Полина Агуреева: Как я угодила в «Яму»
Одна из ведущих актрис театра «Мастерская Петра Фоменко» Полина Агуреева сыграла одном из трех фильмов сериала «Яма» жрицу любви Тамару
Одну из ведущих актрис театра «Мастерская Петра Фоменко» Полину Агурееву в кино можно увидеть нечасто, а в сериалах — еще реже. И все же она снялась в многосерийном фильме «Куприн», премьера которого стартовала на Первом канале. В одном из трех фильмов сериала («Яма») актриса сыграла жрицу любви Тамару.
— Полина, я знаю, что к кино вы относитесь прохладно. А почему согласились на эту роль?
— Меня привлек материал. Есть три русских писателя, которые, на мой взгляд, чувствуют необузданную дионисийскую природу русского человека. Это Достоевский, Куприн и Лесков. Мне это близко. В «Яме» психологический аспект меня интересует гораздо больше социального. Любопытно было сыграть женщину, которая извращенную чувственность воспринимает как норму и свое асоциальное положение воспринимает как данность. Жутковатость этого персонажа в том, что она везде может прижиться. Тамара приспосабливается ко всему: и к монастырскому послушничеству, и к работе в притоне
— Как вы думаете, почему ваша героиня бросается из одной крайности в другую? Ведь Тамара, в отличие от других обитательниц «Ямы», свободна в выборе своего жизненного пути.
— Видимо, она так устроена. Есть люди, которые своей страстной натурой как будто притягивают невероятные виражи судьбы. Знаете, Тамара чем-то напоминает мне известную русскую певицу Надежду Плевицкую. Ее биография столь же плотно насыщена самыми противоречивыми событиями. Плевицкая воспитывалась в монастыре, но сбежала оттуда с цирковой труппой. Потом прославилась как певица, а во время Первой мировой войн-ы работала медсестрой в госпитале. Затем она эмигрировала вместе с мужем-генералом. За рубежом Плевицкая пользовалась успехом. А последние годы жизни певица провела во французской тюрьме: ее обвинили в пособничестве супругу, сотрудничавшему с НКВД.
— У Куприна Тамара в конце книги тоже попадает в тюрьму. Она не кончает жизнь самоубийством, как в фильме. Подобные изменения в сюжете вас не покоробили?
— Нет, я считаю, что в кино это допустимо. Но все-таки перед каждой своей сценой я сверяла текст роли с первоисточником и возвращала Тамаре много авторского, купринского, текста. Потому что язык Куприна очень сочен, вряд ли стоит его упрощать.
— Михаилу Пореченкову, сыгравшему Куприна, во время съемок понадобилось вспоминать навыки верховой езды, которой он обучался еще в институте. А вам приходилось на съемках делать что-то для вас необычное?
— Да, мне пришлось выучить целую сцену на французском языке. И далось это мне, честно говоря, нелегко.
— Чем еще были сложны эти съемки?
— Сериал снимался в очень сжатые сроки, выдержать такую невероятную скорость было непросто. Например, самую сложную свою сцену — убийство Тамары, которое она сама спровоцировала, — я играла где-то на 15-м часу съемочного дня. Конечно, это тяжело. Но мне очень помогало то, что в этом фильме подобралась прекрасная команда актеров, с которыми было приятно общаться. Это и Сергей Стрельников, и Света Ходченкова, и Даша Екамасова, и Антон Шагин.
— Тамара по природе своей авантюристка. А у вас есть склонность к авантюрам?
— Не могу сказать, что моя жизнь — сплошные авантюры, но неожиданные для себя самой поступки случались.
— Полина, я знаю, что сниматься в кино вы не очень любите. Предложение от какого режиссера могло бы изменить ваше отношение к кинопроцессу?
— Наверное, от Ингмара Бергмана. Я часто говорю, что почти все мои любимые люди уже умерли.
— С кем еще из любимых людей вы разминулись во времени и пространстве?
— С Достоевским, Пушкиным, Ницше
— А из ныне живущих писателей вы никого не любите?
— Почему, Виктор Пелевин, например, мне очень нравится.
— То есть если бы вам предложили сняться в экранизации его произведения, вы согласились бы не раздумывая?
— Смотря от кого это предложение поступило бы. Например, получить роль булгаковской Маргариты для актрисы — счастье. Но если это будет роль в плохом сериале, думаю, все-таки лучше Маргариту вообще не играть.
— О какой роли вы мечтаете?
— Сейчас я не склонна предаваться подобным мечтам. А раньше мне очень хотелось сыграть Марью Тимофеевну Лебядкину.
— Недавно вы во второй раз выступили в качестве режиссера, поставили вместе с Евгением Каменьковичем спектакль «Гиганты горы» в «Мастерской Петра Фоменко». Как далеко простираются ваши режиссерские амбиции?
