Бенефис злободневности
«Современная идиллия» в «Мастерской Петра Фоменко»
Так получилось, что обе московские премьеры — по произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина и Льва Толстого,— случившиеся на прошлой неделе, оказались связаны с именем Петра Фоменко. Рассказывает РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ.
В «Мастерской Петра Фоменко» младший соратник покойного мастера и нынешний худрук основанного им театра Евгений Каменькович поставил «Современную идиллию» по циклу очерков Салтыкова-Щедрина, в Театре имени Маяковского ученик Петра Фоменко и тоже худрук Миндаугас Карбаускис в память об учителе поставил «Плоды просвещения» Льва Толстого. Есть и еще одно интересное совпадение: у каждого из этих спектаклей есть важный аналог в относительно недавнем прошлом советского театра. У «Плодов» Карбаускиса — спектакль самого Петра Фоменко по этой же пьесе, шедший тоже на сцене Театра имени Маяковского, у новой работы Каменьковича — знаменитая постановка театра «Современник» 1970-х годов под названием «Балалайкин и Ко».
Чтобы перенести тогда на сцену сатирические очерки беспощадного Салтыкова-Щедрина, авторитета великого режиссера Георгия Товстоногова не хватило, пришлось театру заказывать инсценировку «Современной идиллии» Сергею Михалкову — он как бы прикрыл затею, объявив, что «царизм никогда не получал такой пощечины». Сегодня, к счастью, можно еще пока обойтись и без услуг патентованных тяжеловесов, так что сценическую версию делал сам Евгений Каменькович. Но сам факт, что «Мастерская Петра Фоменко», театр, принципиально занимавшийся чистым искусством и чуравшийся острых тем, поставил произведение об удушливой атмосфере в обществе, о страхе перед начальством, постепенно съедающим души обывателей, о гнили, которая разъедает само общество,— сам этот факт может быть признан важнейшим социологическим маячком.
Гниль в спектакле Евгения Каменьковича явлена художником Марией Митрофановой на сцене почти буквально — на подмостках хлюпает жижа, вокруг висят какие-то брезентовые ширмы, повсюду торчат влажные пеньки, а сцена в Кашинском окружном суде, начинающая спектакль, выглядит как ассамблея болотной нечисти. До нечисти петербургской от нее, кажется, всего один шаг по хлипким мосткам над трясиной. Комнатка, в которой живут два перепуганных либерала — лирический герой очерков и его друг Глумов (запоминающиеся работы молодых актеров Михаила Крылова и Федора Малышева),— стоит как контейнер на сваях посреди болота. Сначала в ней легко угадывается уютный петербургский интерьер, но коль скоро обитатели ее решили «годить», всячески доказывая власти свою благонадежность, то и превращается их жилище в пустое пространство, больше похожее не на жупел тюремной камеры, а на палату в сумасшедшем доме.
Страх оказаться под подозрением толкает героев на темные неблаговидные дела. Евгений Каменькович вместе с актерами подробно и умело рассматривает весь процесс душевного и поведенческого измельчания испуганных людей (конечно, театральными средствами), и вся сценическая компания персонажей постепенно превращается в полубезумный балаган. Из сегодняшней реальности в спектакль «Мастерской Петра Фоменко» взяты разве что песни Леонида Федорова и группы «Аукцыон», но они покорно меркнут перед текстом Салтыкова-Щедрина, реагировать на злободневность которого к середине спектакля даже как-то устаешь: в этом театре социум, которым окружена «Мастерская», действительно не получал прежде таких пощечин.
Пьеса Льва Толстого «Плоды просвещения», написанная через десять лет после «Современной идиллии» Щедрина, тоже полна сатирических мотивов, в ней встречаются два мира — богатые господа, увлеченные новомодным спиритизмом, и деревенские мужики, все мысли которых заняты хозяйством на земле. Петр Фоменко, ставивший пьесу в 1980-е, спустя десятилетие после «Балалайкина и Ко», не стремился сделать из нее общественное событие. Но Миндаугас Карбаускис, кажется, сделал все возможное, чтобы превратить «Плоды просвещения» в симпатичную, почти водевильную безделушку. В новом спектакле есть прямые цитаты из спектакля Фоменко — вроде выхода профессора Кругосветлова в освещенный зрительный зал, что особенно наглядно, если вспомнить, что, как и сейчас, этого героя в прежнем спектакле играл Михаил Филиппов. Заняты в спектакле и другие участники той, фоменковской версии, но теперь они перешли на возрастные роли.
