Самоистязание Достоевским
Мы сидим с приятелем-критиком в кофейне и решаем ребус: почему актерам и режиссерам так хочется понять Достоевского. А не, например, современного Павла Пряжко. «Ну скажи мне, — говорит друг, — зачем им именно Достоевский?» Повод для размышлений — спектакль «Смешной человек», который (угадайте по какому автору) в Мастерской Петра Фоменко взял и самостоятельно поставил молодой актер Федор Малышев. Тут стоит заметить две вещи. Первая: Федор — один из самых ярких новых фоменок, играет главные роли в «Даре» по Набокову, «Русском человеке на рандеву» по Тургеневу и «Современной идиллии» по Салтыкову-Щедрину. Вторая: в «Мастерской» есть традиция — каждый актер может попробовать поработать с любым материалом, и, если попытка окажется удачной, работа из серии «Проб и ошибок» окажется в репертуаре. Так моноспектакль Малышева оказался в афише знаменитой «Мастерской».
Сказать, что повезло, нечестно. Потому что «повезло» — неправильное слово относительно того, насколько отважно и самозабвенно Федор Малышев играет смешного человека, как честно, до выступающих на лбу сосудов, погружается в инфернально-нервическую атмосферу Федора Михайловича. Путь от желания застрелиться и способности прогнать маленькую девочку, попросившую о помощи в начале до проповеднического «Это же просто — люби других больше самого себя» смешной человек-Малышев проходит через сон, в котором он сначала умирает, а потом оказывается на некой планете, где живет любовь и счастье. Впрочем, смешному человеку удается разобраться с этой ненормальной гармонией: сначала он развращает жителей планеты, а потом раскаивается и просит распять его. Жители протестуют и обещают поместить человека в сумасшедший дом. Сон заканчивается прозрением.
Малышев перемещается по тексту фантастического рассказа Достоевского так же, как его герой в финале — босыми ногами по стеклу. Осколки разбитого бокала — для персонажа, оголенные нервы — для актера. «Бесы» — группа, придуманная Федором Малышевым для этого «концертаданеконцерта» (так жанр спектакля определяет его автор) звучит ненавязчиво-зловеще. Никакого спора с Достоевским, никакой попытки выстроить зазор между собой и смешным человеком. Добровольное самоистязание — и при этом очень русское. Видимо, не может загадочная русская душа без страданий. А значит, и без Федора Михайловича.
Сказать, что повезло, нечестно. Потому что «повезло» — неправильное слово относительно того, насколько отважно и самозабвенно Федор Малышев играет смешного человека, как честно, до выступающих на лбу сосудов, погружается в инфернально-нервическую атмосферу Федора Михайловича. Путь от желания застрелиться и способности прогнать маленькую девочку, попросившую о помощи в начале до проповеднического «Это же просто — люби других больше самого себя» смешной человек-Малышев проходит через сон, в котором он сначала умирает, а потом оказывается на некой планете, где живет любовь и счастье. Впрочем, смешному человеку удается разобраться с этой ненормальной гармонией: сначала он развращает жителей планеты, а потом раскаивается и просит распять его. Жители протестуют и обещают поместить человека в сумасшедший дом. Сон заканчивается прозрением.
Малышев перемещается по тексту фантастического рассказа Достоевского так же, как его герой в финале — босыми ногами по стеклу. Осколки разбитого бокала — для персонажа, оголенные нервы — для актера. «Бесы» — группа, придуманная Федором Малышевым для этого «концертаданеконцерта» (так жанр спектакля определяет его автор) звучит ненавязчиво-зловеще. Никакого спора с Достоевским, никакой попытки выстроить зазор между собой и смешным человеком. Добровольное самоистязание — и при этом очень русское. Видимо, не может загадочная русская душа без страданий. А значит, и без Федора Михайловича.
Елена Смородинова, «Эксперт», 26.11.2015
- Актер Федор Малышев: «Русскому человеку нужна деструктивная энергия»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 22.12.2015
- Живут играючи: пять молодых актрис в интерактивном проекте Buro 24/7Анастасия Каменская, «http://www.buro247.ru», 15.12.2015
- «Театральный мир замер в ожидании нового героя»Алексей Крижевский, «http://moslenta.ru», 15.12.2015
- Звезда по имени солнцеСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- Федор МАЛЫШЕВ: «Хотелось сделать подпольный, гаражный спектакль»Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- «Нельзя допустить появления новых Властелин и банков ЧараЮлия Решетова, «Banki.ru», 30.11.2015
- Самоистязание ДостоевскимЕлена Смородинова, «Эксперт», 26.11.2015
- Сон, который вы не забудетеОльга Степанян, «http://www.dailyculture.ru», 23.11.2015
- Проповедь смешного человекаНаталия Писанко, «Метро», 17.11.2015
- Смешной человекНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 15.11.2015
- Один длинный, один короткийДмитрий Быков, «GQ», 11.11.2015
- Смешной человек – это серьезноЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 5.11.2015
- Карэн Бадалов: «Во сне мы свободны»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 11.2015
- «Мир прекраснее, чем мы привыкли думать»Ирина Умнова, «PSYCHOLOGIES, № 115», 10.2015
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Полина Кутепова выступит в юбилейной программе «Золотая маска в Латвии»«freecity.lv», 25.09.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыОльга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Евгений Каменькович: в «Мастерской Фоменко» не вывешивают приказы, а отправляют в путешествиеИрина Алпатова, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Война и мир Петра ФоменкоИлья Камышев, «Ульяновская правда», 15.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Речь о блаженном идиотизмеИгорь Вирабов, «Российская газета», 3.09.2015
- Кирилл ПИРОГОВ: «Петр Наумович чертил дороги на много лет вперед»«Экран и Сцена», 31.08.2015
- Не бороться, не сдаватьсяВячеслав Суриков, «Эксперт», 31.08.2015
- Честно заработанная шестипенсияОльга Фукс, «Театральная Афиша», 08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Евгений Каменькович: «Не надо серьезно к себе относиться»Марина Токарева, «Новая газета», 28.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- «…Та ниточка, что связывает души»Эллина Галина, «Республика Башкортостан», 21.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы»Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Иван Поповски поставил «Сон в летнюю ночь»Алёна Витшас, «Русский блоггер», 21.06.2015
- Нам здесь уже тесноДарья Борисова, «На западе Москвы, № 9-10, 11-12», 17.04.2015
- Рыбный день – это не только четвергА. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Небесная ласточкаЮлия Решетова, «Атмосфера», 04.2015
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Неоконченная пьеса«Театрал», 30.03.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Сказка про стыдЕлизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Страх внутри«Эксперт», 7.03.2015
- Страх — внутри«Эксперт», 7.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Сидя в болотеНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 4.03.2015
- «Счастье требует смелости»Юлия Красновская, «ОК!», 26.02.2015
- Бенефис злободневностиРоман Должанский, «Коммерсант», 26.02.2015
- Место встречи меня и государстваОльга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Лед болота «Современной идиллии»Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 23.02.2015
- Проверка на стыд: «Современная идиллия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 21.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- По-человечески к зрителю: «Фантазии Фарятьева» в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 18.02.2015
- «Современная идиллия» в театре Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «GQ», 02.2015
- «Цель творчество само…»Сергей Лебедев, «Современная драматургия», 01.2015
- Силу веры не измеритьЮлия Смолякова, «Eclectic», 01.2015
- Силу веры не измеритьЮлия Смолякова, «Eclectic», 01.2015
- Взгляд и нечтоВалентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015