Полина Кутепова выступит в юбилейной программе «Золотая маска в Латвии»
Любимцы публики: по-другому не скажешь. Шесть спектаклей привозили к нам на гастроли артисты Мастерской Фоменко «Одна абсолютно счастливая деревня», «Семейное счастие», «Три сестры», «Война и мир. Начало романа», «Бесприданница», «Волки и овцы», а зрителям все мало. Что ж, есть повод порадоваться. «Волки и овцы» вот-вот вернутся. Фестиваль «Золотая маска» в Латвии“, отмечающий осенью 10-летие, включил легендарную постановку Петра Фоменко в свою юбилейную программу. 14 и 15 октября комедия Александра Островского будет показана на сцене Дайлес“, а 17 октября – в Вентспилсе, в театральном доме Jūras Vārti.
Люди и стены
Именно с Волков и овец“ началась история Мастерской Фоменко. Удивительная художественная независимость и чистота. Чистота атмосферы, ясность лиц, языка, душевных движений. Такое впечатление, что текст Островского не заучивали, но именно на его языке заговорили“, писала знаменитая Наталья Крымова после премьеры, 23 года назад. Писала и тогдашнему мэру Москвы Юрию Лужкову: этот курс ГИТИСа обязательно должен стать театром! Михаил Ульянов, Марк Захаров, Андрей Гончаров, Олег Табаков, Михаил Рощин – все писали, все просили за фоменок“ и их великого учителя. И чудо случилось. Мастерская Петра Наумовича обрела дом. Где до сих пор идут Волки и овцы“ настоящий, беспримесный шедевр комедийного жанра. И где роль Евлампии Николаевны Купавиной неизменно исполняет Полина Кутепова, с которой и побеседовал Открытый город“.
Волки и овцы“ это ведь самый старый спектакль в афише вашего театра?
Да. .. Мы сделали его на третьем курсе института. В 1992-м репетировали – и выпустили.
И с тех пор играете его практически без перерыва?
Именно.
А как это вообще возможно?
Типичный пример Русского репертуарного театра, когда спектакль играется годами
Спектаклям ведь отмерен срок жизни?
Мне кажется, да. Несомненно. У каждого свой. Один может идти сезон, и этого выше крыши“, достаточно, а другой можно играть десятилетиями. Как Волки и овцы“. Я думаю, что в этом спектакле замешаны Петром Наумовичем такие человеческие ситуации, которые до сих пор живы. Это во-первых. А во-вторых, в Волках и овцах“ существует некая мера театральной условности. Думаю, это нас и спасает.
А вам не надоело его играть?
Иногда возникает ощущение исчерпанности. А потом вроде как-то и ничего. Находишь новые мотивы, и партнеры заставляют удивляться им на сцене
Укоротились ли со времен ГИТИСа Волки и овцы“ или, напротив, удлинились? А может, хронометраж не изменился?
Мне кажется, спектакль по продолжительности ужался. Возможно, даже скукожился. Как пожилые люди с годами становятся ниже.
А кто за ним присматривает, чтобы он форму не утратил?
Наш актер и режиссер Олег Любимов, он смотрит со стороны, делает какие-то замечания, сохраняет рисунок. Очень нам помогает.
Мне кажется, над всеми русскими труппами дамокловым мечом висит фраза Станиславского о том, что театр живет только 25 лет, а потом он уже не очень живой
10 лет, 25 лет что такое театр? Это группа людей или это стены? Что это? Прежде всего – группа людей. Но: группа людей, к которой присоединятся другие люди, они что-то впитывают, а что-то приносят свое. И это вроде бы тот же театр – но уже другой. Если есть изменения, значит живой. Изменения это и есть жизнь, Например, МХТ, Вахтанговский театр, им уже далеко не 25, им гораздо больше, но они – живы!
Опыт – хорошая замена порыву?
Не всегда. Мне кажется, иногда полезно забывать все, что умеешь. Напрочь. И пытаться научиться заново.
