«Были и есть только тополя»: спектакль-кинофильм Мастерской Петра Фоменко
Со сцены — на экран
Владимир Топцов и Юрий Буторин поставили в Мастерской Петра Фоменко спектакль «Тополя», подарив театру статус первооткрывателя жанра спектакля-кинофильма. Мы сходили на репетицию и на премьеру постановки, чтобы посмотреть, что из этого вышло
На старой сцене Мастерской Петра Фоменко снова премьера. На этот раз театр обратился к текстам советского писателя и драматурга Александра Вампилова, назвав спектакль по одному из его рассказов — «Тополя». Занимались постановкой не приглашенные режиссеры, а артисты театра Владимир Топцов и Юрий Буторин, которые появляются на сцене вместе с молодым поколением «фоменок» — Полиной Айрапетовой и Амбарцумом Кабаняном. Вчетвером они разыгрывают историю случайной встречи — или, вернее, не совсем случившейся, но успевшей перевернуть мир главного героя встречи. Несмотря на то, что спектакль повторяет название лишь одного небольшого (он умещается на половине страницы) текста прозаика и драматурга, состоит он из многих его рассказов, дневниковых записей и воспоминаний. Есть здесь и дописанное, домысленное режиссерами. «Я просто перечитывал Вампилова, прочитал Тополя“, потом принес Каменьковичу (Евгений Каменькович — художественный руководитель Мастерской Петра Фоменко. — Прим. Buro 24/7), ему, как и мне, понравилось, и мы начали работу», — вспоминает Владимир Топцов об истоках «Тополей». Некоторые сцены были полностью придуманы режиссерами, ориентировавшимися на авторский стиль Александра Вампилова. Характеры героев, обозначенных в афише как «он» (Владимир Топцов), «он же» (Юрий Буторин), «девушка, впоследствии жена» (Полина Айрапетова) и «спутник» (Амбарцум Кабанян), получились сложными, собранными из разных его произведений. Текст самого рассказа звучит в спектакле не раз и не два, отсвечивая разными интонациями и смыслами. Повторяются и диалоги: «Ты опять? Началось? Куда тебя опять несет, ты подумай о сыне» — спрашивает то жена, то «он», то «он же». Эта двойственность героя, к которой решили прибегнуть режиссеры, привносит в спектакль чувства ностальгические, не всегда улавливаемые зрителем в своих собственных буднях, но так хорошо заметные на сцене. Ведь «встреча с самим собой принадлежит к самым неприятным», — как скажет, вспоминая Юнга, герой.
В театре постановку окрестили «спектаклем-кинофильмом»: часть действия «Тополей» перенесена со сцены на экран. Такое решение вместе с Топцовым и Буториным придумала художник спектакля Александра Дашевская, чтобы разгрузить пространство сцены. Основным местом действия становится спрятавшаяся в глубине парка аллея, где распевают птицы, а с ног сбивает запах тополей — поздняя весна без них не весна. Режиссером киночасти стал Сергей Осипьян (совсем недавно он, кстати, показал на фестивале «Кинотавр» короткометражку «Лунатики», где в главной роли появляется как раз Юрий Буторин), сумевший уловить приметы ушедшей, но не забытой советской действительности. Герои шагают со сцены на экран и обратно, исчезая в одном пространстве и тут же появляясь в другом. И если в самой постановке заняты только четыре артиста, то в фильме (что называется, в эпизодах) — добрая половина труппы Мастерской. Вот Евгений Цыганов шагает с бидоном молока и разговаривает с «ним» и с «ним же», вот в роли выпивающего шахматиста появляется Евгений Каменькович, а в роли деловитой буфетчицы с тяжелым задом — Ксения Кутепова. Эффект черно-белого кино стремились сохранить и в жизни: обесцвеченные предметы, лишенные привычных красок, отвечают именно за это. Порой действие дублируется: тогда, например, столик в кафетерии появляется и тут, и там. Движения артистов точны, но гораздо важнее вложенные в них смыслы.
Советская действительность или, нет, чувства, которые испытывает «он», хорошо знакомы каждому. «Я видел ее только раз. Может быть, потому я люблю ее всю жизнь», — говорит герой Вампилова, беззаботный студент тогда, 43-летний мужчина с женой и сыном сейчас. Встречая девушку на автобусной остановке, он зовет ее на танцы, хоть танцевать не научится и через двадцать лет, пытается выяснить ее имя и путает Ренессанс с Росинантом. Только так, и не иначе, она и будет теперь его называть. Росинант не то чтобы дерзок, поэтому не знает, как завести разговор, подсев к ней на скамейке в парке. Ему проще написать, а ей — сказать, что выкинет письма.
