«Толстой как предчувствие»: «Война и мир» в постановке Петра Фоменко в Калининграде
Московский театр «Мастерская П. Н. Фоменко» в четвёртый раз принял участие в фестивале искусств «Балтийские сезоны».
«Фоменки», как часто называют актёров «Мастерской», уже привозили в Калининград спектакли по Льву Толстому. Три года назад на VII фестивале «Балтийские сезоны» они показали спектакль «Семейное счастье». В этом году к юбилею «сезонов» в Калининград привезли постановку по роману-эпопее «Война и мир».
Текст Толстого воспроизводится на сцене со скрупулёзной точностью. За каждым словом — семь лет чтений и репетиций, 300 спектаклей, сыгранных по всему миру, 12 лет на сцене. Но это не точность воспроизведения «атмосферы тех лет», антуража или декораций. В спектакле П. Н. Фоменко нет внешней реалистичности фильма Сергея Бондарчука. На сцене два недописанных портрета Наполеона и императора Александра I, карта военных действий и недоделанная балюстрада. Герои одеты в приблизительные костюмы, а красавец Андрей Болконский и вовсе не снимает актёрской униформы — чёрной водолазки.
Но эта чисто внешняя эскизность не мешает актёрам точно и бережно воспроизводить текст Толстого таким, каким его видит проницательный читатель, свободный от школьных стереотипов. В первые минуты сценического действия режиссерская и актёрская свобода обращения с текстом Толстого может вызвать отторжение.
Разве к такому Толстому мы привыкли? Толстой, иронизирующий над своими «любимыми» героями, Толстой, за многословием которого открывается тонкая драматургия каждой сцены? Типичные представители высшего света и дворянства в исполнении «фоменок» не исчерпываются своим социальным положением. В каждом — своё очарование и своя странность. В каждом живёт человек, который показан на сцене и в фас, и в профиль. Трогательно заботится о сыне княгиня Друбецкая, она же докучливая просительница, сплетница и сентиментальная старушка, готовая пролить горячие слёзы при одном воспоминании о молодости. Старики Ростовы перед приёмом сплетничают ничуть не лучше бабушек у подъезда: всё те же «о времена, о нравы», всё та же «молодёжь» не даёт им покоя. А «высоко духовный» и «гордый мыслью» князь Андрей сам не знает, зачем идёт на войну.
Война в спектакле «Мастерской Петра Фоменко» осталась за скобками, как повод для семейной сцены между супругами, как тема для мужских споров и женских сетований. И только занавес-карта военных действий может чётко обозначить границу между настоящей войной и войной-предчувствием.
Стихия войны преследует мужчин и в мирное время. Разве не воюет с собой Пьер, разрываясь между поиском своего места в жизни и пьянками у Анатоля Курагина? Разве Андрей не проявляет воистину военную жестокость к жене, разве ему не предстоит битва с собственной гордостью, которой он так восхищается в Бонапарте? Разве не по законам военного времени живёт старый князь Болконский в Лысых Горах, отец, который не может показать сыну свои слёзы во время прощания?
Актёры «Мастерской» играют по 2-3 роли. Это даёт зрителю повод для размышления. Что общего между Элен и Наташей в исполнении Веры Строковой? Бесцеремонность, с которой блистательная княжна Курагина перебивает отца знаменитым: «Папá, мы опоздаем», а Наташа выпрашивает поцелуй у Бориса? Отчасти гротескная женственность княгини Лизы, девичья влюблённость Сони, изысканная светскость Жюли Карагиной — эти роли в исполнении Ксении Кутеповой стали настоящим украшением спектакля. В зале раздавались одобрительные аплодисменты, когда растроганная Лиза со слезами кидалась в объятия княжны Марьи, как будто каждая зрительница узнавала себя в каждом жесте, в каждом движении актрисы. Сцена «Письмо Жюли Карагиной» была встречена криками «браво». Зрители признали верность открытий Толстого, признали, что в этих сценах они увидели правду о себе.
О спектакле рассказал актёр Илья Любимов, исполнитель роли князя Андрея Болконского.
