Это у них сезонное
«Фоменки» на грани нервного срыва. Очаг февральского обострения — на Старой сцене, где появились две новые постановки.
Камерный спектакль представляет норвежский режиссер Сигрид Стрем Рейбо, ученица Сергея Женовача. В «Мастерской» редко приживается современная драматургия. Новая постановка по Ивану Вырыпаеву — исключение. Созданная в рамках вечера проб и ошибок она, кажется, не нуждается в такой осторожной пометке.
«Летние осы кусают нас даже в ноябре». Что скрывается под загадочным названием, не знают даже персонажи, постоянно повторяющие эту странную фразу. Да и вообще, черт возьми, что здесь происходит?
На сцене — Йозеф (Алексей Колубков) и его друзья — супружеская пара Елена (Ксения Кутепова) и Марк (Томас Моцкус). Они зачем-то называют друг друга чужими именами (Дональд, Сарра, Роберт) и безуспешно пытаются разрешить загадку: где в прошлый понедельник был Маркус — брат Роберта? Сарра утверждает — у нее. Дональд настаивает: у него — весь вечер рассуждал о сущности христианской исповеди. А когда находятся подтверждения обеих версий, история, начавшаяся как детектив, превращается в абсурдную комедию. Но после того, как общими усилиями друзья выясняют, что мир — полная бессмыслица, пьеса круто поворачивает в сторону психологической драмы. Одинокие герои в одиноком мире никак не могут найти общий язык. Первый верит в Бога, второй — в психиатра. Третий — верит в психиатра еще меньше, чем в Бога. Их внезапные откровения, соскочившие с языка на нервной почве, вызывают недоумение и смешки в зрительном зале.
К примеру, Дональд однажды не преминул попробовать человечину, когда ему «выпала такая возможность в виде пальца». Роберт страдает от депрессий с тех пор, когда мальчишкой понял, что жизнь утекает из рук, как уплыл от него игрушечный кораблик. А у Сарры и вовсе проблемы глобального свойства. Истовая христианка, она верит, что женщина создана из ребра Адама и должна подчиняться мужу. Но вот беда: как найти подходящего мужчину в обществе, где слишком много свободы? И разве может раб выбирать господина? Единственный выход — завести толпу любовников.
Абстрактный сюжет решен в лаконичной сценографии. Из декораций — небольшой подиум да несколько стульев. А весь реквизит умещается в сумочке Сарры. Чтобы обыграть ту или иную сцену, она то шкалик водки достанет, то банку огурцов — закусить, а также фату, зонт, одеяло, полотенце, чайник с заваркой, груду башмаков.
Единственная тема, за которую друзья хватаются, как утопающий за спасательный круг, — погода. Единодушно соглашаются: во всем виноват ужасный дождь, который льет уже три дня. Настойчивое «шлеп-шлеп-шлеп», раздражавшее Сарру, Дональда и Роберта еще полчаса назад, становится поводом к неудержимой радости. Такой рецепт лечения депрессии от Ивана Вырыпаева.
А вот в маленькой квартире по соседству не до веселья. О стены, оклеенные желтыми обоями в цветочек, разбиваются мечты Фарятьева. Пьесу Аллы Соколовой, известную публике по телефильму Ильи Авербаха с Андреем Мироновым и Мариной Нееловой в главных ролях, на сей раз вспомнила Вера Камышникова. Историю несчастной любви она представила в непривычно ярких красках.
Павел (Рустэм Юскаев) и лицом не вышел, и в голове непонятно что творится — сплошь фантазии об иных мирах. В общем, жених не ахти, даром что зубной врач. Зато трогательный и влюбленный. Ну на безрыбье и протезист сойдет. Саша (Полина Кутепова) под нажимом заботливой мамы (Галина Кашковская) решается выйти замуж за этого донкихота, хотя и мечтает о другом рыцаре. Но из затеи не получается ничего путного. Все страдают от непонимания, каждый по-своему одинок, и нет в этой жизни никакой гармонии.
Вера Камышникова сделала ударение на слово «фантазии» и поместила героев в сюрреалистическое пространство. Оттого каждый из них немножко сошел с ума и превратился в эксцентрика — не к месту вскрикивают, дергаются, да и вообще ведут себя неадекватно. Так что в пору не только Фарятьева с его грезами заподозрить в безумии, но и, к примеру, маскирующуюся под цвет обоев маму Саши.
