«Мир прекраснее, чем мы привыкли думать»
Игра Люка Дебарга покорила нас еще летом. В общении он оказался таким же талантливым и неожиданным, как на сцене. Откровения пианиста, который идет своим путем.
Psychologies: Прежде всего, как ваши дела? Нравится ли вам ваша жизнь?
Люка Дебарг: У меня все хорошо. Я никогда не задаю себе этот вопрос, не спрашиваю себя, нравится ли мне моя жизнь. Я счастлив, когда делаю то, что чувствую как необходимое: читаю, слушаю, играю, сочиняю музыку.
По шкале от одного до десяти как бы вы оценили степень вашей удовлетворенности жизнью?
Л. Д. : Я не знаю, как это – быть удовлетворенным чем бы то ни было. Возможно, я мог бы им быть, если бы закончил то, что мне предстоит сделать. Но я еще ни разу не закончил что бы то ни было. Что касается шкалы, то это либо 0, либо 10, без промежуточных стадий. Либо я там, где следует быть, и все в порядке. Либо я промахнулся и оказался не там, и тогда нужно крутить руль, чтобы вывернуть на верную дорогу. В этом я не слушаю ничьих советов. Я спрашиваю свою интуицию.
Вы ревнивы? Завидуете ли вы кому-то или чему-то?
Л. Д. : Абсолютно нет, ничему и никому. Я могу восхищаться, сожалеть, но ревновать и завидовать – никогда.
Вы сказали в одном из интервью, что играть для вас – нечто естественное, почти физиологичное, музыка становится продолжением вашего тела. Что происходит, когда вы играете? Что вы чувствуете в этот момент?
Л. Д. : Я стремлюсь сразу же погрузиться в звук. Когда это удается, я не различаю свое тело и все остальное. Иногда у меня возникает впечатление, что я везде в зале, или даже что я стал каждым, кто меня слушает. Речь не идет о том, чтобы я сам получал удовольствие или страдал, а только о том, чтобы следовать за музыкой, наслаждаться и страдать вместе с ней. Сводить музыку ко мне, к моим собственным ощущениям возможно только в том случае, если я не смог полностью отдаться игре. А это то, чего я себе никогда не прощу.
Музыкальная сенсация
Обаятельный самородок Люка Дебарг стал открытием XV конкурса им. П. И. Чайковского, который проходил этим летом в Москве. И его четвертое место говорит лишь о том, что гений и ранжир – вещи несовместные. Яркие и необычные интерпретации известных сочинений поразили и музыкантов, и критиков. Публике же 24-летний пианист подарил то потрясение, которого она всегда ждет. Родившийся в провинциальном городке на севере Франции, без поддержки родителей, далеких от музыки, Люка Дебарг начал профессионально учиться игре очень поздно, в 21 год, во многом благодаря своему парижскому педагогу Рене Шерешевской.
Вы как-то говорили, что вам удалось защитить музыку от своего гнева и протеста.
Л. Д. : Да, это так. Защитить от того протеста, который вызывает во мне всеобщая несправедливость, глупость во всех своих проявлениях вплоть до преступных, равнодушие к самому существенному, лень, отсутствие воли и, если обобщать, отсутствие любви. Но мой протест не имеет ничего общего с музыкой. Музыка – это любовь, это данное нам доказательство того, что мир на самом деле прекраснее, чем мы привыкли думать и чем нас иногда заставляют думать. Прекраснее и глубже. Бунт, протест для меня лично означает сильное страдание, потому что раз он смог поселиться во мне, значит, я на время утратил музыку, утратил надежду.
Можно ли сказать, что вы склонны бросаться из крайности в крайность? Вы оставили музыку в 15 лет, в 17 поступили на филологический факультет, а в 21 год вернулись к занятиям фортепиано…
Л. Д. : Да, мне кажется, что я живу крайностями. Я спрашиваю себя: как вообще можно жить иначе, кроме как в крайних точках? Что там, посередине между Солнцем и Луной? Я очень боюсь, что там пустота. Я ни на что не променял бы свою жизнь, потому что крайности, экстремумы для меня – это точки жизни, где я нахожу энергию, то вещество, в котором я так нуждаюсь, чтобы наслаждаться, играть, творить. Возможно, это создает сложности тем, кто меня окружает, но мне самому – никогда.
