Этот красноречивый шершавый язык цифр
Повод для колонки возник практически случайно. В Гоголь-центре была анонсирована премьера «Мертвых душ» Кирилла Серебренникова. А этот центр славится тем, что не аккредитует критиков, способных написать что-нибудь критическое в его адрес. Почему именно театр, позиционируемый как самый прогрессивный, унаследовал самую тухлую отрыжку советской системы? Вопрос, видимо, ответа не имеющий… Как и наблюдение, что, скажем, в Германии государственный театр, отсекающий «недружелюбных» критиков, не смог бы существовать… Все размышления на полях. Так что сидела я и размышляла, что надо бы купить билет. Взгрустнув, вспоминала статьи допущенных коллег, темпераментно объяснявших, что за год работы Гоголь-центр стал самым модным и популярным местом в столице. И вздыхала, что билеты, видимо, не достать. Тем не менее зашла на сайт Гоголь-центра и… обнаружила, что с билетами все хорошо, в смысле «налетай – покупай». Чисто из вредности походила по сайту, проверяя спектакли рядом: «Гамлет» – треть зала не раскуплена, «Русская красавица» – чуть больше трети…
В общем, пришлось задуматься. Что такое «хороший театр» – определить сложно. Собери десять независимых критиков, и они назовут десять разных названий (если критики зависимые, называний будет еще больше, поскольку руку будут класть то в карман, то на сердце). Но что такое модный театр? Что такое популярный театр – определить вроде гораздо проще? Тем более если эти определения сами становятся чуть ли не трендом. Модный и популярный бренд – это самый раскупаемый бренд. Непокупаемый модный бренд – это оксюморон.
То есть, положим, загоняем в программу данные о раскупаемости билетов в московских театрах, осложняем количеством мест в зале, вводим данные о стоимости билетов (понятно, что дешевые билеты покупают с более легким сердцем, чем дорогие) В общем, нужна хорошая математическая голова – и самый модный и популярный театр будет определен практически безошибочно. И жонглирующий критериями критик сразу может опереть свое суждение на реальные данные.
А пока я продолжила дилетантскую прогулку по театральным сайтам продаж. Не буду томить и темнить. Пятерка лидеров определилась довольно легко: Театр Наций, «Студия театрального искусства» Сергея Женовача, МХТ, Театр имени Вахтангова, «Мастерская П. Фоменко». Распроданные билеты, высокие цены, вместительные залы (меньше всего зал СТИ, но и билеты там раскуплены на месяцы вперед).
Наши сограждане, как и ожидалось, предпочитают ходить на актерские имена (в Театре Наций наибольший спрос на спектакли с участием Евгения Миронова и Чулпан Хаматовой), в МХТ – на постановки с участием медийных лиц и т.д. Но для меня стало неожиданностью, что зрители высоко чтут постановки режиссеров-профи, чья фамилия – гарант качества.
Примерно в те же числа, что и «Мертвые души», на сцене СТИ выпускалась премьера «Записок покойника» Сергей Женовача. На ряд первых представлений места были раскуплены все (притом что заняты в спектакле совсем молодые и зеленые). У «фоменок» распроданы билеты не только на стоящие в репертуаре постановки Петра Наумовича Фоменко, но и на спектакли, сделанные в стажерской мастерской театра. И никого из зрителей не отпугивает отсутствие медийных лиц на сцене.
Шершавый язык цифр, как выяснилось, довольно красноречив. Подтвердилось, что режиссеры предпочитают трагедии (или хотя бы драмы), а зрители просто рвутся на комедии! Скажем, одним из самых дорогих драматических спектаклей Москвы стал «№ 13D» в МХТ имени Чехова (ориентировочная цена билетов на сайте указана от тысячи до 10 тысяч рублей, а вип-места и того дороже). Билеты на комедию «Идеальный муж» Константина Богомолова раскуплены, а вот «Братья Карамазовы» того же режиссера пользуются спросом куда меньшим. В Театре Маяковского раскуплен на месяцы вперед «Кант» (современная интеллектуальная комедия Мариуса Ивашкявичуса в постановке Миндаугаса Карбаускиса). В Театре Пушкина места на давно идущую лихую комедию «Одолжите тенора» расхватываются чуть ли не быстрее, чем на хит прошлого сезона – «Доброго человека из Сезуана» Брехта… Список можно продолжать.
Захотелось подтвердить фактами эмпирическое наблюдение: словосочетание «современная трактовка» действует на массового зрителя отпугивающе. Не один раз дама в театральной кассе, где я узнавала о какой-нибудь классической постановке, вдруг начинала горячо убеждать: тут автора не переписывали, никаких режиссерских трактовок! И все попытки объяснить, что «режиссерские трактовки» меня не пугают, наталкивались на откровенное недоверие.
