«…Та ниточка, что связывает души»
В самый разгар лета, когда театральный сезон уже закончен и на сцену лишь изредка поднимаются гастролирующие труппы, театралы получили уникальную возможность увидеть спектакль легендарной труппы театра «Мастерская Петра Фоменко».
В рамках федеральной программы региональных гастролей ведущих российских театров «Большие гастроли — 2015» актеры труппы впервые посетили столицу Башкортостана. 7 и 8 июля зрители увидели спектакль «Война и мир. Начало романа. Сцены» в постановке Петра Фоменко на сцене Русского драмтеатра, а 10 и 11 июля на сцене татарского театра «Нур» коллектив показал спектакль «Последние свидания» — композицию по рассказам Ивана Бунина «Генрих», «Речной трактир», «Натали» и «Мадрид».
Любовь бунинских персонажей трогательна, наивна, но, в то же время полна отчаяния. Они будто хотят любить, но не успевают. Чувства одолевают их, оголяя душу, как нерв. В постановке Юрия Титова актеры не просто играют любовные истории с печальным концом, они недоговаривают зрителю что-то важное, то, что сокрыто в глубине душ их героев. Они хотят кричать о своей любви на весь мир, но могут лишь шептать о ней в прокуренных вагонах поезда, в убранствах гостиничных номеров и покоях некогда счастливого дома.
Четыре истории, четыре зарисовки, которые сменяют друг друга, будто кадры кинофильма. Из декораций — лишь стена-трансформер, в которой распахиваются и захлопываются двери и окна: в них растворяются герои, то исчезая, то вновь появляясь. Эта стена своего рода портал, куда хотят спрятаться персонажи от окружающих их людей и собственных чувств. Но парадокс их бытия состоит в том, что как бы они не хотели скрыться, убежать, исчезнуть они вынуждены возвращаться в реальность вновь и вновь, пока их роль не будет сыграна до конца. Мы видим метания юного Виталия Мещерского, который, как ему кажется, влюблен сразу в двух женщин; безысходность ловеласа Глебова, который на короткий миг обрел свою любовь, а затем в одночасье потерял ее. За душевными переживаниями этих героев зритель будто подглядывает через распахнутые окна сценических декораций. За ними — то барная стойка гостиницы, то купе идущего поезда, то комната тайных встреч юных любовников. Каждая сцена подчеркнута своей особенной деталью — вспышками фонарей, раскатами молний и яркими лучами солнечного света, которые придают действию дополнительную динамику.
Лейтмотивом спектакля звучит тема необходимости обретения любви. Все мужские персонажи постановки стремились найти ее, судьба наградила их возможностью испытать это чувство, но волею судьбы или случая они не смогли по достоинству оценить его, сохранить, сберечь. Одну из возлюбленных застрелил любовник, другая скончалась в мучительных родах, а третья просто растворилась в оживленном городе. И лишь простой прохожий, томимый в начале своего знакомства с девицей легкого поведения Полькой только похотью, сумел разглядеть в ней свою любовь и решиться сделать шаг навстречу своему счастью.
Несмотря на глубокую философскую ноту, спектакль на удивление легок. Искрометный юмор и вводимые режиссером дополнительные персонажи вносят в классический бунинский сюжет долю современности и воздушности.
— Меня до глубины души тронул спектакль, — делится своими впечатлениями зритель Ирина Николаева, — я очень люблю театр, и стараюсь не пропускать ни одной постановки наших местных трупп, так что меня смело можно назвать театралом со стажем. Но «Последние свидания» меня действительно удивили. В этом спектакле все гармонично, и юмор, и драма, разворачивающиеся в жизни героев. После постановки я посмотрела на Бунина с другой стороны, захотелось взять «Темные аллеи» и перечитать, быть может, поняв все по-другому.
