Советский фарс о феномене супружеской измены с точки зрения математики
Фанерная загогулина по центру сцены изображает кухню. Это главное место действия, поскольку пьеса написана в середине 1960-х годов. По той же причине конструкция оклеена газетами, магнитофон крутит бобину с зарубежными ритмами, а за событийный ряд отвечают не только физики и лирики, но и, например, бывший чекист. Все они в какой-то момент примут активное участие в судьбе чрезвычайно небанального человека, оказавшегося в чрезвычайно банальной ситуации под названием супружеская измена.
Однако суть дебютной пьесы советского писателя Фридриха Горенштейна составляют не любовные перипетии, но красота словесного, литературного и диалектического толка. Главное напряжение возникает не в монологах признаний и раскаяния, а в математических расчетах на салфеточке под гитарный перебор и звон стаканов, точь-в-точь как в старых добрых фильмах с Визбором и Баталовым. Высший пилотаж конфликта хорошего с лучшим, соцреалистическая дуэль идеализма и скепсиса.
К презентации неизвестного текста Евгений Каменькович отнесся со всей ответственностью. Разбавив диалоги редкими увеселительными репризами (на самом деле — катастрофически унылыми) разве что в угоду зрительской бодрости, вставив несколько аккуратных цитат (лирика Евтушенко, дань уважения Петру Фоменко через романс «На бульваре Гоголя», скрытый поклон Леониду Федорову через песню Михаила Рыбы «Какое мне дело до всех до вас» etc.), режиссер обошелся без надстроек, сокращений и вольных интерпретаций. Знакомьтесь, дамы и господа, вашему вниманию — «Волемир»: старое, забытое, но очень интересное произведение.
Название пьесы — имя главного героя. Зовут его почти как Хлебникова, а выглядит он (в исполнении вытягивающего лицо Томаса Моцкуса) почти как Хармс. Признался первому встречному, что переносит камушки с окраин на центральные улицы, чтобы им не было скучно, — и покраснел. Того, кто ему не нравится, он обзывает щукой. На фоне окружающих, с их кредитами, рационализмом и акустической гитарой, он кажется чуть ли не князем Мышкиным. И пьеса, написанная в 1964 году для Театра на Таганке, — про него, про слишком искреннего человека, не готового к разглядыванию души под микроскопом.
Спектакль же, обаяние которого складывают затейливые визуальные и звуковые приветы оттепели, полосатые купальники и атмосфера «Покровских ворот», ставит фрика Волемира в один ряд со всеми прочими, превращая в такие же памятники эпохе, как холодильник ЗИЛ и телевизор КВН. Вот «воспитанный в мещанской среде» престарелый подкаблучник (Иван Верховых), вот его томная жена-эротоманка (Галина Кашковская), с ними рядом разболтанный стиляга (Александр Мичков), математик с добрыми глазами, карандашиком и шевелюрой Эйнштейна (Сергей Якубенко). Однако с заурядной позиции музейного любования спектакль довольно скоро смещается в совершенно иную плоскость благодаря двум обстоятельствам.
Первое — молодой артист Денис Аврамов в роли расслабленного интеллектуала, армирующей шаткую композицию. Манера консультирующего доктора и пластика фитнес-тренера воздействуют на текст феноменально. Емкие монологи загадочного — в целом неразговорчивого — «человека из ванной» об устройстве человеческого сознания в таком исполнении обретают подлинные интонации настоящего времени, не оставляя сомнения, что со сцены звучат сегодняшние мысли сегодняшнего человека; заходит ли речь о перенаселении планеты или о любви. Почему люди друг другу изменяют? «Всякое явление при чрезмерном развитии переходит в свою противоположность». Расслабьтесь.
Второе обстоятельство — диалоги о научных открытиях и их влиянии на окружающий мир переживают сценическое рождение в дни, когда человечество празднует улов гравитационной волны, с нетерпением дожидаясь нового сезона “Black Mirror”. Таким образом, например, к реплике гротескного математика Прорезинера «Если б все человечество потонуло в Ладожском озере, то вода в нем поднялась бы только на полсантиметра» — сознание мгновенно подрисовывает дружелюбную инфографику.
Словом, «Волемир» в «Мастерской Петра Фоменко» стал еще одним напоминанием о том, что на наших глазах происходит возвращение коммуникативных кодов эпохи первых полетов в космос. Театр реагирует на это по-всякому: появляются квантовые пьесы из фотографий, документальные спектакли о науке, классический хеппенинг перерождается в социальный пранк. Или же — со сцены репертуарного театра, знаменитого своими постановками классических произведений, вдруг звучит забытый текст из 60-х про блаженного человека, а спектакль получается об экзистенциальной силе научно-технического дискурса. Почему люди изменяют друг другу? «Всякое отсутствие симметрии влечет движение по дуге».
Однако суть дебютной пьесы советского писателя Фридриха Горенштейна составляют не любовные перипетии, но красота словесного, литературного и диалектического толка. Главное напряжение возникает не в монологах признаний и раскаяния, а в математических расчетах на салфеточке под гитарный перебор и звон стаканов, точь-в-точь как в старых добрых фильмах с Визбором и Баталовым. Высший пилотаж конфликта хорошего с лучшим, соцреалистическая дуэль идеализма и скепсиса.
