Федор МАЛЫШЕВ: «Хотелось сделать подпольный, гаражный спектакль»
В свои 24 года Федор Малышев исполняет уже несколько заглавных ролей в театре “Мастерская П. Фоменко”. В 2011 году, будучи еще в составе стажерской группы, он уверенно и точно сыграл Санина в спектакле “Русский человек на rendez-vous” (по повести И. С. Тургенева “Вешние воды”). А за 4 года пополнил свой репертуар ведущими ролями в постановках театра: “Дар” (Годунов-Чердынцев), “Египетская марка” (Парнок), “Руслан и Людмила” (Ратмир), “Современная идиллия” (Глумов). Пришел черед собственного моноспектакля.
– Федор, почему именно “Сон смешного человека”? Что “зацепило”?
– Я перечитывал Достоевского. Все подряд. И вспомнил, что пару лет назад мой одноклассник Никита Кукушкин, актер “Гоголь-центра”, говорил мне, что не читал ничего лучше, чем “Сон смешного человека”. Я взял в руки и понял, что я просто не могу этого не сделать в театре.
Там много мыслей, мне очень близких; да и вообще, я считаю, в рассказе кроются самые важные вопросы, которые должен задавать себе человек: есть ли Бог? Возможен ли рай? И даже если не бывать раю, что выберет человек, каким путем пойдет его душа? Мой персонаж хоть и говорит, что познал истину, но все-таки, как мне кажется, он не до конца осознает, к чему пришел. Он делает только первый шаг к истине, но пока еще “болтается”. Как я, например, болтаюсь и мучаюсь… Постановка, кстати, оказалась для меня отчасти терапевтической. Часто думаешь вечером после спектак-ля: “Что я за ужасный человек? Надо бороться с самим с собой, не останавливаться”.
– Не было страшно, когда решились на моноспектакль? Считается, что этот жанр – высший пилотаж в вашей профессии.
– Первоначально не было задачи поставить именно моноспектакль. Все рождалось именно из произведения. Я взял “Сон смешного человека”, который мне “подарил” и музыкантов, и способ актерского существования, и взаимодействие с текстом. В Александринском театре в Питере, например, тоже идет “Сон смешного человека”, но там огромное количество действующих лиц и внушительные декорации. У меня же, наоборот, не было задачи изображать солнце, звездочку, людей; мне хотелось, чтобы зритель за счет слова, музыки и еще чего-то третьего сам все это увидел. Потому что вы все это гораздо лучше представите, чем я вам покажу. В моем персонаже есть отчасти и Мышкин, и что-то от Лужина и Верховенского, что дает мне уникальную возможность сыграть их всех. Это тоже подарок.
– В программке указано, что вы и автор идеи, и постановщик. Действительно все сами придумывали и осуществляли?
– Конечно, мне помогали. Как только я прочитал это произведение Достоевского, я рассказал своей жене (Полине Агуреевой. – С. Б. ) о том, что “не могу молчать”, и мы вместе начали думать, как это воплотить. Сначала я придумал какой-то старый психологический театр, где был старинный стол, ширмы, ткани, в общем, ерунда какая-то. Было понятно, что это все не то… В какой-то момент Полина вдруг почему-то сказала, что мой персонаж – это голый человек, который взял мегафон, вышел на площадь и закричал: “Я полный идиот, но я знаю, как нам всем спастись”. “Прозвенел звоночек”, и мы начали разматывать историю в этом направлении. Вспомнили площадных проповедников и музыкантов с Арбата. Нужна была форма уличного выступ-ления или акции! Помню, посмотрел все концерты Тома Уэйтса, у которого “одолжил” несколько идей.
– Но благодарность в программке Вы выражаете группе “АукцЫон” и Леониду Федорову.
– Я просто много слушал его в это время. И мне все-таки кажется, что есть в спектакле что-то от питерского андеграунда. Музыка Федорова – это тоска, поиск смысла, отрицание действительности, желание куда-то вырваться. По ощущениям от этих композиций мы и создавали свою музыку. По характеру, по атмосфере наши аранжировки схожи с “АукцЫоном”. И еще нам хотелось сделать именно гаражный спектакль, подпольный.