Вы заняты в десяти спектаклях текущего репертуара. Это не привязывает вас канатами к этому зданию, этой сцене?
Привязывает. Но это добровольное привязывание.
Театр не музей
Когда Полина Кутепова была маленькой, то вместе с родителями и сестрами часто приезжала в Ригу: здесь жили дальние родственники. Эти детские воспоминания о Прибалтике актрисе очень дороги. А вот как ее здесь, в Риге, вводили в спектакль Мастерской Фоменко Война и мир“ (срочно, чуть ли не с поезда), не помнит решительно. И про то, что сам Петр Наумович считал то рижское, форс-мажорное представление лучшим в истории Войны и мира“, никогда не слышала.
Вы любите путешествовать?
Несомненно!
И даже с гастролями? Это ведь, наверное, тяжелая история?
Да, но это только на пользу спектаклям гастроли. Актеры внутренне намного более сконцентрированы и собраны именно на гастролях новое пространство сцены и новая публика дают новые импульсы, новую жизнь спектаклю. Отлетает какая-то отработанная шелуха А Петр Наумович к тому же очень любил все менять! Он мог поменять полностью сцену. Полностью! И я помню – ты выходишь как белый лист на спектакль, который, допустим, уже несколько лет играется. Состояние свободы и потери равновесия – невероятные ощущения.
Он намеренно это делал?
Может быть Но, знаете, он – как сказать? – не держался за найденное. Легко расставался с чем-то обретенным я имею в виду, в спектаклях. На репетициях очень долго добивался того, чего хотел – а потом мог в одну секунду от этого отказаться. Ему важнее было, чтобы сейчас, в эту минуту, что-то рождалось в актере Думаю, Волки и овцы“ потому и существуют так долго.
Какие гастрольные моменты вам памятны?
Питерские. Однажды у нас были огромные гастроли в Питере, мы вывозили туда очень много названий. И Петр Наумович очень переживал, поскольку проработал там много лет в Театре Комедии им. Акимова. Он опять и опять с нами репетировал Все прошло удачно, но вот я помню, как Петр Наумович волновался. Так это и осталось в памяти: волнующийся Петр Наумович, волнующиеся мы.
Многое изменилось после того, как его не стало?
Разумеется. И другого пути нету. Нам необходимо сейчас мужество для того, чтобы не бояться идти. Чтобы не остановиться, не стать музеем.
Люди и стены
Именно с Волков и овец“ началась история Мастерской Фоменко. Удивительная художественная независимость и чистота. Чистота атмосферы, ясность лиц, языка, душевных движений. Такое впечатление, что текст Островского не заучивали, но именно на его языке заговорили“, писала знаменитая Наталья Крымова после премьеры, 23 года назад. Писала и тогдашнему мэру Москвы Юрию Лужкову: этот курс ГИТИСа обязательно должен стать театром! Михаил Ульянов, Марк Захаров, Андрей Гончаров, Олег Табаков, Михаил Рощин – все писали, все просили за фоменок“ и их великого учителя. И чудо случилось. Мастерская Петра Наумовича обрела дом. Где до сих пор идут Волки и овцы“ настоящий, беспримесный шедевр комедийного жанра. И где роль Евлампии Николаевны Купавиной неизменно исполняет Полина Кутепова, с которой и побеседовал Открытый город“.
Волки и овцы“ это ведь самый старый спектакль в афише вашего театра?
Да. .. Мы сделали его на третьем курсе института. В 1992-м репетировали – и выпустили.
И с тех пор играете его практически без перерыва?
Именно.
А как это вообще возможно?
Типичный пример Русского репертуарного театра, когда спектакль играется годами
Спектаклям ведь отмерен срок жизни?
