это настоящая победа. Роза здесь проявляет в полной мере те качества, за которые в свое время так полюбили фоменковских актрис. Ее героиня, чуть испуганная (еще бы не испугаться в морозной России, в величественном, холодном Петербурге), но очень жизнелюбивая итальянка с хрустальным голосом, невероятно женственна, она будто согревает теплом мир вокруг себя. И поет она все больше не Моцарта, а неожиданно простую и ласковую русскую песню о соловушке. Конечно, это тепло и женственность обречены, и похороны Бозио, имевшие место в 1859 году, уже описаны. Воображаемый диалог Анджолины с Парноком о том, как «нотное письмо ласкает глаз», момент понимания, сближения и неизбежного расставания, один из самых сильных эпизодов спектакля.
Если героиня Розы Шмуклер сердце постановки, то Федор Малышев (Парнок) ее нерв и пульс. Роль Малышева геометрия линий: от острых углов заломленных рук до плавной дуги опущенных плеч. Достижение артиста в том, что он сумел сделать форму содержанием, гротескную пластику и нарочитый грим а-ля Пьеро органичной частью образа. Например, его несмелый Парнок не может ступить на землю победительно, твердо, на всю ступню: он как-то припрыгивает-пританцовывает на цыпочках. Прямо как чижик-пыжик, которого часто поминают в постановке. И это не выглядит нарочитой пантомимой. Но, может быть, еще более важно то, что для Федора Малышева эта роль какое-то важное, очень личное высказывание, вероятно, еще не сформулированное до конца. Это очевидно по той степени актерской отдачи, которую не так часто встретишь в театре. А ведь именно из подобной интонации, из разговора о том, что тревожит и болит, а не из красоты и корректных сценических решений рождаются настоящие спектакли.
В программке и на сайте указано, что спектакль выпущен «в рамках вечера проб и ошибок». Эти вечера придумал Петр Наумович, для того чтобы дать актерам и режиссерам возможность высказываться, удивлять, делать заявки. Раньше пробы и ошибки могли видеть только коллеги, только свои, теперь же их представили широкому (насколько позволяет маленькая сцена старого здания) зрителю. Естественно, людям свойственно ошибаться, и, конечно же, в живом театре не может быть ничего окончательного, раз навсегда установленного: каждый новый спектакль, по сути, проба. Но о «Египетской марке», несмотря на все оговорки создателей постановки, кажется, важно и нужно говорить по гамбургскому счету. Во-первых, потому что это режиссерский дебют, и его не стоит оскорблять снисхождением. Во-вторых, потому что это по-настоящему серьезная, нового уровня работа Федора Малышева, молодого протагониста фоменок, сыгравшего уже Санина в «Русском человеке на rendez-vous» и Годунова-Чердынцева в «Даре», а также Розы Шмуклер, Дмитрия Смирнова, Наджи Мэр.
Есть в этом спектакле вещи, о которых говорить совсем не хочется. Например, это попытка вычленить и как можно яснее проявить сюжет «Египетской марки»: коллизии с несостоявшейся любовью и (что еще страннее) похищенной щегольской визиткой. Произведение Мандельштама это ведь не история про юного Парнока и других героев и даже не картина революционного города, это прежде всего история о том, как удивительно видит, чувствует и описывает мир один-единственный, уникальный человек. Картины, которые он видит и описывает («милый Египет вещей», отдыхающую после дня визитку, железнодорожный кофе с привкусом могильной земли), конечно, субъективны и этим даже порой смешны, иногда трогательны, а по временам величественны. Когда в эту тонкую ткань пытаются вплести прямую логику, железную психологическую мотивировку, даже своего рода интригу это выглядит странно. Так, словно детским ядовитым китайским фломастером рисуют поверх хорошей акварели.
Одной из важных тем и повести, и постановки становится, конечно, приближающаяся катастрофа. Петербург в спектакле представлен в виде макетов знаменитых зданий, маленьких, почти игрушечных, и Монетной улицы небольшого ручейка золотистых монет на сцене (художник Александра Дашевская). Он то ли есть, этот град Петров, Северная Пальмира, то ли его уже нет, он лишь воспоминание. Макеты соседствуют с такими теплыми и человечными предметами быта XIX века: красивыми и солидными кофемолками, швейными машинками, чернильницами. Это пространство беззащитно, как сам негероический Парнок. Тем страшнее те события, которые к нему приближаются: речь в повести о 1917 годе, но писалась она через десять лет. Особенная сила воздействия текста Мандельштама как раз в том, что он не кричит о катастрофе, он лишь намекает на нее через эпизод самосуда. Это страшное указание, точное, будто укол в сердце, эта недоговоренность оказывается мощнее самого патетического описания революционных бесчинств. В «Мастерской Фоменко» же решили не экономить на трагических красках: над сценой проходит парад развешенных окровавленных белых рубашек, сюртуков, есть даже священническая ряса (по всей вероятности, убитого отца Бруни).