– Как родилась группа “Бесы” – квартет, чья музыка полноценно существует вместе с Вами в спектакле?
– Это была шутка. Когда состоялся показ первых двадцати минут спектакля, мне нужно было как-то представить музыкантов. У меня было два названия: “Белые ночи” и “Бесы”. “Белые ночи” отпали, потому что название отдавало привкусом шансона, а “Бесы” очень точно, я думаю. Мой персонаж мечется именно среди них.
Меня часто спрашивали разные люди: “А что вообще это за жанр получается? Концерт? Клоунада? Или это концертная клоунада?” И Полина как-то в шутку заметила: “Это концерт-да-не-концерт”. Так на афише и написали, только без дефисов.
– Вы взаимодействуете с залом еще до того, как начинается спектакль.
– Да, я всегда пытаюсь договориться с залом. Смотрю на людей, пробую запомнить лица, кому и о чем можно рассказать. У нас в спектакле нет, например, привычных театральных звонков. Я вообще не хотел традиционного театра: три звонка, поднимается занавес, рождается атмосфера. До конца непонятно, когда стартует спектакль: когда я буду готов, тогда он и начнется. Чтобы было смятение. Зрители могут разговаривать, но я все равно его начну. Подключатся – хорошо, не подключатся – будет с кем бороться!
– Задавали ли Вы самому себе вопрос: “Понравилось бы то, что я сделал, Петру Наумовичу?”
– Мне кажется, ему понравилось бы. Потому что без Петра Наумовича этого спектакля попросту бы не было. Там очень много от него, несмотря на то, что я лично с Петром Наумовичем провел совсем немного времени. Я больше общался с людьми, которые были очень близки к нему. Они все разные, у них у всех разные ощущения от театра, но эти ощущения взращены на одной почве. И конечно, очень важно, что мне помогала Полина, которая полностью росток из земли под названием “Петр Наумович Фоменко”.
Я люблю простой театр. И мне кажется, что наш спектакль именно от того “фоменковский”, что он сделан из простых составляющих. Есть слово, есть музыка, есть человек, и этого достаточно. Это очень просто и очень сложно одновременно. Наполнить все действенной природой и играть не персонажа, а тему и мысль. Именно этому и учил Фоменко.
– Федор, почему именно “Сон смешного человека”? Что “зацепило”?
– Я перечитывал Достоевского. Все подряд. И вспомнил, что пару лет назад мой одноклассник Никита Кукушкин, актер “Гоголь-центра”, говорил мне, что не читал ничего лучше, чем “Сон смешного человека”. Я взял в руки и понял, что я просто не могу этого не сделать в театре.
Там много мыслей, мне очень близких; да и вообще, я считаю, в рассказе кроются самые важные вопросы, которые должен задавать себе человек: есть ли Бог? Возможен ли рай? И даже если не бывать раю, что выберет человек, каким путем пойдет его душа? Мой персонаж хоть и говорит, что познал истину, но все-таки, как мне кажется, он не до конца осознает, к чему пришел. Он делает только первый шаг к истине, но пока еще “болтается”. Как я, например, болтаюсь и мучаюсь… Постановка, кстати, оказалась для меня отчасти терапевтической. Часто думаешь вечером после спектак-ля: “Что я за ужасный человек? Надо бороться с самим с собой, не останавливаться”.
– Не было страшно, когда решились на моноспектакль? Считается, что этот жанр – высший пилотаж в вашей профессии.
