Сказка про стыд
Роман о друзьях-либералах, которым посоветовали «годить» (читай изменить образ мыслей) М. Е. Салтыков-Щедрин писал в предвоенное цензурное время царской России. Практически ни одно из этих определений можно не вычеркивать, говоря о сегодняшнем дне. Главный режиссер и нынешний худрук театра «Мастерская Петра Фоменко» Евгений Каменькович перенес роман на сцену, стильно приправив музыкальным андеграундом – актеры вживую исполняют песни Леонида Федорова, и, не упустив, кажется, ни один афоризм отрезвляющей щедринской прозы: «Разве можно жить в стране, где правопорядка нет?» вопрошает у зала рассказчик. «Почему там не ропщут? – спрашивает один другого Не на что. А у нас? У нас нельзя не роптать».
Спектакль начинается с того Щедрина, который знаком нам со школьной скамьи, автора сатирических сказок. Романная интермедия «Злополучный пискарь» о драме в Кашинском суде обязательно напомнит «Премудрого пИскаря». Но нет – сказка об «умеренно либеральном» пискаре, прожившем жизнь в вечном страхе, да так и помершем в забытье и одиночестве, совсем другая. В ранее написанной «Современной идиллии» еще действует выдуманный едким сатириком пискарь вольнодумец и оппозиционер. А место действие более чем символично – суд. Вот на этом-то суде, заканчивающимся смертью обвиняемого, оказываемся мы, зрители, в качестве присяжных заседателей. Суд фантасмагорического толка (к государственной измене приравнивается отлынивание от законной повинности отправиться в уху) проходит на Болоте, которое недвусмысленно перекочует и в реалистическую часть вместе со спасительным сказочным флером.
Либеральное гнездышко, уцелевшее над болотом последний островок сомнения в этом царстве брожения, гнили и темного застоя. Выглянешь из окна – вперишься взглядом в Гороховое пальто. Что за «гоголевщина»? Посмотришь пристальней – сыщик Кшепшицюльский (Игорь Войнаровский) рассекает болотные волны, словно Харон в лодке. Спустишься вниз – попадешь в лапы въедливому до чужих мыслей квартальному надзирателю (Владимир Свирский). Что за советские порядки? Салтыков-Щедрин оказывается не просто актуальным, а явственно отсылающим к каждому из уже прожитых периодов истории, уже читаных литературных фантазий, ставших былью. От чего становится только страшней. Но режиссер тянет даже не за страх узнавания, не за гоголевское «над чем смеетесь», а за запрятанное за всеми оправданиями социального безумия и бесчинства чувство стыда ощущения неприемлемости происходящего.
Не провалиться в хлюпающее болото условным либералам (их слаженным дуэтом играют Михаил Крылов и Федор Малышев) помогает волевое намерение «удивлять мир отсутствием поступков и опрятностью чувств». В спектакле есть множество тонко обыгранных, комедийных моментов. Квартальный надзиратель начинает напоминать мелкого фюрера; философический разговор на предмет испытания мыслей либералы приготовляются вести в римских тогах, превращаясь в «благонамеренных скотин», водружают на место лица кружочки ветчины.
Топкая трясина превращается в устойчивый лед к услугам героев подвига благонамеренности. Второй акт здесь сплошной водевиль. Чтобы доказать свою полезность обществу герои превращаются в сватов для купца Парамонова (Олег Любимов), фиктивной свадьбой заметающего следы сожительства с красивой «штучкой» Фаинушкой (ее играет экзотичная Моника Санторо). Все эти перипетии даже слегка запутывают. Поэтому, когда в финале герои, готовые уже согласиться и на «содержание содержанки» и на двоеженство по чьему-то приказу, то есть доходят до последней нравственной черты в своей погоне стать лучшими винтиками проседающего как болото общества, оступятся они только о единственно непотерянное чувство. Чувство стыда, символизирующее по Щедрину гражданскую совесть.
Политический фельетон на театральных подмостках заканчивается финальным титром «СТЫД», по задумке ощущаемым не только литературными героями, но и зрителями в зале. Вот с этим, кажется, и есть самая большая проблема. Стыд появляется в спектакле Евг. Каменьковича в унисон с той ноткой сегодняшних «либеральных» разговоров о том, что пора валить; стыдно за отечество, правительство, народ. И оттого становится как-то неприятно. Словно еще раз прожевал всё те же вроде и логичные, и небезосновательные, но малопродуктивные мысли.
