«Старый карла был не прав!»
«Веселое имя Пушкин», сказал некогда Александр Блок, в один эпитет уложив национальное ощущение главного русского гения. Трагический поэт в силу контраста природ особо ценил веселье, которое Пушкин нес в себе — в отличие от абсолютного большинства русских литераторов.
К чему сия ламента?
Да вот, как ни странно, к премьере. Из «нашего всего» театр «Мастерская Петра Фоменко» выбрал для сценических опытов (еще при жизни своего основателя) поэму «Руслан и Людмила». И вот поставлен спектакль.
Где? В зрительском фойе. Для кого? Для детей и взрослых детей. То есть тех, кто не чужд игры в любом возрасте, включая семейный.
Режиссер и автор инсценировки Михаил Крылов не только обладает даром сценического чтения, но и читает прославленное до хрестоматийной тоски произведение веселыми глазами остроумца.
Что вышло? Пушкинская поэма задышала сценическим озорством, усугубилась в иронических интонациях, фольклорное начало радостно слилось с современностью. На богатырях вместо шлемов — пожарные колпаки и ведра, лошади их деревянные с гривами-швабрами, обольстительная дева носит тельняшку, седая борода колдуна подвязана множеством ленточек. Спектакль начинает сам Пушкин, кружась в пируэтах под собственные строфы, а потом срывая пышные бакенбарды ради роли рассказчика. Тут томно находчивая Людмила (Екатерина Смирнова), оголодав в садах Черномора, самозабвенно ест сосиску, самый яркий из «богатырей» — хазарский хан Ратмир (Федор Малышев) скачет чертом, уморительно прищелкивая кастаньетами. Тут золотым ручьем раскатываются под ноги зрителям апельсины, и в конце первого акта рассказчик возглашает: «Антракт! Едим апельсины!» Здесь как-то особо выпукло звучит фраза «…старый карла был не прав!». Здесь забавно придумана голова — гигантская парусина, раздуваемая ветром, с глазами и ртом. Здесь острые рисунки характеров — чувственная, цепкая Дева (Вера Строкова), карга Наина (Елена Ворончихина), гнус колдун (все тот же Крылов). Здесь Игорь Войнаровский наконец сыграл героя — самого Руслана, увальня, томящегося страстью. Здесь дышит юмором не только пластика, но даже бутафория спектакля.
Теперь сомнения. Не уверена, что надо разыгрывать и иллюстрировать каждую строчку поэмы: так недолго и в пародию впасть (некогда Константин Райкин гениально показывал абитуриента театрального вуза) или утомиться от собственной заботы, как не прискучить зрителю. А зритель-то юн, временами мал: от пяти, предположим, лет. И уже воспитан изощренным визуальным рядом Диснея и не только. Театр, требующий от такого зрителя развитого воображения и неослабного внимания, начинает на втором часу гаснуть, а вместо него под яростный шепот недовольных мамаш вспыхивают экранчики айфонов. Три часа самым изобретательным литературным театром внимания детей не удержать, тем более что изящные пушкинские фривольности аудитория младших школьников пока, на счастье, оценить не может. Зато она подхватывает пушкинские строфы, с удовольствием принимая вызов рассказчика.
Словом, желание сделать универсальный спектакль для всей семьи, сколь прекрасно, столь и прекраснодушно. Но если вашему отпрыску больше 8–9, лучше 11, а главное, если он/она обладает развитым чувством юмора — идите, смотрите и радуйтесь вместе. Премьера «Фоменок» возвратит вам театр как веселую игру и заставит ощутить заново прекрасный слог, никем не превзойденный
К чему сия ламента?
Да вот, как ни странно, к премьере. Из «нашего всего» театр «Мастерская Петра Фоменко» выбрал для сценических опытов (еще при жизни своего основателя) поэму «Руслан и Людмила». И вот поставлен спектакль.
Где? В зрительском фойе. Для кого? Для детей и взрослых детей. То есть тех, кто не чужд игры в любом возрасте, включая семейный.
Режиссер и автор инсценировки Михаил Крылов не только обладает даром сценического чтения, но и читает прославленное до хрестоматийной тоски произведение веселыми глазами остроумца.
Что вышло? Пушкинская поэма задышала сценическим озорством, усугубилась в иронических интонациях, фольклорное начало радостно слилось с современностью. На богатырях вместо шлемов — пожарные колпаки и ведра, лошади их деревянные с гривами-швабрами, обольстительная дева носит тельняшку, седая борода колдуна подвязана множеством ленточек. Спектакль начинает сам Пушкин, кружась в пируэтах под собственные строфы, а потом срывая пышные бакенбарды ради роли рассказчика. Тут томно находчивая Людмила (Екатерина Смирнова), оголодав в садах Черномора, самозабвенно ест сосиску, самый яркий из «богатырей» — хазарский хан Ратмир (Федор Малышев) скачет чертом, уморительно прищелкивая кастаньетами. Тут золотым ручьем раскатываются под ноги зрителям апельсины, и в конце первого акта рассказчик возглашает: «Антракт! Едим апельсины!» Здесь как-то особо выпукло звучит фраза «…старый карла был не прав!». Здесь забавно придумана голова — гигантская парусина, раздуваемая ветром, с глазами и ртом. Здесь острые рисунки характеров — чувственная, цепкая Дева (Вера Строкова), карга Наина (Елена Ворончихина), гнус колдун (все тот же Крылов). Здесь Игорь Войнаровский наконец сыграл героя — самого Руслана, увальня, томящегося страстью. Здесь дышит юмором не только пластика, но даже бутафория спектакля.
