Андрей Воробьев: «По-прежнему чувствуем себя семьей»
Андрей Воробьев – директор театра «Мастерская Петра Фоменко» – необычный руководитель. Меньше всего он похож на царственного чиновника, назначенного на должность волевым решением Департамента культуры. В труппе воспринимают Воробьева скорее как верного товарища, прошедшего с театром весь путь с момента его основания в 1993 году. Был помрежем, администратором, а в 2001-м стал директором театра. Сейчас, после смерти Петра Фоменко, театр переживает непростой момент, но сохранилось главное – уникальная атмосфера в труппе. Андрей Воробьев считает, что это поможет театру выстоять.
– Вот уже год театр живет без Петра Фоменко. Наверняка многие планы пришлось скорректировать, от чего-то отказаться. Что нарушила эта смерть?
– Нам не пришлось ни от чего отказываться, мы выпустили в этом сезоне все, о чем договорились раньше с Петром Наумовичем. Но, конечно, эта смерть нарушила самое главное. Мне кажется, театр еще не до конца осознал эту потерю, и горе накроет нас позже – может быть, через год или два. Уходя из жизни, Фоменко оставил театр в таком состоянии, в котором можно прожить еще долго. Ведь что отличает настоящего профессионала? Если вдруг его не стало, остаются люди, способные продолжить его дело. Сохранилась уникальная атмосфера, которую создал Фоменко. Мы по-прежнему чувствуем себя семьей, и это помогло нам пережить этот непростой момент и не погрязнуть в спорах. Когда выбирали Евгения Каменьковича новым художественным руководителем, никто не проголосовал «против», все были «за».
– Чтобы театр оставался живым, Фоменко набирал так называемых стажеров, что обеспечивало приток свежей крови. Но не ведет ли это к тому, что труппа постепенно разбухает?
– Ведет, конечно. Но, с другой стороны, все наши актеры очень востребованы, ведь у нас огромный репертуар: только на большой сцене играем 17 спектаклей, а есть еще спектакли и в старом здании. В среднем за сезон у нас 450 спектаклей в Москве и 30–40 на гастролях. Но вообще, когда мы проектировали это здание, нас было 80 человек, а сегодня около 400, если считать весь персонал.
– Ничего себе прирост! Получается, за пять лет вы выросли в пять раз?
– Получается, что так.
– Это плохо или хорошо?
– Мне кажется, хорошо. Наши показатели улучшились. И если залы полны, билеты продаются, а новые спектакли, даже если не становятся шедеврами, не характеризуются как откровенные провалы, то мы на правильном пути.
– Но ведь теснота?
– Да, уже тесно. Не хватает репетиционных пространств. Конечно, я бы не отказался еще от одного здания. Но боюсь, что ничего дополнительного ждать не приходится. Пока что компенсируем недостаток площадок гастролями. Часть труппы уезжает на гастроли, а другая часть играет в этот момент спектакли в Москве.
– Чем будет отмечена годовщина со дня смерти Фоменко? Одним из важных жестов, как я понимаю, стало предложение Валерия Шадрина показать спектакли Петра Наумовича и его учеников на Чеховском фестивале в специальной программе?
– Мы бы и так помянули Петра Наумовича в конце сезона, сыграв все спектакли, которые были им созданы. Но Валерий Иванович предложил посвятить российскую программу Чеховского фестиваля памяти Фоменко, и, конечно, мы с радостью откликнулись. Кроме того, мы делаем в зрительском фойе выставку, посвященную памяти Петра Наумовича. Там будет много фотографий и, может быть, какие-то его личные вещи. Я сегодня был на могиле Фоменко – она такая деревенская, простая, вся покрыта травкой. Может, уже осенью поставим на ней памятник – мы придумали его вместе с архитектором Сергеем Гнедовским. Жена Петра Наумовича и наши основоположники приняли участие в обсуждении проекта: работа серьезная и очень ответственная, мы продолжаем обсуждать и что-то корректируем. Не ставим перед собой никаких сроков, здесь спешить некуда.
– Вы сказали, что театр Фоменко – большая семья, а я вспомнил про уникальную особенность вашего закулисья: актеры могут бесплатно кормиться в буфете. Как вы этого добились?