— Как изменился за 12 лет спектакль?
— За эти годы спектакль сильно вырос. Я думаю, что сейчас заканчивается период его зрелости. Спектакль — это живой организм. Подобно человеку, он переживает детство, подростковую эйфорию, зрелую молодость, затем взрослеет и приходит к старости. Наш спектакль ещё не дошёл до пенсионного возраста, но он уже находится в зрелости, в каком-то кризисе среднего возраста. Потому что люди изменились за 12 лет, поменялись их отношения с персонажами. У каждого актёра своя связь с героем, свой конфликт. Кто-то уже перерос своих персонажей, а кто-то только-только дорос до них. После ухода Петра Наумовича Фоменко на нас оказалась огромная ответственность за спектакль, ведь он остался в наших руках.
— Какие отношения сложились у вас с вашим героем?
— Я долго не мог понять Андрея Болконского. Несколько лет назад я почувствовал, что дорос до него, ощутил всё его несчастье, его одиночество. Это очень несчастный герой, заблуждающийся, гонимый своей гордостью мысли. Одно время я конфликтовал с ним, не мог найти в нем глубины, и мне кажется, что Толстой тоже. А потом я просто примирился с ним, стал ему сочувствовать, как младшему брату, и всё стало получаться.
«Фоменки», как часто называют актёров «Мастерской», уже привозили в Калининград спектакли по Льву Толстому. Три года назад на VII фестивале «Балтийские сезоны» они показали спектакль «Семейное счастье». В этом году к юбилею «сезонов» в Калининград привезли постановку по роману-эпопее «Война и мир».
Текст Толстого воспроизводится на сцене со скрупулёзной точностью. За каждым словом — семь лет чтений и репетиций, 300 спектаклей, сыгранных по всему миру, 12 лет на сцене. Но это не точность воспроизведения «атмосферы тех лет», антуража или декораций. В спектакле П. Н. Фоменко нет внешней реалистичности фильма Сергея Бондарчука. На сцене два недописанных портрета Наполеона и императора Александра I, карта военных действий и недоделанная балюстрада. Герои одеты в приблизительные костюмы, а красавец Андрей Болконский и вовсе не снимает актёрской униформы — чёрной водолазки.
Но эта чисто внешняя эскизность не мешает актёрам точно и бережно воспроизводить текст Толстого таким, каким его видит проницательный читатель, свободный от школьных стереотипов. В первые минуты сценического действия режиссерская и актёрская свобода обращения с текстом Толстого может вызвать отторжение.
Разве к такому Толстому мы привыкли? Толстой, иронизирующий над своими «любимыми» героями, Толстой, за многословием которого открывается тонкая драматургия каждой сцены? Типичные представители высшего света и дворянства в исполнении «фоменок» не исчерпываются своим социальным положением. В каждом — своё очарование и своя странность. В каждом живёт человек, который показан на сцене и в фас, и в профиль. Трогательно заботится о сыне княгиня Друбецкая, она же докучливая просительница, сплетница и сентиментальная старушка, готовая пролить горячие слёзы при одном воспоминании о молодости. Старики Ростовы перед приёмом сплетничают ничуть не лучше бабушек у подъезда: всё те же «о времена, о нравы», всё та же «молодёжь» не даёт им покоя. А «высоко духовный» и «гордый мыслью» князь Андрей сам не знает, зачем идёт на войну.
Война в спектакле «Мастерской Петра Фоменко» осталась за скобками, как повод для семейной сцены между супругами, как тема для мужских споров и женских сетований. И только занавес-карта военных действий может чётко обозначить границу между настоящей войной и войной-предчувствием.
Стихия войны преследует мужчин и в мирное время. Разве не воюет с собой Пьер, разрываясь между поиском своего места в жизни и пьянками у Анатоля Курагина? Разве Андрей не проявляет воистину военную жестокость к жене, разве ему не предстоит битва с собственной гордостью, которой он так восхищается в Бонапарте? Разве не по законам военного времени живёт старый князь Болконский в Лысых Горах, отец, который не может показать сыну свои слёзы во время прощания?