— Я бы сказала, что они у меня полностью отсутствуют. Есть только определенное количество идей, которыми я начинаю фонтанировать, когда хорошо чувствую какой-либо материал.
— Для своего 9-летнего сына Пети вам не хотелось бы поставить детский спектакль? А то в одном интервью вы жаловались, что хороших постановок для детей в Москве очень мало
— У нас в «Мастерской Петра Фоменко» есть чудесные детские спектакли «Алиса в Зазеркалье» и «Руслан и Людмила». А вообще поставить что-нибудь для детей мне очень бы хотелось.
— А самой сыграть в детском спектакле?
— Мне кажется, все нормальные актрисы мечтают сыграть Кикимору и Бабу-ягу.
— А я думала, принцессу
— Нет, это неинтересно.
— У вас есть любимые детские сказки?
— «Русалочка» и «Оловянный солдатик» Андерсена. Еще я очень люблю старые русские аутентичные сказки.
— Но они бывают такими страшными: Сын их хорошо воспринимает?
— Да, ведь детям близко архаичное сознание, и до определенного возраста они не задаются вопросами морали и нравственности. Зато образы этих сказок архетипичны и красивы. А еще мы с Петей обожаем Астрид Линдгрен. Мы прочитали все ее книги с огромным наслаждением.
— Вы говорили, что в детстве любили пострадать. Сыну это не передалось?
— Передалось, к сожалению. У него драматическое мироощущение.
— Но актером он пока стать не хочет?
— Нет. У него другое увлечение: он все время что-то пишет, сочиняет стихи, например.
— Как вы проведете свой отпуск нынешним летом?
— Мы поедем в Карелию, где у моих родителей дом на одном из островов. Туда очень сложно добраться, даже до ближайшей деревни надо плыть на катере два часа. Там нет ни интернета, ни мобильной связи. Места необыкновенно красивые. А еще мы вдвоем с мужем поедем в Италию, для меня эта поездка тем более важна, что мы только что выпустили спектакль по пьесе Луиджи Пиранделло.
Наше досье
Полина Агуреева родилась в Волгограде, по происхождению она донская казачка. В 1993 году поступила в актерскую группу на режиссерский факультет ГИТИСа. По окончании вуза была принята в театр «Мастерская Петра Фоменко», где работает до сих пор. Актриса — лауреат Государственной премии РФ (2001), имеет ряд призов и наград за театральные и киноработы. Муж Агуреевой — актер Федор Малышев, сын — Петр Вырыпаев.
Одну из ведущих актрис театра «Мастерская Петра Фоменко» Полину Агурееву в кино можно увидеть нечасто, а в сериалах — еще реже. И все же она снялась в многосерийном фильме «Куприн», премьера которого стартовала на Первом канале. В одном из трех фильмов сериала («Яма») актриса сыграла жрицу любви Тамару.
— Полина, я знаю, что к кино вы относитесь прохладно. А почему согласились на эту роль?
— Меня привлек материал. Есть три русских писателя, которые, на мой взгляд, чувствуют необузданную дионисийскую природу русского человека. Это Достоевский, Куприн и Лесков. Мне это близко. В «Яме» психологический аспект меня интересует гораздо больше социального. Любопытно было сыграть женщину, которая извращенную чувственность воспринимает как норму и свое асоциальное положение воспринимает как данность. Жутковатость этого персонажа в том, что она везде может прижиться. Тамара приспосабливается ко всему: и к монастырскому послушничеству, и к работе в притоне
— Как вы думаете, почему ваша героиня бросается из одной крайности в другую? Ведь Тамара, в отличие от других обитательниц «Ямы», свободна в выборе своего жизненного пути.
— Видимо, она так устроена. Есть люди, которые своей страстной натурой как будто притягивают невероятные виражи судьбы. Знаете, Тамара чем-то напоминает мне известную русскую певицу Надежду Плевицкую. Ее биография столь же плотно насыщена самыми противоречивыми событиями. Плевицкая воспитывалась в монастыре, но сбежала оттуда с цирковой труппой. Потом прославилась как певица, а во время Первой мировой войн-ы работала медсестрой в госпитале. Затем она эмигрировала вместе с мужем-генералом. За рубежом Плевицкая пользовалась успехом. А последние годы жизни певица провела во французской тюрьме: ее обвинили в пособничестве супругу, сотрудничавшему с НКВД.
— У Куприна Тамара в конце книги тоже попадает в тюрьму. Она не кончает жизнь самоубийством, как в фильме. Подобные изменения в сюжете вас не покоробили?
