Ирина БАЧУРИНА: «Театральная штучка»
Профессия художник-кукольник – редкая. Создавая частицы театральной атмосферы, авторы кукол и чудес бутафории, как правило, остаются неизвестны по именам. В этом смысле Ирина Бачурина – исключение. Ее авторские жирафы, бабочки, собачки, куклы – неизменные персонажи “Мастерской П. Фоменко”. Они появляются почти в каждом спектакле, будь то “Алиса в Зазеркалье” или “Безумная из Шайо”, “Носорог“ или “Одна абсолютно счастливая деревня”, “Война и мир. Начало романа” или “Отравленная туника”, “Египетская марка” или “Семейное счастие”.
По профессии Ирина – скульптор. Окончила Суриковский институт, за проект памятника М. И. Цветаевой была награждена дипломом Академии художеств, писала статьи и искусствоведческие очерки для журнала “Юный художник”, учила гимназистов истории искусства. Увлекалась куклами-марионетками.
А в середине 1990-х под впечатлением от спектакля “Балаганчик” Ивана Поповски создала портретных кукол ведущих актеров театра Петра Фоменко: Арлекин – Тагир Рахимов, Коломбина – Мадлен Джабраилова, Пьеретта – Полина Кутепова, Смеральдина – Ксения Кутепова, Незнакомка – Галина Тюнина, Пьеро – Карэн Бадалов. Рассказывая о том, что произошло после, Ирина Бачурина улыбается: “Дальше началась одна абсолютно счастливая жизнь”.
ПЛАСТИЧЕСКАЯ ХИРУРГИЯ ИЛИ МИСТЕРИЯ
Так получилось, что, занимаясь куклами, я не очень люблю этот вид искусства. Мне редко чьи-то куклы нравятся, включая собственных.
Во всех кукольных галереях высокая посещаемость. Но, похоже, эти куклы сделаны в расчете именно на массовую аудиторию. Как правило, там представлен набор образов очень шаблонных, натуралистично выполненных, слишком приближенных к физиологии. Подобные куклы, на мой взгляд, отвечают довольно низким эстетическим запросам и имеют большее отношение к пластической хирургии, нежели к искусству. Поэтому на кукольные выставки я давно не хожу.
Другое дело – куклы театральные, которые создаются для спектаклей. В спектакле им самое место! Ведь изначально кукла родилась для мистерии, существовала в храме. И была, скорее, театральной штучкой, чем предметом декора. В спектакле всегда есть какая-то история, идея, которую можно воплощать, в том числе и посредством такого вот материала, такой формы, как кукла. То, что делает в кукольной сфере, например, Резо Габриадзе, по-моему, бесспорно! Мне нравятся работы Олега Ермакова (художника театра имени С. В. Образцова). Это великолепные, хрупкие, трогательные образы. Вообще, у театральной куклы есть общее с современной анимацией, и это вполне естественно. Надо сказать, что анимационная эстетика сейчас в России очень высока, в этой сфере работает много талантливых художников. Достаточно вспомнить, например, цикл мультфильмов “Гора самоцветов” по сказкам народов России, там море маленьких шедевров!
ПОЙМАЛИ В ПЛЕН
Я с детства обожала театр. В 15-16 лет ходила на спектакли Театра Моссовета. Потом меня поймали в плен спектакли фоменковской труппы: “Двенадцатая ночь”, “Владимир III степени”, “Приключение”. Совершенно очаровали эти люди, просто вскружили голову! А после “Балаганчика” пришла в голову мысль сделать портретных кукол, персонажей комедии дель арте, но похожих на актеров “Мастерской Фоменко”. Эти куклы имели неожиданный успех, нас с куклами даже позвали на телевидение в передачу “Доброе утро” с Екатериной Стриженовой. Потом сработало сарафанное радио, и уже вместе с актерами они попали к Дмитрию Диброву в его знаменитую “Антропологию”. На следующий день после эфира вдруг – как гром с ясного неба! – мне звонит Петр Наумович Фоменко и говорит: “Ира, вы были так близко, а я ничего об этом не знал”. Он с моим папой приятельствовал, а тут увидел по телевизору передачу, и, видимо, моя бурная деятельность оказалась для него сюрпризом. Вскоре он попросил меня придумать бабочек и ворон к спектаклю “Одна абсолютно счастливая деревня”. На самом деле бабочек он придумал сам, я просто исполнила то, что он показал.