В спектакле «Последние свидания» говорится еще об одной важной вещи — когда человек утрачивает, казалось бы, все жизненные ценности, с ним все же остается одна из них — воспоминания, которые он хранит в своем сердце. Они могут быть яркими или мучительными и разъедающими душу, но они навсегда с ним.
В рамках федеральной программы региональных гастролей ведущих российских театров «Большие гастроли — 2015» актеры труппы впервые посетили столицу Башкортостана. 7 и 8 июля зрители увидели спектакль «Война и мир. Начало романа. Сцены» в постановке Петра Фоменко на сцене Русского драмтеатра, а 10 и 11 июля на сцене татарского театра «Нур» коллектив показал спектакль «Последние свидания» — композицию по рассказам Ивана Бунина «Генрих», «Речной трактир», «Натали» и «Мадрид».
Любовь бунинских персонажей трогательна, наивна, но, в то же время полна отчаяния. Они будто хотят любить, но не успевают. Чувства одолевают их, оголяя душу, как нерв. В постановке Юрия Титова актеры не просто играют любовные истории с печальным концом, они недоговаривают зрителю что-то важное, то, что сокрыто в глубине душ их героев. Они хотят кричать о своей любви на весь мир, но могут лишь шептать о ней в прокуренных вагонах поезда, в убранствах гостиничных номеров и покоях некогда счастливого дома.
Четыре истории, четыре зарисовки, которые сменяют друг друга, будто кадры кинофильма. Из декораций — лишь стена-трансформер, в которой распахиваются и захлопываются двери и окна: в них растворяются герои, то исчезая, то вновь появляясь. Эта стена своего рода портал, куда хотят спрятаться персонажи от окружающих их людей и собственных чувств. Но парадокс их бытия состоит в том, что как бы они не хотели скрыться, убежать, исчезнуть они вынуждены возвращаться в реальность вновь и вновь, пока их роль не будет сыграна до конца. Мы видим метания юного Виталия Мещерского, который, как ему кажется, влюблен сразу в двух женщин; безысходность ловеласа Глебова, который на короткий миг обрел свою любовь, а затем в одночасье потерял ее. За душевными переживаниями этих героев зритель будто подглядывает через распахнутые окна сценических декораций. За ними — то барная стойка гостиницы, то купе идущего поезда, то комната тайных встреч юных любовников. Каждая сцена подчеркнута своей особенной деталью — вспышками фонарей, раскатами молний и яркими лучами солнечного света, которые придают действию дополнительную динамику.
Лейтмотивом спектакля звучит тема необходимости обретения любви. Все мужские персонажи постановки стремились найти ее, судьба наградила их возможностью испытать это чувство, но волею судьбы или случая они не смогли по достоинству оценить его, сохранить, сберечь. Одну из возлюбленных застрелил любовник, другая скончалась в мучительных родах, а третья просто растворилась в оживленном городе. И лишь простой прохожий, томимый в начале своего знакомства с девицей легкого поведения Полькой только похотью, сумел разглядеть в ней свою любовь и решиться сделать шаг навстречу своему счастью.
Несмотря на глубокую философскую ноту, спектакль на удивление легок. Искрометный юмор и вводимые режиссером дополнительные персонажи вносят в классический бунинский сюжет долю современности и воздушности.
— Меня до глубины души тронул спектакль, — делится своими впечатлениями зритель Ирина Николаева, — я очень люблю театр, и стараюсь не пропускать ни одной постановки наших местных трупп, так что меня смело можно назвать театралом со стажем. Но «Последние свидания» меня действительно удивили. В этом спектакле все гармонично, и юмор, и драма, разворачивающиеся в жизни героев. После постановки я посмотрела на Бунина с другой стороны, захотелось взять «Темные аллеи» и перечитать, быть может, поняв все по-другому.
В спектакле «Последние свидания» говорится еще об одной важной вещи — когда человек утрачивает, казалось бы, все жизненные ценности, с ним все же остается одна из них — воспоминания, которые он хранит в своем сердце. Они могут быть яркими или мучительными и разъедающими душу, но они навсегда с ним.
