Старомодная комедия. Рецензия на новую версию «Фантазий Фарятьева»
Мастерская Петра Фоменко представила свой новый вариант постановки классической пьесы «Фантазии Фарьятьева».
Одна из примет нынешней столичной театральной афиши — обращение к советской драматургии: Афиногенов, Арбузов, Розов, Зорин, Вампилов, Злотников… Иные пьесы идут даже в нескольких версиях, как «С любимыми не расставайтесь» Александра Володина в трёх театрах или его же «Пять вечеров» — тоже в трёх, один из них — Мастерская Петра Фоменко.
Вслед за володинскими «Вечерами» здесь, на Старой сцене, поставили (почти одновременно с театром «Модернъ») пьесу Аллы Соколовой «Фантазии Фарятьева» 1976 г. В то время она прошла в БДТ с Сергеем Юрским, во многих театрах страны и за рубежом, а в кино была мастерски, тончайше и с нежностью экранизирована в 1979-м замечательным режиссёром Ильёй Авербахом — с Мариной Неёловой и Андреем Мироновым в главных ролях. Театр и режиссёр Вера Камышникова (лауреат премии им. Станиславского), наверняка помня славное прошлое пьесы и тот фильм и предполагая, очевидно, что это помнят и многие зрители, поступили смело, даже рискованно (как, впрочем, и перед тем с «Пятью вечерами»). И — сочинили, сыграли эти свои «Фантазии», скорее ориентируясь на молодого зрителя, ожидающего «встряски» и, быть может, неискушённого в истории нашего кино (тем более что дивная картина Авербаха явным хитом, т. н. культовой, так и не стала).
Спектакль же «Фоменок» в итоге этот риск вполне оправдал — и вспомнил прекрасную пьесу Соколовой, а она вполне достойна быть в одном ряду с классическими советскими пьесами наших мэтров. И дал новые возможности известным актёрам Театра Фоменко — Полине Кутеповой и Рустэму Юскаеву (исполнителям ролей Шуры и Павлика Фарятьева). И привлёк не столь известные, но очевидные таланты — Веру Строкову (Люба) и Галину Кашковскую (мать), а также Лилию Егорову в роли тёти Павлика, которую хочется отметить особо: такой прозрачности породы, хрупкой, интеллигентно-беззащитной, такой манеры существования на сцене нынче в актёрской среде трудно сыскать! Достойнейшие соавторы премьерного «фоменковского» действа — художник-постановщик Мария Трегубова, работающая с самобытно-одарённым Дмитрием Крымовым и художник по свету Владислав Фролов. Они сотворили в камерном пространстве тесноватого зала без сценической площадки особый мир, практически без предметов быта, замкнутый и одновременно распахнутый, фантасмагорический, с космонавтами в скафандрах, летающими пододеяльниками, «полётами» в окна и странными двойниками героев, пребывающими в неком «зазеркалье» (или «заоконье», ведь здесь большой овал зеркала — он же и окно).
Спектакль в целом и сам по стилю — фантазия. Вполне семейная, человечная, мелодраматичная история, достаточно простая, оказалась резко «сдвинута» в иные плоскости и миры, пусть порой и чрезмерно, нарочито. С самого начала всё слишком «чересчур», подчёркнуто утрированно, подаётся с нажимом, сверх меры. Слишком ярки аляповатые обои, и наряд мамы в цветочек, словно из тех же обоев. Карикатурен «пергидрольный» обесцвеченный парик Шуры и её ядовито-фиолетовый наряд с цветком на груди и «юбочкой из плюша». И сама она, оставленная возлюбленным, с самого начала словно с зашкаливающей температурой, повышенно, полуистерически нервозна. Женщина на грани нервного срыва. Ещё бы! Сюжет-то — из вечных: он любит её, а она — другого, «закадрового», невидимого и неведомого, со странной фамилией от слов «беда» и «худо» — Бедхудов. Да и любит-то её этот самый Фарятьев (с не менее, кстати, странной фамилией) — тоже как-то уж сверх меры, слишком: «Я люблю вас, как никто никого никогда!». А это его обращение — не «Шура» (она же, для Бедхудова, — «Санёк») — «Александра»? Ну что за неуместно торжественная, пугающая высокопарность? «Вы похожи на Сикстинскую капеллу!» Именно «капеллу», а не Мадонну, говорит Шуре скромный и мешковатый дантист Павлик, рыцарь и фантазёр, невесть как углядевший в этой тощей, на шатких каблуках, встрёпанной училке музыки творение Микеланджело.
