В тисках законов
Почему государство с каждым годом все сильнее закручивает гайки
Как меняется российский театр в последние годы? Вопрос, наверное, абстрактный, ведь в каждом учреждении своя картина, но все же есть общая проблема, которая тревожит сегодня директоров любых театров, – заметное ужесточение законов. Иными словами: к театру 2013 года стало значительно больше требований со стороны государства, чем было, скажем, в 2003 году. Об этом говорят эксперты «Новых Известий» – Андрей Воробьев, директор «Мастерской Петра Фоменко», Владислав Любый, директор РАМТа и Александр Кулябин, директор Новосибирского «Красного факела».
Андрей ВОРОБЬЕВ:
– В самом деле, огромное количество новых законов и еще большее количество подзаконных актов, инструкций и правил вошли в нашу повседневную жизнь. Никто не отрицает: многие нововведения своевременны и нужны. Правительство добивается прозрачности в финансовых взаимоотношениях. Цели и задачи весьма благородные и нами поддерживаются. Однако методы решения этих проблем не всегда эффективны и разумны.
Дело в том, что законы создаются универсальными для всех отраслей, а театр в этом случае вынужден под них «подстраиваться». Взять, например, 94-й Федеральный закон о госзакупках. Суть его проста: при постановке спектакля театр должен объявить тендер, а далее на конкурсной основе выбрать ту компанию, которая дешевле других изготовит декорацию или, например, сошьет костюмы.
Результат известен. Конкурс выигрывает организация, не имеющая и понятия, как исполнить свои обязательства по государственному контракту, и либо не исполняет контракт, либо исполняет плохо. Отсюда срыв сроков, судебные иски и тяжбы, несвоевременные платежи и прочие неприятности, требующие времени и внимания. Таким образом, вместо того чтобы заниматься выпуском и прокатом спектаклей (своим прямым делом!) мы вынуждены львиную долю времени тратить на то, чтобы остаться в правовом поле и правильно оформить несметное количество документации.
Насколько стало труднее? Вот простой пример. Еще 10 лет назад я, как директор, работал с двумя заместителями и одним главным администратором, прекрасно справляясь со всем объемом задач. А сегодня в театре работают пять юристов, три кадровика, три старших администратора, помимо главного, пять заместителей директора, и при этом мы не справляемся со всем валом документации. Мы прекрасно понимаем, что приходящие в нашу жизнь законы неслучайны и важны, но они в силу своей недоработанности становятся песком в тонко отлаженном театральном механизме, тормозя и разрушая его.
Хочется, чтобы законотворчество стало предметом деятельности не узкого круга специалистов (главным образом в экономике и финансах), а учитывало мнение тех, кому в дальнейшем придется исполнять эти законы.
Владислав ЛЮБЫЙ:
– Законы, финансовые правила – это детали, отражение общей тенденции профессионализации. Современный театральный менеджмент требует совершенно другого, чем даже 10 лет назад, уровня профессионализма: и по технической составляющей этого понятия, и, главное, по духовной его наполненности. Ведь очень важно понимать, что театр строится по законам менеджмента, но результат этого процесса – духовный. Формирование «просвещенного менеджмента», который поможет преодолеть расхождение между понятиями «эффективный менеджмент» и «художественный результат» – это одна из самых серьезных задач, которые стоят сейчас перед нами. И вот над этим надо работать.
Александр КУЛЯБИН:
– Много лет подряд я, как и мои коллеги, ждал, что театры смогут, наконец, стать автономными учреждениями. Мы были уверены в том, что благодаря этому новшеству театры получат самостоятельность и будут сотрудничать с государством исключительно в рамках договорных отношений. Но в итоге принятый закон получился «кривым», односторонним, ведь после закона последовал подзакон, убивший смысл этого начинания.
Попробую объяснить. Изначально предполагалось, что театр обретает полную самостоятельность в расходовании выделяемых средств. Он получает от государства задание на определенное количество премьер, сыгранных спектаклей и т.д. И если с заданием мы справляемся, выдаем качественную продукцию и выполняем все показатели государства, то оно в наш карман уже не заглядывает. А вот если не выполняем, будьте любезны, наказывайте нас! Но куда потратить деньги, как распределить все ресурсы (выделяемые государством и дополнительно нами заработанные) – решает сам театр. Мы можем усовершенствовать сценические площадки, можем повысить гонорар приглашенному из другого города режиссеру, можем внедрить какие-то новшества. Главное, что у нас развязаны руки и все средства расходуются целесообразно потребностям.
