«Я не люблю умозрительный театр»
Хорошо сделанную абсурдистскую пьесу Ивана Вырыпаева «Летние осы кусают нас даже в ноябре» норвежка Сигрид Стрем Рейбо превратила в легкое, изящное зрелище. А главную героиню с блеском исполнила Ксения Кутепова.
— Какой была ваша первая реакция на текст?
— Я очень много смеялась, и мне отчаянно захотелось сделать эту пьесу.
— А как в этой истории появилась норвежский режиссер Сигрид Стрем Рейбо?
— До нашей встречи с Сигрид я не видела ее спектаклей и ничего о ней не знала. Но мне было достаточно того, что она ученица Сергея Женовача. Мы хорошо понимали друг друга. В конце концов, у нас общие театральные координаты, одна школа. Поэтому мне было легко с ней работать.
— Ощущение, что спектакль очень женский.
— Никогда не думала об этой пьесе как о женской. Мне кажется, что она про трех заблудившихся людей. Кроме того, каждый спектакль всегда звучит и складывается по-разному. И по сравнению с первыми показами сейчас все сильно изменилось. Сейчас спектакль по-настоящему рождается, сочиняется вместе со зрителем.
— Он живет теперь своей жизнью или вы его контролируете?
— Спектакль — это такая лодка: ее путь не должен зависеть только от течения и ветра, который непонятно куда подует. Должны быть рулевые и матросы Считаю, что мы трое актеров-матросов, которые в отсутствие капитана-режиссера пытаются удержать лодку на плаву.
— Что вам дал этот спектакль?
— Главное в «Осах» — соблюдать правила игры, которые заданы текстом. Он невероятно формален. Мне кажется, что мы втроем стали более свободными в этом жанре. Это ведь далеко не самый привычный материал для нашего театра.
— Главный вопрос: «Где был Маркус?» для вас решен?
— А важно ли это? В первый же день мы сразу, не сговариваясь, решили, что это не важно. Это ведь не детектив. В пьесе три совершенно разных человека видят одни и те же вещи совершенно по-разному.
— Как появилась «бездонная» оранжевая сумка у вашей героини?
— Когда мы вышли на площадку, я испугалась: мы ходим втроем по сцене и у нас ничего нет. И я сказала: «Сигрид, чур, я буду с сумкой!» В итоге получилось, что в этой сумке, которую Сара постоянно таскает с собой и откуда появляются самые разные вещи, она носит, можно сказать, всю свою жизнь.
— Как там оказываются все эти предметы?
— Открою вам секрет: этих сумок пять. Я незаметно меняю их. Стараюсь в сумки что-то добавлять. Что-то неожиданное для партнеров.
— Вы много в спектакле говорите об отношении к мужчинам. Мысли Сары совпадают с вашими?
— Нет. Эти мысли не имеют ко мне никакого отношения. Меня затронуло в этой пьесе вот что: когда эти люди падают в пропасть и уже почти разбиваются, когда они беспомощны и обнажены, вглядываясь внутрь себя, в последний момент они начинают щекотать друг друга, поливать друг друга водой и радостно утверждать, что во всем виноват дождь. Они почти счастливы в конце. Как дети, они убегают от проблем в стихию игры. В общем, когда совсем невмоготу, можно просто выйти на сцену и поиграть с друзьями во что-нибудь. Можно, например, разыграть пьесу про «Летних ос, которые кусают нас даже в ноябре».
— Какой театр сегодня вам близок?
— Я не люблю умозрительный театр, театр идей и концепций, которые взывают больше к моему разуму, чем к сердцу. Сердце и разум должны вместе плакать или смеяться над увиденным на сцене.
— Вы устаете от театра?
— Конечно! К концу сезона я уже не могу. Мне хочется просто уйти из театра, из профессии. А порой даже и в начале сезона я об этом задумываюсь. (Смеется.)
— Что для вас главное в режиссере?
— Я часто не понимала, что делает Петр Наумович во время репетиций. Он был всегда непредсказуем. Он мыслил на каком-то другом уровне. Так вот, я бы не хотела понимать, что режиссер делает. Когда понятно — неинтересно. Это, конечно, очень упрощенно, но в принципе именно это главное.