– Не только артисты, а все сотрудники театра. Кажется, мы первые, кто реализовал эту идею, – других таких театров, наверное, и нет. На самом деле это очень просто сделать. Сначала удалось найти немножко спонсорских средств и мы организовали какое-то примитивное питание: бесплатный суп, каша, чай. Позже запросили у московского департамента финансов право организовать театральный буфет, получили разрешение – и создали внебюджетные ставки. Набрали поваров, буфетчиков, кондитеров, и у нас появилось два буфета – зрительский и театральный. На средства, полученные от работы зрительского буфета, содержим весь внебюджетный персонал, покупаем продукты, бесплатно кормим всех сотрудников. И еще небольшая прибыль от буфета достается театру.
– А кто придумал кормить коллег бесплатно – вы или Фоменко?
– Идея моя, но Петр Наумович ее очень активно поддержал. Он все время вспоминал слова Ивана Васильевича из «Театрального романа» о буфетчике, который «в самое отчаянное время весь театр поголовно осетриной спас от голоду».
– Вспоминается знаменитый «Театр дю Солей» Арианы Мнушкиной, где живут почти коммуной. Совместная трапеза актеров и зрителей – это для Мнушкиной важный ритуал. Правда, там актеры еще сами же и готовят еду.
– Да, сами готовят, а потом вместе едят за большими столами. В театре Мнушкиной монастырский подход, у нас же все чуть проще. Каждый сотрудник театра может прийти в любое время с двух часов до окончания последнего антракта в буфет и съесть любое количество еды. У нас нет понятия «комплексный обед». Просто если мы говорим, что театр – это семья, то у любой семьи есть свои кухня и холодильник. Можешь в любое время порыться в холодильнике и достать оттуда то, что хочешь. Впрочем, работа и еда – не единственное, чем мы занимаемся вместе. Мы часто большими компаниями ходим в другие театры, на выставки, вместе отдыхаем на природе. У нас есть несколько общетеатральных праздников, которые мы отмечаем всем театром.
– Чем еще ваш театр отличается от других?
– Стараемся идти по пути передовых технологий во всем. Думаю, мы единственный театр, где в штате есть человек, отвечающий за экологическую безопасность. У нас дифференцируются отходы: отдельно макулатура, отдельно пластик, отдельно металл, отдельно стекло. Не забываем об отслуживших батарейках и аккумуляторах – ничего просто так не выбрасывается. Прямо в театре установили специальный пресс, который сдавливает разделенный мусор. Потом передаем специальным организациям все эти утилизированные отходы и еще получаем за это какие-то деньги. Они не огромные, не играют существенной роли в экономике театра, но осознание того, что мы не засоряем планету, очень нас всех радует.
– Многие театры сейчас стонут от уродливой системы тендеров. Как у вас с этим?
– С этим очень трудно бороться. Правда, театрам удалось внести поправки в 94-й федеральный закон, который касается создания новых спектаклей. Благодаря этому заказы на пошив костюмов или создание декораций мы теперь имеем право размещать без конкурса. Что же касается других заказов… Вот, например, у меня была отвратительная история, когда я с трудом выбил 2 млн рублей на покупку радиооборудования. Провели конкурс, и выиграла его какая-то компания с Урала. Мы перечислили им 0,5 млн рублей в качестве предоплаты, и компания пропала. Пришлось возвращать оставшиеся 1,5 млн в бюджет. Мы, естественно, написали в прокуратуру, но в результате у театра нет ни денег, ни оборудования. Или другой пример: пять лет наш театр охраняла одна организация. В этом году выигрывает другое ЧОП. Денег оно запросило больше, чем старое ЧОП, но по качеству предоставляемых услуг оно выиграло несколько единиц. В результате старое ЧОП увольняет своих сотрудников, а новое всех этих уволенных охранников принимает к себе на работу. Называется, поменяли шило на мыло. И где правда? Денег заплатили больше, а охранники остались те же самые. Этот закон, безусловно, важен и нужен нашей стране, только он нуждается в серьезных изменениях, более детальной проработке и качественном исполнении. Здесь авторам и правительству не мешало бы проконсультироваться с теми, кто выполняет государственное задание за бюджетные средства, чтобы закон не мешал, а помогал выполнять работу качественно и в срок.
