Сон, который вы не забудете
Впервые я увидела Фёдора Малышева лет в 16 на сцене Севастопольского театра флота, во время гастролей спектакля «Русский человек на rendez-vous». В ту пору юноша, долговязый и угловатый на первый взгляд, а на деле — неимоверно лёгкий и заразительный — ещё числился в стажерах. Закономерная мысль: «Если это стажер, то какой же сильный у них основной состав!» — посетила меня следом за разочарованием местными звёздами подмостков, до того вечера казавшимися мне классиками театрального искусства. Прошло четыре года. Федор Малышев теперь официально артист Мастерской Петра Фоменко. Он всё так же притягателен, всё так же немногим старше меня и всё так же взрослее, умнее, глубже. Эта взрослость наблюдается, без преувеличения, во всех «фоменках», но особенно странно и приятно наблюдать её в человеке двадцати пяти лет. Казалось бы, в этом возрасте не то, что Достоевским увлекаться, Сэлинджера иной раз перелистнуть — уже заслуга. А Малышев не только увлекается, причём абсолютно искренне, но и понимает, и любит, и реагирует. Вот, пожалуй, одно из главных проявлений внутренней состоятельности — умение реагировать и анализировать, желание успеть везде, сыграть всё, появиться во всех постановках. В выпускнике ГИТИСа говорит не юношеский максимализм и тем более не тщеславие, а стремление выговориться, поделиться тем, что накопилось в аккумуляторе актерского сознания. Подчас для этого одного актёрства недостаточно. Вот и Малышев вышел из зоны комфорта, ступив на узкую режиссёрскую тропу. Надо отдать должное — устоял.
Дебют Малышева-режиссера — моноспектакль по фантастическому рассказу его тёзки — Фёдора Михайловича Достоевского – «Сон смешного человека». Уже одну форму «моноспектакль» можно рассматривать как чистосердечное признание в дерзости и самолюбовании. Но пусть это останется на совести критиков. Не скрою, будь здесь не Малышев, а другой мой ровесник, я бы сама подумала, и не единожды, стоит ли игра свеч. Но в афише огромными буквами выведено имя Фёдора, а это гарант качества.
Камерный уютный зал старой сцены Мастерской. Зрители неторопливо пробираются к своим местам. В самом центре нас встречает герой вечера. Смешной человек сидит на полу босой, в графитовых широких штанах, растянутой изрешёченной сбоку майке (спасибо костюмеру Валерии Курочкиной) и терпеливо ждет, пока гости устроятся и будут готовы слушать его историю. Точнее, исповедь, постепенно перерастающую в проповедь. Те, кто хотя бы приблизительно знаком с творчеством Федора Михайловича, знают, что его проза — оголенный нерв, боль, философия жизни, постепенно подводящая читателя к истине, которую все мы сторонимся. И в первые же минуты герой заявляет: «Я познал истину». Интересный режиссерский ход: эти слова он пишет на фанерном листе, как записывают свои нужды просящие в переходах, отчего действительно становится смешным и даже немного жалким.
Дальше — больше: несуразная одежда, нервно-колющая пластика, немного ускоренная речь — всё это выдаёт в персонаже человека если не больного, то страдающего, рефлексирующего, пребывающего в конфликте с самим собой и с окружающими в целом. Его картина мира не вдохновляющая: мерзкий холодный дождь, бедная старая квартирка, сверлящая голову фатальная мысль — иллюзия лучшего исхода. И всё это под аккомпанемент группы «Бесы», полноправных действующих лиц, словно подгоняющих Смешного человека к разрешению внутреннего конфликта.
Значительную роль играет прекрасное световое оформление, выполненное Владиславом Фроловым. Источников света три: фонарик в руках Смешного человека, вероятно, это и есть та маленькая звёздочка, о которой он твердит, прожекторы под потолком и основной элемент — световой обруч — зависшая за окном Луна, более-менее освещающая мрачный мир героя. И в этой полутьме, порой принуждающей зрителей к прищуру, особенно неожиданным и захватывающим кажется полный отказ от какого бы то ни было освещения. Герой рассказывает о своем пребывании в гробу, и зал погружается в непроглядную чернь, проваливается в невесомость, в вакуум, в космос, и только голос Смешного человека удерживает зрителя в реальности. Так выглядит идеальная визуализация рассказа Достоевского.