Всю эту довольно противоречивую театральную конструкцию оживляют, придают ей смысл замечательные актерские работы. Портной Мервис Дмитрия Смирнова и прислуга-полька Эмма Наджи Мэр представляют в самом лучшем театральном смысле странных персонажей. У этой вечно сонной, но при этом по-кошачьи грациозной женщины и у этого сильного, хитрого, себе на уме мужчины явно разворачивается какая-то интересная история поверх текста. И прелесть ее в том, что она не разжевывается зрителю здесь остается простор и воздух для того, чтобы додумывать. А еще эти артисты перевоплощаются с замечательной гуттаперчевостью в смешных прачек или свиту Анджолины Бозио в итальянских масках.
Саму Анджолину играет Роза Шмуклер. И это настоящая победа. Роза здесь проявляет в полной мере те качества, за которые в свое время так полюбили фоменковских актрис. Ее героиня, чуть испуганная (еще бы не испугаться в морозной России, в величественном, холодном Петербурге), но очень жизнелюбивая итальянка с хрустальным голосом, невероятно женственна, она будто согревает теплом мир вокруг себя. И поет она все больше не Моцарта, а неожиданно простую и ласковую русскую песню о соловушке. Конечно, это тепло и женственность обречены, и похороны Бозио, имевшие место в 1859 году, уже описаны. Воображаемый диалог Анджолины с Парноком о том, как «нотное письмо ласкает глаз», момент понимания, сближения и неизбежного расставания, один из самых сильных эпизодов спектакля.
Если героиня Розы Шмуклер сердце постановки, то Федор Малышев (Парнок) ее нерв и пульс. Роль Малышева геометрия линий: от острых углов заломленных рук до плавной дуги опущенных плеч. Достижение артиста в том, что он сумел сделать форму содержанием, гротескную пластику и нарочитый грим а-ля Пьеро органичной частью образа. Например, его несмелый Парнок не может ступить на землю победительно, твердо, на всю ступню: он как-то припрыгивает-пританцовывает на цыпочках. Прямо как чижик-пыжик, которого часто поминают в постановке. И это не выглядит нарочитой пантомимой. Но, может быть, еще более важно то, что для Федора Малышева эта роль какое-то важное, очень личное высказывание, вероятно, еще не сформулированное до конца. Это очевидно по той степени актерской отдачи, которую не так часто встретишь в театре. А ведь именно из подобной интонации, из разговора о том, что тревожит и болит, а не из красоты и корректных сценических решений рождаются настоящие спектакли.
Галина Шматова, «афиша@mail.ru», 21.06.2013
- «Мастерская Петра Фоменко» представит спектакль режиссера РейбоНаталья Курова, «РИА-новости», 8.12.2013
- В тисках законовМарина Квасницкая, «Новые Известия», 28.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу ВырыпаеваДарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева«Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпахВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Евгений Каменькович: нет новой драмы, есть хорошая и плохаяВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Уроки француженкиПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 8.11.2013
- Взгляни на арлекинов на красном колесеЕлена Дьякова, «Театр (№ 13-14)», 11.2013
- Про ароматное соцветьеГеннадий Демин, «Страстной бульвар, 10(№ 3)», 11.2013
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Моника Санторо: «На сцене позволяю себе больше, чем в жизни»«krskdaily.ru», 25.10.2013
- Чистейшая радостьЛариса Каневская, «http://www.teatrall.ru», 18.10.2013
- Игра в молчанкуПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 7.10.2013
- «Египетская марка» в «Мастерской Петра Фоменко»Григорий Заславский, «Независимая газета», 7.10.2013
- «Толстой как предчувствие»: «Война и мир» в постановке Петра Фоменко в Калининграде«Калининград.ru», 5.10.2013
- Не для всехАнна Ковалева, «Театрон», 1.10.2013
- Случайные связи на темных аллеяхАнна Чужкова, «Культура», 27.09.2013