“Одна абсолютно счастливая деревня” – знаменитый и совершенно недосягаемый по пронзительности и простоте художественного языка спектакль. Поверьте, оказаться хоть чем-то, хоть чуточку полезной для такого прекрасного дела, подарок судьбы! С тех пор я стала для театра периодически что-то делать, и это продолжается по сей день.
ХОРОШО БЫ ОНИ ЕЩЕ И ЛЕТАЛИ…
Счастьем было просто соприкоснуться с творчеством Петра Наумовича, увидеть его вблизи. Это человек абсолютно сказочный, живой волшебник. Подчас бывало непросто успевать за его мыслью, пытаться соответствовать его запросам. Он предлагал, давал какую-то свою идею, но оставлял свободное пространство для творчества. Ты вкраплял маленький камешек в ожерелье, которое собирал Петр Наумович. Неважно, насколько это заметно, насколько это связывается с твоим именем. Важно, что получается что-то прекрасное в целом.
Когда Мастер ставил “Безумную из Шайо”, то говорил: понимаешь, вот четыре старухи, им сопутствуют тени прошлого, такие видения, приведения… бывший возлюбленный, любимая собачка, покойный президент и т.п. И вот эти привидения их все время преследуют, везде мерещатся, следуют за ними повсюду. Поэтому хорошо бы, чтобы в декорацию ненавязчиво вмонтировались эти образы. Придумай, как это сделать и из чего. Хорошо бы еще они иногда летали! У Петра Наумовича всегда задачи нетривиальные. Сначала я была в некотором ужасе, потом возникла идея сделать из балетной сетки костюмы с цилиндрами, которые болтаются на шляпных резинках, а когда их отпускаешь – отскакивают и парят, покачиваясь в воздухе. В финале они начинают даже танцевать с героинями. А собачку я сделала пуделем из шелковых тканей, он, по-моему, получился симпатичным, в театре к нему нежно относятся, хотя в спектакле его практически не видно. Изначально это была марионетка, но веревочки потом оторвали как ненужные, и он превратился в боа на плечах у актрисы. Обычное дело в театре: ты делаешь, а уж как потом это пригодится или повернется – неведомо. По правде сказать, актеры не любят отвлекать внимание от себя – ни куклами, ни всякими собачками.
Во время работы над спектаклем “Три сестры” Петр Наумович мне сказал: представь, что у сестер были куклы, им подарили их еще в детстве. И они где-то заброшенные лежат, а ведь раньше были любимы. И вот, их вытаскивают во время пожара, треплют их. Но мне хочется, чтобы это были не просто куклы, а чтобы они были похожи на самих сестер, но только в детстве. Задача получилась многослойная: похожи на сестер, да еще и в детстве…
КАК БЕЗ ЖИРАФА?
Режиссер Иван Поповски, когда ставил “Отравленную тунику” Николая Гумилева, заявил мне, что ему нужен жираф. Я говорю: «Ваня, но это же пьеса “Отравленная туника”, а не гумилевское стихотворение “Жираф”». Он отвечает: “Мы же Гумилева ставим, Ира, как без жирафа?”.
Жираф предполагался большой, трехметровый, он должен был двигаться, светиться флуоресцентными красками, складываться Как-то так и получилось. Я его сделала по принципу Эйфелевой башни – из окружностей металлических, которые соединяются тонкой хлопчатобумажной сеткой, могут и сложиться, если надо. На верху башни – голова жирафа. Еще Ваня просил летающую птицу, леопарда, и очень настойчиво – зебру. Зебру мы сделали не к премьере, а несколькими годами позднее. Я говорю: чего уж одна, давай целый табун сделаем: леопард прыгнул разок, зебры пробежали. Много “звериной” красоты понавертели – для центральной любовной сцены. Пара минут спектакля, а работы – на полгода.
То же самое с “Алисой в Зазеркалье”, где множество всякой живности: бегемошки, стрекозел, баобабочка, улитка гигантская, гусеница – все это нужно придумать и осуществить, чтобы получилось красочно и эффектно; у Вани Поповски всегда очень зрелищные спектакли.
Получается, что здесь у меня профессия скорее кукольник, чем бутафор, потому что не просто предмет делаешь, а придумываешь некий образ-объект. Иногда бывает трудно, даже чисто физически, но всегда увлекательно.