Как получилось, что в 21 год вы решили стать пианистом?
Л. Д. : Это была, конечно, провокация. Я в это не верил ни для себя, ни для кого-то еще. Я восхищался Горовицем, Софроницким, как полубогами из мира прошлого, но я не думал, что в нашем музыкальном мире есть возможность пойти по их стопам. Я сказал, что мое решение было в первую очередь провокацией, потому что я ненавидел в принципе институции и конкурсы, для меня не могло быть ни капли искусства в этих кругах. Но я познакомился с Реной Шерешевской, чей подход, одновременно профессиональный и страстный, меня покорил. Настолько, что я решился дойти до собственного предела в игре на фортепиано, в музыке.
Часто родители принуждают детей заниматься музыкой. Это не ваш случай?
Л. Д. : О нет! В том, что касается музыки, они всегда предоставляли мне полную свободу.
Вы говорите, что самое счастливое время в вашей жизни было между 11 и 15 годами. Что происходило с вами в то время?
Л. Д. : Я смог тогда сохранить дух детства. Меня не мучило то, что я одеваюсь не по моде, не нравлюсь другим, что у меня нет девушки. Я был поглощен Прокофьевым, Рахманиновым, я пытался их играть, их понять, все остальное не имело значения. Позднее, бросившись с головой в человеческие отношения, я не нашел там той же простоты. Сейчас я пытаюсь сопрягать то и другое, но мои приоритеты всегда будут на стороне музыки, которой я полностью доверяюсь.
Хотели бы вы изменить что-то в вашей жизни, будь то в прошлом или в настоящем?
Л. Д. : Я ничего не хочу менять. Разве что улучшить условия работы, иметь спокойный угол с пианино, и это все. Это уже очень много. Я предпочитаю думать на ходу, читать, вообще все то, что имеет отношение к внутренней жизни, к настоящей «активной жизни».
Люка Дебарг: У меня все хорошо. Я никогда не задаю себе этот вопрос, не спрашиваю себя, нравится ли мне моя жизнь. Я счастлив, когда делаю то, что чувствую как необходимое: читаю, слушаю, играю, сочиняю музыку.
По шкале от одного до десяти как бы вы оценили степень вашей удовлетворенности жизнью?
Л. Д. : Я не знаю, как это – быть удовлетворенным чем бы то ни было. Возможно, я мог бы им быть, если бы закончил то, что мне предстоит сделать. Но я еще ни разу не закончил что бы то ни было. Что касается шкалы, то это либо 0, либо 10, без промежуточных стадий. Либо я там, где следует быть, и все в порядке. Либо я промахнулся и оказался не там, и тогда нужно крутить руль, чтобы вывернуть на верную дорогу. В этом я не слушаю ничьих советов. Я спрашиваю свою интуицию.
Вы ревнивы? Завидуете ли вы кому-то или чему-то?
Л. Д. : Абсолютно нет, ничему и никому. Я могу восхищаться, сожалеть, но ревновать и завидовать – никогда.
Вы сказали в одном из интервью, что играть для вас – нечто естественное, почти физиологичное, музыка становится продолжением вашего тела. Что происходит, когда вы играете? Что вы чувствуете в этот момент?
Л. Д. : Я стремлюсь сразу же погрузиться в звук. Когда это удается, я не различаю свое тело и все остальное. Иногда у меня возникает впечатление, что я везде в зале, или даже что я стал каждым, кто меня слушает. Речь не идет о том, чтобы я сам получал удовольствие или страдал, а только о том, чтобы следовать за музыкой, наслаждаться и страдать вместе с ней. Сводить музыку ко мне, к моим собственным ощущениям возможно только в том случае, если я не смог полностью отдаться игре. А это то, чего я себе никогда не прощу.
