«Руслан и Людмила»: сказка — ложь?
В Мастерской Фоменко поставили пушкинскую поэму.
У фоменок снова премьера. В рамках традиционных вечеров «проб и ошибок» режиссер Михаил Крылов поставил пушкинскую поэму-сказку. Главный русский поэт, как известно, был любимым автором Петра Наумовича, так что спектакль «Руслан и Людмила» — это своеобразный поклон Мастеру. Еще один поклон ему — совсем не детская трактовка истории про храброго Руслана и компанию. На новый спектакль, конечно, можно идти с детьми. Их здесь и заинтересуют, и развеселят. Но вот политические подтексты и фривольную пушкинскую иронию, боимся, они не прочтут. Этот подарок актеров Мастерской — только для взрослых зрителей.
Спектакль идет в Малом зале, декорациями служит большое фойе Основного здания театра (этот прием многие помнят по легендарному фоменковскому «Триптиху»): здесь вам и колонны, и лестницы, и подъемы, и пространство. Реквизит и костюмы — самые традиционные. И даже простые, с учетом возможностей костюмерного цеха. Впрочем, одна из прелестей Мастерской всегда было (и остается) умение создать театр из ничего, обнаружить его в воздухе и просто дать увидеть зрителю. Так, например, обычная швабра становится здесь очень обаятельным конем, эмалированное ведро — боевым шлемом, а гигантское белое полотнище с дырками глаз, носа и рта — головой великана. Совершенно прелестна борода Черномора, похожая на таинственное растение с колючками. Но это, как говорится, только «внешность» спектакля. Яркая, забавная, вполне себе сказочная. А что за ней?
Рассказчик — Пушкин — сначала кудрявым купидоном весело прыгает рядом с шумной толпой героев. Потом — Черномором, лишившимся волшебной бороды, запрыгивает в мешок к заклятому врагу и едет с ним в «гордый город Киев» (славное совпадение). Пушкин, оборачивающийся смешным карликом, тоже не просто так. Черномор ведь безнадежно влюблен в Людмилу. А Пушкин, как известно, обожал многих недоступных ему прелестниц (кстати, обе роли, с завидной страстью, исполняет режиссер Михаил Крылов).
Вообще фоменки явно не сказочку нам рассказывают, они «выписывают» русские народные типажи. Руслан (Игорь Войнаровский) здесь — рубаха-парень, трогательный в своей наивной уверенности — добро побеждает зло. Людмила — не бог весть какого ума розовощекая девица (замечательная работа Екатерины Смирновой), для которой муж-добрый молодец — предел мечтаний. Такую никакие дивные страны и новые миры не соблазнят. Рогдай (Владимир Свирский) — герой, который, как и Портос Дюма, запросто мог бы сказать «я дерусь просто потому, что дерусь». Фарлаф (Андрей Казаков) — трусливый и подленький толстяк с пивным животом, Ратмир (его безукоризненно играет Федор Малышев) — позер, болтун и подкаблучник (предает мечты ради доступной «девы рядом» — становится рыбаком). Остается князь Владимир-отец Людмилы, мудрый Финн и коварная Наина. Первый — царством своим руководит с помощью дворовых девок, иначе, пьяный, он не двигает руками. Второй — похож на хипстера в отставке, хвастающегося своим прошлым. Ну, а третья — Наина, — обозлившаяся на мир старая дева.
Вся эта честная компания вслед за Пушкиным любовно выписана фоменками. Всё по их фирменному рецепту: близко к тексту, но между строк. Иронично, но не зло. Весело, а горчит. Почему-то все счастливые финалы в России случаются только чудом, «как в сказке». И как же хорошо, что фоменковская сказка, несмотря на всю свою искрометную веселость, дает возможность об этом задуматься.
Спектакль идет в Малом зале, декорациями служит большое фойе Основного здания театра (этот прием многие помнят по легендарному фоменковскому «Триптиху»): здесь вам и колонны, и лестницы, и подъемы, и пространство. Реквизит и костюмы — самые традиционные. И даже простые, с учетом возможностей костюмерного цеха. Впрочем, одна из прелестей Мастерской всегда было (и остается) умение создать театр из ничего, обнаружить его в воздухе и просто дать увидеть зрителю. Так, например, обычная швабра становится здесь очень обаятельным конем, эмалированное ведро — боевым шлемом, а гигантское белое полотнище с дырками глаз, носа и рта — головой великана. Совершенно прелестна борода Черномора, похожая на таинственное растение с колючками. Но это, как говорится, только «внешность» спектакля. Яркая, забавная, вполне себе сказочная. А что за ней?
Рассказчик — Пушкин — сначала кудрявым купидоном весело прыгает рядом с шумной толпой героев. Потом — Черномором, лишившимся волшебной бороды, запрыгивает в мешок к заклятому врагу и едет с ним в «гордый город Киев» (славное совпадение). Пушкин, оборачивающийся смешным карликом, тоже не просто так. Черномор ведь безнадежно влюблен в Людмилу. А Пушкин, как известно, обожал многих недоступных ему прелестниц (кстати, обе роли, с завидной страстью, исполняет режиссер Михаил Крылов).