ЗДЕСЬ МОНСТРЫ НЕ ОБИТАЮТ
Мастерская Фоменко – театр восхитительный. Люди здесь работают теплые, светлые и друг к другу нежно относятся. Уникальный и фантастически талантливый в профессии директор! Все “жители” театра, от рабочих сцены до самых популярных артистов, как-то равноправно и очень дружественно сосуществуют. Атмосферы недоверия или зависти ни разу не замечала.
Когда мы со знаменитой театральной художницей Машей Даниловой решили дебютировать в качестве живописцев, информация о нашей выставке, предполагавшейся в Боярских палатах СТД, каким-то образом дошла до директора нашего театра Андрея Воробьева. Он тут же позвонил мне и спросил: “Ира, а почему не у нас? У вас же есть дом. Вы обязательно должны выставиться в театре”. В общем, растрогал меня до слез. И вот получилась выставка в фойе театра под названием “Напротив”, которую театр же целиком и полностью организовал, за что низкий поклон, конечно.
На многие годы я оказалась причастна, обрела счастье быть частью Мастерской, и благодарна судьбе. Обычно юношеские мечты разбиваются, а тут все наоборот. Справедливы, конечно, разговоры про то, что на самом деле идеальных театров на свете нет, и актеры частенько друг другу завидуют, а режиссеры – тираны и деспоты, а спектаклей хороших мало… но, наверное, мы живем на каком-то острове, где монстры не обитают.
Я недавно посмотрела спектакль, который под руководством Евгения Каменьковича поставил наш молодой актер и режиссер Юрий Буторин. Спектакль называется “Русский человек на rendez-vous”, по “Вешним водам” И. С. Тургенева. На мой взгляд, это абсолютно блистательная работа. Сделано так азартно, так легко… Ощущение абсолютно фоменковской легкости, знаменитое легкое дыхание! А поколение уже новое, “молодое, незнакомое”. И я вижу у Юры Буторина ту же игривую целомудренность, “петранаумовичевскую”, и думаю: какое счастье, что это неистребимо! Вот и Дмитрий Рудков поставил “Египетскую марку” по Осипу Мандельштаму, тоже, по-моему, замечательно! И ролей интересных вроде всем хватает, и молодым режиссерам никто не мешает творить, выдумывать, пробовать. Кроме того, у нас в театре все время проходят художественные выставки. Мы вот с Машей Даниловой выставились ближе к закрытию сезона, а к открытию планируется очень интересная выставка живописи нашего чудесного молодого актера Амбарцума Кабаняна и Ларисы Герасимчук (фотографа и гримера театра). Никому ничего не запрещено, и все расцветает в наше страшное тяжелое время!
По профессии Ирина – скульптор. Окончила Суриковский институт, за проект памятника М. И. Цветаевой была награждена дипломом Академии художеств, писала статьи и искусствоведческие очерки для журнала “Юный художник”, учила гимназистов истории искусства. Увлекалась куклами-марионетками.
А в середине 1990-х под впечатлением от спектакля “Балаганчик” Ивана Поповски создала портретных кукол ведущих актеров театра Петра Фоменко: Арлекин – Тагир Рахимов, Коломбина – Мадлен Джабраилова, Пьеретта – Полина Кутепова, Смеральдина – Ксения Кутепова, Незнакомка – Галина Тюнина, Пьеро – Карэн Бадалов. Рассказывая о том, что произошло после, Ирина Бачурина улыбается: “Дальше началась одна абсолютно счастливая жизнь”.
ПЛАСТИЧЕСКАЯ ХИРУРГИЯ ИЛИ МИСТЕРИЯ
Так получилось, что, занимаясь куклами, я не очень люблю этот вид искусства. Мне редко чьи-то куклы нравятся, включая собственных.
Во всех кукольных галереях высокая посещаемость. Но, похоже, эти куклы сделаны в расчете именно на массовую аудиторию. Как правило, там представлен набор образов очень шаблонных, натуралистично выполненных, слишком приближенных к физиологии. Подобные куклы, на мой взгляд, отвечают довольно низким эстетическим запросам и имеют большее отношение к пластической хирургии, нежели к искусству. Поэтому на кукольные выставки я давно не хожу.