Высокий и статный спутник девушки, в отличие от героя, складывать слова в предложения и не теряться умеет легко. «А сейчас, на прощанье, я должен признаться тебе, что люблю себя», — говорит он на перроне перед тем, как сесть в поезд. За несколько сцен до прощальной они успеют исполнить пантомимическую миниатюру «Тополя», лишний раз разыграв текст одноименного рассказа.
Еще одну параллель с миром кино дарит и само здание, в котором расположилась Старая сцена. Когда-то на месте театра здесь был кинотеатр «Киев», а старожилы Мастерской помнят историю о том, как мастер, Петр Фоменко, узнав, что здание переходит его труппе, пришел в кинотеатр посмотреть его и так увлекся, что прямо во время сеанса принялся ходить по залу и придумывать, как он его изменит. В напоминание о тех временах — висящие над залом люстры: такие же были в «Киеве». Театральный кинофильм «фоменок» начинается с потрескивания пленки и обязательных титров, возвращая в пору, когда молоко носили в бидонах, девушек водили на танцы, а записки писали карандашами на клочках бумаги. На улицах тогда ждали телефонные будки, а афиши зазывали в Дома культуры и Дворцы пионеров. И только что тогда, что теперь все так же сильно весной пахнут тополя — «корявые черные гиганты, навсегда увязшие в синеве». Пара таких примостилась как раз возле театра.
Источник: Buro 24/7
На старой сцене Мастерской Петра Фоменко снова премьера. На этот раз театр обратился к текстам советского писателя и драматурга Александра Вампилова, назвав спектакль по одному из его рассказов — «Тополя». Занимались постановкой не приглашенные режиссеры, а артисты театра Владимир Топцов и Юрий Буторин, которые появляются на сцене вместе с молодым поколением «фоменок» — Полиной Айрапетовой и Амбарцумом Кабаняном. Вчетвером они разыгрывают историю случайной встречи — или, вернее, не совсем случившейся, но успевшей перевернуть мир главного героя встречи. Несмотря на то, что спектакль повторяет название лишь одного небольшого (он умещается на половине страницы) текста прозаика и драматурга, состоит он из многих его рассказов, дневниковых записей и воспоминаний. Есть здесь и дописанное, домысленное режиссерами. «Я просто перечитывал Вампилова, прочитал Тополя“, потом принес Каменьковичу (Евгений Каменькович — художественный руководитель Мастерской Петра Фоменко. — Прим. Buro 24/7), ему, как и мне, понравилось, и мы начали работу», — вспоминает Владимир Топцов об истоках «Тополей». Некоторые сцены были полностью придуманы режиссерами, ориентировавшимися на авторский стиль Александра Вампилова. Характеры героев, обозначенных в афише как «он» (Владимир Топцов), «он же» (Юрий Буторин), «девушка, впоследствии жена» (Полина Айрапетова) и «спутник» (Амбарцум Кабанян), получились сложными, собранными из разных его произведений. Текст самого рассказа звучит в спектакле не раз и не два, отсвечивая разными интонациями и смыслами. Повторяются и диалоги: «Ты опять? Началось? Куда тебя опять несет, ты подумай о сыне» — спрашивает то жена, то «он», то «он же». Эта двойственность героя, к которой решили прибегнуть режиссеры, привносит в спектакль чувства ностальгические, не всегда улавливаемые зрителем в своих собственных буднях, но так хорошо заметные на сцене. Ведь «встреча с самим собой принадлежит к самым неприятным», — как скажет, вспоминая Юнга, герой.
В театре постановку окрестили «спектаклем-кинофильмом»: часть действия «Тополей» перенесена со сцены на экран. Такое решение вместе с Топцовым и Буториным придумала художник спектакля Александра Дашевская, чтобы разгрузить пространство сцены. Основным местом действия становится спрятавшаяся в глубине парка аллея, где распевают птицы, а с ног сбивает запах тополей — поздняя весна без них не весна. Режиссером киночасти стал Сергей Осипьян (совсем недавно он, кстати, показал на фестивале «Кинотавр» короткометражку «Лунатики», где в главной роли появляется как раз Юрий Буторин), сумевший уловить приметы ушедшей, но не забытой советской действительности. Герои шагают со сцены на экран и обратно, исчезая в одном пространстве и тут же появляясь в другом. И если в самой постановке заняты только четыре артиста, то в фильме (что называется, в эпизодах) — добрая половина труппы Мастерской. Вот Евгений Цыганов шагает с бидоном молока и разговаривает с «ним» и с «ним же», вот в роли выпивающего шахматиста появляется Евгений Каменькович, а в роли деловитой буфетчицы с тяжелым задом — Ксения Кутепова. Эффект черно-белого кино стремились сохранить и в жизни: обесцвеченные предметы, лишенные привычных красок, отвечают именно за это. Порой действие дублируется: тогда, например, столик в кафетерии появляется и тут, и там. Движения артистов точны, но гораздо важнее вложенные в них смыслы.