В стране фантазий самостоятельную жизнь ведут отражения в зеркале. Где-то на балконе живут космонавты. Окружающий мир порой флюоресцирует и меняет форму: из-под ног уходит пол, да и на стены положиться нельзя. В общем, обстановка к невозмутимой идиллии не располагает. И кажется, нет ничего удивительного в том, что каждый из героев одинок. Все очутившиеся в этом сумасшедшем доме — по-видимому, инопланетяне. Из разных галактик. И, может быть, неразбериху удастся понять, если повезет оказаться с ними на одной волне.
«Летние осы кусают нас даже в ноябре». Что скрывается под загадочным названием, не знают даже персонажи, постоянно повторяющие эту странную фразу. Да и вообще, черт возьми, что здесь происходит?
На сцене — Йозеф (Алексей Колубков) и его друзья — супружеская пара Елена (Ксения Кутепова) и Марк (Томас Моцкус). Они зачем-то называют друг друга чужими именами (Дональд, Сарра, Роберт) и безуспешно пытаются разрешить загадку: где в прошлый понедельник был Маркус — брат Роберта? Сарра утверждает — у нее. Дональд настаивает: у него — весь вечер рассуждал о сущности христианской исповеди. А когда находятся подтверждения обеих версий, история, начавшаяся как детектив, превращается в абсурдную комедию. Но после того, как общими усилиями друзья выясняют, что мир — полная бессмыслица, пьеса круто поворачивает в сторону психологической драмы. Одинокие герои в одиноком мире никак не могут найти общий язык. Первый верит в Бога, второй — в психиатра. Третий — верит в психиатра еще меньше, чем в Бога. Их внезапные откровения, соскочившие с языка на нервной почве, вызывают недоумение и смешки в зрительном зале.
К примеру, Дональд однажды не преминул попробовать человечину, когда ему «выпала такая возможность в виде пальца». Роберт страдает от депрессий с тех пор, когда мальчишкой понял, что жизнь утекает из рук, как уплыл от него игрушечный кораблик. А у Сарры и вовсе проблемы глобального свойства. Истовая христианка, она верит, что женщина создана из ребра Адама и должна подчиняться мужу. Но вот беда: как найти подходящего мужчину в обществе, где слишком много свободы? И разве может раб выбирать господина? Единственный выход — завести толпу любовников.
Абстрактный сюжет решен в лаконичной сценографии. Из декораций — небольшой подиум да несколько стульев. А весь реквизит умещается в сумочке Сарры. Чтобы обыграть ту или иную сцену, она то шкалик водки достанет, то банку огурцов — закусить, а также фату, зонт, одеяло, полотенце, чайник с заваркой, груду башмаков.
Единственная тема, за которую друзья хватаются, как утопающий за спасательный круг, — погода. Единодушно соглашаются: во всем виноват ужасный дождь, который льет уже три дня. Настойчивое «шлеп-шлеп-шлеп», раздражавшее Сарру, Дональда и Роберта еще полчаса назад, становится поводом к неудержимой радости. Такой рецепт лечения депрессии от Ивана Вырыпаева.
А вот в маленькой квартире по соседству не до веселья. О стены, оклеенные желтыми обоями в цветочек, разбиваются мечты Фарятьева. Пьесу Аллы Соколовой, известную публике по телефильму Ильи Авербаха с Андреем Мироновым и Мариной Нееловой в главных ролях, на сей раз вспомнила Вера Камышникова. Историю несчастной любви она представила в непривычно ярких красках.
Павел (Рустэм Юскаев) и лицом не вышел, и в голове непонятно что творится — сплошь фантазии об иных мирах. В общем, жених не ахти, даром что зубной врач. Зато трогательный и влюбленный. Ну на безрыбье и протезист сойдет. Саша (Полина Кутепова) под нажимом заботливой мамы (Галина Кашковская) решается выйти замуж за этого донкихота, хотя и мечтает о другом рыцаре. Но из затеи не получается ничего путного. Все страдают от непонимания, каждый по-своему одинок, и нет в этой жизни никакой гармонии.
Вера Камышникова сделала ударение на слово «фантазии» и поместила героев в сюрреалистическое пространство. Оттого каждый из них немножко сошел с ума и превратился в эксцентрика — не к месту вскрикивают, дергаются, да и вообще ведут себя неадекватно. Так что в пору не только Фарятьева с его грезами заподозрить в безумии, но и, к примеру, маскирующуюся под цвет обоев маму Саши.
В стране фантазий самостоятельную жизнь ведут отражения в зеркале. Где-то на балконе живут космонавты. Окружающий мир порой флюоресцирует и меняет форму: из-под ног уходит пол, да и на стены положиться нельзя. В общем, обстановка к невозмутимой идиллии не располагает. И кажется, нет ничего удивительного в том, что каждый из героев одинок. Все очутившиеся в этом сумасшедшем доме — по-видимому, инопланетяне. Из разных галактик. И, может быть, неразбериху удастся понять, если повезет оказаться с ними на одной волне.