И тут уж стоит вспомнить, что даже Салтыков-Щедрин чуждался запальчивой безапелляционности и сомневался вместе со своим героем: «Когда мне говорят, что действие Стыда захватывает далеко, что Стыд воспитывает и побеждает, — я оглядываюсь кругом, припоминаю те изолированные призывы Стыда, которые от времени до времени прорывались среди масс Бесстыжества, а затем все-таки канули в вечность… и уклоняюсь от ответа».
Перед тем как со «стыдом» упасть занавесу наши герои оказываются на сказочном распутье – налево пойдешь, направо пойдешь… Все очевиднее некуда: мы в матушке-России снова на большом распутье, а скорее даже на расхлябье. И путеводной звезды опять ждать неоткуда.
Спектакль начинается с того Щедрина, который знаком нам со школьной скамьи, автора сатирических сказок. Романная интермедия «Злополучный пискарь» о драме в Кашинском суде обязательно напомнит «Премудрого пИскаря». Но нет – сказка об «умеренно либеральном» пискаре, прожившем жизнь в вечном страхе, да так и помершем в забытье и одиночестве, совсем другая. В ранее написанной «Современной идиллии» еще действует выдуманный едким сатириком пискарь вольнодумец и оппозиционер. А место действие более чем символично – суд. Вот на этом-то суде, заканчивающимся смертью обвиняемого, оказываемся мы, зрители, в качестве присяжных заседателей. Суд фантасмагорического толка (к государственной измене приравнивается отлынивание от законной повинности отправиться в уху) проходит на Болоте, которое недвусмысленно перекочует и в реалистическую часть вместе со спасительным сказочным флером.
Либеральное гнездышко, уцелевшее над болотом последний островок сомнения в этом царстве брожения, гнили и темного застоя. Выглянешь из окна – вперишься взглядом в Гороховое пальто. Что за «гоголевщина»? Посмотришь пристальней – сыщик Кшепшицюльский (Игорь Войнаровский) рассекает болотные волны, словно Харон в лодке. Спустишься вниз – попадешь в лапы въедливому до чужих мыслей квартальному надзирателю (Владимир Свирский). Что за советские порядки? Салтыков-Щедрин оказывается не просто актуальным, а явственно отсылающим к каждому из уже прожитых периодов истории, уже читаных литературных фантазий, ставших былью. От чего становится только страшней. Но режиссер тянет даже не за страх узнавания, не за гоголевское «над чем смеетесь», а за запрятанное за всеми оправданиями социального безумия и бесчинства чувство стыда ощущения неприемлемости происходящего.
Не провалиться в хлюпающее болото условным либералам (их слаженным дуэтом играют Михаил Крылов и Федор Малышев) помогает волевое намерение «удивлять мир отсутствием поступков и опрятностью чувств». В спектакле есть множество тонко обыгранных, комедийных моментов. Квартальный надзиратель начинает напоминать мелкого фюрера; философический разговор на предмет испытания мыслей либералы приготовляются вести в римских тогах, превращаясь в «благонамеренных скотин», водружают на место лица кружочки ветчины.
Топкая трясина превращается в устойчивый лед к услугам героев подвига благонамеренности. Второй акт здесь сплошной водевиль. Чтобы доказать свою полезность обществу герои превращаются в сватов для купца Парамонова (Олег Любимов), фиктивной свадьбой заметающего следы сожительства с красивой «штучкой» Фаинушкой (ее играет экзотичная Моника Санторо). Все эти перипетии даже слегка запутывают. Поэтому, когда в финале герои, готовые уже согласиться и на «содержание содержанки» и на двоеженство по чьему-то приказу, то есть доходят до последней нравственной черты в своей погоне стать лучшими винтиками проседающего как болото общества, оступятся они только о единственно непотерянное чувство. Чувство стыда, символизирующее по Щедрину гражданскую совесть.
Политический фельетон на театральных подмостках заканчивается финальным титром «СТЫД», по задумке ощущаемым не только литературными героями, но и зрителями в зале. Вот с этим, кажется, и есть самая большая проблема. Стыд появляется в спектакле Евг. Каменьковича в унисон с той ноткой сегодняшних «либеральных» разговоров о том, что пора валить; стыдно за отечество, правительство, народ. И оттого становится как-то неприятно. Словно еще раз прожевал всё те же вроде и логичные, и небезосновательные, но малопродуктивные мысли.