Первые пробы цифр вроде легко и с блеском эмпирические исследования подтверждают. Но для полной уверенности требуется более серьезный анализ, коим призываю заняться заинтересованных и независимых лиц.
А в заключение хочу подчеркнуть, что цифры продаж показывают исключительно популярность театра среди народонаселения и довольно сложно соотносятся с другими параметрами измерения спектаклей. Это как термометр – температуру показывает, но ни диагноз не называет, ни рецептов не выписывает.
В общем, пришлось задуматься. Что такое «хороший театр» – определить сложно. Собери десять независимых критиков, и они назовут десять разных названий (если критики зависимые, называний будет еще больше, поскольку руку будут класть то в карман, то на сердце). Но что такое модный театр? Что такое популярный театр – определить вроде гораздо проще? Тем более если эти определения сами становятся чуть ли не трендом. Модный и популярный бренд – это самый раскупаемый бренд. Непокупаемый модный бренд – это оксюморон.
То есть, положим, загоняем в программу данные о раскупаемости билетов в московских театрах, осложняем количеством мест в зале, вводим данные о стоимости билетов (понятно, что дешевые билеты покупают с более легким сердцем, чем дорогие) В общем, нужна хорошая математическая голова – и самый модный и популярный театр будет определен практически безошибочно. И жонглирующий критериями критик сразу может опереть свое суждение на реальные данные.
А пока я продолжила дилетантскую прогулку по театральным сайтам продаж. Не буду томить и темнить. Пятерка лидеров определилась довольно легко: Театр Наций, «Студия театрального искусства» Сергея Женовача, МХТ, Театр имени Вахтангова, «Мастерская П. Фоменко». Распроданные билеты, высокие цены, вместительные залы (меньше всего зал СТИ, но и билеты там раскуплены на месяцы вперед).
Наши сограждане, как и ожидалось, предпочитают ходить на актерские имена (в Театре Наций наибольший спрос на спектакли с участием Евгения Миронова и Чулпан Хаматовой), в МХТ – на постановки с участием медийных лиц и т.д. Но для меня стало неожиданностью, что зрители высоко чтут постановки режиссеров-профи, чья фамилия – гарант качества.
Примерно в те же числа, что и «Мертвые души», на сцене СТИ выпускалась премьера «Записок покойника» Сергей Женовача. На ряд первых представлений места были раскуплены все (притом что заняты в спектакле совсем молодые и зеленые). У «фоменок» распроданы билеты не только на стоящие в репертуаре постановки Петра Наумовича Фоменко, но и на спектакли, сделанные в стажерской мастерской театра. И никого из зрителей не отпугивает отсутствие медийных лиц на сцене.
Шершавый язык цифр, как выяснилось, довольно красноречив. Подтвердилось, что режиссеры предпочитают трагедии (или хотя бы драмы), а зрители просто рвутся на комедии! Скажем, одним из самых дорогих драматических спектаклей Москвы стал «№ 13D» в МХТ имени Чехова (ориентировочная цена билетов на сайте указана от тысячи до 10 тысяч рублей, а вип-места и того дороже). Билеты на комедию «Идеальный муж» Константина Богомолова раскуплены, а вот «Братья Карамазовы» того же режиссера пользуются спросом куда меньшим. В Театре Маяковского раскуплен на месяцы вперед «Кант» (современная интеллектуальная комедия Мариуса Ивашкявичуса в постановке Миндаугаса Карбаускиса). В Театре Пушкина места на давно идущую лихую комедию «Одолжите тенора» расхватываются чуть ли не быстрее, чем на хит прошлого сезона – «Доброго человека из Сезуана» Брехта… Список можно продолжать.
Захотелось подтвердить фактами эмпирическое наблюдение: словосочетание «современная трактовка» действует на массового зрителя отпугивающе. Не один раз дама в театральной кассе, где я узнавала о какой-нибудь классической постановке, вдруг начинала горячо убеждать: тут автора не переписывали, никаких режиссерских трактовок! И все попытки объяснить, что «режиссерские трактовки» меня не пугают, наталкивались на откровенное недоверие.
Первые пробы цифр вроде легко и с блеском эмпирические исследования подтверждают. Но для полной уверенности требуется более серьезный анализ, коим призываю заняться заинтересованных и независимых лиц.
А в заключение хочу подчеркнуть, что цифры продаж показывают исключительно популярность театра среди народонаселения и довольно сложно соотносятся с другими параметрами измерения спектаклей. Это как термометр – температуру показывает, но ни диагноз не называет, ни рецептов не выписывает.
