Пассажиры «Последнего троллейбуса»
Евгений Каменькович любит ставить не ведомые театру тексты, а в случае с Фридрихом Горенштейном еще и следует за Петром Фоменко, который первым поставил в театре его «Детоубийцу» («Государь ты наш, батюшка»). Именно Фоменко несколько раз приносил Евгению Каменьковичу пьесу «Волемир» (она была написана по заказу Юрия Любимова, только что возглавившего Театр на Таганке), и тот каждый раз возвращал, признаваясь, что не знает, как ее ставить. Пока однажды количество возвращений к этому названию (скопившиеся машинописные экземпляры этой пьесы) не переросло в качество – премьеру.
Плановик горкомхоза Волемир Потапович (Томас Моцкус) вроде бы и пополнил собой великие ряды «маленьких человеков» русской литературы, но стоит в них особняком. Он и жертва, и какойто фаустов перевертыш: вечно хочет блага и часто совершает невольное зло. И подсудимый, и следователь, проводящий над собой следственный эксперимент, и судья себе самому. Косноязыкий философ, собиратель камней, по которым ступала обожаемая жена Лиза (Наталья Мартынова), и разрушитель семьи, пленивший истомившуюся по любви жену соседа (Галина Кашковская и Иван Верховых), в сатиновых трусах по колено и шляпекотелке. В этом нелепом и щемящем треугольнике есть некая «идиотская» достоевщинка (разве что советский Рогожин вместо денежных пачек соблазняет свою королеву кредитами на холодильник и стиральную машину).
Квартирка, обклеенная газетами (кажется, что ее целиком можно скомкать и выбросить), кредитный холодильник «ЗИС», в котором мерцают звезды, пляжная котлетная «Якорь», где фреска Микеланджело «Сотворение Адама» соседствует с бахромой объявлений и картонными фигурами для моментального фото – трухлявый, расползающийся по швам советский быт, сквозь который просвечивает бытие. Место встречи (да что там встречи – нерушимого союза, скрепленного хоровым пением бардов) жены и разлучницы, математика Прорезинера (Сергей Якубенко) и отставного энкавэдэшника (Степан Пьянков), на которого «в тридцать восьмом был записан наган и шелковая веревка для связывания», и прочих антиподов.
Советский морок, абсурд, наваждение мало вяжутся с расхожим представлением об оттепели 1960х (именно к этому времени относится действие пьесы), но «Волемир» точно ведет нас в чулан повеселевшего дома, где спрятаны все «скелеты» – страхи, тоска, неприкаянность человека советского, который никуда из нас не делся.
Источник: журнал Театральная афиша
Плановик горкомхоза Волемир Потапович (Томас Моцкус) вроде бы и пополнил собой великие ряды «маленьких человеков» русской литературы, но стоит в них особняком. Он и жертва, и какойто фаустов перевертыш: вечно хочет блага и часто совершает невольное зло. И подсудимый, и следователь, проводящий над собой следственный эксперимент, и судья себе самому. Косноязыкий философ, собиратель камней, по которым ступала обожаемая жена Лиза (Наталья Мартынова), и разрушитель семьи, пленивший истомившуюся по любви жену соседа (Галина Кашковская и Иван Верховых), в сатиновых трусах по колено и шляпекотелке. В этом нелепом и щемящем треугольнике есть некая «идиотская» достоевщинка (разве что советский Рогожин вместо денежных пачек соблазняет свою королеву кредитами на холодильник и стиральную машину).
Квартирка, обклеенная газетами (кажется, что ее целиком можно скомкать и выбросить), кредитный холодильник «ЗИС», в котором мерцают звезды, пляжная котлетная «Якорь», где фреска Микеланджело «Сотворение Адама» соседствует с бахромой объявлений и картонными фигурами для моментального фото – трухлявый, расползающийся по швам советский быт, сквозь который просвечивает бытие. Место встречи (да что там встречи – нерушимого союза, скрепленного хоровым пением бардов) жены и разлучницы, математика Прорезинера (Сергей Якубенко) и отставного энкавэдэшника (Степан Пьянков), на которого «в тридцать восьмом был записан наган и шелковая веревка для связывания», и прочих антиподов.
Советский морок, абсурд, наваждение мало вяжутся с расхожим представлением об оттепели 1960х (именно к этому времени относится действие пьесы), но «Волемир» точно ведет нас в чулан повеселевшего дома, где спрятаны все «скелеты» – страхи, тоска, неприкаянность человека советского, который никуда из нас не делся.