— Нет, я считаю, что в кино это допустимо. Но все-таки перед каждой своей сценой я сверяла текст роли с первоисточником и возвращала Тамаре много авторского, купринского, текста. Потому что язык Куприна очень сочен, вряд ли стоит его упрощать.
— Михаилу Пореченкову, сыгравшему Куприна, во время съемок понадобилось вспоминать навыки верховой езды, которой он обучался еще в институте. А вам приходилось на съемках делать что-то для вас необычное?
— Да, мне пришлось выучить целую сцену на французском языке. И далось это мне, честно говоря, нелегко.
— Чем еще были сложны эти съемки?
— Сериал снимался в очень сжатые сроки, выдержать такую невероятную скорость было непросто. Например, самую сложную свою сцену — убийство Тамары, которое она сама спровоцировала, — я играла где-то на 15-м часу съемочного дня. Конечно, это тяжело. Но мне очень помогало то, что в этом фильме подобралась прекрасная команда актеров, с которыми было приятно общаться. Это и Сергей Стрельников, и Света Ходченкова, и Даша Екамасова, и Антон Шагин.
— Тамара по природе своей авантюристка. А у вас есть склонность к авантюрам?
— Не могу сказать, что моя жизнь — сплошные авантюры, но неожиданные для себя самой поступки случались.
— Полина, я знаю, что сниматься в кино вы не очень любите. Предложение от какого режиссера могло бы изменить ваше отношение к кинопроцессу?
— Наверное, от Ингмара Бергмана. Я часто говорю, что почти все мои любимые люди уже умерли.
— С кем еще из любимых людей вы разминулись во времени и пространстве?
— С Достоевским, Пушкиным, Ницше
— А из ныне живущих писателей вы никого не любите?
— Почему, Виктор Пелевин, например, мне очень нравится.
— То есть если бы вам предложили сняться в экранизации его произведения, вы согласились бы не раздумывая?
— Смотря от кого это предложение поступило бы. Например, получить роль булгаковской Маргариты для актрисы — счастье. Но если это будет роль в плохом сериале, думаю, все-таки лучше Маргариту вообще не играть.
— О какой роли вы мечтаете?
— Сейчас я не склонна предаваться подобным мечтам. А раньше мне очень хотелось сыграть Марью Тимофеевну Лебядкину.
— Недавно вы во второй раз выступили в качестве режиссера, поставили вместе с Евгением Каменьковичем спектакль «Гиганты горы» в «Мастерской Петра Фоменко». Как далеко простираются ваши режиссерские амбиции?
— Я бы сказала, что они у меня полностью отсутствуют. Есть только определенное количество идей, которыми я начинаю фонтанировать, когда хорошо чувствую какой-либо материал.
— Для своего 9-летнего сына Пети вам не хотелось бы поставить детский спектакль? А то в одном интервью вы жаловались, что хороших постановок для детей в Москве очень мало
— У нас в «Мастерской Петра Фоменко» есть чудесные детские спектакли «Алиса в Зазеркалье» и «Руслан и Людмила». А вообще поставить что-нибудь для детей мне очень бы хотелось.
— А самой сыграть в детском спектакле?
— Мне кажется, все нормальные актрисы мечтают сыграть Кикимору и Бабу-ягу.
— А я думала, принцессу
— Нет, это неинтересно.
— У вас есть любимые детские сказки?
— «Русалочка» и «Оловянный солдатик» Андерсена. Еще я очень люблю старые русские аутентичные сказки.
— Но они бывают такими страшными: Сын их хорошо воспринимает?
— Да, ведь детям близко архаичное сознание, и до определенного возраста они не задаются вопросами морали и нравственности. Зато образы этих сказок архетипичны и красивы. А еще мы с Петей обожаем Астрид Линдгрен. Мы прочитали все ее книги с огромным наслаждением.
— Вы говорили, что в детстве любили пострадать. Сыну это не передалось?
— Передалось, к сожалению. У него драматическое мироощущение.
— Но актером он пока стать не хочет?
— Нет. У него другое увлечение: он все время что-то пишет, сочиняет стихи, например.
— Как вы проведете свой отпуск нынешним летом?
— Мы поедем в Карелию, где у моих родителей дом на одном из островов. Туда очень сложно добраться, даже до ближайшей деревни надо плыть на катере два часа. Там нет ни интернета, ни мобильной связи. Места необыкновенно красивые. А еще мы вдвоем с мужем поедем в Италию, для меня эта поездка тем более важна, что мы только что выпустили спектакль по пьесе Луиджи Пиранделло.
