Особенности русского репертуарного театра
Актриса Полина КУТЕПОВА и её сестра-близняшка Ксения попали в кино в 10 лет, снявшись фильме «Василий и Василиса», что и определило их судьбу. После окончания ГИТИСа Полина сразу же вошла в состав труппы театра «Мастерская Петра Фоменко», где трудится по сей день. Снялась в фильмах: «Настя», «Орёл и решка», «Пелагия и белый бульдог» и др. Одна из последних работ актрисы – сериал «Две зимы и три лета» по одноимённой тетралогии Фёдора Абрамова, где ей досталась роль Лизаветы Пряслиной.
Полина, в эпохальной саге «Две зимы и три лета» вам пришлось погрузиться в деревенский быт. Чему сложнее научиться: траву косить или дрова рубить?
–Сложнее всего давался своеобразный архангельский говор. На съёмках мы на это время не тратили, зато на озвучании трудились по полной программе. История картины охватывает жизненный период северной деревни Пекашино с 1942-го по 1972 год. По задумке режиссёра в начале фильма архангельский говор мы слышим отчётливо, а к 1970-м годам он уже размыт. С нами работала прекрасная женщина-этнограф, которая показывала нам видео, наговаривала материал. Чисто технически это было непросто. Когда стали всё укладывать на озвучании, то получалась несостыковка – иное расположение губ. Где-то можно было уложить небольшое оканье (широкое «о» между «о» и «а»), а где-то нельзя. Работали практически над каждым словом!
Если говорить о самих съёмках, то сложнее всего было не соврать в кадре. Я ведь девушка городская, родилась в Москве и никогда не жила в деревне. Но деревенская жизнь проявляется не только в навыках косить траву или держать ложку, а во взгляде на жизнь, в образе мысли. Вот это надо было понять, уловить и не потерять к концу фильма. Недавно мы были с театром на гастролях в Кирове, где ко мне подходили люди и благодарили за «Две зимы и три лета». Видимо, мы попали в цель, зрители поверили.
– Сегодня вечером вы играете в спектакле «Волки и овцы» богатую вдову, мечтающую о любви. Не устали играть одну и туже роль 23 года?
– Долго играть непросто. За рубежом нас вообще бы не поняли. Там спектакли живут сезонами, несколько месяцев. Такова особенность русского репертуарного театра и таково актёрское ремесло – сохранить роль, чтобы осталась жива. Спектакль «Волки и овцы» мы ставили, когда я училась на третьем курсе. После того как погиб Юрий Степанов, мы подумали, что без него он дальше существовать не сможет. Но Пётр Наумович решил иначе и оказался прав. С новым актёром спектакль, конечно, изменился, но остался таким же привлекательным для зрителей, как и раньше.
– Спектакль 23 года собирает аншлаги. В чём секрет?
– Когда мы начали играть спектакль, люди говорили, что у них сложилось такое ощущение, что это не Островский, а Чехов. Мол, нет деления на чёрное и белое, как у Островского, всё в оттенках и нюансах. Ощущение лёгкости и подвижности. Вот такой у нас был гениальный режиссёр Пётр Наумович Фоменко, видимо, он сказал нам такие правильные слова, заложил в нас столько искренности, что спектакль до сих пор живёт.
– Некоторые режиссёры говорят, что если актриса отказывается раздеваться в кадре, то и не актриса она вообще. Вы с этим согласны?
–Если бы режиссёр подошёл к Марлен Дитрих с таким предложением и она бы его послала, то кому бы были интересны его высказывания про то, что актриса она или нет?! Она актриса! Каждая актриса является личностью, которая имеет право на собственное мнение, на своё понимание, что она должна делать, а что нет. В моём случае всё зависит от сценария, от режиссёра. Если режиссёр сумеет убедить меня, что без этого никак нельзя, то я буду добиваться цели, чтобы смысл произошёл.
– Правда, что вы никогда не смотрите фильмы со своим участием?
–Да, мне почему-то сложно это делать. Прежде всего обращаю внимание на собственные недостатки, и это мучительно. Поэтому на премьерах я никогда не сижу в зале вместе со зрителями.
– Вы говорите, что даёте интервью исключительно для друзей. Общение со зрителями вам не так интересно?
–Я имела в виду, что когда отвечаю на вопросы журналиста, то прежде всего представляю своих друзей, потому что они могут со мной на эти темы полемизировать. А со зрителями, если бы у нас была двусторонняя связь, мне было бы невероятно интересно побеседовать.
– Ваша дочка Надя учится в школе. Вы довольны системой образования в нашей стране?
