«Владимир в гриднице высокой запировал…»
В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли премьеру «Руслана и Людмилы»
Время за окном вносит свои коррективы в нашу жизнь. И на задуманный больше года назад спектакль «Руслан и Людмила» по поэме Пушкина пала тень происходящего за окном. Все слова Пушкина о Киеве – матери городов русских, о силе русского богатырского духа, о Владимире Красном Солнышке обрели злободневные контаминации, на которые создатели спектакля вряд ли рассчитывали.
В своей «Смерти Вазир-Мухтара» Юрий Тынянов заметил, что судьба детей зависит от того, в каком доме они родились – каменном или деревянном. Из каменного родители стремятся поскорее детей выпихнуть куда подальше за недостатком места. Деревянный же дом живет в такт бытию семьи: разрастается флигелями, мезонинами, пристройками и верандами. Эту классификацию можно применить и к театрам: одни быстро расстаются со своими молодыми командами, выпихивая их в свободное плавание, у других – начинаются пристройки. «Мастерская Петра Фоменко» явно относится к категории домов счастливых, деревянных: постепенно и незаметно небольшой флигелек стажерской студии разросся в целый этаж и продолжает прирастать башенками и верандами. Опытный учитель Евгений Каменькович погружает молодых в большую литературу и поэзию (тут тебе и Тургенев, и Бунин, и Мандельштам, и Пушкин). Последние сезоны – ищет в молодых таланты постановочные (и ищет явно не безуспешно).
Начало работы Михаила Крылова над «Русланом и Людмилой» успел благословить Петр Наумович. За год уже без Мастера набросок вырос в полноценный спектакль на Малой сцене «Мастерской».
Задником и предлагаемыми обстоятельствами стали пролеты, лестницы и геометрические конструкции фойе. По лестницам поскакали всадники на конях-палочках с головами-мочалками. Столы на колесиках легко трансформируются то в свадебный стол, то в брачную кровать, то в восточное ложе Людмилы в замке Черномора, а то и вовсе уезжают с глаз долой, увозя отыгравших персонажей. Рассыпанные по полу сцены апельсины обозначают волшебные сады. Жестяные ведра на головах – рыцарские шлемы. Злобную волшебницу Наину утаскивают за хвост ее пышного одеяния. Волшебная шапка на голове Людмилы светится лампочками-гирляндами. Но вот гром и молния звучат и пылают совсем «как настоящие». А огромная голова, сооруженная из полотна, в котором угадываются нос, глаза и губы, заставляет зал изумленно присвистнуть.
Исполнители пластично скачут на палках, бьют чечетку, щелкают кастаньетами, катаются по наклонному помосту, а героиня даже делает шпагат на разъезжающихся лестницах. Насыщенная акробатика не мешает звучанию текста: актеры «Мастерской» с привычным мастерством доносят не только каждое пушкинское слово, но и знаки пунктуации. Главными «моторами» спектакля становятся: изысканный Ратмир – Федор Малышев, энергичная и смешливая Людмила – Екатерина Смирнова и Рассказчик, которого играет режиссер спектакля Михаил Крылов. Загримированный под Пушкина, он появляется, крутясь юлой, и чертом из табакерки выскакивает в самые неожиданные моменты действия, подхлестывая и комментируя поступки действующих лиц.
Качели между иронией и волшебством и определяют интонацию постановки (и когда ирония забивает волшебство, сразу проседает и ритм, и внимание зала). Пушкин, идя стопами параллельными с братьями Гримм, предназначал свою поэму-сказку не столько детям, сколько взрослым, способным оценить фривольную игру фантазии и лукавую нескромность. Но, как и в случае со сказками братьев Гримм, детская аудитория решительно присвоила приключения Руслана, Людмилы, Черномора.
Зал премьерного спектакля примерно на четверть заполнен 5–7-летними крошками. Они радостно подхватывают и договаривают за актером строчки «У Лукоморья дуб зеленый» (в «Мастерскую» явно ходят интеллигентные дети). Но скучают на всевозможных отступлениях и комментариях по поводу радостей брачной постели, предвкушаемых Русланом, или иллюстраций семейного счастья Ратмира, влюбившегося в рыбачку.
Адресат спектакля еще уточняется и явно будет корректироваться. После «Руслана и Людмилы» Евгений Каменькович с пристрастием интервьюирует «самых маленьких»: скучно было?