Другое дело – куклы театральные, которые создаются для спектаклей. В спектакле им самое место! Ведь изначально кукла родилась для мистерии, существовала в храме. И была, скорее, театральной штучкой, чем предметом декора. В спектакле всегда есть какая-то история, идея, которую можно воплощать, в том числе и посредством такого вот материала, такой формы, как кукла. То, что делает в кукольной сфере, например, Резо Габриадзе, по-моему, бесспорно! Мне нравятся работы Олега Ермакова (художника театра имени С. В. Образцова). Это великолепные, хрупкие, трогательные образы. Вообще, у театральной куклы есть общее с современной анимацией, и это вполне естественно. Надо сказать, что анимационная эстетика сейчас в России очень высока, в этой сфере работает много талантливых художников. Достаточно вспомнить, например, цикл мультфильмов “Гора самоцветов” по сказкам народов России, там море маленьких шедевров!
ПОЙМАЛИ В ПЛЕН
Я с детства обожала театр. В 15-16 лет ходила на спектакли Театра Моссовета. Потом меня поймали в плен спектакли фоменковской труппы: “Двенадцатая ночь”, “Владимир III степени”, “Приключение”. Совершенно очаровали эти люди, просто вскружили голову! А после “Балаганчика” пришла в голову мысль сделать портретных кукол, персонажей комедии дель арте, но похожих на актеров “Мастерской Фоменко”. Эти куклы имели неожиданный успех, нас с куклами даже позвали на телевидение в передачу “Доброе утро” с Екатериной Стриженовой. Потом сработало сарафанное радио, и уже вместе с актерами они попали к Дмитрию Диброву в его знаменитую “Антропологию”. На следующий день после эфира вдруг – как гром с ясного неба! – мне звонит Петр Наумович Фоменко и говорит: “Ира, вы были так близко, а я ничего об этом не знал”. Он с моим папой приятельствовал, а тут увидел по телевизору передачу, и, видимо, моя бурная деятельность оказалась для него сюрпризом. Вскоре он попросил меня придумать бабочек и ворон к спектаклю “Одна абсолютно счастливая деревня”. На самом деле бабочек он придумал сам, я просто исполнила то, что он показал.
“Одна абсолютно счастливая деревня” – знаменитый и совершенно недосягаемый по пронзительности и простоте художественного языка спектакль. Поверьте, оказаться хоть чем-то, хоть чуточку полезной для такого прекрасного дела, подарок судьбы! С тех пор я стала для театра периодически что-то делать, и это продолжается по сей день.
ХОРОШО БЫ ОНИ ЕЩЕ И ЛЕТАЛИ…
Счастьем было просто соприкоснуться с творчеством Петра Наумовича, увидеть его вблизи. Это человек абсолютно сказочный, живой волшебник. Подчас бывало непросто успевать за его мыслью, пытаться соответствовать его запросам. Он предлагал, давал какую-то свою идею, но оставлял свободное пространство для творчества. Ты вкраплял маленький камешек в ожерелье, которое собирал Петр Наумович. Неважно, насколько это заметно, насколько это связывается с твоим именем. Важно, что получается что-то прекрасное в целом.
Когда Мастер ставил “Безумную из Шайо”, то говорил: понимаешь, вот четыре старухи, им сопутствуют тени прошлого, такие видения, приведения… бывший возлюбленный, любимая собачка, покойный президент и т.п. И вот эти привидения их все время преследуют, везде мерещатся, следуют за ними повсюду. Поэтому хорошо бы, чтобы в декорацию ненавязчиво вмонтировались эти образы. Придумай, как это сделать и из чего. Хорошо бы еще они иногда летали! У Петра Наумовича всегда задачи нетривиальные. Сначала я была в некотором ужасе, потом возникла идея сделать из балетной сетки костюмы с цилиндрами, которые болтаются на шляпных резинках, а когда их отпускаешь – отскакивают и парят, покачиваясь в воздухе. В финале они начинают даже танцевать с героинями. А собачку я сделала пуделем из шелковых тканей, он, по-моему, получился симпатичным, в театре к нему нежно относятся, хотя в спектакле его практически не видно. Изначально это была марионетка, но веревочки потом оторвали как ненужные, и он превратился в боа на плечах у актрисы. Обычное дело в театре: ты делаешь, а уж как потом это пригодится или повернется – неведомо. По правде сказать, актеры не любят отвлекать внимание от себя – ни куклами, ни всякими собачками.
Во время работы над спектаклем “Три сестры” Петр Наумович мне сказал: представь, что у сестер были куклы, им подарили их еще в детстве. И они где-то заброшенные лежат, а ведь раньше были любимы. И вот, их вытаскивают во время пожара, треплют их. Но мне хочется, чтобы это были не просто куклы, а чтобы они были похожи на самих сестер, но только в детстве. Задача получилась многослойная: похожи на сестер, да еще и в детстве…
КАК БЕЗ ЖИРАФА?
