Вилла масок
«Гиганты горы» в театре «Мастерская Петра Фоменко»
Московский театр «Мастерская Петра Фоменко» показал премьеру спектакля «Гиганты горы» по последней пьесе классика итальянской литературы и лауреата Нобелевской премии Луиджи Пиранделло. Поставили спектакль худрук театра Евгений Каменькович и актриса Полина Агуреева. В театрально-философскую проблематику первой половины прошлого века погрузился РОМАН Ъ-ДОЛЖАНСКИЙ.
Сами гиганты горы — люди, занимающиеся тяжелым трудом и выросшие больше положенного человеку,— на сцене не появляются, и кого имел в виду Луиджи Пиранделло, упоминая их в качестве зрителей, которым хотят показать свое представление герои пьесы, можно только гадать. «Гиганты горы» — последняя, неоконченная пьеса Пиранделло. Как во всяком последнем творении великого художника, в ней хочется увидеть и итог творчества, и своего рода завещание. На русской сцене между тем «Гиганты горы» сценической истории до сих пор не имели — пьесу, поставить которую давно хотел Евгений Каменькович, перевели специально для «Мастерской Фоменко».
Узнать руку, вернее, сознание Пиранделло в «Гигантах горы» несложно. Как и в главных, самых знаменитых своих пьесах, драматург размышляет о взаимоотношениях иллюзии и реальности, правды и вымысла, жизни и театрального творчества. Как и в «Шести персонажах в поисках автора», самой знаменитой пьесе Пиранделло, где к актерам театра приходят персонажи, жаждущие своего воплощения, в «Гигантах горы» одна группа «жертв» творчества приходит к другой. Но здесь ситуация обратная: артисты приходят в гости к существам, которые больше похожи на героев какого-то сна, чем на обычных людей.
Действие происходит на заброшенной вилле «Отчаяние», где живут герои, столь причудливые, что их впору объявить душевнобольными. Впрочем, для Пиранделло грань между нормой и безумием тоже весьма подвижна. Маг Котроне, неформальный, как мы теперь сказали бы, лидер этого эскапистского сообщества, хотя и занимает своих подопечных театрализованными играми, мало похож на целителя — скорее он хитрый манипулятор, ставящий психологические эксперименты. Волею судьбы на вилле оказывается бродячая актерская труппа под руководством графини Илсе и ее мужа. Актеры жаждут сыграть некую «Сказку о подмененном сыне». Собственно, вокруг желания показать свое творчество другим и строится вся эта довольно-таки путаная, во всяком случае на слух, пьеса Пиранделло — для, мягко говоря, чудаковатых обитателей виллы творчество ценно само по себе, а окружающий мир никакой ценности давно не имеет, в то время как их гости все-таки стремятся показать свое искусство людям.
Признаюсь, что проблематика драматургического наследия Пиранделло не кажется мне сегодня жгуче актуальной. Конечно, споров о методах коммуникации сцены и жизни и о сути актерства ведется немало и сейчас, но вопросы взаимоотношений правды и вымысла тяготеют больше к академической и педагогической сфере — вторая для Евгения Каменьковича остается родной, поэтому его интерес к «Гигантам горы» вполне закономерен. Закономерно и то, что способ сценического воплощения пьесы Пиранделло выбран из проверенного умеренно консервативного арсенала. «Гиганты горы» поставлены как гротескно-метафорическая сказка, лишенная примет времени, но тяготеющая к сценической магии и, как и положено в случае итальянской пьесы, к загадочному театру масок.
Труппа графини Илсе здесь кажется командой, пережившей кораблекрушение. Героиня Полины Агуреевой (вклад этой прекрасной актрисы в работу оказался столь важен, что она стала сорежиссером спектакля) приносит с собой мечту о настоящем театре — театре скульптурных жестов и отчетливых слов. И безотчетную тревогу — как оказывается, ненапрасную: вилла «Отчаяние» превращается в ловушку, где каждому из пришельцев предстоит потеряться и запутаться. «Гиганты горы» затягивают постепенно, исподволь, слова незаметно становятся лишь сочетаниями звуков, и все границы — между персонажами, ситуациями, смыслами — действительно начинают казаться ненадежными. В пространстве, оформленном художником Марией Митрофановой, царит похожий на небесное тело огромный круг в глубине сцены, на фоне которого очень эффектно смотрятся графичные силуэты. А когда с колосников опускаются костюмы с масками (маски Ирины Бачуриной, надо сказать, практически неотличимы от лиц, которые они копируют) и сами герои тоже надевают маски, иллюзорность происходящего становится абсолютной. И даже внезапное падение на сцену безжизненного тела героини не сразу возвращает вас к реальности.