— Какой была ваша первая реакция на текст?
— Я очень много смеялась, и мне отчаянно захотелось сделать эту пьесу.
— А как в этой истории появилась норвежский режиссер Сигрид Стрем Рейбо?
— До нашей встречи с Сигрид я не видела ее спектаклей и ничего о ней не знала. Но мне было достаточно того, что она ученица Сергея Женовача. Мы хорошо понимали друг друга. В конце концов, у нас общие театральные координаты, одна школа. Поэтому мне было легко с ней работать.
— Ощущение, что спектакль очень женский.
— Никогда не думала об этой пьесе как о женской. Мне кажется, что она про трех заблудившихся людей. Кроме того, каждый спектакль всегда звучит и складывается по-разному. И по сравнению с первыми показами сейчас все сильно изменилось. Сейчас спектакль по-настоящему рождается, сочиняется вместе со зрителем.
— Он живет теперь своей жизнью или вы его контролируете?
— Спектакль — это такая лодка: ее путь не должен зависеть только от течения и ветра, который непонятно куда подует. Должны быть рулевые и матросы Считаю, что мы трое актеров-матросов, которые в отсутствие капитана-режиссера пытаются удержать лодку на плаву.
— Что вам дал этот спектакль?
— Главное в «Осах» — соблюдать правила игры, которые заданы текстом. Он невероятно формален. Мне кажется, что мы втроем стали более свободными в этом жанре. Это ведь далеко не самый привычный материал для нашего театра.
— Главный вопрос: «Где был Маркус?» для вас решен?
— А важно ли это? В первый же день мы сразу, не сговариваясь, решили, что это не важно. Это ведь не детектив. В пьесе три совершенно разных человека видят одни и те же вещи совершенно по-разному.
— Как появилась «бездонная» оранжевая сумка у вашей героини?
— Когда мы вышли на площадку, я испугалась: мы ходим втроем по сцене и у нас ничего нет. И я сказала: «Сигрид, чур, я буду с сумкой!» В итоге получилось, что в этой сумке, которую Сара постоянно таскает с собой и откуда появляются самые разные вещи, она носит, можно сказать, всю свою жизнь.
— Как там оказываются все эти предметы?
— Открою вам секрет: этих сумок пять. Я незаметно меняю их. Стараюсь в сумки что-то добавлять. Что-то неожиданное для партнеров.
— Вы много в спектакле говорите об отношении к мужчинам. Мысли Сары совпадают с вашими?
— Нет. Эти мысли не имеют ко мне никакого отношения. Меня затронуло в этой пьесе вот что: когда эти люди падают в пропасть и уже почти разбиваются, когда они беспомощны и обнажены, вглядываясь внутрь себя, в последний момент они начинают щекотать друг друга, поливать друг друга водой и радостно утверждать, что во всем виноват дождь. Они почти счастливы в конце. Как дети, они убегают от проблем в стихию игры. В общем, когда совсем невмоготу, можно просто выйти на сцену и поиграть с друзьями во что-нибудь. Можно, например, разыграть пьесу про «Летних ос, которые кусают нас даже в ноябре».
— Какой театр сегодня вам близок?
— Я не люблю умозрительный театр, театр идей и концепций, которые взывают больше к моему разуму, чем к сердцу. Сердце и разум должны вместе плакать или смеяться над увиденным на сцене.
— Вы устаете от театра?
— Конечно! К концу сезона я уже не могу. Мне хочется просто уйти из театра, из профессии. А порой даже и в начале сезона я об этом задумываюсь. (Смеется.)
— Что для вас главное в режиссере?
— Я часто не понимала, что делает Петр Наумович во время репетиций. Он был всегда непредсказуем. Он мыслил на каком-то другом уровне. Так вот, я бы не хотела понимать, что режиссер делает. Когда понятно — неинтересно. Это, конечно, очень упрощенно, но в принципе именно это главное.