И тут уж стоит вспомнить, что даже Салтыков-Щедрин чуждался запальчивой безапелляционности и сомневался вместе со своим героем: «Когда мне говорят, что действие Стыда захватывает далеко, что Стыд воспитывает и побеждает, — я оглядываюсь кругом, припоминаю те изолированные призывы Стыда, которые от времени до времени прорывались среди масс Бесстыжества, а затем все-таки канули в вечность… и уклоняюсь от ответа».
Перед тем как со «стыдом» упасть занавесу наши герои оказываются на сказочном распутье – налево пойдешь, направо пойдешь… Все очевиднее некуда: мы в матушке-России снова на большом распутье, а скорее даже на расхлябье. И путеводной звезды опять ждать неоткуда.
Елизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Актер Федор Малышев: «Русскому человеку нужна деструктивная энергия»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 22.12.2015
- Живут играючи: пять молодых актрис в интерактивном проекте Buro 24/7Анастасия Каменская, «http://www.buro247.ru», 15.12.2015
- «Театральный мир замер в ожидании нового героя»Алексей Крижевский, «http://moslenta.ru», 15.12.2015
- Звезда по имени солнцеСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- Федор МАЛЫШЕВ: «Хотелось сделать подпольный, гаражный спектакль»Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- «Нельзя допустить появления новых Властелин и банков ЧараЮлия Решетова, «Banki.ru», 30.11.2015
- Самоистязание ДостоевскимЕлена Смородинова, «Эксперт», 26.11.2015
- Сон, который вы не забудетеОльга Степанян, «http://www.dailyculture.ru», 23.11.2015
- Проповедь смешного человекаНаталия Писанко, «Метро», 17.11.2015
- Смешной человекНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 15.11.2015
- Один длинный, один короткийДмитрий Быков, «GQ», 11.11.2015
- Смешной человек – это серьезноЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 5.11.2015
- Карэн Бадалов: «Во сне мы свободны»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 11.2015
- «Мир прекраснее, чем мы привыкли думать»Ирина Умнова, «PSYCHOLOGIES, № 115», 10.2015
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Полина Кутепова выступит в юбилейной программе «Золотая маска в Латвии»«freecity.lv», 25.09.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыОльга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Евгений Каменькович: в «Мастерской Фоменко» не вывешивают приказы, а отправляют в путешествиеИрина Алпатова, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Война и мир Петра ФоменкоИлья Камышев, «Ульяновская правда», 15.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Речь о блаженном идиотизмеИгорь Вирабов, «Российская газета», 3.09.2015
- Кирилл ПИРОГОВ: «Петр Наумович чертил дороги на много лет вперед»«Экран и Сцена», 31.08.2015
- Не бороться, не сдаватьсяВячеслав Суриков, «Эксперт», 31.08.2015
- Честно заработанная шестипенсияОльга Фукс, «Театральная Афиша», 08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Евгений Каменькович: «Не надо серьезно к себе относиться»Марина Токарева, «Новая газета», 28.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- «…Та ниточка, что связывает души»Эллина Галина, «Республика Башкортостан», 21.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы»Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Иван Поповски поставил «Сон в летнюю ночь»Алёна Витшас, «Русский блоггер», 21.06.2015
- Нам здесь уже тесноДарья Борисова, «На западе Москвы, № 9-10, 11-12», 17.04.2015
- Рыбный день – это не только четвергА. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Небесная ласточкаЮлия Решетова, «Атмосфера», 04.2015
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Неоконченная пьеса«Театрал», 30.03.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Сказка про стыдЕлизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Страх внутри«Эксперт», 7.03.2015
- Страх — внутри«Эксперт», 7.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Сидя в болотеНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 4.03.2015
- «Счастье требует смелости»Юлия Красновская, «ОК!», 26.02.2015
- Бенефис злободневностиРоман Должанский, «Коммерсант», 26.02.2015
- Место встречи меня и государстваОльга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Лед болота «Современной идиллии»Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 23.02.2015
- Проверка на стыд: «Современная идиллия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 21.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- По-человечески к зрителю: «Фантазии Фарятьева» в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 18.02.2015
- «Современная идиллия» в театре Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «GQ», 02.2015
- «Цель творчество само…»Сергей Лебедев, «Современная драматургия», 01.2015
- Силу веры не измеритьЮлия Смолякова, «Eclectic», 01.2015
- Силу веры не измеритьЮлия Смолякова, «Eclectic», 01.2015
- Взгляд и нечтоВалентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015