Сами гиганты горы — люди, занимающиеся тяжелым трудом и выросшие больше положенного человеку,— на сцене не появляются, и кого имел в виду Луиджи Пиранделло, упоминая их в качестве зрителей, которым хотят показать свое представление герои пьесы, можно только гадать. «Гиганты горы» — последняя, неоконченная пьеса Пиранделло. Как во всяком последнем творении великого художника, в ней хочется увидеть и итог творчества, и своего рода завещание. На русской сцене между тем «Гиганты горы» сценической истории до сих пор не имели — пьесу, поставить которую давно хотел Евгений Каменькович, перевели специально для «Мастерской Фоменко».
Узнать руку, вернее, сознание Пиранделло в «Гигантах горы» несложно. Как и в главных, самых знаменитых своих пьесах, драматург размышляет о взаимоотношениях иллюзии и реальности, правды и вымысла, жизни и театрального творчества. Как и в «Шести персонажах в поисках автора», самой знаменитой пьесе Пиранделло, где к актерам театра приходят персонажи, жаждущие своего воплощения, в «Гигантах горы» одна группа «жертв» творчества приходит к другой. Но здесь ситуация обратная: артисты приходят в гости к существам, которые больше похожи на героев какого-то сна, чем на обычных людей.
Действие происходит на заброшенной вилле «Отчаяние», где живут герои, столь причудливые, что их впору объявить душевнобольными. Впрочем, для Пиранделло грань между нормой и безумием тоже весьма подвижна. Маг Котроне, неформальный, как мы теперь сказали бы, лидер этого эскапистского сообщества, хотя и занимает своих подопечных театрализованными играми, мало похож на целителя — скорее он хитрый манипулятор, ставящий психологические эксперименты. Волею судьбы на вилле оказывается бродячая актерская труппа под руководством графини Илсе и ее мужа. Актеры жаждут сыграть некую «Сказку о подмененном сыне». Собственно, вокруг желания показать свое творчество другим и строится вся эта довольно-таки путаная, во всяком случае на слух, пьеса Пиранделло — для, мягко говоря, чудаковатых обитателей виллы творчество ценно само по себе, а окружающий мир никакой ценности давно не имеет, в то время как их гости все-таки стремятся показать свое искусство людям.
Признаюсь, что проблематика драматургического наследия Пиранделло не кажется мне сегодня жгуче актуальной. Конечно, споров о методах коммуникации сцены и жизни и о сути актерства ведется немало и сейчас, но вопросы взаимоотношений правды и вымысла тяготеют больше к академической и педагогической сфере — вторая для Евгения Каменьковича остается родной, поэтому его интерес к «Гигантам горы» вполне закономерен. Закономерно и то, что способ сценического воплощения пьесы Пиранделло выбран из проверенного умеренно консервативного арсенала. «Гиганты горы» поставлены как гротескно-метафорическая сказка, лишенная примет времени, но тяготеющая к сценической магии и, как и положено в случае итальянской пьесы, к загадочному театру масок.
Труппа графини Илсе здесь кажется командой, пережившей кораблекрушение. Героиня Полины Агуреевой (вклад этой прекрасной актрисы в работу оказался столь важен, что она стала сорежиссером спектакля) приносит с собой мечту о настоящем театре — театре скульптурных жестов и отчетливых слов. И безотчетную тревогу — как оказывается, ненапрасную: вилла «Отчаяние» превращается в ловушку, где каждому из пришельцев предстоит потеряться и запутаться. «Гиганты горы» затягивают постепенно, исподволь, слова незаметно становятся лишь сочетаниями звуков, и все границы — между персонажами, ситуациями, смыслами — действительно начинают казаться ненадежными. В пространстве, оформленном художником Марией Митрофановой, царит похожий на небесное тело огромный круг в глубине сцены, на фоне которого очень эффектно смотрятся графичные силуэты. А когда с колосников опускаются костюмы с масками (маски Ирины Бачуриной, надо сказать, практически неотличимы от лиц, которые они копируют) и сами герои тоже надевают маски, иллюзорность происходящего становится абсолютной. И даже внезапное падение на сцену безжизненного тела героини не сразу возвращает вас к реальности.