Вообще фоменки явно не сказочку нам рассказывают, они «выписывают» русские народные типажи. Руслан (Игорь Войнаровский) здесь — рубаха-парень, трогательный в своей наивной уверенности — добро побеждает зло. Людмила — не бог весть какого ума розовощекая девица (замечательная работа Екатерины Смирновой), для которой муж-добрый молодец — предел мечтаний. Такую никакие дивные страны и новые миры не соблазнят. Рогдай (Владимир Свирский) — герой, который, как и Портос Дюма, запросто мог бы сказать «я дерусь просто потому, что дерусь». Фарлаф (Андрей Казаков) — трусливый и подленький толстяк с пивным животом, Ратмир (его безукоризненно играет Федор Малышев) — позер, болтун и подкаблучник (предает мечты ради доступной «девы рядом» — становится рыбаком). Остается князь Владимир-отец Людмилы, мудрый Финн и коварная Наина. Первый — царством своим руководит с помощью дворовых девок, иначе, пьяный, он не двигает руками. Второй — похож на хипстера в отставке, хвастающегося своим прошлым. Ну, а третья — Наина, — обозлившаяся на мир старая дева.
Вся эта честная компания вслед за Пушкиным любовно выписана фоменками. Всё по их фирменному рецепту: близко к тексту, но между строк. Иронично, но не зло. Весело, а горчит. Почему-то все счастливые финалы в России случаются только чудом, «как в сказке». И как же хорошо, что фоменковская сказка, несмотря на всю свою искрометную веселость, дает возможность об этом задуматься.
Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- «Дом это про терпение»«Петербургский театральный журнал», 15.12.2014
- Особенности русского репертуарного театраТатьяна Никишина, «Аргументы недели», 4.12.2014
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Парящие над сценойИрина Корнеева, «Российская газета», 10.11.2014
- Евгений Цыганов: Жизнь как трасса, и «каждый идет свой путь»Ольга Романцова, «Театральная Афиша», 11.2014
- Старший сынОльга Фукс, «Театральная Афиша», 11.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- На бога надейсяГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.10.2014
- Евгений Цыганов после «Оттепели» решил рассказать о жизниАнна Балуева, «Комсомольская правда», 9.10.2014
- Старомодная комедия. Рецензия на новую версию «Фантазий Фарятьева»Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 9.10.2014
- «Олимпия» Евгения ЦыгановаЭвелина Гурецкая, «The Hollywood reporter», 8.10.2014
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- «Демократия», «Гласность» и перестройка судьбы: «Олимпия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 1.10.2014
- Премьера на вилле «Отчаяние»Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 09.2014
- Галина Тюнина: «Надо иметь мужество принимать свою судьбу»Анжелика Заозерская, «Москвичка», 29.08.2014
- Ирина БАЧУРИНА: «Театральная штучка»Светлана Потёмкина, «Экран и Сцена», 29.08.2014
- Рыжее счастье Мастерской Петра ФоменкоЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 1.08.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- Полина Агуреева: Как я угодила в «Яму»Анна Чепурнова, «Труд», 6.06.2014
- Серафима Огарева: «Не люблю, когда скучно!»«Ваш досуг», 3.06.2014
- Руслан и ЛюдмилаЛариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской ФоменкоМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- Руслан и ЛюдмилаЕлена Левинская, «Театральная Афиша», 06.2014
- «Фантазии Фарятьева»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 05.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номерНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- Гиганты как людиИрина Корнеева, «Российская газета», 29.04.2014
- Вилла масокРоман Должанский, «Коммерсант», 28.04.2014
- «Я не люблю умозрительный театр»Александр Баркар, «TimeOut», 25.04.2014
- Гиганты горыЕлена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- Гиганты горыЕлена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- Богатырская поэмкаАлександра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 04.2014
- «Старый карла был не прав!»Марина Токарева, «Новая газета», 28.03.2014
- Друзья Людмилы и Руслана
Марина Шимадина, «проверено на детях.ru», 21.03.2014
- «Владимир в гриднице высокой запировал…»Ольга Егошина, «Новые Известия», 18.03.2014
- Как Руслан Людмилу спасал: Пушкин-юморист в "Мастерской Петра ФоменкоАлла Панасенко, «М24.ru», 17.03.2014
- «Руслан и Людмила»: сказка — ложь?Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014
- Герой романаПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 14.03.2014
- Где эта девочка, где этот дом?Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 12.03.2014
- Актер Рустэм Юскаев «Наш театр – это в чистом виде Фарятьев»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 6.03.2014
- «Фантазии Фарятьева»: мы все инопланетяне!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 28.02.2014
- Фантазируют, ибо абсурдноНиколай Берман, «Газета.ru», 26.02.2014
- «Война и мир. Начало романа» с Фоменко по миру / Guerre et paix. Début du roman à travers le monde avec Piotr FomenkoНадежда Сикорская, «Наша газета / nachagazeta.ch», 20.02.2014
- Зачем мы здесьИгорь Вирабов, «Российская газета», 20.02.2014
- «Фантазии Фарятьева»: люди с другой планетыНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 14.02.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- Есть такой характер!Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 12.02.2014
- Русский космизмАнастасия Паукер, «http://oteatre.info», 11.02.2014
- Галина Кашковская: Талант спасает жизньЕлена Вышинская, «Super Стиль», 7.02.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»: про веру и любовьНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 7.02.2014
- Этот красноречивый шершавый язык цифрОльга Егошина, «Новые Известия», 6.02.2014
- Терпсихора в прозеЮлия Потапова, «http://www.start-std.ru», 02.2014
- О чем фантазирует грустный стоматолог в «Мастерской Фоменко»Алла Панасенко, «М24.ru», 31.01.2014
- «Фантазии Фарятьева»: театр расскажет историю, где пространство и время причудливо изменяются и искривляютсяЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 29.01.2014
- «Фоменки» 20 лет спустяМарина Шимадина, «Театральная афиша», 01.2014