Волемиру мир
В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пьесу шестидесятых годов
Черно-белые стены, черно-белые одежды, черно-белые мысли. Это мир Волемира. Нелепого человечка в коротковатых брючках, слегка тесноватом плаще, чуть-чуть мятой шляпе. «Лысеющий жених», так обозвал его сосед. И тут же возникает вопрос: а эта шляпа на Волемире признак интеллигентности или она всего лишь прикрывает отсутствие волос? А кургузая одежда это такой футляр? А его жена Лиза это
любовь?
Спектакль «Волемир» по одноименной пьесе Фридриха Горенштейна поставил Евгений Каменькович. Не на основной сцене «Мастерской Петра Фоменко», а на малой тут зритель ближе к микроскопу, через который еще в 1964 году драматург исследовал отношения личности и общества. Пьесу Горенштейн написал для молодой Таганки по просьбе Юрия Любимова но она так никем и не была поставлена. Много раз Петр Фоменко предлагал взяться за нее Каменьковичу. Но вот теперь режиссер пришел к выводу, что жизнь стала достаточно абсурдной для того, чтобы вывести на сцену Волемира, «маленького человека» в самых непривычных ракурсах.
Волемир всегда скукоженный и дома, и в гостях. Таким он крутит адюльтеры, таким бродит по пляжу среди голых тел. Он человек опасной честности и сложного внутреннего мира. Сентиментальный клептоман, он хранит и целует обрывок каната, которого касались ступни его жены. И переносит камни с места на место чтобы им (камням) не было скучно. А признается он в этих своих интимных тайных странностях неожиданно для себя незнакомцу, человеку из ванной.
Незнакомца застукал голым в собственной квартире сосед Волемира. Он же призвал в свидетели Волемира с женой. Многозначительное знакомство вылилось в такие же отношения. Правда, интерес получился скорее односторонний Волемир стал разыскивать «человека из ванной», чтобы понять: как тому удалось из него, из Волемира, выпытать самое сокровенное? Нашел на пляже и опять стал исповедоваться. И опять нелепо: между котлетной «Якорь» и группой лиц в полосатых купальниках. И снова душу не облегчил. А параллельно вдруг прочел чужое письмо. И. .. очутился будто между двух замочных скважин. В одну подглядывают за ним. В другую, за другими он. Ситуация тотальной слежки. Круговорот замочных скважин в природе.
Восприятие декораций сценографа Марии Митрофановой зависит от угла зрения. Центром спектакля она сделала угловатую конструкцию, которая частью стелется по полу, частью тянется к потолку. Вот сложносочиненное пространство принимает форму бумажного змея это кухня (согласно мифологии, средоточие советского мира). Конструкция перевернется и станет комнатой, залом. Или распластается и превратится в пляж с множеством табличек «не плавать», «не читать», «не пить», «не смотреть», «не слушать».
Эта зона огорожена фотографическими стендами с овальными прорезями для лиц. Герои «загорают» в чужих телах. Но лежбище переворачивают и оно становится доской, где огромную репродукцию Микеланджело, «Сотворение Адама», залепили бумажки объявлений, просьб и предложений. Быт, поглотивший веру. Щиты ставят боком они становятся секциями в тире. Будто мишени, проплывают бумажные кораблики. Газета главный материал, из которого сложен спектакль. Хрупкий мир из «Правды» и «Труда». Из них и символическая лодка с молодоженами, и шапки, и скульптура собачки. Из газетных полос вся декорация-трансформер.
Песню «Синий троллейбус» здесь поют люди с синими бородами и волосами. В ванне вместо душа фонарь. Подарки это параллелепипеды в суровой бумаге с надписью «подарок». Звонок в дверь обозначается самими же гостями: кричат «звоноооооок». Заходят в квартиру в обнимку, перебирая ногами под модный в 60-х танец сиртаки.
В те же 60-е свою песню «Паломничество» из кантаты для хора «Рождество Христово» сочинил Ариэль Рамирес. Позже ее популяризировал оркестр Поля Мориа в виде песни «Жаворонок». Каждый советский человек помнит ее по заставке к передаче «В мире животных». Эта мелодия лейтмотив спектакля с его смещением смыслов, заданным Горенштейном. Эти смещения, споры физиков-лириков, борьбу правды и лжи Евгений Каменькович как бы обостряет в финале метафизически.
Волемир, прилюдно уличенный в измене, сам становится «человеком из ванной». Его ставят на холодильник, как на трибуну. Дверца распахнута, в недрах холодильника кантианское звездное небо. Простой вопрос про категорический императив: а если звездное небо не над головой, а под ногами, в холодильнике, взятом в кредит, где же тогда искать нравственный закон? В каком месте?
Очевидно, что зрителю придется за Канта ответить.