– Театру в этом году исполняется 20 лет, но, говорят, у вас есть официальный, летний, день рождения и неофициальный, зимний. Как так получилось?
– Вообще-то постановление правительства Москвы о создании «Мастерской Петра Фоменко» было подписано в августе 1993 года, но мы никогда эту дату не праздновали. Настоящий день рождения нашего театра 13 января. Так повелось с 1997-го или 1998 года. Нам отдали бывший кинотеатр «Киев». Его довольно уверенно и быстро разрушили, а потом начался долгострой, потому что денег не хватало, и в какой-то момент от отчаяния мы решили собраться и выпить прямо в «Киеве». Был Старый Новый год, я поехал в типографию и купил рулоны бумаги. Застелили всю эту цементную пыль и грязь рулонами бумаги, смочили пол водичкой, чтобы пыль не поднималась, а на кирпичах положили доски и разложили какую-то нехитрую закуску – вареную колбасу, шпроты и так далее. И позвали лучших друзей. Пришло много народу – даже Егор Владимирович Яковлев, который тогда еще был жив. А потом Петр Наумович предложил: а пускай 13 января будет днем рождения нашего театра. Теперь всегда собираемся на Старый Новый год и обязательно устраиваем грандиозный капустник.
– Получается, 20-летие вы будете отмечать 13 января 2014 года?
– Ну, конечно. Надеемся, что придут добрые люди, которые связаны с нами на протяжении многих лет. Еще хотим выпустить к юбилею большую книжку. Она будет состоять из двух томов, и в нее войдут статьи критиков, которые на протяжении этих 20 лет писали о нашем театре.
Статья «По-прежнему чувствуем себя семьей» взята с сайта «Театральная афиша» www.teatr.ru
– Вот уже год театр живет без Петра Фоменко. Наверняка многие планы пришлось скорректировать, от чего-то отказаться. Что нарушила эта смерть?
– Нам не пришлось ни от чего отказываться, мы выпустили в этом сезоне все, о чем договорились раньше с Петром Наумовичем. Но, конечно, эта смерть нарушила самое главное. Мне кажется, театр еще не до конца осознал эту потерю, и горе накроет нас позже – может быть, через год или два. Уходя из жизни, Фоменко оставил театр в таком состоянии, в котором можно прожить еще долго. Ведь что отличает настоящего профессионала? Если вдруг его не стало, остаются люди, способные продолжить его дело. Сохранилась уникальная атмосфера, которую создал Фоменко. Мы по-прежнему чувствуем себя семьей, и это помогло нам пережить этот непростой момент и не погрязнуть в спорах. Когда выбирали Евгения Каменьковича новым художественным руководителем, никто не проголосовал «против», все были «за».
– Чтобы театр оставался живым, Фоменко набирал так называемых стажеров, что обеспечивало приток свежей крови. Но не ведет ли это к тому, что труппа постепенно разбухает?
– Ведет, конечно. Но, с другой стороны, все наши актеры очень востребованы, ведь у нас огромный репертуар: только на большой сцене играем 17 спектаклей, а есть еще спектакли и в старом здании. В среднем за сезон у нас 450 спектаклей в Москве и 30–40 на гастролях. Но вообще, когда мы проектировали это здание, нас было 80 человек, а сегодня около 400, если считать весь персонал.
– Ничего себе прирост! Получается, за пять лет вы выросли в пять раз?
– Получается, что так.
– Это плохо или хорошо?
– Мне кажется, хорошо. Наши показатели улучшились. И если залы полны, билеты продаются, а новые спектакли, даже если не становятся шедеврами, не характеризуются как откровенные провалы, то мы на правильном пути.
– Но ведь теснота?
– Да, уже тесно. Не хватает репетиционных пространств. Конечно, я бы не отказался еще от одного здания. Но боюсь, что ничего дополнительного ждать не приходится. Пока что компенсируем недостаток площадок гастролями. Часть труппы уезжает на гастроли, а другая часть играет в этот момент спектакли в Москве.
– Чем будет отмечена годовщина со дня смерти Фоменко? Одним из важных жестов, как я понимаю, стало предложение Валерия Шадрина показать спектакли Петра Наумовича и его учеников на Чеховском фестивале в специальной программе?