Музыкальная сенсация
Обаятельный самородок Люка Дебарг стал открытием XV конкурса им. П. И. Чайковского, который проходил этим летом в Москве. И его четвертое место говорит лишь о том, что гений и ранжир – вещи несовместные. Яркие и необычные интерпретации известных сочинений поразили и музыкантов, и критиков. Публике же 24-летний пианист подарил то потрясение, которого она всегда ждет. Родившийся в провинциальном городке на севере Франции, без поддержки родителей, далеких от музыки, Люка Дебарг начал профессионально учиться игре очень поздно, в 21 год, во многом благодаря своему парижскому педагогу Рене Шерешевской.
Вы как-то говорили, что вам удалось защитить музыку от своего гнева и протеста.
Л. Д. : Да, это так. Защитить от того протеста, который вызывает во мне всеобщая несправедливость, глупость во всех своих проявлениях вплоть до преступных, равнодушие к самому существенному, лень, отсутствие воли и, если обобщать, отсутствие любви. Но мой протест не имеет ничего общего с музыкой. Музыка – это любовь, это данное нам доказательство того, что мир на самом деле прекраснее, чем мы привыкли думать и чем нас иногда заставляют думать. Прекраснее и глубже. Бунт, протест для меня лично означает сильное страдание, потому что раз он смог поселиться во мне, значит, я на время утратил музыку, утратил надежду.
Можно ли сказать, что вы склонны бросаться из крайности в крайность? Вы оставили музыку в 15 лет, в 17 поступили на филологический факультет, а в 21 год вернулись к занятиям фортепиано…
Л. Д. : Да, мне кажется, что я живу крайностями. Я спрашиваю себя: как вообще можно жить иначе, кроме как в крайних точках? Что там, посередине между Солнцем и Луной? Я очень боюсь, что там пустота. Я ни на что не променял бы свою жизнь, потому что крайности, экстремумы для меня – это точки жизни, где я нахожу энергию, то вещество, в котором я так нуждаюсь, чтобы наслаждаться, играть, творить. Возможно, это создает сложности тем, кто меня окружает, но мне самому – никогда.
Как получилось, что в 21 год вы решили стать пианистом?
Л. Д. : Это была, конечно, провокация. Я в это не верил ни для себя, ни для кого-то еще. Я восхищался Горовицем, Софроницким, как полубогами из мира прошлого, но я не думал, что в нашем музыкальном мире есть возможность пойти по их стопам. Я сказал, что мое решение было в первую очередь провокацией, потому что я ненавидел в принципе институции и конкурсы, для меня не могло быть ни капли искусства в этих кругах. Но я познакомился с Реной Шерешевской, чей подход, одновременно профессиональный и страстный, меня покорил. Настолько, что я решился дойти до собственного предела в игре на фортепиано, в музыке.
Часто родители принуждают детей заниматься музыкой. Это не ваш случай?
Л. Д. : О нет! В том, что касается музыки, они всегда предоставляли мне полную свободу.
Вы говорите, что самое счастливое время в вашей жизни было между 11 и 15 годами. Что происходило с вами в то время?
Л. Д. : Я смог тогда сохранить дух детства. Меня не мучило то, что я одеваюсь не по моде, не нравлюсь другим, что у меня нет девушки. Я был поглощен Прокофьевым, Рахманиновым, я пытался их играть, их понять, все остальное не имело значения. Позднее, бросившись с головой в человеческие отношения, я не нашел там той же простоты. Сейчас я пытаюсь сопрягать то и другое, но мои приоритеты всегда будут на стороне музыки, которой я полностью доверяюсь.
Хотели бы вы изменить что-то в вашей жизни, будь то в прошлом или в настоящем?
Л. Д. : Я ничего не хочу менять. Разве что улучшить условия работы, иметь спокойный угол с пианино, и это все. Это уже очень много. Я предпочитаю думать на ходу, читать, вообще все то, что имеет отношение к внутренней жизни, к настоящей «активной жизни».