Надеюсь, что, обкатавшись, спектакль потеряет иллюстративные длинноты (ну не надо каждую строчку Пушкина давать в сценическом сурдопереводе). И, освоив пушкинскую веселость, актеры обретут и необходимую пушкинскую легкость…
В своей «Смерти Вазир-Мухтара» Юрий Тынянов заметил, что судьба детей зависит от того, в каком доме они родились – каменном или деревянном. Из каменного родители стремятся поскорее детей выпихнуть куда подальше за недостатком места. Деревянный же дом живет в такт бытию семьи: разрастается флигелями, мезонинами, пристройками и верандами. Эту классификацию можно применить и к театрам: одни быстро расстаются со своими молодыми командами, выпихивая их в свободное плавание, у других – начинаются пристройки. «Мастерская Петра Фоменко» явно относится к категории домов счастливых, деревянных: постепенно и незаметно небольшой флигелек стажерской студии разросся в целый этаж и продолжает прирастать башенками и верандами. Опытный учитель Евгений Каменькович погружает молодых в большую литературу и поэзию (тут тебе и Тургенев, и Бунин, и Мандельштам, и Пушкин). Последние сезоны – ищет в молодых таланты постановочные (и ищет явно не безуспешно).
Начало работы Михаила Крылова над «Русланом и Людмилой» успел благословить Петр Наумович. За год уже без Мастера набросок вырос в полноценный спектакль на Малой сцене «Мастерской».
Задником и предлагаемыми обстоятельствами стали пролеты, лестницы и геометрические конструкции фойе. По лестницам поскакали всадники на конях-палочках с головами-мочалками. Столы на колесиках легко трансформируются то в свадебный стол, то в брачную кровать, то в восточное ложе Людмилы в замке Черномора, а то и вовсе уезжают с глаз долой, увозя отыгравших персонажей. Рассыпанные по полу сцены апельсины обозначают волшебные сады. Жестяные ведра на головах – рыцарские шлемы. Злобную волшебницу Наину утаскивают за хвост ее пышного одеяния. Волшебная шапка на голове Людмилы светится лампочками-гирляндами. Но вот гром и молния звучат и пылают совсем «как настоящие». А огромная голова, сооруженная из полотна, в котором угадываются нос, глаза и губы, заставляет зал изумленно присвистнуть.
Исполнители пластично скачут на палках, бьют чечетку, щелкают кастаньетами, катаются по наклонному помосту, а героиня даже делает шпагат на разъезжающихся лестницах. Насыщенная акробатика не мешает звучанию текста: актеры «Мастерской» с привычным мастерством доносят не только каждое пушкинское слово, но и знаки пунктуации. Главными «моторами» спектакля становятся: изысканный Ратмир – Федор Малышев, энергичная и смешливая Людмила – Екатерина Смирнова и Рассказчик, которого играет режиссер спектакля Михаил Крылов. Загримированный под Пушкина, он появляется, крутясь юлой, и чертом из табакерки выскакивает в самые неожиданные моменты действия, подхлестывая и комментируя поступки действующих лиц.
Качели между иронией и волшебством и определяют интонацию постановки (и когда ирония забивает волшебство, сразу проседает и ритм, и внимание зала). Пушкин, идя стопами параллельными с братьями Гримм, предназначал свою поэму-сказку не столько детям, сколько взрослым, способным оценить фривольную игру фантазии и лукавую нескромность. Но, как и в случае со сказками братьев Гримм, детская аудитория решительно присвоила приключения Руслана, Людмилы, Черномора.
Зал премьерного спектакля примерно на четверть заполнен 5–7-летними крошками. Они радостно подхватывают и договаривают за актером строчки «У Лукоморья дуб зеленый» (в «Мастерскую» явно ходят интеллигентные дети). Но скучают на всевозможных отступлениях и комментариях по поводу радостей брачной постели, предвкушаемых Русланом, или иллюстраций семейного счастья Ратмира, влюбившегося в рыбачку.
Адресат спектакля еще уточняется и явно будет корректироваться. После «Руслана и Людмилы» Евгений Каменькович с пристрастием интервьюирует «самых маленьких»: скучно было?