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- «Дом это про терпение»«Петербургский театральный журнал», 15.12.2014
- Особенности русского репертуарного театраТатьяна Никишина, «Аргументы недели», 4.12.2014
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Парящие над сценойИрина Корнеева, «Российская газета», 10.11.2014
- Евгений Цыганов: Жизнь как трасса, и «каждый идет свой путь»Ольга Романцова, «Театральная Афиша», 11.2014
- Старший сынОльга Фукс, «Театральная Афиша», 11.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- На бога надейсяГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.10.2014
- Евгений Цыганов после «Оттепели» решил рассказать о жизниАнна Балуева, «Комсомольская правда», 9.10.2014
- Старомодная комедия. Рецензия на новую версию «Фантазий Фарятьева»Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 9.10.2014
- «Олимпия» Евгения ЦыгановаЭвелина Гурецкая, «The Hollywood reporter», 8.10.2014
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- «Демократия», «Гласность» и перестройка судьбы: «Олимпия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 1.10.2014
- Премьера на вилле «Отчаяние»Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 09.2014
- Галина Тюнина: «Надо иметь мужество принимать свою судьбу»Анжелика Заозерская, «Москвичка», 29.08.2014
- Ирина БАЧУРИНА: «Театральная штучка»Светлана Потёмкина, «Экран и Сцена», 29.08.2014
- Рыжее счастье Мастерской Петра ФоменкоЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 1.08.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- Полина Агуреева: Как я угодила в «Яму»Анна Чепурнова, «Труд», 6.06.2014
- Серафима Огарева: «Не люблю, когда скучно!»«Ваш досуг», 3.06.2014
- Руслан и ЛюдмилаЛариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской ФоменкоМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- Руслан и ЛюдмилаЕлена Левинская, «Театральная Афиша», 06.2014
- «Фантазии Фарятьева»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 05.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номерНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- Гиганты как людиИрина Корнеева, «Российская газета», 29.04.2014
- Вилла масокРоман Должанский, «Коммерсант», 28.04.2014
- «Я не люблю умозрительный театр»Александр Баркар, «TimeOut», 25.04.2014
- Гиганты горыЕлена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- Гиганты горыЕлена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- Богатырская поэмкаАлександра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 04.2014
- «Старый карла был не прав!»Марина Токарева, «Новая газета», 28.03.2014
- Друзья Людмилы и Руслана
Марина Шимадина, «проверено на детях.ru», 21.03.2014
- «Владимир в гриднице высокой запировал…»Ольга Егошина, «Новые Известия», 18.03.2014
- Как Руслан Людмилу спасал: Пушкин-юморист в "Мастерской Петра ФоменкоАлла Панасенко, «М24.ru», 17.03.2014
- «Руслан и Людмила»: сказка — ложь?Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014
- Герой романаПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 14.03.2014
- Где эта девочка, где этот дом?Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 12.03.2014
- Актер Рустэм Юскаев «Наш театр – это в чистом виде Фарятьев»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 6.03.2014
- «Фантазии Фарятьева»: мы все инопланетяне!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 28.02.2014
- Фантазируют, ибо абсурдноНиколай Берман, «Газета.ru», 26.02.2014
- «Война и мир. Начало романа» с Фоменко по миру / Guerre et paix. Début du roman à travers le monde avec Piotr FomenkoНадежда Сикорская, «Наша газета / nachagazeta.ch», 20.02.2014
- Зачем мы здесьИгорь Вирабов, «Российская газета», 20.02.2014
- «Фантазии Фарятьева»: люди с другой планетыНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 14.02.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- Есть такой характер!Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 12.02.2014
- Русский космизмАнастасия Паукер, «http://oteatre.info», 11.02.2014
- Галина Кашковская: Талант спасает жизньЕлена Вышинская, «Super Стиль», 7.02.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»: про веру и любовьНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 7.02.2014
- Этот красноречивый шершавый язык цифрОльга Егошина, «Новые Известия», 6.02.2014
- Терпсихора в прозеЮлия Потапова, «http://www.start-std.ru», 02.2014
- О чем фантазирует грустный стоматолог в «Мастерской Фоменко»Алла Панасенко, «М24.ru», 31.01.2014
- «Фантазии Фарятьева»: театр расскажет историю, где пространство и время причудливо изменяются и искривляютсяЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 29.01.2014
- «Фоменки» 20 лет спустяМарина Шимадина, «Театральная афиша», 01.2014