Режиссер Иван Поповски, когда ставил “Отравленную тунику” Николая Гумилева, заявил мне, что ему нужен жираф. Я говорю: «Ваня, но это же пьеса “Отравленная туника”, а не гумилевское стихотворение “Жираф”». Он отвечает: “Мы же Гумилева ставим, Ира, как без жирафа?”.
Жираф предполагался большой, трехметровый, он должен был двигаться, светиться флуоресцентными красками, складываться Как-то так и получилось. Я его сделала по принципу Эйфелевой башни – из окружностей металлических, которые соединяются тонкой хлопчатобумажной сеткой, могут и сложиться, если надо. На верху башни – голова жирафа. Еще Ваня просил летающую птицу, леопарда, и очень настойчиво – зебру. Зебру мы сделали не к премьере, а несколькими годами позднее. Я говорю: чего уж одна, давай целый табун сделаем: леопард прыгнул разок, зебры пробежали. Много “звериной” красоты понавертели – для центральной любовной сцены. Пара минут спектакля, а работы – на полгода.
То же самое с “Алисой в Зазеркалье”, где множество всякой живности: бегемошки, стрекозел, баобабочка, улитка гигантская, гусеница – все это нужно придумать и осуществить, чтобы получилось красочно и эффектно; у Вани Поповски всегда очень зрелищные спектакли.
Получается, что здесь у меня профессия скорее кукольник, чем бутафор, потому что не просто предмет делаешь, а придумываешь некий образ-объект. Иногда бывает трудно, даже чисто физически, но всегда увлекательно.
ЗДЕСЬ МОНСТРЫ НЕ ОБИТАЮТ
Мастерская Фоменко – театр восхитительный. Люди здесь работают теплые, светлые и друг к другу нежно относятся. Уникальный и фантастически талантливый в профессии директор! Все “жители” театра, от рабочих сцены до самых популярных артистов, как-то равноправно и очень дружественно сосуществуют. Атмосферы недоверия или зависти ни разу не замечала.
Когда мы со знаменитой театральной художницей Машей Даниловой решили дебютировать в качестве живописцев, информация о нашей выставке, предполагавшейся в Боярских палатах СТД, каким-то образом дошла до директора нашего театра Андрея Воробьева. Он тут же позвонил мне и спросил: “Ира, а почему не у нас? У вас же есть дом. Вы обязательно должны выставиться в театре”. В общем, растрогал меня до слез. И вот получилась выставка в фойе театра под названием “Напротив”, которую театр же целиком и полностью организовал, за что низкий поклон, конечно.
На многие годы я оказалась причастна, обрела счастье быть частью Мастерской, и благодарна судьбе. Обычно юношеские мечты разбиваются, а тут все наоборот. Справедливы, конечно, разговоры про то, что на самом деле идеальных театров на свете нет, и актеры частенько друг другу завидуют, а режиссеры – тираны и деспоты, а спектаклей хороших мало… но, наверное, мы живем на каком-то острове, где монстры не обитают.
Я недавно посмотрела спектакль, который под руководством Евгения Каменьковича поставил наш молодой актер и режиссер Юрий Буторин. Спектакль называется “Русский человек на rendez-vous”, по “Вешним водам” И. С. Тургенева. На мой взгляд, это абсолютно блистательная работа. Сделано так азартно, так легко… Ощущение абсолютно фоменковской легкости, знаменитое легкое дыхание! А поколение уже новое, “молодое, незнакомое”. И я вижу у Юры Буторина ту же игривую целомудренность, “петранаумовичевскую”, и думаю: какое счастье, что это неистребимо! Вот и Дмитрий Рудков поставил “Египетскую марку” по Осипу Мандельштаму, тоже, по-моему, замечательно! И ролей интересных вроде всем хватает, и молодым режиссерам никто не мешает творить, выдумывать, пробовать. Кроме того, у нас в театре все время проходят художественные выставки. Мы вот с Машей Даниловой выставились ближе к закрытию сезона, а к открытию планируется очень интересная выставка живописи нашего чудесного молодого актера Амбарцума Кабаняна и Ларисы Герасимчук (фотографа и гримера театра). Никому ничего не запрещено, и все расцветает в наше страшное тяжелое время!