– Первоначально не было задачи поставить именно моноспектакль. Все рождалось именно из произведения. Я взял “Сон смешного человека”, который мне “подарил” и музыкантов, и способ актерского существования, и взаимодействие с текстом. В Александринском театре в Питере, например, тоже идет “Сон смешного человека”, но там огромное количество действующих лиц и внушительные декорации. У меня же, наоборот, не было задачи изображать солнце, звездочку, людей; мне хотелось, чтобы зритель за счет слова, музыки и еще чего-то третьего сам все это увидел. Потому что вы все это гораздо лучше представите, чем я вам покажу. В моем персонаже есть отчасти и Мышкин, и что-то от Лужина и Верховенского, что дает мне уникальную возможность сыграть их всех. Это тоже подарок.
– В программке указано, что вы и автор идеи, и постановщик. Действительно все сами придумывали и осуществляли?
– Конечно, мне помогали. Как только я прочитал это произведение Достоевского, я рассказал своей жене (Полине Агуреевой. – С. Б. ) о том, что “не могу молчать”, и мы вместе начали думать, как это воплотить. Сначала я придумал какой-то старый психологический театр, где был старинный стол, ширмы, ткани, в общем, ерунда какая-то. Было понятно, что это все не то… В какой-то момент Полина вдруг почему-то сказала, что мой персонаж – это голый человек, который взял мегафон, вышел на площадь и закричал: “Я полный идиот, но я знаю, как нам всем спастись”. “Прозвенел звоночек”, и мы начали разматывать историю в этом направлении. Вспомнили площадных проповедников и музыкантов с Арбата. Нужна была форма уличного выступ-ления или акции! Помню, посмотрел все концерты Тома Уэйтса, у которого “одолжил” несколько идей.
– Но благодарность в программке Вы выражаете группе “АукцЫон” и Леониду Федорову.
– Я просто много слушал его в это время. И мне все-таки кажется, что есть в спектакле что-то от питерского андеграунда. Музыка Федорова – это тоска, поиск смысла, отрицание действительности, желание куда-то вырваться. По ощущениям от этих композиций мы и создавали свою музыку. По характеру, по атмосфере наши аранжировки схожи с “АукцЫоном”. И еще нам хотелось сделать именно гаражный спектакль, подпольный.
– Как родилась группа “Бесы” – квартет, чья музыка полноценно существует вместе с Вами в спектакле?
– Это была шутка. Когда состоялся показ первых двадцати минут спектакля, мне нужно было как-то представить музыкантов. У меня было два названия: “Белые ночи” и “Бесы”. “Белые ночи” отпали, потому что название отдавало привкусом шансона, а “Бесы” очень точно, я думаю. Мой персонаж мечется именно среди них.
Меня часто спрашивали разные люди: “А что вообще это за жанр получается? Концерт? Клоунада? Или это концертная клоунада?” И Полина как-то в шутку заметила: “Это концерт-да-не-концерт”. Так на афише и написали, только без дефисов.
– Вы взаимодействуете с залом еще до того, как начинается спектакль.
– Да, я всегда пытаюсь договориться с залом. Смотрю на людей, пробую запомнить лица, кому и о чем можно рассказать. У нас в спектакле нет, например, привычных театральных звонков. Я вообще не хотел традиционного театра: три звонка, поднимается занавес, рождается атмосфера. До конца непонятно, когда стартует спектакль: когда я буду готов, тогда он и начнется. Чтобы было смятение. Зрители могут разговаривать, но я все равно его начну. Подключатся – хорошо, не подключатся – будет с кем бороться!
– Задавали ли Вы самому себе вопрос: “Понравилось бы то, что я сделал, Петру Наумовичу?”
– Мне кажется, ему понравилось бы. Потому что без Петра Наумовича этого спектакля попросту бы не было. Там очень много от него, несмотря на то, что я лично с Петром Наумовичем провел совсем немного времени. Я больше общался с людьми, которые были очень близки к нему. Они все разные, у них у всех разные ощущения от театра, но эти ощущения взращены на одной почве. И конечно, очень важно, что мне помогала Полина, которая полностью росток из земли под названием “Петр Наумович Фоменко”.