- Последние свиданияЕлена Груева, «TimeOut», 27.09.2013
- «Последние свидания»: на страже стиляНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 27.09.2013
- Счастье первой любви вместо горечи последних свиданийАся Иванова, «Вечерняя Москва», 24.09.2013
- «Мастерская Петра Фоменко» выпустила еще один спектакль про счастьеАлла Шевелева, «Известия», 23.09.2013
- Мечта русского трагикаВадим Гаевский, «Экран и Сцена», 2.09.2013
- «Безумная из Шайо»Елена Губайдуллина, «Театральная афиша», 09.2013
- Наше всёТатьяна Власова, «Новые Известия», 29.08.2013
- ВыплакалисьНиколай Берман, «Газета.ru», 29.08.2013
- Старая сцена Мастерской Фоменко закроется на ремонт в 2014 году«Лента.ru», 28.08.2013
- «Мастерская П. Фоменко» готовит в новом сезоне творческие новинки«РИА-новости», 28.08.2013
- Премьерными постановками порадует поклонников в новом сезоне «Мастерская П. Фоменко»Валерия Бабушкина, «ИТАР-ТАСС», 28.08.2013
- Мастерская Петра Фоменко открывает новый сезон, а на старой сцене начинает капитальный ремонтАся Иванова, «Вечерняя Москва», 28.08.2013
- Мадлен Джабраилова «Актёров Пётр Наумович всегда берёг»Татьяна Власова, «Театрал-online», 9.08.2013
- Кто кого любит?Игорь Вирабов, «Российская газета», 9.08.2013
- Незавершенный сюжетВера Сенькина, «Экран и Сцена», 7.08.2013
- Андрей Воробьев: «По-прежнему чувствуем себя семьей»Глеб Ситковский, «Театральная афиша», 08.2013
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправленияАнна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Милый Египет вещейГалина Шматова, «афиша@mail.ru», 21.06.2013
- Жалко чижика!Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2013
- Театральный читальный залАнастасия Иванова, «Вечерняя Москва», 9.06.2013
- «Египетская марка» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 6.06.2013
- «Египетская марка»: точно в стильНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 5.06.2013
- От фиоритуры к хрипуЕлена Дьякова, «Новая газета», 5.06.2013
- Эскапизм столетней выдержкиЕлена Губайдуллина, «Газета.ru», 4.06.2013
- Шорохи и шепотыМария Седых, «Итоги», 3.06.2013
- «Твой брат, Петрополь, умирает»Ольга Егошина, «Новые Известия», 3.06.2013
- Режиссер Евгений Каменькович «Я не могу быть продолжателем Петра Наумовича»Жанна Тевлина, «Театрал», 3.06.2013
- Чижик-Пыжик, где ты?Анна Чужкова, «Культура», 31.05.2013
- В «Мастерской Петра Фоменко» держат «Египетскую марку»Марина Шимадина, «Известия», 30.05.2013
- В Мастерской Фоменко поставили «Египетскую марку» МандельштамаГлеб Ситковский, «Ведомости», 30.05.2013
- «Здесь я чувствую себя на месте!»Екатерина Власова, «Московские новости», 15.05.2013
- «Россия для меня грубая женщина с богатым внутренним миром»Екатерина Власова, «Московские новости», 15.05.2013
- Возрожденный спектакль Петра Фоменко: безумие спасет ПарижАлла Панасенко, «m24.ru», 30.04.2013
- Не повторяется«НГ-Антракт», 19.04.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- Театр Петра Фоменко воспел безумиеВиктория Мельникова, «Metro Weekend», 5.04.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- «Фоменки» восстановили легендарный спектакльСветлана Полякова, «Вечерняя Москва», 1.04.2013
- В Петербурге завершились гастроли московской «Мастерской Петра Фоменко»Анастасия Ким, «РБК Daily», 25.03.2013
- Петербург наконец-то увидит «Театральный роман»Екатерина Омецинская, «Аргументы недели», 19.03.2013
- «Театральный роман» Фоменко вернулся в ПетербургСветлана Мазурова, «Российская газета», 19.03.2013
- Любовь, война и немецПетр Сейбиль, «VTBrussia.ru», 15.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- «Заходите, заходите»: ужин с призракамиНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 17.01.2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- Три этюда о Петре Фоменко«Театр (№ 10)», 2013
- «Старх берет меня за руку и ведет
»Нинель Шабалина, «Сцена, № 3 (83)», 2013