Светлана Потёмкина, «Экран и Сцена», 29.08.2014
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- «Дом это про терпение»«Петербургский театральный журнал», 15.12.2014
- Особенности русского репертуарного театраТатьяна Никишина, «Аргументы недели», 4.12.2014
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Парящие над сценойИрина Корнеева, «Российская газета», 10.11.2014
- Евгений Цыганов: Жизнь как трасса, и «каждый идет свой путь»Ольга Романцова, «Театральная Афиша», 11.2014
- Старший сынОльга Фукс, «Театральная Афиша», 11.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- На бога надейсяГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.10.2014
- Евгений Цыганов после «Оттепели» решил рассказать о жизниАнна Балуева, «Комсомольская правда», 9.10.2014
- Старомодная комедия. Рецензия на новую версию «Фантазий Фарятьева»Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 9.10.2014
- «Олимпия» Евгения ЦыгановаЭвелина Гурецкая, «The Hollywood reporter», 8.10.2014
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- «Демократия», «Гласность» и перестройка судьбы: «Олимпия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 1.10.2014
- Премьера на вилле «Отчаяние»Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 09.2014
- Галина Тюнина: «Надо иметь мужество принимать свою судьбу»Анжелика Заозерская, «Москвичка», 29.08.2014
- Ирина БАЧУРИНА: «Театральная штучка»Светлана Потёмкина, «Экран и Сцена», 29.08.2014
- Рыжее счастье Мастерской Петра ФоменкоЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 1.08.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- Полина Агуреева: Как я угодила в «Яму»Анна Чепурнова, «Труд», 6.06.2014
- Серафима Огарева: «Не люблю, когда скучно!»«Ваш досуг», 3.06.2014
- Руслан и ЛюдмилаЛариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской ФоменкоМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- Руслан и ЛюдмилаЕлена Левинская, «Театральная Афиша», 06.2014
- «Фантазии Фарятьева»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 05.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номерНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- Гиганты как людиИрина Корнеева, «Российская газета», 29.04.2014
- Вилла масокРоман Должанский, «Коммерсант», 28.04.2014
- «Я не люблю умозрительный театр»Александр Баркар, «TimeOut», 25.04.2014
- Гиганты горыЕлена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- Гиганты горыЕлена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- Богатырская поэмкаАлександра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 04.2014
- «Старый карла был не прав!»Марина Токарева, «Новая газета», 28.03.2014
- Друзья Людмилы и Руслана
Марина Шимадина, «проверено на детях.ru», 21.03.2014
- «Владимир в гриднице высокой запировал…»Ольга Егошина, «Новые Известия», 18.03.2014
- Как Руслан Людмилу спасал: Пушкин-юморист в "Мастерской Петра ФоменкоАлла Панасенко, «М24.ru», 17.03.2014
- «Руслан и Людмила»: сказка — ложь?Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014
- Герой романаПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 14.03.2014
- Где эта девочка, где этот дом?Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 12.03.2014
- Актер Рустэм Юскаев «Наш театр – это в чистом виде Фарятьев»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 6.03.2014
- «Фантазии Фарятьева»: мы все инопланетяне!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 28.02.2014
- Фантазируют, ибо абсурдноНиколай Берман, «Газета.ru», 26.02.2014
- «Война и мир. Начало романа» с Фоменко по миру / Guerre et paix. Début du roman à travers le monde avec Piotr FomenkoНадежда Сикорская, «Наша газета / nachagazeta.ch», 20.02.2014
- Зачем мы здесьИгорь Вирабов, «Российская газета», 20.02.2014
- «Фантазии Фарятьева»: люди с другой планетыНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 14.02.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- Есть такой характер!Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 12.02.2014
- Русский космизмАнастасия Паукер, «http://oteatre.info», 11.02.2014
- Галина Кашковская: Талант спасает жизньЕлена Вышинская, «Super Стиль», 7.02.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»: про веру и любовьНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 7.02.2014
- Этот красноречивый шершавый язык цифрОльга Егошина, «Новые Известия», 6.02.2014
- Терпсихора в прозеЮлия Потапова, «http://www.start-std.ru», 02.2014
- О чем фантазирует грустный стоматолог в «Мастерской Фоменко»Алла Панасенко, «М24.ru», 31.01.2014
- «Фантазии Фарятьева»: театр расскажет историю, где пространство и время причудливо изменяются и искривляютсяЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 29.01.2014
- «Фоменки» 20 лет спустяМарина Шимадина, «Театральная афиша», 01.2014