Теперь сомнения. Не уверена, что надо разыгрывать и иллюстрировать каждую строчку поэмы: так недолго и в пародию впасть (некогда Константин Райкин гениально показывал абитуриента театрального вуза) или утомиться от собственной заботы, как не прискучить зрителю. А зритель-то юн, временами мал: от пяти, предположим, лет. И уже воспитан изощренным визуальным рядом Диснея и не только. Театр, требующий от такого зрителя развитого воображения и неослабного внимания, начинает на втором часу гаснуть, а вместо него под яростный шепот недовольных мамаш вспыхивают экранчики айфонов. Три часа самым изобретательным литературным театром внимания детей не удержать, тем более что изящные пушкинские фривольности аудитория младших школьников пока, на счастье, оценить не может. Зато она подхватывает пушкинские строфы, с удовольствием принимая вызов рассказчика.
Словом, желание сделать универсальный спектакль для всей семьи, сколь прекрасно, столь и прекраснодушно. Но если вашему отпрыску больше 8–9, лучше 11, а главное, если он/она обладает развитым чувством юмора — идите, смотрите и радуйтесь вместе. Премьера «Фоменок» возвратит вам театр как веселую игру и заставит ощутить заново прекрасный слог, никем не превзойденный
Марина Токарева, «Новая газета», 28.03.2014
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- «Дом это про терпение»«Петербургский театральный журнал», 15.12.2014
- Особенности русского репертуарного театраТатьяна Никишина, «Аргументы недели», 4.12.2014
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Парящие над сценойИрина Корнеева, «Российская газета», 10.11.2014
- Евгений Цыганов: Жизнь как трасса, и «каждый идет свой путь»Ольга Романцова, «Театральная Афиша», 11.2014
- Старший сынОльга Фукс, «Театральная Афиша», 11.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- На бога надейсяГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.10.2014
- Евгений Цыганов после «Оттепели» решил рассказать о жизниАнна Балуева, «Комсомольская правда», 9.10.2014
- Старомодная комедия. Рецензия на новую версию «Фантазий Фарятьева»Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 9.10.2014
- «Олимпия» Евгения ЦыгановаЭвелина Гурецкая, «The Hollywood reporter», 8.10.2014
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- «Демократия», «Гласность» и перестройка судьбы: «Олимпия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 1.10.2014
- Премьера на вилле «Отчаяние»Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 09.2014
- Галина Тюнина: «Надо иметь мужество принимать свою судьбу»Анжелика Заозерская, «Москвичка», 29.08.2014
- Ирина БАЧУРИНА: «Театральная штучка»Светлана Потёмкина, «Экран и Сцена», 29.08.2014
- Рыжее счастье Мастерской Петра ФоменкоЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 1.08.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- Полина Агуреева: Как я угодила в «Яму»Анна Чепурнова, «Труд», 6.06.2014
- Серафима Огарева: «Не люблю, когда скучно!»«Ваш досуг», 3.06.2014
- Руслан и ЛюдмилаЛариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской ФоменкоМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- Руслан и ЛюдмилаЕлена Левинская, «Театральная Афиша», 06.2014
- «Фантазии Фарятьева»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 05.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номерНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- Гиганты как людиИрина Корнеева, «Российская газета», 29.04.2014
- Вилла масокРоман Должанский, «Коммерсант», 28.04.2014
- «Я не люблю умозрительный театр»Александр Баркар, «TimeOut», 25.04.2014
- Гиганты горыЕлена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- Гиганты горыЕлена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- Богатырская поэмкаАлександра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 04.2014
- «Старый карла был не прав!»Марина Токарева, «Новая газета», 28.03.2014
- Друзья Людмилы и Руслана
Марина Шимадина, «проверено на детях.ru», 21.03.2014
- «Владимир в гриднице высокой запировал…»Ольга Егошина, «Новые Известия», 18.03.2014
- Как Руслан Людмилу спасал: Пушкин-юморист в "Мастерской Петра ФоменкоАлла Панасенко, «М24.ru», 17.03.2014
- «Руслан и Людмила»: сказка — ложь?Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014
- Герой романаПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 14.03.2014
- Где эта девочка, где этот дом?Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 12.03.2014
- Актер Рустэм Юскаев «Наш театр – это в чистом виде Фарятьев»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 6.03.2014
- «Фантазии Фарятьева»: мы все инопланетяне!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 28.02.2014
- Фантазируют, ибо абсурдноНиколай Берман, «Газета.ru», 26.02.2014
- «Война и мир. Начало романа» с Фоменко по миру / Guerre et paix. Début du roman à travers le monde avec Piotr FomenkoНадежда Сикорская, «Наша газета / nachagazeta.ch», 20.02.2014
- Зачем мы здесьИгорь Вирабов, «Российская газета», 20.02.2014
- «Фантазии Фарятьева»: люди с другой планетыНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 14.02.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- Есть такой характер!Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 12.02.2014
- Русский космизмАнастасия Паукер, «http://oteatre.info», 11.02.2014
- Галина Кашковская: Талант спасает жизньЕлена Вышинская, «Super Стиль», 7.02.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»: про веру и любовьНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 7.02.2014
- Этот красноречивый шершавый язык цифрОльга Егошина, «Новые Известия», 6.02.2014
- Терпсихора в прозеЮлия Потапова, «http://www.start-std.ru», 02.2014
- О чем фантазирует грустный стоматолог в «Мастерской Фоменко»Алла Панасенко, «М24.ru», 31.01.2014
- «Фантазии Фарятьева»: театр расскажет историю, где пространство и время причудливо изменяются и искривляютсяЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 29.01.2014
- «Фоменки» 20 лет спустяМарина Шимадина, «Театральная афиша», 01.2014