Ключ к пониманию замысла могла бы дать сценография Сергея Бархина, который буквально материализовал привычное выражение «зеркало сцены»: перед публикой стоит овальное окно, напоминающее старинное зеркало, в него смотрятся герои, его протирают слуги, ему вторят формой задник и такой же огромный стол-подиум. Бархин словно воплотил на сцене двоемирие, но тоже не социальное, а фантазийное: герои пьесы норовят ускользнуть в мир своих мистических сессий, попасть в иррациональное зазеркалье. Вслед за мастером сценографии можно только воображать, каким мог бы получиться спектакль о бегстве в страну грез. Ну, или о чем-нибудь другом. К сожалению, пока «Плоды просвещения» выглядят чередой бенефисов. В спектакле есть несколько заметных работ молодых актеров, но большинство публики их вежливо пережидает вместе с первым актом. И радостно реагирует лишь на выходы во втором акте заслуженных и народных, которые по-хозяйски, в два счета забирают положенную им порцию зрительского умиления.
В «Мастерской Петра Фоменко» младший соратник покойного мастера и нынешний худрук основанного им театра Евгений Каменькович поставил «Современную идиллию» по циклу очерков Салтыкова-Щедрина, в Театре имени Маяковского ученик Петра Фоменко и тоже худрук Миндаугас Карбаускис в память об учителе поставил «Плоды просвещения» Льва Толстого. Есть и еще одно интересное совпадение: у каждого из этих спектаклей есть важный аналог в относительно недавнем прошлом советского театра. У «Плодов» Карбаускиса — спектакль самого Петра Фоменко по этой же пьесе, шедший тоже на сцене Театра имени Маяковского, у новой работы Каменьковича — знаменитая постановка театра «Современник» 1970-х годов под названием «Балалайкин и Ко».
Чтобы перенести тогда на сцену сатирические очерки беспощадного Салтыкова-Щедрина, авторитета великого режиссера Георгия Товстоногова не хватило, пришлось театру заказывать инсценировку «Современной идиллии» Сергею Михалкову — он как бы прикрыл затею, объявив, что «царизм никогда не получал такой пощечины». Сегодня, к счастью, можно еще пока обойтись и без услуг патентованных тяжеловесов, так что сценическую версию делал сам Евгений Каменькович. Но сам факт, что «Мастерская Петра Фоменко», театр, принципиально занимавшийся чистым искусством и чуравшийся острых тем, поставил произведение об удушливой атмосфере в обществе, о страхе перед начальством, постепенно съедающим души обывателей, о гнили, которая разъедает само общество,— сам этот факт может быть признан важнейшим социологическим маячком.
Гниль в спектакле Евгения Каменьковича явлена художником Марией Митрофановой на сцене почти буквально — на подмостках хлюпает жижа, вокруг висят какие-то брезентовые ширмы, повсюду торчат влажные пеньки, а сцена в Кашинском окружном суде, начинающая спектакль, выглядит как ассамблея болотной нечисти. До нечисти петербургской от нее, кажется, всего один шаг по хлипким мосткам над трясиной. Комнатка, в которой живут два перепуганных либерала — лирический герой очерков и его друг Глумов (запоминающиеся работы молодых актеров Михаила Крылова и Федора Малышева),— стоит как контейнер на сваях посреди болота. Сначала в ней легко угадывается уютный петербургский интерьер, но коль скоро обитатели ее решили «годить», всячески доказывая власти свою благонадежность, то и превращается их жилище в пустое пространство, больше похожее не на жупел тюремной камеры, а на палату в сумасшедшем доме.
Страх оказаться под подозрением толкает героев на темные неблаговидные дела. Евгений Каменькович вместе с актерами подробно и умело рассматривает весь процесс душевного и поведенческого измельчания испуганных людей (конечно, театральными средствами), и вся сценическая компания персонажей постепенно превращается в полубезумный балаган. Из сегодняшней реальности в спектакль «Мастерской Петра Фоменко» взяты разве что песни Леонида Федорова и группы «Аукцыон», но они покорно меркнут перед текстом Салтыкова-Щедрина, реагировать на злободневность которого к середине спектакля даже как-то устаешь: в этом театре социум, которым окружена «Мастерская», действительно не получал прежде таких пощечин.
Пьеса Льва Толстого «Плоды просвещения», написанная через десять лет после «Современной идиллии» Щедрина, тоже полна сатирических мотивов, в ней встречаются два мира — богатые господа, увлеченные новомодным спиритизмом, и деревенские мужики, все мысли которых заняты хозяйством на земле. Петр Фоменко, ставивший пьесу в 1980-е, спустя десятилетие после «Балалайкина и Ко», не стремился сделать из нее общественное событие. Но Миндаугас Карбаускис, кажется, сделал все возможное, чтобы превратить «Плоды просвещения» в симпатичную, почти водевильную безделушку. В новом спектакле есть прямые цитаты из спектакля Фоменко — вроде выхода профессора Кругосветлова в освещенный зрительный зал, что особенно наглядно, если вспомнить, что, как и сейчас, этого героя в прежнем спектакле играл Михаил Филиппов. Заняты в спектакле и другие участники той, фоменковской версии, но теперь они перешли на возрастные роли.