Актёры «Мастерской» играют по 2-3 роли. Это даёт зрителю повод для размышления. Что общего между Элен и Наташей в исполнении Веры Строковой? Бесцеремонность, с которой блистательная княжна Курагина перебивает отца знаменитым: «Папá, мы опоздаем», а Наташа выпрашивает поцелуй у Бориса? Отчасти гротескная женственность княгини Лизы, девичья влюблённость Сони, изысканная светскость Жюли Карагиной — эти роли в исполнении Ксении Кутеповой стали настоящим украшением спектакля. В зале раздавались одобрительные аплодисменты, когда растроганная Лиза со слезами кидалась в объятия княжны Марьи, как будто каждая зрительница узнавала себя в каждом жесте, в каждом движении актрисы. Сцена «Письмо Жюли Карагиной» была встречена криками «браво». Зрители признали верность открытий Толстого, признали, что в этих сценах они увидели правду о себе.
О спектакле рассказал актёр Илья Любимов, исполнитель роли князя Андрея Болконского.
— Как изменился за 12 лет спектакль?
— За эти годы спектакль сильно вырос. Я думаю, что сейчас заканчивается период его зрелости. Спектакль — это живой организм. Подобно человеку, он переживает детство, подростковую эйфорию, зрелую молодость, затем взрослеет и приходит к старости. Наш спектакль ещё не дошёл до пенсионного возраста, но он уже находится в зрелости, в каком-то кризисе среднего возраста. Потому что люди изменились за 12 лет, поменялись их отношения с персонажами. У каждого актёра своя связь с героем, свой конфликт. Кто-то уже перерос своих персонажей, а кто-то только-только дорос до них. После ухода Петра Наумовича Фоменко на нас оказалась огромная ответственность за спектакль, ведь он остался в наших руках.
— Какие отношения сложились у вас с вашим героем?
— Я долго не мог понять Андрея Болконского. Несколько лет назад я почувствовал, что дорос до него, ощутил всё его несчастье, его одиночество. Это очень несчастный герой, заблуждающийся, гонимый своей гордостью мысли. Одно время я конфликтовал с ним, не мог найти в нем глубины, и мне кажется, что Толстой тоже. А потом я просто примирился с ним, стал ему сочувствовать, как младшему брату, и всё стало получаться.
«Калининград.ru», 5.10.2013
- «Мастерская Петра Фоменко» представит спектакль режиссера РейбоНаталья Курова, «РИА-новости», 8.12.2013
- В тисках законовМарина Квасницкая, «Новые Известия», 28.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу ВырыпаеваДарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева«Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпахВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Евгений Каменькович: нет новой драмы, есть хорошая и плохаяВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Уроки француженкиПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 8.11.2013
- Взгляни на арлекинов на красном колесеЕлена Дьякова, «Театр (№ 13-14)», 11.2013
- Про ароматное соцветьеГеннадий Демин, «Страстной бульвар, 10(№ 3)», 11.2013
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Моника Санторо: «На сцене позволяю себе больше, чем в жизни»«krskdaily.ru», 25.10.2013
- Чистейшая радостьЛариса Каневская, «http://www.teatrall.ru», 18.10.2013
- Игра в молчанкуПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 7.10.2013
- «Египетская марка» в «Мастерской Петра Фоменко»Григорий Заславский, «Независимая газета», 7.10.2013
- «Толстой как предчувствие»: «Война и мир» в постановке Петра Фоменко в Калининграде«Калининград.ru», 5.10.2013
- Не для всехАнна Ковалева, «Театрон», 1.10.2013
- Случайные связи на темных аллеяхАнна Чужкова, «Культура», 27.09.2013
- Последние свиданияЕлена Груева, «TimeOut», 27.09.2013
- «Последние свидания»: на страже стиляНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 27.09.2013