– Моя Надя учится в очень хорошем лицее, можно сказать, что это исключительный случай. Лицей я не выбирала, просто он находился рядом с нашим домом. Если говорить о системе образования в нашей стране, то я вижу в этой сфере периодические шараханья вокруг ЕГЭ, и это меня смущает. Образование сейчас находится в каком-то поиске, и хочется верить, что этот поиск завершится какой-нибудь оптимальной находкой. Если взять статистику, то людей с высшим образованием у нас намного больше, чем, скажем, во Франции или Германии. Но вы знаете, на каких местах находятся наши вузы в мировом рейтинге? На далёких! И это огорчает, потому что будущее страны – в образовании!
Полина, в эпохальной саге «Две зимы и три лета» вам пришлось погрузиться в деревенский быт. Чему сложнее научиться: траву косить или дрова рубить?
–Сложнее всего давался своеобразный архангельский говор. На съёмках мы на это время не тратили, зато на озвучании трудились по полной программе. История картины охватывает жизненный период северной деревни Пекашино с 1942-го по 1972 год. По задумке режиссёра в начале фильма архангельский говор мы слышим отчётливо, а к 1970-м годам он уже размыт. С нами работала прекрасная женщина-этнограф, которая показывала нам видео, наговаривала материал. Чисто технически это было непросто. Когда стали всё укладывать на озвучании, то получалась несостыковка – иное расположение губ. Где-то можно было уложить небольшое оканье (широкое «о» между «о» и «а»), а где-то нельзя. Работали практически над каждым словом!
Если говорить о самих съёмках, то сложнее всего было не соврать в кадре. Я ведь девушка городская, родилась в Москве и никогда не жила в деревне. Но деревенская жизнь проявляется не только в навыках косить траву или держать ложку, а во взгляде на жизнь, в образе мысли. Вот это надо было понять, уловить и не потерять к концу фильма. Недавно мы были с театром на гастролях в Кирове, где ко мне подходили люди и благодарили за «Две зимы и три лета». Видимо, мы попали в цель, зрители поверили.
– Сегодня вечером вы играете в спектакле «Волки и овцы» богатую вдову, мечтающую о любви. Не устали играть одну и туже роль 23 года?
– Долго играть непросто. За рубежом нас вообще бы не поняли. Там спектакли живут сезонами, несколько месяцев. Такова особенность русского репертуарного театра и таково актёрское ремесло – сохранить роль, чтобы осталась жива. Спектакль «Волки и овцы» мы ставили, когда я училась на третьем курсе. После того как погиб Юрий Степанов, мы подумали, что без него он дальше существовать не сможет. Но Пётр Наумович решил иначе и оказался прав. С новым актёром спектакль, конечно, изменился, но остался таким же привлекательным для зрителей, как и раньше.
– Спектакль 23 года собирает аншлаги. В чём секрет?
– Когда мы начали играть спектакль, люди говорили, что у них сложилось такое ощущение, что это не Островский, а Чехов. Мол, нет деления на чёрное и белое, как у Островского, всё в оттенках и нюансах. Ощущение лёгкости и подвижности. Вот такой у нас был гениальный режиссёр Пётр Наумович Фоменко, видимо, он сказал нам такие правильные слова, заложил в нас столько искренности, что спектакль до сих пор живёт.
– Некоторые режиссёры говорят, что если актриса отказывается раздеваться в кадре, то и не актриса она вообще. Вы с этим согласны?
–Если бы режиссёр подошёл к Марлен Дитрих с таким предложением и она бы его послала, то кому бы были интересны его высказывания про то, что актриса она или нет?! Она актриса! Каждая актриса является личностью, которая имеет право на собственное мнение, на своё понимание, что она должна делать, а что нет. В моём случае всё зависит от сценария, от режиссёра. Если режиссёр сумеет убедить меня, что без этого никак нельзя, то я буду добиваться цели, чтобы смысл произошёл.
– Правда, что вы никогда не смотрите фильмы со своим участием?
–Да, мне почему-то сложно это делать. Прежде всего обращаю внимание на собственные недостатки, и это мучительно. Поэтому на премьерах я никогда не сижу в зале вместе со зрителями.
– Вы говорите, что даёте интервью исключительно для друзей. Общение со зрителями вам не так интересно?
–Я имела в виду, что когда отвечаю на вопросы журналиста, то прежде всего представляю своих друзей, потому что они могут со мной на эти темы полемизировать. А со зрителями, если бы у нас была двусторонняя связь, мне было бы невероятно интересно побеседовать.
– Ваша дочка Надя учится в школе. Вы довольны системой образования в нашей стране?
– Моя Надя учится в очень хорошем лицее, можно сказать, что это исключительный случай. Лицей я не выбирала, просто он находился рядом с нашим домом. Если говорить о системе образования в нашей стране, то я вижу в этой сфере периодические шараханья вокруг ЕГЭ, и это меня смущает. Образование сейчас находится в каком-то поиске, и хочется верить, что этот поиск завершится какой-нибудь оптимальной находкой. Если взять статистику, то людей с высшим образованием у нас намного больше, чем, скажем, во Франции или Германии. Но вы знаете, на каких местах находятся наши вузы в мировом рейтинге? На далёких! И это огорчает, потому что будущее страны – в образовании!