Зритель погружается в сон вместе с персонажем, наблюдает мир с опущенными веками. От осознания того, что там пустота, становится не по себе. Затем свет возникает вновь, столь же тусклый и условный, бесполезный для Смешного человека, ведь его сознание вплоть до финала остается иссиня черным, закупоренным, опустошённым. Что принесёт пробуждение? Очищение, просветление, отказ от самоубийства в пользу праведной жизни? Или же всё, что видим мы — обман, иллюзия, и настоящий мир вершится за закрытыми веками? Разве для того чтобы познать истину, надо довести себя до исступления, до захлопывающейся над тобой крышки гроба? И кому нужна эта истина? Что делать с ней, если познал?
Фантасмагория Достоевского и Малышева дают не прямой ответ, но толчок мысли для зрителя, побуждают к самоанализу, к действию. А еще приятно то, что при всём авангарде постановки вопрос: «Что хотел сказать режиссер?» отпадает сам собой. Тот, кто совсем ничего не понял, перечитает Достоевского, а тот, кто услышал и принял, вернётся в театр за новой порцией пищи для размышлений. Просто хочется сказать «Спасибо».
Дебют Малышева-режиссера — моноспектакль по фантастическому рассказу его тёзки — Фёдора Михайловича Достоевского – «Сон смешного человека». Уже одну форму «моноспектакль» можно рассматривать как чистосердечное признание в дерзости и самолюбовании. Но пусть это останется на совести критиков. Не скрою, будь здесь не Малышев, а другой мой ровесник, я бы сама подумала, и не единожды, стоит ли игра свеч. Но в афише огромными буквами выведено имя Фёдора, а это гарант качества.
Камерный уютный зал старой сцены Мастерской. Зрители неторопливо пробираются к своим местам. В самом центре нас встречает герой вечера. Смешной человек сидит на полу босой, в графитовых широких штанах, растянутой изрешёченной сбоку майке (спасибо костюмеру Валерии Курочкиной) и терпеливо ждет, пока гости устроятся и будут готовы слушать его историю. Точнее, исповедь, постепенно перерастающую в проповедь. Те, кто хотя бы приблизительно знаком с творчеством Федора Михайловича, знают, что его проза — оголенный нерв, боль, философия жизни, постепенно подводящая читателя к истине, которую все мы сторонимся. И в первые же минуты герой заявляет: «Я познал истину». Интересный режиссерский ход: эти слова он пишет на фанерном листе, как записывают свои нужды просящие в переходах, отчего действительно становится смешным и даже немного жалким.
Дальше — больше: несуразная одежда, нервно-колющая пластика, немного ускоренная речь — всё это выдаёт в персонаже человека если не больного, то страдающего, рефлексирующего, пребывающего в конфликте с самим собой и с окружающими в целом. Его картина мира не вдохновляющая: мерзкий холодный дождь, бедная старая квартирка, сверлящая голову фатальная мысль — иллюзия лучшего исхода. И всё это под аккомпанемент группы «Бесы», полноправных действующих лиц, словно подгоняющих Смешного человека к разрешению внутреннего конфликта.
Значительную роль играет прекрасное световое оформление, выполненное Владиславом Фроловым. Источников света три: фонарик в руках Смешного человека, вероятно, это и есть та маленькая звёздочка, о которой он твердит, прожекторы под потолком и основной элемент — световой обруч — зависшая за окном Луна, более-менее освещающая мрачный мир героя. И в этой полутьме, порой принуждающей зрителей к прищуру, особенно неожиданным и захватывающим кажется полный отказ от какого бы то ни было освещения. Герой рассказывает о своем пребывании в гробу, и зал погружается в непроглядную чернь, проваливается в невесомость, в вакуум, в космос, и только голос Смешного человека удерживает зрителя в реальности. Так выглядит идеальная визуализация рассказа Достоевского.
Зритель погружается в сон вместе с персонажем, наблюдает мир с опущенными веками. От осознания того, что там пустота, становится не по себе. Затем свет возникает вновь, столь же тусклый и условный, бесполезный для Смешного человека, ведь его сознание вплоть до финала остается иссиня черным, закупоренным, опустошённым. Что принесёт пробуждение? Очищение, просветление, отказ от самоубийства в пользу праведной жизни? Или же всё, что видим мы — обман, иллюзия, и настоящий мир вершится за закрытыми веками? Разве для того чтобы познать истину, надо довести себя до исступления, до захлопывающейся над тобой крышки гроба? И кому нужна эта истина? Что делать с ней, если познал?