- Счастье первой любви вместо горечи последних свиданийАся Иванова, «Вечерняя Москва», 24.09.2013
- «Мастерская Петра Фоменко» выпустила еще один спектакль про счастьеАлла Шевелева, «Известия», 23.09.2013
- Мечта русского трагикаВадим Гаевский, «Экран и Сцена», 2.09.2013
- «Безумная из Шайо»Елена Губайдуллина, «Театральная афиша», 09.2013
- Наше всёТатьяна Власова, «Новые Известия», 29.08.2013
- ВыплакалисьНиколай Берман, «Газета.ru», 29.08.2013
- Старая сцена Мастерской Фоменко закроется на ремонт в 2014 году«Лента.ru», 28.08.2013
- «Мастерская П. Фоменко» готовит в новом сезоне творческие новинки«РИА-новости», 28.08.2013
- Премьерными постановками порадует поклонников в новом сезоне «Мастерская П. Фоменко»Валерия Бабушкина, «ИТАР-ТАСС», 28.08.2013
- Мастерская Петра Фоменко открывает новый сезон, а на старой сцене начинает капитальный ремонтАся Иванова, «Вечерняя Москва», 28.08.2013
- Мадлен Джабраилова «Актёров Пётр Наумович всегда берёг»Татьяна Власова, «Театрал-online», 9.08.2013
- Кто кого любит?Игорь Вирабов, «Российская газета», 9.08.2013
- Незавершенный сюжетВера Сенькина, «Экран и Сцена», 7.08.2013
- Андрей Воробьев: «По-прежнему чувствуем себя семьей»Глеб Ситковский, «Театральная афиша», 08.2013
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправленияАнна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Милый Египет вещейГалина Шматова, «афиша@mail.ru», 21.06.2013
- Жалко чижика!Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2013
- Театральный читальный залАнастасия Иванова, «Вечерняя Москва», 9.06.2013
- «Египетская марка» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 6.06.2013
- «Египетская марка»: точно в стильНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 5.06.2013
- От фиоритуры к хрипуЕлена Дьякова, «Новая газета», 5.06.2013
- Эскапизм столетней выдержкиЕлена Губайдуллина, «Газета.ru», 4.06.2013
- Шорохи и шепотыМария Седых, «Итоги», 3.06.2013
- «Твой брат, Петрополь, умирает»Ольга Егошина, «Новые Известия», 3.06.2013
- Режиссер Евгений Каменькович «Я не могу быть продолжателем Петра Наумовича»Жанна Тевлина, «Театрал», 3.06.2013
- Чижик-Пыжик, где ты?Анна Чужкова, «Культура», 31.05.2013
- В «Мастерской Петра Фоменко» держат «Египетскую марку»Марина Шимадина, «Известия», 30.05.2013
- В Мастерской Фоменко поставили «Египетскую марку» МандельштамаГлеб Ситковский, «Ведомости», 30.05.2013
- «Здесь я чувствую себя на месте!»Екатерина Власова, «Московские новости», 15.05.2013
- «Россия для меня грубая женщина с богатым внутренним миром»Екатерина Власова, «Московские новости», 15.05.2013
- Возрожденный спектакль Петра Фоменко: безумие спасет ПарижАлла Панасенко, «m24.ru», 30.04.2013
- Не повторяется«НГ-Антракт», 19.04.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- Театр Петра Фоменко воспел безумиеВиктория Мельникова, «Metro Weekend», 5.04.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- «Фоменки» восстановили легендарный спектакльСветлана Полякова, «Вечерняя Москва», 1.04.2013
- В Петербурге завершились гастроли московской «Мастерской Петра Фоменко»Анастасия Ким, «РБК Daily», 25.03.2013
- Петербург наконец-то увидит «Театральный роман»Екатерина Омецинская, «Аргументы недели», 19.03.2013
- «Театральный роман» Фоменко вернулся в ПетербургСветлана Мазурова, «Российская газета», 19.03.2013
- Любовь, война и немецПетр Сейбиль, «VTBrussia.ru», 15.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- «Заходите, заходите»: ужин с призракамиНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 17.01.2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- Три этюда о Петре Фоменко«Театр (№ 10)», 2013
- «Старх берет меня за руку и ведет
»Нинель Шабалина, «Сцена, № 3 (83)», 2013