Ольга Егошина, «Новые Известия», 6.02.2014
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- «Дом это про терпение»«Петербургский театральный журнал», 15.12.2014
- Особенности русского репертуарного театраТатьяна Никишина, «Аргументы недели», 4.12.2014
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Парящие над сценойИрина Корнеева, «Российская газета», 10.11.2014
- Евгений Цыганов: Жизнь как трасса, и «каждый идет свой путь»Ольга Романцова, «Театральная Афиша», 11.2014
- Старший сынОльга Фукс, «Театральная Афиша», 11.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- На бога надейсяГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.10.2014
- Евгений Цыганов после «Оттепели» решил рассказать о жизниАнна Балуева, «Комсомольская правда», 9.10.2014
- Старомодная комедия. Рецензия на новую версию «Фантазий Фарятьева»Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 9.10.2014
- «Олимпия» Евгения ЦыгановаЭвелина Гурецкая, «The Hollywood reporter», 8.10.2014
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- «Демократия», «Гласность» и перестройка судьбы: «Олимпия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 1.10.2014
- Премьера на вилле «Отчаяние»Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 09.2014
- Галина Тюнина: «Надо иметь мужество принимать свою судьбу»Анжелика Заозерская, «Москвичка», 29.08.2014
- Ирина БАЧУРИНА: «Театральная штучка»Светлана Потёмкина, «Экран и Сцена», 29.08.2014
- Рыжее счастье Мастерской Петра ФоменкоЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 1.08.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- Полина Агуреева: Как я угодила в «Яму»Анна Чепурнова, «Труд», 6.06.2014
- Серафима Огарева: «Не люблю, когда скучно!»«Ваш досуг», 3.06.2014
- Руслан и ЛюдмилаЛариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской ФоменкоМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- Руслан и ЛюдмилаЕлена Левинская, «Театральная Афиша», 06.2014
- «Фантазии Фарятьева»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 05.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номерНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- Гиганты как людиИрина Корнеева, «Российская газета», 29.04.2014
- Вилла масокРоман Должанский, «Коммерсант», 28.04.2014
- «Я не люблю умозрительный театр»Александр Баркар, «TimeOut», 25.04.2014
- Гиганты горыЕлена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- Гиганты горыЕлена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- Богатырская поэмкаАлександра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 04.2014
- «Старый карла был не прав!»Марина Токарева, «Новая газета», 28.03.2014
- Друзья Людмилы и Руслана
Марина Шимадина, «проверено на детях.ru», 21.03.2014
- «Владимир в гриднице высокой запировал…»Ольга Егошина, «Новые Известия», 18.03.2014
- Как Руслан Людмилу спасал: Пушкин-юморист в "Мастерской Петра ФоменкоАлла Панасенко, «М24.ru», 17.03.2014
- «Руслан и Людмила»: сказка — ложь?Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014
- Герой романаПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 14.03.2014
- Где эта девочка, где этот дом?Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 12.03.2014
- Актер Рустэм Юскаев «Наш театр – это в чистом виде Фарятьев»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 6.03.2014
- «Фантазии Фарятьева»: мы все инопланетяне!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 28.02.2014
- Фантазируют, ибо абсурдноНиколай Берман, «Газета.ru», 26.02.2014
- «Война и мир. Начало романа» с Фоменко по миру / Guerre et paix. Début du roman à travers le monde avec Piotr FomenkoНадежда Сикорская, «Наша газета / nachagazeta.ch», 20.02.2014
- Зачем мы здесьИгорь Вирабов, «Российская газета», 20.02.2014
- «Фантазии Фарятьева»: люди с другой планетыНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 14.02.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- Есть такой характер!Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 12.02.2014
- Русский космизмАнастасия Паукер, «http://oteatre.info», 11.02.2014
- Галина Кашковская: Талант спасает жизньЕлена Вышинская, «Super Стиль», 7.02.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»: про веру и любовьНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 7.02.2014
- Этот красноречивый шершавый язык цифрОльга Егошина, «Новые Известия», 6.02.2014
- Терпсихора в прозеЮлия Потапова, «http://www.start-std.ru», 02.2014
- О чем фантазирует грустный стоматолог в «Мастерской Фоменко»Алла Панасенко, «М24.ru», 31.01.2014
- «Фантазии Фарятьева»: театр расскажет историю, где пространство и время причудливо изменяются и искривляютсяЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 29.01.2014
- «Фоменки» 20 лет спустяМарина Шимадина, «Театральная афиша», 01.2014