Эллина Галина, «Республика Башкортостан», 21.07.2015
- Актер Федор Малышев: «Русскому человеку нужна деструктивная энергия»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 22.12.2015
- Живут играючи: пять молодых актрис в интерактивном проекте Buro 24/7Анастасия Каменская, «http://www.buro247.ru», 15.12.2015
- «Театральный мир замер в ожидании нового героя»Алексей Крижевский, «http://moslenta.ru», 15.12.2015
- Звезда по имени солнцеСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- Федор МАЛЫШЕВ: «Хотелось сделать подпольный, гаражный спектакль»Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- «Нельзя допустить появления новых Властелин и банков ЧараЮлия Решетова, «Banki.ru», 30.11.2015
- Самоистязание ДостоевскимЕлена Смородинова, «Эксперт», 26.11.2015
- Сон, который вы не забудетеОльга Степанян, «http://www.dailyculture.ru», 23.11.2015
- Проповедь смешного человекаНаталия Писанко, «Метро», 17.11.2015
- Смешной человекНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 15.11.2015
- Один длинный, один короткийДмитрий Быков, «GQ», 11.11.2015
- Смешной человек – это серьезноЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 5.11.2015
- Карэн Бадалов: «Во сне мы свободны»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 11.2015
- «Мир прекраснее, чем мы привыкли думать»Ирина Умнова, «PSYCHOLOGIES, № 115», 10.2015
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Полина Кутепова выступит в юбилейной программе «Золотая маска в Латвии»«freecity.lv», 25.09.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыОльга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Евгений Каменькович: в «Мастерской Фоменко» не вывешивают приказы, а отправляют в путешествиеИрина Алпатова, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Война и мир Петра ФоменкоИлья Камышев, «Ульяновская правда», 15.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Речь о блаженном идиотизмеИгорь Вирабов, «Российская газета», 3.09.2015
- Кирилл ПИРОГОВ: «Петр Наумович чертил дороги на много лет вперед»«Экран и Сцена», 31.08.2015
- Не бороться, не сдаватьсяВячеслав Суриков, «Эксперт», 31.08.2015
- Честно заработанная шестипенсияОльга Фукс, «Театральная Афиша», 08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Евгений Каменькович: «Не надо серьезно к себе относиться»Марина Токарева, «Новая газета», 28.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- «…Та ниточка, что связывает души»Эллина Галина, «Республика Башкортостан», 21.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы»Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Иван Поповски поставил «Сон в летнюю ночь»Алёна Витшас, «Русский блоггер», 21.06.2015
- Нам здесь уже тесноДарья Борисова, «На западе Москвы, № 9-10, 11-12», 17.04.2015
- Рыбный день – это не только четвергА. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Небесная ласточкаЮлия Решетова, «Атмосфера», 04.2015
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Неоконченная пьеса«Театрал», 30.03.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Сказка про стыдЕлизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Страх внутри«Эксперт», 7.03.2015
- Страх — внутри«Эксперт», 7.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Сидя в болотеНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 4.03.2015
- «Счастье требует смелости»Юлия Красновская, «ОК!», 26.02.2015
- Бенефис злободневностиРоман Должанский, «Коммерсант», 26.02.2015
- Место встречи меня и государстваОльга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Лед болота «Современной идиллии»Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 23.02.2015
- Проверка на стыд: «Современная идиллия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 21.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- По-человечески к зрителю: «Фантазии Фарятьева» в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 18.02.2015
- «Современная идиллия» в театре Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «GQ», 02.2015
- «Цель творчество само…»Сергей Лебедев, «Современная драматургия», 01.2015
- Силу веры не измеритьЮлия Смолякова, «Eclectic», 01.2015
- Силу веры не измеритьЮлия Смолякова, «Eclectic», 01.2015
- Взгляд и нечтоВалентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015