К презентации неизвестного текста Евгений Каменькович отнесся со всей ответственностью. Разбавив диалоги редкими увеселительными репризами (на самом деле — катастрофически унылыми) разве что в угоду зрительской бодрости, вставив несколько аккуратных цитат (лирика Евтушенко, дань уважения Петру Фоменко через романс «На бульваре Гоголя», скрытый поклон Леониду Федорову через песню Михаила Рыбы «Какое мне дело до всех до вас» etc.), режиссер обошелся без надстроек, сокращений и вольных интерпретаций. Знакомьтесь, дамы и господа, вашему вниманию — «Волемир»: старое, забытое, но очень интересное произведение.
Название пьесы — имя главного героя. Зовут его почти как Хлебникова, а выглядит он (в исполнении вытягивающего лицо Томаса Моцкуса) почти как Хармс. Признался первому встречному, что переносит камушки с окраин на центральные улицы, чтобы им не было скучно, — и покраснел. Того, кто ему не нравится, он обзывает щукой. На фоне окружающих, с их кредитами, рационализмом и акустической гитарой, он кажется чуть ли не князем Мышкиным. И пьеса, написанная в 1964 году для Театра на Таганке, — про него, про слишком искреннего человека, не готового к разглядыванию души под микроскопом.
Спектакль же, обаяние которого складывают затейливые визуальные и звуковые приветы оттепели, полосатые купальники и атмосфера «Покровских ворот», ставит фрика Волемира в один ряд со всеми прочими, превращая в такие же памятники эпохе, как холодильник ЗИЛ и телевизор КВН. Вот «воспитанный в мещанской среде» престарелый подкаблучник (Иван Верховых), вот его томная жена-эротоманка (Галина Кашковская), с ними рядом разболтанный стиляга (Александр Мичков), математик с добрыми глазами, карандашиком и шевелюрой Эйнштейна (Сергей Якубенко). Однако с заурядной позиции музейного любования спектакль довольно скоро смещается в совершенно иную плоскость благодаря двум обстоятельствам.
Первое — молодой артист Денис Аврамов в роли расслабленного интеллектуала, армирующей шаткую композицию. Манера консультирующего доктора и пластика фитнес-тренера воздействуют на текст феноменально. Емкие монологи загадочного — в целом неразговорчивого — «человека из ванной» об устройстве человеческого сознания в таком исполнении обретают подлинные интонации настоящего времени, не оставляя сомнения, что со сцены звучат сегодняшние мысли сегодняшнего человека; заходит ли речь о перенаселении планеты или о любви. Почему люди друг другу изменяют? «Всякое явление при чрезмерном развитии переходит в свою противоположность». Расслабьтесь.
Второе обстоятельство — диалоги о научных открытиях и их влиянии на окружающий мир переживают сценическое рождение в дни, когда человечество празднует улов гравитационной волны, с нетерпением дожидаясь нового сезона “Black Mirror”. Таким образом, например, к реплике гротескного математика Прорезинера «Если б все человечество потонуло в Ладожском озере, то вода в нем поднялась бы только на полсантиметра» — сознание мгновенно подрисовывает дружелюбную инфографику.
Словом, «Волемир» в «Мастерской Петра Фоменко» стал еще одним напоминанием о том, что на наших глазах происходит возвращение коммуникативных кодов эпохи первых полетов в космос. Театр реагирует на это по-всякому: появляются квантовые пьесы из фотографий, документальные спектакли о науке, классический хеппенинг перерождается в социальный пранк. Или же — со сцены репертуарного театра, знаменитого своими постановками классических произведений, вдруг звучит забытый текст из 60-х про блаженного человека, а спектакль получается об экзистенциальной силе научно-технического дискурса. Почему люди изменяют друг другу? «Всякое отсутствие симметрии влечет движение по дуге».