Но что происходит на деле? Самые смелые проекты могли реализовываться в те два года, когда государство еще не установило мощного контроля над автономиями! Мы, например, успели взять кредит и построить кафе, создав на территории театра своего рода культурно-досуговый кластер. Наше «КаФе» – это и третья сцена с музыкально-театральными программами, и дополнительная услуга для зрителей, которые остаются поужинать после спектакля, и пространство для дискуссий – в общем, новый маркетинговый инструмент в привлечении аудитории, который сейчас нам приносит хороший доход.
Но сегодня с этой затеей ничего бы уже не вышло: мы (автономные учреждения) вправе теперь расходовать самостоятельно только те средства, которые зарабатываем на продаже билетов. А это, безусловно, мизер! Что же касается основных средств, на которые живет театр, – дотаций, то поскольку они выплачиваются через казначейство, мы вновь вернулись к отчетности по каждому винтику – из каких средств и с какой статьи мы потратили на него деньги. То есть опять вступает в силу конкурсная система и 94-й закон о госзакупках. И если, не дай бог, ты перекинул что-то со статьи на статью – подсудное дело, нецелевое использование средств! Снова нет единого хозяина у театрального бюджета. Какая тут может быть целостная стратегия? А с учетом того, что в стране идет спад экономики, государство начинает вести себя с автономиями уже не как партнер, а как папа, который сегодня дал ребенку деньги на кино, а завтра передумал.
Андрей ВОРОБЬЕВ:
– В самом деле, огромное количество новых законов и еще большее количество подзаконных актов, инструкций и правил вошли в нашу повседневную жизнь. Никто не отрицает: многие нововведения своевременны и нужны. Правительство добивается прозрачности в финансовых взаимоотношениях. Цели и задачи весьма благородные и нами поддерживаются. Однако методы решения этих проблем не всегда эффективны и разумны.
Дело в том, что законы создаются универсальными для всех отраслей, а театр в этом случае вынужден под них «подстраиваться». Взять, например, 94-й Федеральный закон о госзакупках. Суть его проста: при постановке спектакля театр должен объявить тендер, а далее на конкурсной основе выбрать ту компанию, которая дешевле других изготовит декорацию или, например, сошьет костюмы.
Результат известен. Конкурс выигрывает организация, не имеющая и понятия, как исполнить свои обязательства по государственному контракту, и либо не исполняет контракт, либо исполняет плохо. Отсюда срыв сроков, судебные иски и тяжбы, несвоевременные платежи и прочие неприятности, требующие времени и внимания. Таким образом, вместо того чтобы заниматься выпуском и прокатом спектаклей (своим прямым делом!) мы вынуждены львиную долю времени тратить на то, чтобы остаться в правовом поле и правильно оформить несметное количество документации.
Насколько стало труднее? Вот простой пример. Еще 10 лет назад я, как директор, работал с двумя заместителями и одним главным администратором, прекрасно справляясь со всем объемом задач. А сегодня в театре работают пять юристов, три кадровика, три старших администратора, помимо главного, пять заместителей директора, и при этом мы не справляемся со всем валом документации. Мы прекрасно понимаем, что приходящие в нашу жизнь законы неслучайны и важны, но они в силу своей недоработанности становятся песком в тонко отлаженном театральном механизме, тормозя и разрушая его.
Хочется, чтобы законотворчество стало предметом деятельности не узкого круга специалистов (главным образом в экономике и финансах), а учитывало мнение тех, кому в дальнейшем придется исполнять эти законы.
Владислав ЛЮБЫЙ:
– Законы, финансовые правила – это детали, отражение общей тенденции профессионализации. Современный театральный менеджмент требует совершенно другого, чем даже 10 лет назад, уровня профессионализма: и по технической составляющей этого понятия, и, главное, по духовной его наполненности. Ведь очень важно понимать, что театр строится по законам менеджмента, но результат этого процесса – духовный. Формирование «просвещенного менеджмента», который поможет преодолеть расхождение между понятиями «эффективный менеджмент» и «художественный результат» – это одна из самых серьезных задач, которые стоят сейчас перед нами. И вот над этим надо работать.