В этом спектакле (не «трагикомедии», как пьеса, а комедии, с привкусом фарса) странных и старомодных героя и героинь не жалеют. С ними не нежничают. Им не сочувствуют. Они — «рудименты в нынешних мирах», по песне Визбора, и их высокие чувства, и слог, и отношения «смехоподобны, как вериги» — в эпоху «как бы» общения в стиле Эллочки-людоедки, со всеми этими «ок», «чмоки-чмоки», «пока-пока», «супер», «вау», «прикольно» и «круто»… И мама здесь действительно — невыносимо приставучая «полубезумная квочка» в жутких розочках и парике цвета плесени. Чокнутая, как и младшая в семье, Люба, с её «качелями» от откровенного хамства к внезапной исповедальности, как и сама Шура, и сам Фарятьев, не мужчина — тюфяк с его безумными речами об инопланетянах. Впрочем, подобных героев Достоевский и называл «упавшими с Луны», а самого главного из них — идиотом, то есть, в буквальном переводе с древнегреческого, «особенным, отличным от других, с явной одарённостью»… Правда, Фарятьев-то здесь как раз подчёркнуто ординарен, надоедливо нелеп и несуразен.
Этот шумный, суматошный, пёстрый спектакль не вскрывает глубинную человечность пьесы, человеческий талант его героя — уничижает их, но в этом смысле он лишь горький, больной знак нашего времени, когда возведены в идеал, в абсолют как раз пошлость и ординарность. Идеалиста и чудака с душой поэта Фарятьева и впрямь справедливо заподозрить, подобно Шуриной матери, в опасном сумасшествии (хотя она и сама — экспонат для психиатра). Внезапная же восторженная девическая страсть школьницы Любы к герою действительно «неопределённой внешности и возраста» не убеждает, но так и задумано, несмотря на чистую игру актрисы Веры Строковой. Шура в финале не улетает на крыльях любви к своему невидимому Бедхудову (изрекающему, по её словам, афоризмы вроде «наш долг и обязанность — понимать друг друга») — неуклюже выпадает куда-то сквозь стену. И никогда никуда не денутся, не уедут эти смешные, суетливые, болтливые и никчёмные, фальшивые люди — ни в Полоцк, ни в Киев, ни в Одессу (именно этими городами грезят герои в пьесе — и как зловеще звучат сегодня эти названия), как и чеховские сёстры не уедут в Москву. И никогда не кончится этот дурдом в отдельно взятой квартире. А вот пронзительное «никогда не будьте откровенны, люди не прощают этой слабости и мстят за неё при случае очень больно» запомнится всё-таки, хотя и «зависнет» пустой фразой в безвоздушно-взвинченной атмосфере спектакля.
Вслед за володинскими «Вечерами» здесь, на Старой сцене, поставили (почти одновременно с театром «Модернъ») пьесу Аллы Соколовой «Фантазии Фарятьева» 1976 г. В то время она прошла в БДТ с Сергеем Юрским, во многих театрах страны и за рубежом, а в кино была мастерски, тончайше и с нежностью экранизирована в 1979-м замечательным режиссёром Ильёй Авербахом — с Мариной Неёловой и Андреем Мироновым в главных ролях. Театр и режиссёр Вера Камышникова (лауреат премии им. Станиславского), наверняка помня славное прошлое пьесы и тот фильм и предполагая, очевидно, что это помнят и многие зрители, поступили смело, даже рискованно (как, впрочем, и перед тем с «Пятью вечерами»). И — сочинили, сыграли эти свои «Фантазии», скорее ориентируясь на молодого зрителя, ожидающего «встряски» и, быть может, неискушённого в истории нашего кино (тем более что дивная картина Авербаха явным хитом, т. н. культовой, так и не стала).
Спектакль же «Фоменок» в итоге этот риск вполне оправдал — и вспомнил прекрасную пьесу Соколовой, а она вполне достойна быть в одном ряду с классическими советскими пьесами наших мэтров. И дал новые возможности известным актёрам Театра Фоменко — Полине Кутеповой и Рустэму Юскаеву (исполнителям ролей Шуры и Павлика Фарятьева). И привлёк не столь известные, но очевидные таланты — Веру Строкову (Люба) и Галину Кашковскую (мать), а также Лилию Егорову в роли тёти Павлика, которую хочется отметить особо: такой прозрачности породы, хрупкой, интеллигентно-беззащитной, такой манеры существования на сцене нынче в актёрской среде трудно сыскать! Достойнейшие соавторы премьерного «фоменковского» действа — художник-постановщик Мария Трегубова, работающая с самобытно-одарённым Дмитрием Крымовым и художник по свету Владислав Фролов. Они сотворили в камерном пространстве тесноватого зала без сценической площадки особый мир, практически без предметов быта, замкнутый и одновременно распахнутый, фантасмагорический, с космонавтами в скафандрах, летающими пододеяльниками, «полётами» в окна и странными двойниками героев, пребывающими в неком «зазеркалье» (или «заоконье», ведь здесь большой овал зеркала — он же и окно).