– Мы бы и так помянули Петра Наумовича в конце сезона, сыграв все спектакли, которые были им созданы. Но Валерий Иванович предложил посвятить российскую программу Чеховского фестиваля памяти Фоменко, и, конечно, мы с радостью откликнулись. Кроме того, мы делаем в зрительском фойе выставку, посвященную памяти Петра Наумовича. Там будет много фотографий и, может быть, какие-то его личные вещи. Я сегодня был на могиле Фоменко – она такая деревенская, простая, вся покрыта травкой. Может, уже осенью поставим на ней памятник – мы придумали его вместе с архитектором Сергеем Гнедовским. Жена Петра Наумовича и наши основоположники приняли участие в обсуждении проекта: работа серьезная и очень ответственная, мы продолжаем обсуждать и что-то корректируем. Не ставим перед собой никаких сроков, здесь спешить некуда.
– Вы сказали, что театр Фоменко – большая семья, а я вспомнил про уникальную особенность вашего закулисья: актеры могут бесплатно кормиться в буфете. Как вы этого добились?
– Не только артисты, а все сотрудники театра. Кажется, мы первые, кто реализовал эту идею, – других таких театров, наверное, и нет. На самом деле это очень просто сделать. Сначала удалось найти немножко спонсорских средств и мы организовали какое-то примитивное питание: бесплатный суп, каша, чай. Позже запросили у московского департамента финансов право организовать театральный буфет, получили разрешение – и создали внебюджетные ставки. Набрали поваров, буфетчиков, кондитеров, и у нас появилось два буфета – зрительский и театральный. На средства, полученные от работы зрительского буфета, содержим весь внебюджетный персонал, покупаем продукты, бесплатно кормим всех сотрудников. И еще небольшая прибыль от буфета достается театру.
– А кто придумал кормить коллег бесплатно – вы или Фоменко?
– Идея моя, но Петр Наумович ее очень активно поддержал. Он все время вспоминал слова Ивана Васильевича из «Театрального романа» о буфетчике, который «в самое отчаянное время весь театр поголовно осетриной спас от голоду».
– Вспоминается знаменитый «Театр дю Солей» Арианы Мнушкиной, где живут почти коммуной. Совместная трапеза актеров и зрителей – это для Мнушкиной важный ритуал. Правда, там актеры еще сами же и готовят еду.
– Да, сами готовят, а потом вместе едят за большими столами. В театре Мнушкиной монастырский подход, у нас же все чуть проще. Каждый сотрудник театра может прийти в любое время с двух часов до окончания последнего антракта в буфет и съесть любое количество еды. У нас нет понятия «комплексный обед». Просто если мы говорим, что театр – это семья, то у любой семьи есть свои кухня и холодильник. Можешь в любое время порыться в холодильнике и достать оттуда то, что хочешь. Впрочем, работа и еда – не единственное, чем мы занимаемся вместе. Мы часто большими компаниями ходим в другие театры, на выставки, вместе отдыхаем на природе. У нас есть несколько общетеатральных праздников, которые мы отмечаем всем театром.
– Чем еще ваш театр отличается от других?
– Стараемся идти по пути передовых технологий во всем. Думаю, мы единственный театр, где в штате есть человек, отвечающий за экологическую безопасность. У нас дифференцируются отходы: отдельно макулатура, отдельно пластик, отдельно металл, отдельно стекло. Не забываем об отслуживших батарейках и аккумуляторах – ничего просто так не выбрасывается. Прямо в театре установили специальный пресс, который сдавливает разделенный мусор. Потом передаем специальным организациям все эти утилизированные отходы и еще получаем за это какие-то деньги. Они не огромные, не играют существенной роли в экономике театра, но осознание того, что мы не засоряем планету, очень нас всех радует.
– Многие театры сейчас стонут от уродливой системы тендеров. Как у вас с этим?