Александр КУЛЯБИН:
– Много лет подряд я, как и мои коллеги, ждал, что театры смогут, наконец, стать автономными учреждениями. Мы были уверены в том, что благодаря этому новшеству театры получат самостоятельность и будут сотрудничать с государством исключительно в рамках договорных отношений. Но в итоге принятый закон получился «кривым», односторонним, ведь после закона последовал подзакон, убивший смысл этого начинания.
Попробую объяснить. Изначально предполагалось, что театр обретает полную самостоятельность в расходовании выделяемых средств. Он получает от государства задание на определенное количество премьер, сыгранных спектаклей и т.д. И если с заданием мы справляемся, выдаем качественную продукцию и выполняем все показатели государства, то оно в наш карман уже не заглядывает. А вот если не выполняем, будьте любезны, наказывайте нас! Но куда потратить деньги, как распределить все ресурсы (выделяемые государством и дополнительно нами заработанные) – решает сам театр. Мы можем усовершенствовать сценические площадки, можем повысить гонорар приглашенному из другого города режиссеру, можем внедрить какие-то новшества. Главное, что у нас развязаны руки и все средства расходуются целесообразно потребностям.
Но что происходит на деле? Самые смелые проекты могли реализовываться в те два года, когда государство еще не установило мощного контроля над автономиями! Мы, например, успели взять кредит и построить кафе, создав на территории театра своего рода культурно-досуговый кластер. Наше «КаФе» – это и третья сцена с музыкально-театральными программами, и дополнительная услуга для зрителей, которые остаются поужинать после спектакля, и пространство для дискуссий – в общем, новый маркетинговый инструмент в привлечении аудитории, который сейчас нам приносит хороший доход.
Но сегодня с этой затеей ничего бы уже не вышло: мы (автономные учреждения) вправе теперь расходовать самостоятельно только те средства, которые зарабатываем на продаже билетов. А это, безусловно, мизер! Что же касается основных средств, на которые живет театр, – дотаций, то поскольку они выплачиваются через казначейство, мы вновь вернулись к отчетности по каждому винтику – из каких средств и с какой статьи мы потратили на него деньги. То есть опять вступает в силу конкурсная система и 94-й закон о госзакупках. И если, не дай бог, ты перекинул что-то со статьи на статью – подсудное дело, нецелевое использование средств! Снова нет единого хозяина у театрального бюджета. Какая тут может быть целостная стратегия? А с учетом того, что в стране идет спад экономики, государство начинает вести себя с автономиями уже не как партнер, а как папа, который сегодня дал ребенку деньги на кино, а завтра передумал.
Марина Квасницкая, «Новые Известия», 28.11.2013
- «Мастерская Петра Фоменко» представит спектакль режиссера РейбоНаталья Курова, «РИА-новости», 8.12.2013
- В тисках законовМарина Квасницкая, «Новые Известия», 28.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу ВырыпаеваДарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева«Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпахВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Евгений Каменькович: нет новой драмы, есть хорошая и плохаяВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Уроки француженкиПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 8.11.2013
- Взгляни на арлекинов на красном колесеЕлена Дьякова, «Театр (№ 13-14)», 11.2013
- Про ароматное соцветьеГеннадий Демин, «Страстной бульвар, 10(№ 3)», 11.2013
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Моника Санторо: «На сцене позволяю себе больше, чем в жизни»«krskdaily.ru», 25.10.2013
- Чистейшая радостьЛариса Каневская, «http://www.teatrall.ru», 18.10.2013
- Игра в молчанкуПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 7.10.2013
- «Египетская марка» в «Мастерской Петра Фоменко»Григорий Заславский, «Независимая газета», 7.10.2013
- «Толстой как предчувствие»: «Война и мир» в постановке Петра Фоменко в Калининграде«Калининград.ru», 5.10.2013