Ирина Умнова, «PSYCHOLOGIES, № 115», 10.2015
- Актер Федор Малышев: «Русскому человеку нужна деструктивная энергия»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 22.12.2015
- Живут играючи: пять молодых актрис в интерактивном проекте Buro 24/7Анастасия Каменская, «http://www.buro247.ru», 15.12.2015
- «Театральный мир замер в ожидании нового героя»Алексей Крижевский, «http://moslenta.ru», 15.12.2015
- Звезда по имени солнцеСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- Федор МАЛЫШЕВ: «Хотелось сделать подпольный, гаражный спектакль»Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- «Нельзя допустить появления новых Властелин и банков ЧараЮлия Решетова, «Banki.ru», 30.11.2015
- Самоистязание ДостоевскимЕлена Смородинова, «Эксперт», 26.11.2015
- Сон, который вы не забудетеОльга Степанян, «http://www.dailyculture.ru», 23.11.2015
- Проповедь смешного человекаНаталия Писанко, «Метро», 17.11.2015
- Смешной человекНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 15.11.2015
- Один длинный, один короткийДмитрий Быков, «GQ», 11.11.2015
- Смешной человек – это серьезноЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 5.11.2015
- Карэн Бадалов: «Во сне мы свободны»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 11.2015
- «Мир прекраснее, чем мы привыкли думать»Ирина Умнова, «PSYCHOLOGIES, № 115», 10.2015
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Полина Кутепова выступит в юбилейной программе «Золотая маска в Латвии»«freecity.lv», 25.09.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыОльга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Евгений Каменькович: в «Мастерской Фоменко» не вывешивают приказы, а отправляют в путешествиеИрина Алпатова, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Война и мир Петра ФоменкоИлья Камышев, «Ульяновская правда», 15.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Речь о блаженном идиотизмеИгорь Вирабов, «Российская газета», 3.09.2015
- Кирилл ПИРОГОВ: «Петр Наумович чертил дороги на много лет вперед»«Экран и Сцена», 31.08.2015
- Не бороться, не сдаватьсяВячеслав Суриков, «Эксперт», 31.08.2015
- Честно заработанная шестипенсияОльга Фукс, «Театральная Афиша», 08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Евгений Каменькович: «Не надо серьезно к себе относиться»Марина Токарева, «Новая газета», 28.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- «…Та ниточка, что связывает души»Эллина Галина, «Республика Башкортостан», 21.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы»Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Иван Поповски поставил «Сон в летнюю ночь»Алёна Витшас, «Русский блоггер», 21.06.2015
- Нам здесь уже тесноДарья Борисова, «На западе Москвы, № 9-10, 11-12», 17.04.2015
- Рыбный день – это не только четвергА. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Небесная ласточкаЮлия Решетова, «Атмосфера», 04.2015
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Неоконченная пьеса«Театрал», 30.03.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Сказка про стыдЕлизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Страх внутри«Эксперт», 7.03.2015
- Страх — внутри«Эксперт», 7.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Сидя в болотеНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 4.03.2015
- «Счастье требует смелости»Юлия Красновская, «ОК!», 26.02.2015
- Бенефис злободневностиРоман Должанский, «Коммерсант», 26.02.2015
- Место встречи меня и государстваОльга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Лед болота «Современной идиллии»Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 23.02.2015
- Проверка на стыд: «Современная идиллия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 21.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- По-человечески к зрителю: «Фантазии Фарятьева» в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 18.02.2015
- «Современная идиллия» в театре Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «GQ», 02.2015
- «Цель творчество само…»Сергей Лебедев, «Современная драматургия», 01.2015
- Силу веры не измеритьЮлия Смолякова, «Eclectic», 01.2015
- Силу веры не измеритьЮлия Смолякова, «Eclectic», 01.2015
- Взгляд и нечтоВалентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015