Мне кажется, да. Несомненно. У каждого свой. Один может идти сезон, и этого выше крыши“, достаточно, а другой можно играть десятилетиями. Как Волки и овцы“. Я думаю, что в этом спектакле замешаны Петром Наумовичем такие человеческие ситуации, которые до сих пор живы. Это во-первых. А во-вторых, в Волках и овцах“ существует некая мера театральной условности. Думаю, это нас и спасает.
А вам не надоело его играть?
Иногда возникает ощущение исчерпанности. А потом вроде как-то и ничего. Находишь новые мотивы, и партнеры заставляют удивляться им на сцене
Укоротились ли со времен ГИТИСа Волки и овцы“ или, напротив, удлинились? А может, хронометраж не изменился?
Мне кажется, спектакль по продолжительности ужался. Возможно, даже скукожился. Как пожилые люди с годами становятся ниже.
А кто за ним присматривает, чтобы он форму не утратил?
Наш актер и режиссер Олег Любимов, он смотрит со стороны, делает какие-то замечания, сохраняет рисунок. Очень нам помогает.
Мне кажется, над всеми русскими труппами дамокловым мечом висит фраза Станиславского о том, что театр живет только 25 лет, а потом он уже не очень живой
10 лет, 25 лет что такое театр? Это группа людей или это стены? Что это? Прежде всего – группа людей. Но: группа людей, к которой присоединятся другие люди, они что-то впитывают, а что-то приносят свое. И это вроде бы тот же театр – но уже другой. Если есть изменения, значит живой. Изменения это и есть жизнь, Например, МХТ, Вахтанговский театр, им уже далеко не 25, им гораздо больше, но они – живы!
Опыт – хорошая замена порыву?
Не всегда. Мне кажется, иногда полезно забывать все, что умеешь. Напрочь. И пытаться научиться заново.
Вы заняты в десяти спектаклях текущего репертуара. Это не привязывает вас канатами к этому зданию, этой сцене?
Привязывает. Но это добровольное привязывание.
Театр не музей
Когда Полина Кутепова была маленькой, то вместе с родителями и сестрами часто приезжала в Ригу: здесь жили дальние родственники. Эти детские воспоминания о Прибалтике актрисе очень дороги. А вот как ее здесь, в Риге, вводили в спектакль Мастерской Фоменко Война и мир“ (срочно, чуть ли не с поезда), не помнит решительно. И про то, что сам Петр Наумович считал то рижское, форс-мажорное представление лучшим в истории Войны и мира“, никогда не слышала.
Вы любите путешествовать?
Несомненно!
И даже с гастролями? Это ведь, наверное, тяжелая история?
Да, но это только на пользу спектаклям гастроли. Актеры внутренне намного более сконцентрированы и собраны именно на гастролях новое пространство сцены и новая публика дают новые импульсы, новую жизнь спектаклю. Отлетает какая-то отработанная шелуха А Петр Наумович к тому же очень любил все менять! Он мог поменять полностью сцену. Полностью! И я помню – ты выходишь как белый лист на спектакль, который, допустим, уже несколько лет играется. Состояние свободы и потери равновесия – невероятные ощущения.
Он намеренно это делал?
Может быть Но, знаете, он – как сказать? – не держался за найденное. Легко расставался с чем-то обретенным я имею в виду, в спектаклях. На репетициях очень долго добивался того, чего хотел – а потом мог в одну секунду от этого отказаться. Ему важнее было, чтобы сейчас, в эту минуту, что-то рождалось в актере Думаю, Волки и овцы“ потому и существуют так долго.
Какие гастрольные моменты вам памятны?
Питерские. Однажды у нас были огромные гастроли в Питере, мы вывозили туда очень много названий. И Петр Наумович очень переживал, поскольку проработал там много лет в Театре Комедии им. Акимова. Он опять и опять с нами репетировал Все прошло удачно, но вот я помню, как Петр Наумович волновался. Так это и осталось в памяти: волнующийся Петр Наумович, волнующиеся мы.
Многое изменилось после того, как его не стало?