Фантасмагория Достоевского и Малышева дают не прямой ответ, но толчок мысли для зрителя, побуждают к самоанализу, к действию. А еще приятно то, что при всём авангарде постановки вопрос: «Что хотел сказать режиссер?» отпадает сам собой. Тот, кто совсем ничего не понял, перечитает Достоевского, а тот, кто услышал и принял, вернётся в театр за новой порцией пищи для размышлений. Просто хочется сказать «Спасибо».
Ольга Степанян, «http://www.dailyculture.ru», 23.11.2015
- Актер Федор Малышев: «Русскому человеку нужна деструктивная энергия»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 22.12.2015
- Живут играючи: пять молодых актрис в интерактивном проекте Buro 24/7Анастасия Каменская, «http://www.buro247.ru», 15.12.2015
- «Театральный мир замер в ожидании нового героя»Алексей Крижевский, «http://moslenta.ru», 15.12.2015
- Звезда по имени солнцеСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- Федор МАЛЫШЕВ: «Хотелось сделать подпольный, гаражный спектакль»Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- «Нельзя допустить появления новых Властелин и банков ЧараЮлия Решетова, «Banki.ru», 30.11.2015
- Самоистязание ДостоевскимЕлена Смородинова, «Эксперт», 26.11.2015
- Сон, который вы не забудетеОльга Степанян, «http://www.dailyculture.ru», 23.11.2015
- Проповедь смешного человекаНаталия Писанко, «Метро», 17.11.2015
- Смешной человекНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 15.11.2015
- Один длинный, один короткийДмитрий Быков, «GQ», 11.11.2015
- Смешной человек – это серьезноЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 5.11.2015
- Карэн Бадалов: «Во сне мы свободны»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 11.2015
- «Мир прекраснее, чем мы привыкли думать»Ирина Умнова, «PSYCHOLOGIES, № 115», 10.2015
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Полина Кутепова выступит в юбилейной программе «Золотая маска в Латвии»«freecity.lv», 25.09.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыОльга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Евгений Каменькович: в «Мастерской Фоменко» не вывешивают приказы, а отправляют в путешествиеИрина Алпатова, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Война и мир Петра ФоменкоИлья Камышев, «Ульяновская правда», 15.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Речь о блаженном идиотизмеИгорь Вирабов, «Российская газета», 3.09.2015
- Кирилл ПИРОГОВ: «Петр Наумович чертил дороги на много лет вперед»«Экран и Сцена», 31.08.2015
- Не бороться, не сдаватьсяВячеслав Суриков, «Эксперт», 31.08.2015
- Честно заработанная шестипенсияОльга Фукс, «Театральная Афиша», 08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Евгений Каменькович: «Не надо серьезно к себе относиться»Марина Токарева, «Новая газета», 28.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- «…Та ниточка, что связывает души»Эллина Галина, «Республика Башкортостан», 21.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы»Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Иван Поповски поставил «Сон в летнюю ночь»Алёна Витшас, «Русский блоггер», 21.06.2015
- Нам здесь уже тесноДарья Борисова, «На западе Москвы, № 9-10, 11-12», 17.04.2015
- Рыбный день – это не только четвергА. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Небесная ласточкаЮлия Решетова, «Атмосфера», 04.2015
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Неоконченная пьеса«Театрал», 30.03.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Сказка про стыдЕлизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Страх внутри«Эксперт», 7.03.2015
- Страх — внутри«Эксперт», 7.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Сидя в болотеНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 4.03.2015
- «Счастье требует смелости»Юлия Красновская, «ОК!», 26.02.2015
- Бенефис злободневностиРоман Должанский, «Коммерсант», 26.02.2015
- Место встречи меня и государстваОльга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Лед болота «Современной идиллии»Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 23.02.2015
- Проверка на стыд: «Современная идиллия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 21.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- По-человечески к зрителю: «Фантазии Фарятьева» в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 18.02.2015
- «Современная идиллия» в театре Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «GQ», 02.2015
- «Цель творчество само…»Сергей Лебедев, «Современная драматургия», 01.2015
- Силу веры не измеритьЮлия Смолякова, «Eclectic», 01.2015
- Силу веры не измеритьЮлия Смолякова, «Eclectic», 01.2015
- Взгляд и нечтоВалентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015