Наше досье
Полина Агуреева родилась в Волгограде, по происхождению она донская казачка. В 1993 году поступила в актерскую группу на режиссерский факультет ГИТИСа. По окончании вуза была принята в театр «Мастерская Петра Фоменко», где работает до сих пор. Актриса — лауреат Государственной премии РФ (2001), имеет ряд призов и наград за театральные и киноработы. Муж Агуреевой — актер Федор Малышев, сын — Петр Вырыпаев.
Анна Чепурнова, «Труд», 6.06.2014
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- «Дом это про терпение»«Петербургский театральный журнал», 15.12.2014
- Особенности русского репертуарного театраТатьяна Никишина, «Аргументы недели», 4.12.2014
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Парящие над сценойИрина Корнеева, «Российская газета», 10.11.2014
- Евгений Цыганов: Жизнь как трасса, и «каждый идет свой путь»Ольга Романцова, «Театральная Афиша», 11.2014
- Старший сынОльга Фукс, «Театральная Афиша», 11.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- На бога надейсяГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.10.2014
- Евгений Цыганов после «Оттепели» решил рассказать о жизниАнна Балуева, «Комсомольская правда», 9.10.2014
- Старомодная комедия. Рецензия на новую версию «Фантазий Фарятьева»Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 9.10.2014
- «Олимпия» Евгения ЦыгановаЭвелина Гурецкая, «The Hollywood reporter», 8.10.2014
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- «Демократия», «Гласность» и перестройка судьбы: «Олимпия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 1.10.2014
- Премьера на вилле «Отчаяние»Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 09.2014
- Галина Тюнина: «Надо иметь мужество принимать свою судьбу»Анжелика Заозерская, «Москвичка», 29.08.2014
- Ирина БАЧУРИНА: «Театральная штучка»Светлана Потёмкина, «Экран и Сцена», 29.08.2014
- Рыжее счастье Мастерской Петра ФоменкоЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 1.08.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- Полина Агуреева: Как я угодила в «Яму»Анна Чепурнова, «Труд», 6.06.2014
- Серафима Огарева: «Не люблю, когда скучно!»«Ваш досуг», 3.06.2014
- Руслан и ЛюдмилаЛариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской ФоменкоМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- Руслан и ЛюдмилаЕлена Левинская, «Театральная Афиша», 06.2014
- «Фантазии Фарятьева»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 05.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номерНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- Гиганты как людиИрина Корнеева, «Российская газета», 29.04.2014
- Вилла масокРоман Должанский, «Коммерсант», 28.04.2014
- «Я не люблю умозрительный театр»Александр Баркар, «TimeOut», 25.04.2014
- Гиганты горыЕлена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- Гиганты горыЕлена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- Богатырская поэмкаАлександра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 04.2014
- «Старый карла был не прав!»Марина Токарева, «Новая газета», 28.03.2014
- Друзья Людмилы и Руслана
Марина Шимадина, «проверено на детях.ru», 21.03.2014
- «Владимир в гриднице высокой запировал…»Ольга Егошина, «Новые Известия», 18.03.2014
- Как Руслан Людмилу спасал: Пушкин-юморист в "Мастерской Петра ФоменкоАлла Панасенко, «М24.ru», 17.03.2014
- «Руслан и Людмила»: сказка — ложь?Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014
- Герой романаПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 14.03.2014
- Где эта девочка, где этот дом?Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 12.03.2014
- Актер Рустэм Юскаев «Наш театр – это в чистом виде Фарятьев»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 6.03.2014
- «Фантазии Фарятьева»: мы все инопланетяне!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 28.02.2014
- Фантазируют, ибо абсурдноНиколай Берман, «Газета.ru», 26.02.2014
- «Война и мир. Начало романа» с Фоменко по миру / Guerre et paix. Début du roman à travers le monde avec Piotr FomenkoНадежда Сикорская, «Наша газета / nachagazeta.ch», 20.02.2014
- Зачем мы здесьИгорь Вирабов, «Российская газета», 20.02.2014
- «Фантазии Фарятьева»: люди с другой планетыНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 14.02.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- Есть такой характер!Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 12.02.2014
- Русский космизмАнастасия Паукер, «http://oteatre.info», 11.02.2014
- Галина Кашковская: Талант спасает жизньЕлена Вышинская, «Super Стиль», 7.02.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»: про веру и любовьНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 7.02.2014
- Этот красноречивый шершавый язык цифрОльга Егошина, «Новые Известия», 6.02.2014
- Терпсихора в прозеЮлия Потапова, «http://www.start-std.ru», 02.2014
- О чем фантазирует грустный стоматолог в «Мастерской Фоменко»Алла Панасенко, «М24.ru», 31.01.2014
- «Фантазии Фарятьева»: театр расскажет историю, где пространство и время причудливо изменяются и искривляютсяЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 29.01.2014
- «Фоменки» 20 лет спустяМарина Шимадина, «Театральная афиша», 01.2014