Разумеется. И другого пути нету. Нам необходимо сейчас мужество для того, чтобы не бояться идти. Чтобы не остановиться, не стать музеем.
«freecity.lv», 25.09.2015
- Актер Федор Малышев: «Русскому человеку нужна деструктивная энергия»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 22.12.2015
- Живут играючи: пять молодых актрис в интерактивном проекте Buro 24/7Анастасия Каменская, «http://www.buro247.ru», 15.12.2015
- «Театральный мир замер в ожидании нового героя»Алексей Крижевский, «http://moslenta.ru», 15.12.2015
- Звезда по имени солнцеСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- Федор МАЛЫШЕВ: «Хотелось сделать подпольный, гаражный спектакль»Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- «Нельзя допустить появления новых Властелин и банков ЧараЮлия Решетова, «Banki.ru», 30.11.2015
- Самоистязание ДостоевскимЕлена Смородинова, «Эксперт», 26.11.2015
- Сон, который вы не забудетеОльга Степанян, «http://www.dailyculture.ru», 23.11.2015
- Проповедь смешного человекаНаталия Писанко, «Метро», 17.11.2015
- Смешной человекНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 15.11.2015
- Один длинный, один короткийДмитрий Быков, «GQ», 11.11.2015
- Смешной человек – это серьезноЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 5.11.2015
- Карэн Бадалов: «Во сне мы свободны»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 11.2015
- «Мир прекраснее, чем мы привыкли думать»Ирина Умнова, «PSYCHOLOGIES, № 115», 10.2015
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Полина Кутепова выступит в юбилейной программе «Золотая маска в Латвии»«freecity.lv», 25.09.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыОльга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Евгений Каменькович: в «Мастерской Фоменко» не вывешивают приказы, а отправляют в путешествиеИрина Алпатова, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Война и мир Петра ФоменкоИлья Камышев, «Ульяновская правда», 15.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Речь о блаженном идиотизмеИгорь Вирабов, «Российская газета», 3.09.2015
- Кирилл ПИРОГОВ: «Петр Наумович чертил дороги на много лет вперед»«Экран и Сцена», 31.08.2015
- Не бороться, не сдаватьсяВячеслав Суриков, «Эксперт», 31.08.2015
- Честно заработанная шестипенсияОльга Фукс, «Театральная Афиша», 08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Евгений Каменькович: «Не надо серьезно к себе относиться»Марина Токарева, «Новая газета», 28.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- «…Та ниточка, что связывает души»Эллина Галина, «Республика Башкортостан», 21.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы»Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Иван Поповски поставил «Сон в летнюю ночь»Алёна Витшас, «Русский блоггер», 21.06.2015
- Нам здесь уже тесноДарья Борисова, «На западе Москвы, № 9-10, 11-12», 17.04.2015
- Рыбный день – это не только четвергА. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Небесная ласточкаЮлия Решетова, «Атмосфера», 04.2015
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Неоконченная пьеса«Театрал», 30.03.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Сказка про стыдЕлизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Страх внутри«Эксперт», 7.03.2015
- Страх — внутри«Эксперт», 7.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Сидя в болотеНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 4.03.2015
- «Счастье требует смелости»Юлия Красновская, «ОК!», 26.02.2015
- Бенефис злободневностиРоман Должанский, «Коммерсант», 26.02.2015
- Место встречи меня и государстваОльга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Лед болота «Современной идиллии»Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 23.02.2015
- Проверка на стыд: «Современная идиллия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 21.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- По-человечески к зрителю: «Фантазии Фарятьева» в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 18.02.2015
- «Современная идиллия» в театре Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «GQ», 02.2015
- «Цель творчество само…»Сергей Лебедев, «Современная драматургия», 01.2015
- Силу веры не измеритьЮлия Смолякова, «Eclectic», 01.2015
- Силу веры не измеритьЮлия Смолякова, «Eclectic», 01.2015
- Взгляд и нечтоВалентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015