Спектакль «Волемир» по одноименной пьесе Фридриха Горенштейна поставил Евгений Каменькович. Не на основной сцене «Мастерской Петра Фоменко», а на малой тут зритель ближе к микроскопу, через который еще в 1964 году драматург исследовал отношения личности и общества. Пьесу Горенштейн написал для молодой Таганки по просьбе Юрия Любимова но она так никем и не была поставлена. Много раз Петр Фоменко предлагал взяться за нее Каменьковичу. Но вот теперь режиссер пришел к выводу, что жизнь стала достаточно абсурдной для того, чтобы вывести на сцену Волемира, «маленького человека» в самых непривычных ракурсах.
Волемир всегда скукоженный и дома, и в гостях. Таким он крутит адюльтеры, таким бродит по пляжу среди голых тел. Он человек опасной честности и сложного внутреннего мира. Сентиментальный клептоман, он хранит и целует обрывок каната, которого касались ступни его жены. И переносит камни с места на место чтобы им (камням) не было скучно. А признается он в этих своих интимных тайных странностях неожиданно для себя незнакомцу, человеку из ванной.
Незнакомца застукал голым в собственной квартире сосед Волемира. Он же призвал в свидетели Волемира с женой. Многозначительное знакомство вылилось в такие же отношения. Правда, интерес получился скорее односторонний Волемир стал разыскивать «человека из ванной», чтобы понять: как тому удалось из него, из Волемира, выпытать самое сокровенное? Нашел на пляже и опять стал исповедоваться. И опять нелепо: между котлетной «Якорь» и группой лиц в полосатых купальниках. И снова душу не облегчил. А параллельно вдруг прочел чужое письмо. И. .. очутился будто между двух замочных скважин. В одну подглядывают за ним. В другую, за другими он. Ситуация тотальной слежки. Круговорот замочных скважин в природе.
Восприятие декораций сценографа Марии Митрофановой зависит от угла зрения. Центром спектакля она сделала угловатую конструкцию, которая частью стелется по полу, частью тянется к потолку. Вот сложносочиненное пространство принимает форму бумажного змея это кухня (согласно мифологии, средоточие советского мира). Конструкция перевернется и станет комнатой, залом. Или распластается и превратится в пляж с множеством табличек «не плавать», «не читать», «не пить», «не смотреть», «не слушать».
Эта зона огорожена фотографическими стендами с овальными прорезями для лиц. Герои «загорают» в чужих телах. Но лежбище переворачивают и оно становится доской, где огромную репродукцию Микеланджело, «Сотворение Адама», залепили бумажки объявлений, просьб и предложений. Быт, поглотивший веру. Щиты ставят боком они становятся секциями в тире. Будто мишени, проплывают бумажные кораблики. Газета главный материал, из которого сложен спектакль. Хрупкий мир из «Правды» и «Труда». Из них и символическая лодка с молодоженами, и шапки, и скульптура собачки. Из газетных полос вся декорация-трансформер.
Песню «Синий троллейбус» здесь поют люди с синими бородами и волосами. В ванне вместо душа фонарь. Подарки это параллелепипеды в суровой бумаге с надписью «подарок». Звонок в дверь обозначается самими же гостями: кричат «звоноооооок». Заходят в квартиру в обнимку, перебирая ногами под модный в 60-х танец сиртаки.
В те же 60-е свою песню «Паломничество» из кантаты для хора «Рождество Христово» сочинил Ариэль Рамирес. Позже ее популяризировал оркестр Поля Мориа в виде песни «Жаворонок». Каждый советский человек помнит ее по заставке к передаче «В мире животных». Эта мелодия лейтмотив спектакля с его смещением смыслов, заданным Горенштейном. Эти смещения, споры физиков-лириков, борьбу правды и лжи Евгений Каменькович как бы обостряет в финале метафизически.
Волемир, прилюдно уличенный в измене, сам становится «человеком из ванной». Его ставят на холодильник, как на трибуну. Дверца распахнута, в недрах холодильника кантианское звездное небо. Простой вопрос про категорический императив: а если звездное небо не над головой, а под ногами, в холодильнике, взятом в кредит, где же тогда искать нравственный закон? В каком месте?
Очевидно, что зрителю придется за Канта ответить.