Роман Должанский, «Коммерсант», 28.04.2014
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- «Дом это про терпение»«Петербургский театральный журнал», 15.12.2014
- Особенности русского репертуарного театраТатьяна Никишина, «Аргументы недели», 4.12.2014
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Парящие над сценойИрина Корнеева, «Российская газета», 10.11.2014
- Евгений Цыганов: Жизнь как трасса, и «каждый идет свой путь»Ольга Романцова, «Театральная Афиша», 11.2014
- Старший сынОльга Фукс, «Театральная Афиша», 11.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- На бога надейсяГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.10.2014
- Евгений Цыганов после «Оттепели» решил рассказать о жизниАнна Балуева, «Комсомольская правда», 9.10.2014
- Старомодная комедия. Рецензия на новую версию «Фантазий Фарятьева»Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 9.10.2014
- «Олимпия» Евгения ЦыгановаЭвелина Гурецкая, «The Hollywood reporter», 8.10.2014
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- «Демократия», «Гласность» и перестройка судьбы: «Олимпия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 1.10.2014
- Премьера на вилле «Отчаяние»Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 09.2014
- Галина Тюнина: «Надо иметь мужество принимать свою судьбу»Анжелика Заозерская, «Москвичка», 29.08.2014
- Ирина БАЧУРИНА: «Театральная штучка»Светлана Потёмкина, «Экран и Сцена», 29.08.2014
- Рыжее счастье Мастерской Петра ФоменкоЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 1.08.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- Полина Агуреева: Как я угодила в «Яму»Анна Чепурнова, «Труд», 6.06.2014
- Серафима Огарева: «Не люблю, когда скучно!»«Ваш досуг», 3.06.2014
- Руслан и ЛюдмилаЛариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской ФоменкоМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- Руслан и ЛюдмилаЕлена Левинская, «Театральная Афиша», 06.2014
- «Фантазии Фарятьева»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 05.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номерНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- Гиганты как людиИрина Корнеева, «Российская газета», 29.04.2014
- Вилла масокРоман Должанский, «Коммерсант», 28.04.2014
- «Я не люблю умозрительный театр»Александр Баркар, «TimeOut», 25.04.2014
- Гиганты горыЕлена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- Гиганты горыЕлена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- Богатырская поэмкаАлександра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 04.2014
- «Старый карла был не прав!»Марина Токарева, «Новая газета», 28.03.2014
- Друзья Людмилы и Руслана
Марина Шимадина, «проверено на детях.ru», 21.03.2014
- «Владимир в гриднице высокой запировал…»Ольга Егошина, «Новые Известия», 18.03.2014
- Как Руслан Людмилу спасал: Пушкин-юморист в "Мастерской Петра ФоменкоАлла Панасенко, «М24.ru», 17.03.2014
- «Руслан и Людмила»: сказка — ложь?Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014
- Герой романаПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 14.03.2014
- Где эта девочка, где этот дом?Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 12.03.2014
- Актер Рустэм Юскаев «Наш театр – это в чистом виде Фарятьев»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 6.03.2014
- «Фантазии Фарятьева»: мы все инопланетяне!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 28.02.2014
- Фантазируют, ибо абсурдноНиколай Берман, «Газета.ru», 26.02.2014
- «Война и мир. Начало романа» с Фоменко по миру / Guerre et paix. Début du roman à travers le monde avec Piotr FomenkoНадежда Сикорская, «Наша газета / nachagazeta.ch», 20.02.2014
- Зачем мы здесьИгорь Вирабов, «Российская газета», 20.02.2014
- «Фантазии Фарятьева»: люди с другой планетыНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 14.02.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- Есть такой характер!Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 12.02.2014
- Русский космизмАнастасия Паукер, «http://oteatre.info», 11.02.2014
- Галина Кашковская: Талант спасает жизньЕлена Вышинская, «Super Стиль», 7.02.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»: про веру и любовьНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 7.02.2014
- Этот красноречивый шершавый язык цифрОльга Егошина, «Новые Известия», 6.02.2014
- Терпсихора в прозеЮлия Потапова, «http://www.start-std.ru», 02.2014
- О чем фантазирует грустный стоматолог в «Мастерской Фоменко»Алла Панасенко, «М24.ru», 31.01.2014
- «Фантазии Фарятьева»: театр расскажет историю, где пространство и время причудливо изменяются и искривляютсяЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 29.01.2014
- «Фоменки» 20 лет спустяМарина Шимадина, «Театральная афиша», 01.2014