Советская действительность или, нет, чувства, которые испытывает «он», хорошо знакомы каждому. «Я видел ее только раз. Может быть, потому я люблю ее всю жизнь», — говорит герой Вампилова, беззаботный студент тогда, 43-летний мужчина с женой и сыном сейчас. Встречая девушку на автобусной остановке, он зовет ее на танцы, хоть танцевать не научится и через двадцать лет, пытается выяснить ее имя и путает Ренессанс с Росинантом. Только так, и не иначе, она и будет теперь его называть. Росинант не то чтобы дерзок, поэтому не знает, как завести разговор, подсев к ней на скамейке в парке. Ему проще написать, а ей — сказать, что выкинет письма.
Высокий и статный спутник девушки, в отличие от героя, складывать слова в предложения и не теряться умеет легко. «А сейчас, на прощанье, я должен признаться тебе, что люблю себя», — говорит он на перроне перед тем, как сесть в поезд. За несколько сцен до прощальной они успеют исполнить пантомимическую миниатюру «Тополя», лишний раз разыграв текст одноименного рассказа.
Еще одну параллель с миром кино дарит и само здание, в котором расположилась Старая сцена. Когда-то на месте театра здесь был кинотеатр «Киев», а старожилы Мастерской помнят историю о том, как мастер, Петр Фоменко, узнав, что здание переходит его труппе, пришел в кинотеатр посмотреть его и так увлекся, что прямо во время сеанса принялся ходить по залу и придумывать, как он его изменит. В напоминание о тех временах — висящие над залом люстры: такие же были в «Киеве». Театральный кинофильм «фоменок» начинается с потрескивания пленки и обязательных титров, возвращая в пору, когда молоко носили в бидонах, девушек водили на танцы, а записки писали карандашами на клочках бумаги. На улицах тогда ждали телефонные будки, а афиши зазывали в Дома культуры и Дворцы пионеров. И только что тогда, что теперь все так же сильно весной пахнут тополя — «корявые черные гиганты, навсегда увязшие в синеве». Пара таких примостилась как раз возле театра.
Источник: Buro 24/7
Анастасия Каменская, «Buro 24/7», 16.06.2016
- Как хулиганил ФоменкоЗоя Ерошок, «Новая газета», 23.12.2016
- Андрей Воробьев: «У Мастерской Фоменко нет свободного времени»Виктор Борзенко, Валерий Яков, «Театрал-online», 13.12.2016
- Андрей Воробьёв: “Артистами нельзя командовать”Марина Яблонская, «Городские новости (Красноярск)», 6.12.2016
- Чего не было, того не былоЗоя Апостольская , «Российская газета», 24.11.2016
- «Любое назначение в сфере искусства не может быть как раньше, чтобы кто-то сверху назначил»Анастасия Каменская, «Коммерсантъ Lifestyle», 31.10.2016
- Идите вы в кассу: директора московских театров о том, как собрать аншлаг и заработать на билетахНаталья Витвицкая, «Forbs Life», 16.10.2016
- «Тополя»Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 12.10.2016
- «С каких пор любить свое отечество стало стыдным?»Наталья Витвицкая, «Коммерсантъ Lifestyle», 3.10.2016
- Евгений Каменькович: «Как всякий крупный писатель, он немножко пророк»Елена Губайдуллина, «Современная драматургия № 4 (окт.-дек.)», 10.2016
- Винтаж: Братская ГЭСЕлена Дьякова, ««Новая газета»», 30.09.2016
- Киноспектакль «Тополя» в «Мастерской Петра Фоменко» остался без фокусаГригорий Заславский, «Независимая газета», 28.07.2016
- Спектакль Кирилла Вытоптова «Мамаша Кураж» в Мастерской Фоменко стал двойным бенефисомГлеб Ситковский, «Ведомости», 27.07.2016
- Нажиться там, где нельзя выжитьВиктория Мельникова, «Metro», 26.07.2016
- Откуда такие цены«Коммерсантъ Lifestyle», 19.07.2016