Я люблю простой театр. И мне кажется, что наш спектакль именно от того “фоменковский”, что он сделан из простых составляющих. Есть слово, есть музыка, есть человек, и этого достаточно. Это очень просто и очень сложно одновременно. Наполнить все действенной природой и играть не персонажа, а тему и мысль. Именно этому и учил Фоменко.
Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- Актер Федор Малышев: «Русскому человеку нужна деструктивная энергия»Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 22.12.2015
- Живут играючи: пять молодых актрис в интерактивном проекте Buro 24/7Анастасия Каменская, «http://www.buro247.ru», 15.12.2015
- «Театральный мир замер в ожидании нового героя»Алексей Крижевский, «http://moslenta.ru», 15.12.2015
- Звезда по имени солнцеСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- Федор МАЛЫШЕВ: «Хотелось сделать подпольный, гаражный спектакль»Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- «Нельзя допустить появления новых Властелин и банков ЧараЮлия Решетова, «Banki.ru», 30.11.2015
- Самоистязание ДостоевскимЕлена Смородинова, «Эксперт», 26.11.2015
- Сон, который вы не забудетеОльга Степанян, «http://www.dailyculture.ru», 23.11.2015
- Проповедь смешного человекаНаталия Писанко, «Метро», 17.11.2015
- Смешной человекНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 15.11.2015
- Один длинный, один короткийДмитрий Быков, «GQ», 11.11.2015
- Смешной человек – это серьезноЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 5.11.2015
- Карэн Бадалов: «Во сне мы свободны»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 11.2015
- «Мир прекраснее, чем мы привыкли думать»Ирина Умнова, «PSYCHOLOGIES, № 115», 10.2015
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Полина Кутепова выступит в юбилейной программе «Золотая маска в Латвии»«freecity.lv», 25.09.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыОльга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Евгений Каменькович: в «Мастерской Фоменко» не вывешивают приказы, а отправляют в путешествиеИрина Алпатова, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Война и мир Петра ФоменкоИлья Камышев, «Ульяновская правда», 15.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Речь о блаженном идиотизмеИгорь Вирабов, «Российская газета», 3.09.2015
- Кирилл ПИРОГОВ: «Петр Наумович чертил дороги на много лет вперед»«Экран и Сцена», 31.08.2015
- Не бороться, не сдаватьсяВячеслав Суриков, «Эксперт», 31.08.2015
- Честно заработанная шестипенсияОльга Фукс, «Театральная Афиша», 08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Евгений Каменькович: «Не надо серьезно к себе относиться»Марина Токарева, «Новая газета», 28.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- «…Та ниточка, что связывает души»Эллина Галина, «Республика Башкортостан», 21.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы»Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Иван Поповски поставил «Сон в летнюю ночь»Алёна Витшас, «Русский блоггер», 21.06.2015
- Нам здесь уже тесноДарья Борисова, «На западе Москвы, № 9-10, 11-12», 17.04.2015
- Рыбный день – это не только четвергА. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Небесная ласточкаЮлия Решетова, «Атмосфера», 04.2015
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Неоконченная пьеса«Театрал», 30.03.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Сказка про стыдЕлизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Страх внутри«Эксперт», 7.03.2015
- Страх — внутри«Эксперт», 7.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Сидя в болотеНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 4.03.2015
- «Счастье требует смелости»Юлия Красновская, «ОК!», 26.02.2015
- Бенефис злободневностиРоман Должанский, «Коммерсант», 26.02.2015
- Место встречи меня и государстваОльга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Лед болота «Современной идиллии»Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 23.02.2015
- Проверка на стыд: «Современная идиллия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 21.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- По-человечески к зрителю: «Фантазии Фарятьева» в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 18.02.2015
- «Современная идиллия» в театре Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «GQ», 02.2015
- «Цель творчество само…»Сергей Лебедев, «Современная драматургия», 01.2015
- Силу веры не измеритьЮлия Смолякова, «Eclectic», 01.2015
- Силу веры не измеритьЮлия Смолякова, «Eclectic», 01.2015
- Взгляд и нечтоВалентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015