Надеюсь, что, обкатавшись, спектакль потеряет иллюстративные длинноты (ну не надо каждую строчку Пушкина давать в сценическом сурдопереводе). И, освоив пушкинскую веселость, актеры обретут и необходимую пушкинскую легкость…
Ольга Егошина, «Новые Известия», 18.03.2014
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- «Дом это про терпение»«Петербургский театральный журнал», 15.12.2014
- Особенности русского репертуарного театраТатьяна Никишина, «Аргументы недели», 4.12.2014
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Парящие над сценойИрина Корнеева, «Российская газета», 10.11.2014
- Евгений Цыганов: Жизнь как трасса, и «каждый идет свой путь»Ольга Романцова, «Театральная Афиша», 11.2014
- Старший сынОльга Фукс, «Театральная Афиша», 11.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- На бога надейсяГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.10.2014
- Евгений Цыганов после «Оттепели» решил рассказать о жизниАнна Балуева, «Комсомольская правда», 9.10.2014
- Старомодная комедия. Рецензия на новую версию «Фантазий Фарятьева»Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 9.10.2014
- «Олимпия» Евгения ЦыгановаЭвелина Гурецкая, «The Hollywood reporter», 8.10.2014
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- «Демократия», «Гласность» и перестройка судьбы: «Олимпия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 1.10.2014
- Премьера на вилле «Отчаяние»Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 09.2014
- Галина Тюнина: «Надо иметь мужество принимать свою судьбу»Анжелика Заозерская, «Москвичка», 29.08.2014
- Ирина БАЧУРИНА: «Театральная штучка»Светлана Потёмкина, «Экран и Сцена», 29.08.2014
- Рыжее счастье Мастерской Петра ФоменкоЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 1.08.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- Полина Агуреева: Как я угодила в «Яму»Анна Чепурнова, «Труд», 6.06.2014
- Серафима Огарева: «Не люблю, когда скучно!»«Ваш досуг», 3.06.2014
- Руслан и ЛюдмилаЛариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской ФоменкоМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- Руслан и ЛюдмилаЕлена Левинская, «Театральная Афиша», 06.2014
- «Фантазии Фарятьева»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 05.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номерНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- Гиганты как людиИрина Корнеева, «Российская газета», 29.04.2014
- Вилла масокРоман Должанский, «Коммерсант», 28.04.2014
- «Я не люблю умозрительный театр»Александр Баркар, «TimeOut», 25.04.2014
- Гиганты горыЕлена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- Гиганты горыЕлена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- Богатырская поэмкаАлександра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 04.2014
- «Старый карла был не прав!»Марина Токарева, «Новая газета», 28.03.2014
- Друзья Людмилы и Руслана
Марина Шимадина, «проверено на детях.ru», 21.03.2014
- «Владимир в гриднице высокой запировал…»Ольга Егошина, «Новые Известия», 18.03.2014
- Как Руслан Людмилу спасал: Пушкин-юморист в "Мастерской Петра ФоменкоАлла Панасенко, «М24.ru», 17.03.2014
- «Руслан и Людмила»: сказка — ложь?Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014
- Герой романаПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 14.03.2014
- Где эта девочка, где этот дом?Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 12.03.2014
- Актер Рустэм Юскаев «Наш театр – это в чистом виде Фарятьев»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 6.03.2014
- «Фантазии Фарятьева»: мы все инопланетяне!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 28.02.2014
- Фантазируют, ибо абсурдноНиколай Берман, «Газета.ru», 26.02.2014
- «Война и мир. Начало романа» с Фоменко по миру / Guerre et paix. Début du roman à travers le monde avec Piotr FomenkoНадежда Сикорская, «Наша газета / nachagazeta.ch», 20.02.2014
- Зачем мы здесьИгорь Вирабов, «Российская газета», 20.02.2014
- «Фантазии Фарятьева»: люди с другой планетыНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 14.02.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- Есть такой характер!Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 12.02.2014
- Русский космизмАнастасия Паукер, «http://oteatre.info», 11.02.2014
- Галина Кашковская: Талант спасает жизньЕлена Вышинская, «Super Стиль», 7.02.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»: про веру и любовьНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 7.02.2014
- Этот красноречивый шершавый язык цифрОльга Егошина, «Новые Известия», 6.02.2014
- Терпсихора в прозеЮлия Потапова, «http://www.start-std.ru», 02.2014
- О чем фантазирует грустный стоматолог в «Мастерской Фоменко»Алла Панасенко, «М24.ru», 31.01.2014
- «Фантазии Фарятьева»: театр расскажет историю, где пространство и время причудливо изменяются и искривляютсяЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 29.01.2014
- «Фоменки» 20 лет спустяМарина Шимадина, «Театральная афиша», 01.2014