Алексей Киселев , «http://www.afisha.ru», 18.02.2016
- Как хулиганил ФоменкоЗоя Ерошок, «Новая газета», 23.12.2016
- Андрей Воробьев: «У Мастерской Фоменко нет свободного времени»Виктор Борзенко, Валерий Яков, «Театрал-online», 13.12.2016
- Андрей Воробьёв: “Артистами нельзя командовать”Марина Яблонская, «Городские новости (Красноярск)», 6.12.2016
- Чего не было, того не былоЗоя Апостольская , «Российская газета», 24.11.2016
- «Любое назначение в сфере искусства не может быть как раньше, чтобы кто-то сверху назначил»Анастасия Каменская, «Коммерсантъ Lifestyle», 31.10.2016
- Идите вы в кассу: директора московских театров о том, как собрать аншлаг и заработать на билетахНаталья Витвицкая, «Forbs Life», 16.10.2016
- «Тополя»Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 12.10.2016
- «С каких пор любить свое отечество стало стыдным?»Наталья Витвицкая, «Коммерсантъ Lifestyle», 3.10.2016
- Евгений Каменькович: «Как всякий крупный писатель, он немножко пророк»Елена Губайдуллина, «Современная драматургия № 4 (окт.-дек.)», 10.2016
- Винтаж: Братская ГЭСЕлена Дьякова, ««Новая газета»», 30.09.2016
- Киноспектакль «Тополя» в «Мастерской Петра Фоменко» остался без фокусаГригорий Заславский, «Независимая газета», 28.07.2016
- Спектакль Кирилла Вытоптова «Мамаша Кураж» в Мастерской Фоменко стал двойным бенефисомГлеб Ситковский, «Ведомости», 27.07.2016
- Нажиться там, где нельзя выжитьВиктория Мельникова, «Metro», 26.07.2016
- Откуда такие цены«Коммерсантъ Lifestyle», 19.07.2016
- Дочка мамаши КуражЕвгения Заболотских, «Гудок», 15.07.2016
- Ирина Горбачева: «Для меня вся жизнь про то, с Богом ты или нет»Наталья Васильева, «Известия», 9.07.2016
- Режиссер Кирилл Вытоптов: «Рефлекс самоубийцы побудил меня взяться за Брехта»Юлия Чечикова, «М24.ru», 8.07.2016
- «Тополя»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.06.2016
- То ли девушка, а то ли — виденьеИрина Шведова, «Московская правда», 28.06.2016
- «Самое смешное — когда шутка не удалась»Андрей Архангельский, «Огонёк», 27.06.2016
- Театр с боевыми действиямиРоман Должанский, «Коммерсант», 25.06.2016
- Амбарцум Кабанян: «В Москве я часто оставался без денег»«Grazia», 23.06.2016
- «Мамаша Кураж и её дети»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 23.06.2016
- Время БрехтаМарина Шимадина, «Театрал», 23.06.2016
- Страх и нищета Мамаши КуражЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 23.06.2016
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Dolce vita советской эпохиНаталья Васильева, «Известия», 17.06.2016
- «Были и есть только тополя»: спектакль-кинофильм Мастерской Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «Buro 24/7», 16.06.2016
- Спектакль-кинофильм «Тополя» представит Мастерская Петра Фоменко«РИА Новости», 15.06.2016
- «Победы на сцене важны, но победы над собой еще важнее»Валерия Гуменюк, «Театральная афиша», 06.2016
- Мир по БрехтуВячеслав Суриков, «Эксперт», 30.05.2016
- «Мамаша Кураж» устраивает премьеру в Мастерской ФоменкоЕвгения Смурыгина, «Business FM», 26.05.2016
- Феноменальные Ирина Горбачева и Полина Кутепова в «Мамаше Кураж»Алексей Киселев , «Афиша Daily», 25.05.2016
- «Я обожаю любить»Наталья Витвицкая, «Коммерсантъ LifeStyle», 11.05.2016
- Полина КутеповаМаруся Соколова, «Port», 05.2016
- Пассажиры «Последнего троллейбуса»Ольга Фукс, «Театральная афиша», 05.2016
- Амбарцум Кабанян: «Награды — это для мамы»Анастасия Каменская, «http://www.buro247.ru», 5.04.2016
- «Школа жён»Валерия Гуменюк, «Театральная афиша», 04.2016
- Серьезная комедияЛариса Каневская, «Театральный мир (№ 4, 2016)», 04.2016
- Волемиру мирЗоя Апостольская , «Российская газета», 16.03.2016
- Жил да был за углом Волемир«Культура», 15.03.2016
- Явление ВолемираЮрий Векслер, «Радио Свобода», 3.03.2016
- Явление первоеАнастасия Пономарёва, «InStyle», 03.2016
- В Мастерской Фоменко поставили «Школу жен» МольераАнтон Хитров, «Ведомости», 24.02.2016
- Советский фарс о феномене супружеской измены с точки зрения математикиАлексей Киселев , «http://www.afisha.ru», 18.02.2016
- Школа жёнНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.02.2016
- Учат в «Школе»Наталья Витвицкая, «Театрал», 15.02.2016
- Евгений Каменькович: «Мы не задавались целью развенчивать шестидесятников»Алла Шендерова, «TimeOut», 10.02.2016
- Евгений Каменькович: «Мы не задавались целью развенчивать шестидесятников»Алла Шендерова, «TimeOut», 10.02.2016
- Для любви нужна любовьЗоя Ерошок, «Новая газета», 3.02.2016
- Звездное небо внутри холодильника «ЗИС-Москва»Елена Дьякова, «Новая газета», 3.02.2016
- О, засмейтесь, смехачиНинель Исмаилова, «Сцена», 02.2016
- «Мастерская Фоменко» впервые представит пьесу Горенштейна «Волемир»«РИА Новости», 30.01.2016
- Урок для ревнивых мужейИрина Шведова, «Московская правда», 29.01.2016
- Школа жёнАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 20.01.2016
- «На вручение знамени»Зоя Ерошок, «Новая газета», 13.01.2016
- Рогам все возрасты покорны. «Школа жен» дала зрителям уроки семейной жизниБорис Войцеховский, «Вечерняя Москва», 11.01.2016