Источник: журнал Театральная афиша
Ольга Фукс, «Театральная афиша», 05.2016
- Как хулиганил ФоменкоЗоя Ерошок, «Новая газета», 23.12.2016
- Андрей Воробьев: «У Мастерской Фоменко нет свободного времени»Виктор Борзенко, Валерий Яков, «Театрал-online», 13.12.2016
- Андрей Воробьёв: “Артистами нельзя командовать”Марина Яблонская, «Городские новости (Красноярск)», 6.12.2016
- Чего не было, того не былоЗоя Апостольская , «Российская газета», 24.11.2016
- «Любое назначение в сфере искусства не может быть как раньше, чтобы кто-то сверху назначил»Анастасия Каменская, «Коммерсантъ Lifestyle», 31.10.2016
- Идите вы в кассу: директора московских театров о том, как собрать аншлаг и заработать на билетахНаталья Витвицкая, «Forbs Life», 16.10.2016
- «Тополя»Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 12.10.2016
- «С каких пор любить свое отечество стало стыдным?»Наталья Витвицкая, «Коммерсантъ Lifestyle», 3.10.2016
- Евгений Каменькович: «Как всякий крупный писатель, он немножко пророк»Елена Губайдуллина, «Современная драматургия № 4 (окт.-дек.)», 10.2016
- Винтаж: Братская ГЭСЕлена Дьякова, ««Новая газета»», 30.09.2016
- Киноспектакль «Тополя» в «Мастерской Петра Фоменко» остался без фокусаГригорий Заславский, «Независимая газета», 28.07.2016
- Спектакль Кирилла Вытоптова «Мамаша Кураж» в Мастерской Фоменко стал двойным бенефисомГлеб Ситковский, «Ведомости», 27.07.2016
- Нажиться там, где нельзя выжитьВиктория Мельникова, «Metro», 26.07.2016
- Откуда такие цены«Коммерсантъ Lifestyle», 19.07.2016
- Дочка мамаши КуражЕвгения Заболотских, «Гудок», 15.07.2016
- Ирина Горбачева: «Для меня вся жизнь про то, с Богом ты или нет»Наталья Васильева, «Известия», 9.07.2016
- Режиссер Кирилл Вытоптов: «Рефлекс самоубийцы побудил меня взяться за Брехта»Юлия Чечикова, «М24.ru», 8.07.2016
- «Тополя»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.06.2016
- То ли девушка, а то ли — виденьеИрина Шведова, «Московская правда», 28.06.2016
- «Самое смешное — когда шутка не удалась»Андрей Архангельский, «Огонёк», 27.06.2016
- Театр с боевыми действиямиРоман Должанский, «Коммерсант», 25.06.2016
- Амбарцум Кабанян: «В Москве я часто оставался без денег»«Grazia», 23.06.2016
- «Мамаша Кураж и её дети»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 23.06.2016
- Время БрехтаМарина Шимадина, «Театрал», 23.06.2016
- Страх и нищета Мамаши КуражЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 23.06.2016
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Dolce vita советской эпохиНаталья Васильева, «Известия», 17.06.2016
- «Были и есть только тополя»: спектакль-кинофильм Мастерской Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «Buro 24/7», 16.06.2016
- Спектакль-кинофильм «Тополя» представит Мастерская Петра Фоменко«РИА Новости», 15.06.2016
- «Победы на сцене важны, но победы над собой еще важнее»Валерия Гуменюк, «Театральная афиша», 06.2016
- Мир по БрехтуВячеслав Суриков, «Эксперт», 30.05.2016
- «Мамаша Кураж» устраивает премьеру в Мастерской ФоменкоЕвгения Смурыгина, «Business FM», 26.05.2016
- Феноменальные Ирина Горбачева и Полина Кутепова в «Мамаше Кураж»Алексей Киселев , «Афиша Daily», 25.05.2016
- «Я обожаю любить»Наталья Витвицкая, «Коммерсантъ LifeStyle», 11.05.2016
- Полина КутеповаМаруся Соколова, «Port», 05.2016
- Пассажиры «Последнего троллейбуса»Ольга Фукс, «Театральная афиша», 05.2016
- Амбарцум Кабанян: «Награды — это для мамы»Анастасия Каменская, «http://www.buro247.ru», 5.04.2016
- «Школа жён»Валерия Гуменюк, «Театральная афиша», 04.2016
- Серьезная комедияЛариса Каневская, «Театральный мир (№ 4, 2016)», 04.2016
- Волемиру мирЗоя Апостольская , «Российская газета», 16.03.2016
- Жил да был за углом Волемир«Культура», 15.03.2016
- Явление ВолемираЮрий Векслер, «Радио Свобода», 3.03.2016
- Явление первоеАнастасия Пономарёва, «InStyle», 03.2016
- В Мастерской Фоменко поставили «Школу жен» МольераАнтон Хитров, «Ведомости», 24.02.2016
- Советский фарс о феномене супружеской измены с точки зрения математикиАлексей Киселев , «http://www.afisha.ru», 18.02.2016
- Школа жёнНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.02.2016
- Учат в «Школе»Наталья Витвицкая, «Театрал», 15.02.2016
- Евгений Каменькович: «Мы не задавались целью развенчивать шестидесятников»Алла Шендерова, «TimeOut», 10.02.2016
- Евгений Каменькович: «Мы не задавались целью развенчивать шестидесятников»Алла Шендерова, «TimeOut», 10.02.2016
- Для любви нужна любовьЗоя Ерошок, «Новая газета», 3.02.2016
- Звездное небо внутри холодильника «ЗИС-Москва»Елена Дьякова, «Новая газета», 3.02.2016
- О, засмейтесь, смехачиНинель Исмаилова, «Сцена», 02.2016
- «Мастерская Фоменко» впервые представит пьесу Горенштейна «Волемир»«РИА Новости», 30.01.2016
- Урок для ревнивых мужейИрина Шведова, «Московская правда», 29.01.2016
- Школа жёнАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 20.01.2016
- «На вручение знамени»Зоя Ерошок, «Новая газета», 13.01.2016
- Рогам все возрасты покорны. «Школа жен» дала зрителям уроки семейной жизниБорис Войцеховский, «Вечерняя Москва», 11.01.2016