– С этим очень трудно бороться. Правда, театрам удалось внести поправки в 94-й федеральный закон, который касается создания новых спектаклей. Благодаря этому заказы на пошив костюмов или создание декораций мы теперь имеем право размещать без конкурса. Что же касается других заказов… Вот, например, у меня была отвратительная история, когда я с трудом выбил 2 млн рублей на покупку радиооборудования. Провели конкурс, и выиграла его какая-то компания с Урала. Мы перечислили им 0,5 млн рублей в качестве предоплаты, и компания пропала. Пришлось возвращать оставшиеся 1,5 млн в бюджет. Мы, естественно, написали в прокуратуру, но в результате у театра нет ни денег, ни оборудования. Или другой пример: пять лет наш театр охраняла одна организация. В этом году выигрывает другое ЧОП. Денег оно запросило больше, чем старое ЧОП, но по качеству предоставляемых услуг оно выиграло несколько единиц. В результате старое ЧОП увольняет своих сотрудников, а новое всех этих уволенных охранников принимает к себе на работу. Называется, поменяли шило на мыло. И где правда? Денег заплатили больше, а охранники остались те же самые. Этот закон, безусловно, важен и нужен нашей стране, только он нуждается в серьезных изменениях, более детальной проработке и качественном исполнении. Здесь авторам и правительству не мешало бы проконсультироваться с теми, кто выполняет государственное задание за бюджетные средства, чтобы закон не мешал, а помогал выполнять работу качественно и в срок.
– Театру в этом году исполняется 20 лет, но, говорят, у вас есть официальный, летний, день рождения и неофициальный, зимний. Как так получилось?
– Вообще-то постановление правительства Москвы о создании «Мастерской Петра Фоменко» было подписано в августе 1993 года, но мы никогда эту дату не праздновали. Настоящий день рождения нашего театра 13 января. Так повелось с 1997-го или 1998 года. Нам отдали бывший кинотеатр «Киев». Его довольно уверенно и быстро разрушили, а потом начался долгострой, потому что денег не хватало, и в какой-то момент от отчаяния мы решили собраться и выпить прямо в «Киеве». Был Старый Новый год, я поехал в типографию и купил рулоны бумаги. Застелили всю эту цементную пыль и грязь рулонами бумаги, смочили пол водичкой, чтобы пыль не поднималась, а на кирпичах положили доски и разложили какую-то нехитрую закуску – вареную колбасу, шпроты и так далее. И позвали лучших друзей. Пришло много народу – даже Егор Владимирович Яковлев, который тогда еще был жив. А потом Петр Наумович предложил: а пускай 13 января будет днем рождения нашего театра. Теперь всегда собираемся на Старый Новый год и обязательно устраиваем грандиозный капустник.
– Получается, 20-летие вы будете отмечать 13 января 2014 года?
– Ну, конечно. Надеемся, что придут добрые люди, которые связаны с нами на протяжении многих лет. Еще хотим выпустить к юбилею большую книжку. Она будет состоять из двух томов, и в нее войдут статьи критиков, которые на протяжении этих 20 лет писали о нашем театре.
Статья «По-прежнему чувствуем себя семьей» взята с сайта «Театральная афиша» www.teatr.ru
Глеб Ситковский, «Театральная афиша», 08.2013
- «Мастерская Петра Фоменко» представит спектакль режиссера РейбоНаталья Курова, «РИА-новости», 8.12.2013
- В тисках законовМарина Квасницкая, «Новые Известия», 28.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу ВырыпаеваДарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева«Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпахВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Евгений Каменькович: нет новой драмы, есть хорошая и плохаяВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Уроки француженкиПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 8.11.2013
- Взгляни на арлекинов на красном колесеЕлена Дьякова, «Театр (№ 13-14)», 11.2013
- Про ароматное соцветьеГеннадий Демин, «Страстной бульвар, 10(№ 3)», 11.2013
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Моника Санторо: «На сцене позволяю себе больше, чем в жизни»«krskdaily.ru», 25.10.2013
- Чистейшая радостьЛариса Каневская, «http://www.teatrall.ru», 18.10.2013
- Игра в молчанкуПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 7.10.2013