- Не для всехАнна Ковалева, «Театрон», 1.10.2013
- Случайные связи на темных аллеяхАнна Чужкова, «Культура», 27.09.2013
- Последние свиданияЕлена Груева, «TimeOut», 27.09.2013
- «Последние свидания»: на страже стиляНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 27.09.2013
- Счастье первой любви вместо горечи последних свиданийАся Иванова, «Вечерняя Москва», 24.09.2013
- «Мастерская Петра Фоменко» выпустила еще один спектакль про счастьеАлла Шевелева, «Известия», 23.09.2013
- Мечта русского трагикаВадим Гаевский, «Экран и Сцена», 2.09.2013
- «Безумная из Шайо»Елена Губайдуллина, «Театральная афиша», 09.2013
- Наше всёТатьяна Власова, «Новые Известия», 29.08.2013
- ВыплакалисьНиколай Берман, «Газета.ru», 29.08.2013
- Старая сцена Мастерской Фоменко закроется на ремонт в 2014 году«Лента.ru», 28.08.2013
- «Мастерская П. Фоменко» готовит в новом сезоне творческие новинки«РИА-новости», 28.08.2013
- Премьерными постановками порадует поклонников в новом сезоне «Мастерская П. Фоменко»Валерия Бабушкина, «ИТАР-ТАСС», 28.08.2013
- Мастерская Петра Фоменко открывает новый сезон, а на старой сцене начинает капитальный ремонтАся Иванова, «Вечерняя Москва», 28.08.2013
- Мадлен Джабраилова «Актёров Пётр Наумович всегда берёг»Татьяна Власова, «Театрал-online», 9.08.2013
- Кто кого любит?Игорь Вирабов, «Российская газета», 9.08.2013
- Незавершенный сюжетВера Сенькина, «Экран и Сцена», 7.08.2013
- Андрей Воробьев: «По-прежнему чувствуем себя семьей»Глеб Ситковский, «Театральная афиша», 08.2013
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправленияАнна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Милый Египет вещейГалина Шматова, «афиша@mail.ru», 21.06.2013
- Жалко чижика!Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2013
- Театральный читальный залАнастасия Иванова, «Вечерняя Москва», 9.06.2013
- «Египетская марка» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 6.06.2013
- «Египетская марка»: точно в стильНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 5.06.2013
- От фиоритуры к хрипуЕлена Дьякова, «Новая газета», 5.06.2013
- Эскапизм столетней выдержкиЕлена Губайдуллина, «Газета.ru», 4.06.2013
- Шорохи и шепотыМария Седых, «Итоги», 3.06.2013
- «Твой брат, Петрополь, умирает»Ольга Егошина, «Новые Известия», 3.06.2013
- Режиссер Евгений Каменькович «Я не могу быть продолжателем Петра Наумовича»Жанна Тевлина, «Театрал», 3.06.2013
- Чижик-Пыжик, где ты?Анна Чужкова, «Культура», 31.05.2013
- В «Мастерской Петра Фоменко» держат «Египетскую марку»Марина Шимадина, «Известия», 30.05.2013
- В Мастерской Фоменко поставили «Египетскую марку» МандельштамаГлеб Ситковский, «Ведомости», 30.05.2013
- «Здесь я чувствую себя на месте!»Екатерина Власова, «Московские новости», 15.05.2013
- «Россия для меня грубая женщина с богатым внутренним миром»Екатерина Власова, «Московские новости», 15.05.2013
- Возрожденный спектакль Петра Фоменко: безумие спасет ПарижАлла Панасенко, «m24.ru», 30.04.2013
- Не повторяется«НГ-Антракт», 19.04.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- Театр Петра Фоменко воспел безумиеВиктория Мельникова, «Metro Weekend», 5.04.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- «Фоменки» восстановили легендарный спектакльСветлана Полякова, «Вечерняя Москва», 1.04.2013
- В Петербурге завершились гастроли московской «Мастерской Петра Фоменко»Анастасия Ким, «РБК Daily», 25.03.2013
- Петербург наконец-то увидит «Театральный роман»Екатерина Омецинская, «Аргументы недели», 19.03.2013
- «Театральный роман» Фоменко вернулся в ПетербургСветлана Мазурова, «Российская газета», 19.03.2013
- Любовь, война и немецПетр Сейбиль, «VTBrussia.ru», 15.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- «Заходите, заходите»: ужин с призракамиНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 17.01.2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
»Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- Три этюда о Петре Фоменко«Театр (№ 10)», 2013
- «Старх берет меня за руку и ведет
»Нинель Шабалина, «Сцена, № 3 (83)», 2013