Татьяна Никишина, «Аргументы недели», 4.12.2014
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- «Дом это про терпение»«Петербургский театральный журнал», 15.12.2014
- Особенности русского репертуарного театраТатьяна Никишина, «Аргументы недели», 4.12.2014
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Парящие над сценойИрина Корнеева, «Российская газета», 10.11.2014
- Евгений Цыганов: Жизнь как трасса, и «каждый идет свой путь»Ольга Романцова, «Театральная Афиша», 11.2014
- Старший сынОльга Фукс, «Театральная Афиша», 11.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- На бога надейсяГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.10.2014
- Евгений Цыганов после «Оттепели» решил рассказать о жизниАнна Балуева, «Комсомольская правда», 9.10.2014
- Старомодная комедия. Рецензия на новую версию «Фантазий Фарятьева»Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 9.10.2014
- «Олимпия» Евгения ЦыгановаЭвелина Гурецкая, «The Hollywood reporter», 8.10.2014
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- «Демократия», «Гласность» и перестройка судьбы: «Олимпия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 1.10.2014
- Премьера на вилле «Отчаяние»Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 09.2014
- Галина Тюнина: «Надо иметь мужество принимать свою судьбу»Анжелика Заозерская, «Москвичка», 29.08.2014
- Ирина БАЧУРИНА: «Театральная штучка»Светлана Потёмкина, «Экран и Сцена», 29.08.2014
- Рыжее счастье Мастерской Петра ФоменкоЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 1.08.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- Полина Агуреева: Как я угодила в «Яму»Анна Чепурнова, «Труд», 6.06.2014
- Серафима Огарева: «Не люблю, когда скучно!»«Ваш досуг», 3.06.2014
- Руслан и ЛюдмилаЛариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской ФоменкоМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- Руслан и ЛюдмилаЕлена Левинская, «Театральная Афиша», 06.2014
- «Фантазии Фарятьева»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 05.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номерНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- Гиганты как людиИрина Корнеева, «Российская газета», 29.04.2014
- Вилла масокРоман Должанский, «Коммерсант», 28.04.2014
- «Я не люблю умозрительный театр»Александр Баркар, «TimeOut», 25.04.2014
- Гиганты горыЕлена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- Гиганты горыЕлена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- Богатырская поэмкаАлександра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 04.2014
- «Старый карла был не прав!»Марина Токарева, «Новая газета», 28.03.2014
- Друзья Людмилы и Руслана
Марина Шимадина, «проверено на детях.ru», 21.03.2014
- «Владимир в гриднице высокой запировал…»Ольга Егошина, «Новые Известия», 18.03.2014
- Как Руслан Людмилу спасал: Пушкин-юморист в "Мастерской Петра ФоменкоАлла Панасенко, «М24.ru», 17.03.2014
- «Руслан и Людмила»: сказка — ложь?Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.03.2014
- Герой романаПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 14.03.2014
- Где эта девочка, где этот дом?Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 12.03.2014
- Актер Рустэм Юскаев «Наш театр – это в чистом виде Фарятьев»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 6.03.2014
- «Фантазии Фарятьева»: мы все инопланетяне!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 28.02.2014
- Фантазируют, ибо абсурдноНиколай Берман, «Газета.ru», 26.02.2014
- «Война и мир. Начало романа» с Фоменко по миру / Guerre et paix. Début du roman à travers le monde avec Piotr FomenkoНадежда Сикорская, «Наша газета / nachagazeta.ch», 20.02.2014
- Зачем мы здесьИгорь Вирабов, «Российская газета», 20.02.2014
- «Фантазии Фарятьева»: люди с другой планетыНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 14.02.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- Есть такой характер!Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 12.02.2014
- Русский космизмАнастасия Паукер, «http://oteatre.info», 11.02.2014
- Галина Кашковская: Талант спасает жизньЕлена Вышинская, «Super Стиль», 7.02.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»: про веру и любовьНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 7.02.2014
- Этот красноречивый шершавый язык цифрОльга Егошина, «Новые Известия», 6.02.2014
- Терпсихора в прозеЮлия Потапова, «http://www.start-std.ru», 02.2014
- О чем фантазирует грустный стоматолог в «Мастерской Фоменко»Алла Панасенко, «М24.ru», 31.01.2014
- «Фантазии Фарятьева»: театр расскажет историю, где пространство и время причудливо изменяются и искривляютсяЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 29.01.2014
- «Фоменки» 20 лет спустяМарина Шимадина, «Театральная афиша», 01.2014