- «Египетская марка» в «Мастерской Петра Фоменко»Григорий Заславский, «Независимая газета», 7.10.2013
- «Толстой как предчувствие»: «Война и мир» в постановке Петра Фоменко в Калининграде«Калининград.ru», 5.10.2013
- Не для всехАнна Ковалева, «Театрон», 1.10.2013
- Случайные связи на темных аллеяхАнна Чужкова, «Культура», 27.09.2013
- Последние свиданияЕлена Груева, «TimeOut», 27.09.2013
- «Последние свидания»: на страже стиляНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 27.09.2013
- Счастье первой любви вместо горечи последних свиданийАся Иванова, «Вечерняя Москва», 24.09.2013
- «Мастерская Петра Фоменко» выпустила еще один спектакль про счастьеАлла Шевелева, «Известия», 23.09.2013
- Мечта русского трагикаВадим Гаевский, «Экран и Сцена», 2.09.2013
- «Безумная из Шайо»Елена Губайдуллина, «Театральная афиша», 09.2013
- Наше всёТатьяна Власова, «Новые Известия», 29.08.2013
- ВыплакалисьНиколай Берман, «Газета.ru», 29.08.2013
- Старая сцена Мастерской Фоменко закроется на ремонт в 2014 году«Лента.ru», 28.08.2013
- «Мастерская П. Фоменко» готовит в новом сезоне творческие новинки«РИА-новости», 28.08.2013
- Премьерными постановками порадует поклонников в новом сезоне «Мастерская П. Фоменко»Валерия Бабушкина, «ИТАР-ТАСС», 28.08.2013
- Мастерская Петра Фоменко открывает новый сезон, а на старой сцене начинает капитальный ремонтАся Иванова, «Вечерняя Москва», 28.08.2013
- Мадлен Джабраилова «Актёров Пётр Наумович всегда берёг»Татьяна Власова, «Театрал-online», 9.08.2013
- Кто кого любит?Игорь Вирабов, «Российская газета», 9.08.2013
- Незавершенный сюжетВера Сенькина, «Экран и Сцена», 7.08.2013
- Андрей Воробьев: «По-прежнему чувствуем себя семьей»Глеб Ситковский, «Театральная афиша», 08.2013
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправленияАнна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Милый Египет вещейГалина Шматова, «афиша@mail.ru», 21.06.2013
- Жалко чижика!Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2013
- Театральный читальный залАнастасия Иванова, «Вечерняя Москва», 9.06.2013
- «Египетская марка» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 6.06.2013
- «Египетская марка»: точно в стильНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 5.06.2013
- От фиоритуры к хрипуЕлена Дьякова, «Новая газета», 5.06.2013
- Эскапизм столетней выдержкиЕлена Губайдуллина, «Газета.ru», 4.06.2013
- Шорохи и шепотыМария Седых, «Итоги», 3.06.2013
- «Твой брат, Петрополь, умирает»Ольга Егошина, «Новые Известия», 3.06.2013
- Режиссер Евгений Каменькович «Я не могу быть продолжателем Петра Наумовича»Жанна Тевлина, «Театрал», 3.06.2013
- Чижик-Пыжик, где ты?Анна Чужкова, «Культура», 31.05.2013
- В «Мастерской Петра Фоменко» держат «Египетскую марку»Марина Шимадина, «Известия», 30.05.2013
- В Мастерской Фоменко поставили «Египетскую марку» МандельштамаГлеб Ситковский, «Ведомости», 30.05.2013
- «Здесь я чувствую себя на месте!»Екатерина Власова, «Московские новости», 15.05.2013
- «Россия для меня грубая женщина с богатым внутренним миром»Екатерина Власова, «Московские новости», 15.05.2013
- Возрожденный спектакль Петра Фоменко: безумие спасет ПарижАлла Панасенко, «m24.ru», 30.04.2013
- Не повторяется«НГ-Антракт», 19.04.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- Театр Петра Фоменко воспел безумиеВиктория Мельникова, «Metro Weekend», 5.04.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- «Фоменки» восстановили легендарный спектакльСветлана Полякова, «Вечерняя Москва», 1.04.2013
- В Петербурге завершились гастроли московской «Мастерской Петра Фоменко»Анастасия Ким, «РБК Daily», 25.03.2013
- Петербург наконец-то увидит «Театральный роман»Екатерина Омецинская, «Аргументы недели», 19.03.2013
- «Театральный роман» Фоменко вернулся в ПетербургСветлана Мазурова, «Российская газета», 19.03.2013
- Любовь, война и немецПетр Сейбиль, «VTBrussia.ru», 15.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- «Заходите, заходите»: ужин с призракамиНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 17.01.2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- Три этюда о Петре Фоменко«Театр (№ 10)», 2013
- «Старх берет меня за руку и ведет
»Нинель Шабалина, «Сцена, № 3 (83)», 2013