Зоя Апостольская , «Российская газета», 16.03.2016
- Как хулиганил ФоменкоЗоя Ерошок, «Новая газета», 23.12.2016
- Андрей Воробьев: «У Мастерской Фоменко нет свободного времени»Виктор Борзенко, Валерий Яков, «Театрал-online», 13.12.2016
- Андрей Воробьёв: “Артистами нельзя командовать”Марина Яблонская, «Городские новости (Красноярск)», 6.12.2016
- Чего не было, того не былоЗоя Апостольская , «Российская газета», 24.11.2016
- «Любое назначение в сфере искусства не может быть как раньше, чтобы кто-то сверху назначил»Анастасия Каменская, «Коммерсантъ Lifestyle», 31.10.2016
- Идите вы в кассу: директора московских театров о том, как собрать аншлаг и заработать на билетахНаталья Витвицкая, «Forbs Life», 16.10.2016
- «Тополя»Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 12.10.2016
- «С каких пор любить свое отечество стало стыдным?»Наталья Витвицкая, «Коммерсантъ Lifestyle», 3.10.2016
- Евгений Каменькович: «Как всякий крупный писатель, он немножко пророк»Елена Губайдуллина, «Современная драматургия № 4 (окт.-дек.)», 10.2016
- Винтаж: Братская ГЭСЕлена Дьякова, ««Новая газета»», 30.09.2016
- Киноспектакль «Тополя» в «Мастерской Петра Фоменко» остался без фокусаГригорий Заславский, «Независимая газета», 28.07.2016
- Спектакль Кирилла Вытоптова «Мамаша Кураж» в Мастерской Фоменко стал двойным бенефисомГлеб Ситковский, «Ведомости», 27.07.2016
- Нажиться там, где нельзя выжитьВиктория Мельникова, «Metro», 26.07.2016
- Откуда такие цены«Коммерсантъ Lifestyle», 19.07.2016
- Дочка мамаши КуражЕвгения Заболотских, «Гудок», 15.07.2016
- Ирина Горбачева: «Для меня вся жизнь про то, с Богом ты или нет»Наталья Васильева, «Известия», 9.07.2016
- Режиссер Кирилл Вытоптов: «Рефлекс самоубийцы побудил меня взяться за Брехта»Юлия Чечикова, «М24.ru», 8.07.2016
- «Тополя»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.06.2016
- То ли девушка, а то ли — виденьеИрина Шведова, «Московская правда», 28.06.2016
- «Самое смешное — когда шутка не удалась»Андрей Архангельский, «Огонёк», 27.06.2016
- Театр с боевыми действиямиРоман Должанский, «Коммерсант», 25.06.2016
- Амбарцум Кабанян: «В Москве я часто оставался без денег»«Grazia», 23.06.2016
- «Мамаша Кураж и её дети»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 23.06.2016
- Время БрехтаМарина Шимадина, «Театрал», 23.06.2016
- Страх и нищета Мамаши КуражЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 23.06.2016
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Dolce vita советской эпохиНаталья Васильева, «Известия», 17.06.2016
- «Были и есть только тополя»: спектакль-кинофильм Мастерской Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «Buro 24/7», 16.06.2016
- Спектакль-кинофильм «Тополя» представит Мастерская Петра Фоменко«РИА Новости», 15.06.2016
- «Победы на сцене важны, но победы над собой еще важнее»Валерия Гуменюк, «Театральная афиша», 06.2016
- Мир по БрехтуВячеслав Суриков, «Эксперт», 30.05.2016
- «Мамаша Кураж» устраивает премьеру в Мастерской ФоменкоЕвгения Смурыгина, «Business FM», 26.05.2016
- Феноменальные Ирина Горбачева и Полина Кутепова в «Мамаше Кураж»Алексей Киселев , «Афиша Daily», 25.05.2016
- «Я обожаю любить»Наталья Витвицкая, «Коммерсантъ LifeStyle», 11.05.2016
- Полина КутеповаМаруся Соколова, «Port», 05.2016
- Пассажиры «Последнего троллейбуса»Ольга Фукс, «Театральная афиша», 05.2016
- Амбарцум Кабанян: «Награды — это для мамы»Анастасия Каменская, «http://www.buro247.ru», 5.04.2016
- «Школа жён»Валерия Гуменюк, «Театральная афиша», 04.2016
- Серьезная комедияЛариса Каневская, «Театральный мир (№ 4, 2016)», 04.2016
- Волемиру мирЗоя Апостольская , «Российская газета», 16.03.2016
- Жил да был за углом Волемир«Культура», 15.03.2016
- Явление ВолемираЮрий Векслер, «Радио Свобода», 3.03.2016
- Явление первоеАнастасия Пономарёва, «InStyle», 03.2016
- В Мастерской Фоменко поставили «Школу жен» МольераАнтон Хитров, «Ведомости», 24.02.2016
- Советский фарс о феномене супружеской измены с точки зрения математикиАлексей Киселев , «http://www.afisha.ru», 18.02.2016
- Школа жёнНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.02.2016
- Учат в «Школе»Наталья Витвицкая, «Театрал», 15.02.2016
- Евгений Каменькович: «Мы не задавались целью развенчивать шестидесятников»Алла Шендерова, «TimeOut», 10.02.2016
- Евгений Каменькович: «Мы не задавались целью развенчивать шестидесятников»Алла Шендерова, «TimeOut», 10.02.2016
- Для любви нужна любовьЗоя Ерошок, «Новая газета», 3.02.2016
- Звездное небо внутри холодильника «ЗИС-Москва»Елена Дьякова, «Новая газета», 3.02.2016
- О, засмейтесь, смехачиНинель Исмаилова, «Сцена», 02.2016
- «Мастерская Фоменко» впервые представит пьесу Горенштейна «Волемир»«РИА Новости», 30.01.2016
- Урок для ревнивых мужейИрина Шведова, «Московская правда», 29.01.2016
- Школа жёнАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 20.01.2016
- «На вручение знамени»Зоя Ерошок, «Новая газета», 13.01.2016
- Рогам все возрасты покорны. «Школа жен» дала зрителям уроки семейной жизниБорис Войцеховский, «Вечерняя Москва», 11.01.2016