- Дочка мамаши КуражЕвгения Заболотских, «Гудок», 15.07.2016
- Ирина Горбачева: «Для меня вся жизнь про то, с Богом ты или нет»Наталья Васильева, «Известия», 9.07.2016
- Режиссер Кирилл Вытоптов: «Рефлекс самоубийцы побудил меня взяться за Брехта»Юлия Чечикова, «М24.ru», 8.07.2016
- «Тополя»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.06.2016
- То ли девушка, а то ли — виденьеИрина Шведова, «Московская правда», 28.06.2016
- «Самое смешное — когда шутка не удалась»Андрей Архангельский, «Огонёк», 27.06.2016
- Театр с боевыми действиямиРоман Должанский, «Коммерсант», 25.06.2016
- Амбарцум Кабанян: «В Москве я часто оставался без денег»«Grazia», 23.06.2016
- «Мамаша Кураж и её дети»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 23.06.2016
- Время БрехтаМарина Шимадина, «Театрал», 23.06.2016
- Страх и нищета Мамаши КуражЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 23.06.2016
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Dolce vita советской эпохиНаталья Васильева, «Известия», 17.06.2016
- «Были и есть только тополя»: спектакль-кинофильм Мастерской Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «Buro 24/7», 16.06.2016
- Спектакль-кинофильм «Тополя» представит Мастерская Петра Фоменко«РИА Новости», 15.06.2016
- «Победы на сцене важны, но победы над собой еще важнее»Валерия Гуменюк, «Театральная афиша», 06.2016
- Мир по БрехтуВячеслав Суриков, «Эксперт», 30.05.2016
- «Мамаша Кураж» устраивает премьеру в Мастерской ФоменкоЕвгения Смурыгина, «Business FM», 26.05.2016
- Феноменальные Ирина Горбачева и Полина Кутепова в «Мамаше Кураж»Алексей Киселев , «Афиша Daily», 25.05.2016
- «Я обожаю любить»Наталья Витвицкая, «Коммерсантъ LifeStyle», 11.05.2016
- Полина КутеповаМаруся Соколова, «Port», 05.2016
- Пассажиры «Последнего троллейбуса»Ольга Фукс, «Театральная афиша», 05.2016
- Амбарцум Кабанян: «Награды — это для мамы»Анастасия Каменская, «http://www.buro247.ru», 5.04.2016
- «Школа жён»Валерия Гуменюк, «Театральная афиша», 04.2016
- Серьезная комедияЛариса Каневская, «Театральный мир (№ 4, 2016)», 04.2016
- Волемиру мирЗоя Апостольская , «Российская газета», 16.03.2016
- Жил да был за углом Волемир«Культура», 15.03.2016
- Явление ВолемираЮрий Векслер, «Радио Свобода», 3.03.2016
- Явление первоеАнастасия Пономарёва, «InStyle», 03.2016
- В Мастерской Фоменко поставили «Школу жен» МольераАнтон Хитров, «Ведомости», 24.02.2016
- Советский фарс о феномене супружеской измены с точки зрения математикиАлексей Киселев , «http://www.afisha.ru», 18.02.2016
- Школа жёнНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.02.2016
- Учат в «Школе»Наталья Витвицкая, «Театрал», 15.02.2016
- Евгений Каменькович: «Мы не задавались целью развенчивать шестидесятников»Алла Шендерова, «TimeOut», 10.02.2016
- Евгений Каменькович: «Мы не задавались целью развенчивать шестидесятников»Алла Шендерова, «TimeOut», 10.02.2016
- Для любви нужна любовьЗоя Ерошок, «Новая газета», 3.02.2016
- Звездное небо внутри холодильника «ЗИС-Москва»Елена Дьякова, «Новая газета», 3.02.2016
- О, засмейтесь, смехачиНинель Исмаилова, «Сцена», 02.2016
- «Мастерская Фоменко» впервые представит пьесу Горенштейна «Волемир»«РИА Новости», 30.01.2016
- Урок для ревнивых мужейИрина Шведова, «Московская правда», 29.01.2016
- Школа жёнАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 20.01.2016
- «На вручение знамени»Зоя Ерошок, «Новая газета», 13.01.2016
- Рогам все возрасты покорны. «Школа жен» дала зрителям уроки семейной жизниБорис Войцеховский, «Вечерняя Москва», 11.01.2016