Александр Баркар, «TimeOut», 25.04.2014
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- «Дом это про терпение»«Петербургский театральный журнал», 15.12.2014
- Особенности русского репертуарного театраТатьяна Никишина, «Аргументы недели», 4.12.2014
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Парящие над сценойИрина Корнеева, «Российская газета», 10.11.2014
- Евгений Цыганов: Жизнь как трасса, и «каждый идет свой путь»Ольга Романцова, «Театральная Афиша», 11.2014
- Старший сынОльга Фукс, «Театральная Афиша», 11.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- На бога надейсяГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.10.2014
- Евгений Цыганов после «Оттепели» решил рассказать о жизниАнна Балуева, «Комсомольская правда», 9.10.2014
- Старомодная комедия. Рецензия на новую версию «Фантазий Фарятьева»Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 9.10.2014
- «Олимпия» Евгения ЦыгановаЭвелина Гурецкая, «The Hollywood reporter», 8.10.2014
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- «Демократия», «Гласность» и перестройка судьбы: «Олимпия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 1.10.2014
- Премьера на вилле «Отчаяние»Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 09.2014
- Галина Тюнина: «Надо иметь мужество принимать свою судьбу»Анжелика Заозерская, «Москвичка», 29.08.2014
- Ирина БАЧУРИНА: «Театральная штучка»Светлана Потёмкина, «Экран и Сцена», 29.08.2014
- Рыжее счастье Мастерской Петра ФоменкоЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 1.08.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- Полина Агуреева: Как я угодила в «Яму»Анна Чепурнова, «Труд», 6.06.2014
- Серафима Огарева: «Не люблю, когда скучно!»«Ваш досуг», 3.06.2014
- Руслан и ЛюдмилаЛариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской ФоменкоМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- Руслан и ЛюдмилаЕлена Левинская, «Театральная Афиша», 06.2014
- «Фантазии Фарятьева»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 05.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номерНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- Гиганты как людиИрина Корнеева, «Российская газета», 29.04.2014
- Вилла масокРоман Должанский, «Коммерсант», 28.04.2014
- «Я не люблю умозрительный театр»Александр Баркар, «TimeOut», 25.04.2014
- Гиганты горыЕлена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- Гиганты горыЕлена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- Богатырская поэмкаАлександра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 04.2014
- «Старый карла был не прав!»Марина Токарева, «Новая газета», 28.03.2014
- Друзья Людмилы и Руслана
Марина Шимадина, «проверено на детях.ru», 21.03.2014
- «Владимир в гриднице высокой запировал…»Ольга Егошина, «Новые Известия», 18.03.2014
- Как Руслан Людмилу спасал: Пушкин-юморист в "Мастерской Петра ФоменкоАлла Панасенко, «М24.ru», 17.03.2014
- «Руслан и Людмила»: сказка — ложь?Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014
- Герой романаПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 14.03.2014
- Где эта девочка, где этот дом?Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 12.03.2014
- Актер Рустэм Юскаев «Наш театр – это в чистом виде Фарятьев»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 6.03.2014
- «Фантазии Фарятьева»: мы все инопланетяне!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 28.02.2014
- Фантазируют, ибо абсурдноНиколай Берман, «Газета.ru», 26.02.2014
- «Война и мир. Начало романа» с Фоменко по миру / Guerre et paix. Début du roman à travers le monde avec Piotr FomenkoНадежда Сикорская, «Наша газета / nachagazeta.ch», 20.02.2014
- Зачем мы здесьИгорь Вирабов, «Российская газета», 20.02.2014
- «Фантазии Фарятьева»: люди с другой планетыНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 14.02.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- Есть такой характер!Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 12.02.2014
- Русский космизмАнастасия Паукер, «http://oteatre.info», 11.02.2014
- Галина Кашковская: Талант спасает жизньЕлена Вышинская, «Super Стиль», 7.02.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»: про веру и любовьНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 7.02.2014
- Этот красноречивый шершавый язык цифрОльга Егошина, «Новые Известия», 6.02.2014
- Терпсихора в прозеЮлия Потапова, «http://www.start-std.ru», 02.2014
- О чем фантазирует грустный стоматолог в «Мастерской Фоменко»Алла Панасенко, «М24.ru», 31.01.2014
- «Фантазии Фарятьева»: театр расскажет историю, где пространство и время причудливо изменяются и искривляютсяЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 29.01.2014
- «Фоменки» 20 лет спустяМарина Шимадина, «Театральная афиша», 01.2014