Ключ к пониманию замысла могла бы дать сценография Сергея Бархина, который буквально материализовал привычное выражение «зеркало сцены»: перед публикой стоит овальное окно, напоминающее старинное зеркало, в него смотрятся герои, его протирают слуги, ему вторят формой задник и такой же огромный стол-подиум. Бархин словно воплотил на сцене двоемирие, но тоже не социальное, а фантазийное: герои пьесы норовят ускользнуть в мир своих мистических сессий, попасть в иррациональное зазеркалье. Вслед за мастером сценографии можно только воображать, каким мог бы получиться спектакль о бегстве в страну грез. Ну, или о чем-нибудь другом. К сожалению, пока «Плоды просвещения» выглядят чередой бенефисов. В спектакле есть несколько заметных работ молодых актеров, но большинство публики их вежливо пережидает вместе с первым актом. И радостно реагирует лишь на выходы во втором акте заслуженных и народных, которые по-хозяйски, в два счета забирают положенную им порцию зрительского умиления.
Роман Должанский, «Коммерсант», 26.02.2015
- Актер Федор Малышев: «Русскому человеку нужна деструктивная энергия»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 22.12.2015
- Живут играючи: пять молодых актрис в интерактивном проекте Buro 24/7Анастасия Каменская, «http://www.buro247.ru», 15.12.2015
- «Театральный мир замер в ожидании нового героя»Алексей Крижевский, «http://moslenta.ru», 15.12.2015
- Звезда по имени солнцеСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- Федор МАЛЫШЕВ: «Хотелось сделать подпольный, гаражный спектакль»Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- «Нельзя допустить появления новых Властелин и банков ЧараЮлия Решетова, «Banki.ru», 30.11.2015
- Самоистязание ДостоевскимЕлена Смородинова, «Эксперт», 26.11.2015
- Сон, который вы не забудетеОльга Степанян, «http://www.dailyculture.ru», 23.11.2015
- Проповедь смешного человекаНаталия Писанко, «Метро», 17.11.2015
- Смешной человекНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 15.11.2015
- Один длинный, один короткийДмитрий Быков, «GQ», 11.11.2015
- Смешной человек – это серьезноЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 5.11.2015
- Карэн Бадалов: «Во сне мы свободны»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 11.2015
- «Мир прекраснее, чем мы привыкли думать»Ирина Умнова, «PSYCHOLOGIES, № 115», 10.2015
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Полина Кутепова выступит в юбилейной программе «Золотая маска в Латвии»«freecity.lv», 25.09.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыОльга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Евгений Каменькович: в «Мастерской Фоменко» не вывешивают приказы, а отправляют в путешествиеИрина Алпатова, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Война и мир Петра ФоменкоИлья Камышев, «Ульяновская правда», 15.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Речь о блаженном идиотизмеИгорь Вирабов, «Российская газета», 3.09.2015
- Кирилл ПИРОГОВ: «Петр Наумович чертил дороги на много лет вперед»«Экран и Сцена», 31.08.2015
- Не бороться, не сдаватьсяВячеслав Суриков, «Эксперт», 31.08.2015
- Честно заработанная шестипенсияОльга Фукс, «Театральная Афиша», 08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Евгений Каменькович: «Не надо серьезно к себе относиться»Марина Токарева, «Новая газета», 28.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- «…Та ниточка, что связывает души»Эллина Галина, «Республика Башкортостан», 21.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы»Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Иван Поповски поставил «Сон в летнюю ночь»Алёна Витшас, «Русский блоггер», 21.06.2015
- Нам здесь уже тесноДарья Борисова, «На западе Москвы, № 9-10, 11-12», 17.04.2015
- Рыбный день – это не только четвергА. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Небесная ласточкаЮлия Решетова, «Атмосфера», 04.2015
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Неоконченная пьеса«Театрал», 30.03.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Сказка про стыдЕлизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Страх внутри«Эксперт», 7.03.2015
- Страх — внутри«Эксперт», 7.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Сидя в болотеНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 4.03.2015
- «Счастье требует смелости»Юлия Красновская, «ОК!», 26.02.2015
- Бенефис злободневностиРоман Должанский, «Коммерсант», 26.02.2015
- Место встречи меня и государстваОльга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Лед болота «Современной идиллии»Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 23.02.2015
- Проверка на стыд: «Современная идиллия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 21.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- По-человечески к зрителю: «Фантазии Фарятьева» в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 18.02.2015
- «Современная идиллия» в театре Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «GQ», 02.2015
- «Цель творчество само…»Сергей Лебедев, «Современная драматургия», 01.2015
- Силу веры не измеритьЮлия Смолякова, «Eclectic», 01.2015
- Силу веры не измеритьЮлия Смолякова, «Eclectic», 01.2015
- Взгляд и нечтоВалентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015