Спектакль в целом и сам по стилю — фантазия. Вполне семейная, человечная, мелодраматичная история, достаточно простая, оказалась резко «сдвинута» в иные плоскости и миры, пусть порой и чрезмерно, нарочито. С самого начала всё слишком «чересчур», подчёркнуто утрированно, подаётся с нажимом, сверх меры. Слишком ярки аляповатые обои, и наряд мамы в цветочек, словно из тех же обоев. Карикатурен «пергидрольный» обесцвеченный парик Шуры и её ядовито-фиолетовый наряд с цветком на груди и «юбочкой из плюша». И сама она, оставленная возлюбленным, с самого начала словно с зашкаливающей температурой, повышенно, полуистерически нервозна. Женщина на грани нервного срыва. Ещё бы! Сюжет-то — из вечных: он любит её, а она — другого, «закадрового», невидимого и неведомого, со странной фамилией от слов «беда» и «худо» — Бедхудов. Да и любит-то её этот самый Фарятьев (с не менее, кстати, странной фамилией) — тоже как-то уж сверх меры, слишком: «Я люблю вас, как никто никого никогда!». А это его обращение — не «Шура» (она же, для Бедхудова, — «Санёк») — «Александра»? Ну что за неуместно торжественная, пугающая высокопарность? «Вы похожи на Сикстинскую капеллу!» Именно «капеллу», а не Мадонну, говорит Шуре скромный и мешковатый дантист Павлик, рыцарь и фантазёр, невесть как углядевший в этой тощей, на шатких каблуках, встрёпанной училке музыки творение Микеланджело.
В этом спектакле (не «трагикомедии», как пьеса, а комедии, с привкусом фарса) странных и старомодных героя и героинь не жалеют. С ними не нежничают. Им не сочувствуют. Они — «рудименты в нынешних мирах», по песне Визбора, и их высокие чувства, и слог, и отношения «смехоподобны, как вериги» — в эпоху «как бы» общения в стиле Эллочки-людоедки, со всеми этими «ок», «чмоки-чмоки», «пока-пока», «супер», «вау», «прикольно» и «круто»… И мама здесь действительно — невыносимо приставучая «полубезумная квочка» в жутких розочках и парике цвета плесени. Чокнутая, как и младшая в семье, Люба, с её «качелями» от откровенного хамства к внезапной исповедальности, как и сама Шура, и сам Фарятьев, не мужчина — тюфяк с его безумными речами об инопланетянах. Впрочем, подобных героев Достоевский и называл «упавшими с Луны», а самого главного из них — идиотом, то есть, в буквальном переводе с древнегреческого, «особенным, отличным от других, с явной одарённостью»… Правда, Фарятьев-то здесь как раз подчёркнуто ординарен, надоедливо нелеп и несуразен.
Этот шумный, суматошный, пёстрый спектакль не вскрывает глубинную человечность пьесы, человеческий талант его героя — уничижает их, но в этом смысле он лишь горький, больной знак нашего времени, когда возведены в идеал, в абсолют как раз пошлость и ординарность. Идеалиста и чудака с душой поэта Фарятьева и впрямь справедливо заподозрить, подобно Шуриной матери, в опасном сумасшествии (хотя она и сама — экспонат для психиатра). Внезапная же восторженная девическая страсть школьницы Любы к герою действительно «неопределённой внешности и возраста» не убеждает, но так и задумано, несмотря на чистую игру актрисы Веры Строковой. Шура в финале не улетает на крыльях любви к своему невидимому Бедхудову (изрекающему, по её словам, афоризмы вроде «наш долг и обязанность — понимать друг друга») — неуклюже выпадает куда-то сквозь стену. И никогда никуда не денутся, не уедут эти смешные, суетливые, болтливые и никчёмные, фальшивые люди — ни в Полоцк, ни в Киев, ни в Одессу (именно этими городами грезят герои в пьесе — и как зловеще звучат сегодня эти названия), как и чеховские сёстры не уедут в Москву. И никогда не кончится этот дурдом в отдельно взятой квартире. А вот пронзительное «никогда не будьте откровенны, люди не прощают этой слабости и мстят за неё при случае очень больно» запомнится всё-таки, хотя и «зависнет» пустой фразой в безвоздушно-взвинченной атмосфере спектакля.
Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 9.10.2014
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- «Дом это про терпение»«Петербургский театральный журнал», 15.12.2014
- Особенности русского репертуарного театраТатьяна Никишина, «Аргументы недели», 4.12.2014
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Парящие над сценойИрина Корнеева, «Российская газета», 10.11.2014
- Евгений Цыганов: Жизнь как трасса, и «каждый идет свой путь»Ольга Романцова, «Театральная Афиша», 11.2014
- Старший сынОльга Фукс, «Театральная Афиша», 11.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- На бога надейсяГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.10.2014
- Евгений Цыганов после «Оттепели» решил рассказать о жизниАнна Балуева, «Комсомольская правда», 9.10.2014
- Старомодная комедия. Рецензия на новую версию «Фантазий Фарятьева»Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 9.10.2014
- «Олимпия» Евгения ЦыгановаЭвелина Гурецкая, «The Hollywood reporter», 8.10.2014
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- «Демократия», «Гласность» и перестройка судьбы: «Олимпия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 1.10.2014
- Премьера на вилле «Отчаяние»Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 09.2014
- Галина Тюнина: «Надо иметь мужество принимать свою судьбу»Анжелика Заозерская, «Москвичка», 29.08.2014
- Ирина БАЧУРИНА: «Театральная штучка»Светлана Потёмкина, «Экран и Сцена», 29.08.2014
- Рыжее счастье Мастерской Петра ФоменкоЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 1.08.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- Полина Агуреева: Как я угодила в «Яму»Анна Чепурнова, «Труд», 6.06.2014
- Серафима Огарева: «Не люблю, когда скучно!»«Ваш досуг», 3.06.2014
- Руслан и ЛюдмилаЛариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской ФоменкоМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- Руслан и ЛюдмилаЕлена Левинская, «Театральная Афиша», 06.2014
- «Фантазии Фарятьева»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 05.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номерНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- Гиганты как людиИрина Корнеева, «Российская газета», 29.04.2014
- Вилла масокРоман Должанский, «Коммерсант», 28.04.2014
- «Я не люблю умозрительный театр»Александр Баркар, «TimeOut», 25.04.2014
- Гиганты горыЕлена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- Гиганты горыЕлена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- Богатырская поэмкаАлександра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 04.2014
- «Старый карла был не прав!»Марина Токарева, «Новая газета», 28.03.2014
- Друзья Людмилы и Руслана
Марина Шимадина, «проверено на детях.ru», 21.03.2014
- «Владимир в гриднице высокой запировал…»Ольга Егошина, «Новые Известия», 18.03.2014
- Как Руслан Людмилу спасал: Пушкин-юморист в "Мастерской Петра ФоменкоАлла Панасенко, «М24.ru», 17.03.2014
- «Руслан и Людмила»: сказка — ложь?Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014
- Герой романаПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 14.03.2014
- Где эта девочка, где этот дом?Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 12.03.2014
- Актер Рустэм Юскаев «Наш театр – это в чистом виде Фарятьев»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 6.03.2014
- «Фантазии Фарятьева»: мы все инопланетяне!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 28.02.2014
- Фантазируют, ибо абсурдноНиколай Берман, «Газета.ru», 26.02.2014
- «Война и мир. Начало романа» с Фоменко по миру / Guerre et paix. Début du roman à travers le monde avec Piotr FomenkoНадежда Сикорская, «Наша газета / nachagazeta.ch», 20.02.2014
- Зачем мы здесьИгорь Вирабов, «Российская газета», 20.02.2014
- «Фантазии Фарятьева»: люди с другой планетыНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 14.02.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- Есть такой характер!Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 12.02.2014
- Русский космизмАнастасия Паукер, «http://oteatre.info», 11.02.2014
- Галина Кашковская: Талант спасает жизньЕлена Вышинская, «Super Стиль», 7.02.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»: про веру и любовьНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 7.02.2014
- Этот красноречивый шершавый язык цифрОльга Егошина, «Новые Известия», 6.02.2014
- Терпсихора в прозеЮлия Потапова, «http://www.start-std.ru», 02.2014
- О чем фантазирует грустный стоматолог в «Мастерской Фоменко»Алла Панасенко, «М24.ru», 31.01.2014
- «Фантазии Фарятьева»: театр расскажет историю, где пространство и время причудливо изменяются и искривляютсяЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 29.01.2014
- «Фоменки» 20 лет спустяМарина Шимадина, «Театральная афиша», 01.2014