Театр с боевыми действиями
Казалось бы, мало что в театральном мире хуже подходит друг другу, чем не сегодня сложившийся стиль театра «Мастерская П. Фоменко» и драматургия Брехта,— мысль вроде и неоригинальная, но как не предварить ею рецензию. Взять хотя бы недавний «Сон в летнюю ночь» Ивана Поповски — самый, пожалуй, успешный спектакль театра за последние сезоны: его наперебой нахваливали за «весенний хмель», «упоение игрой», «переливы настроений», в общем, за освежение полузабытых эмоций n-летней давности. Трудно представить себе этот же словесный ряд по отношению к рассудочному, недоброму Брехту — как ни поставь его. У «фоменок» отлично умеют говорить недомолвками, упиваться намеками, отводить глаза и кружить вокруг да около, увлекая зрителей в сны, во всякие волшебные театральные миры. А в пьесах рационалиста Брехта — отрезвляющее приземление, нелицеприятный разговор напрямую, презрение к обману, хоть бы и возвышающему.
Кирилл Вытоптов, разумеется, означенное противоречие хорошо понимал. Но поскольку полем битвы в конце концов была назначена не большая сцена «Мастерской», а малая, старая, та, на которой еще несколько лет назад ютился весь театр, в этом сражении можно было идти до конца: ставки здесь ниже, поэтому можно дать себе волю и рисковать. Что предстает перед глазами, когда возникает название «Мамаша Кураж и ее дети»? Свободное пространство, позволяющее осознать эпический размах антимилитаристской драмы Брехта про маркитантку Анну Фирлинг, тянущую по дорогам Европы свою повозку с товаром, про женщину, сделавшую войну источником дохода, но теряющую на этой же войне всех своих троих детей. Без войны она бы не прожила, но война несет смерть, и это неразрешимое противоречие само собой требует какого-то трагического размаха, поэтому мамашу Кураж обычно играют актрисы мощные, темпераментные, большие.
На малой сцене «Мастерской» (художник Нана Абдрашитова) выстроен элегантный белый павильон, в котором можно было бы сыграть какую-то салонную драму, и большие клетчатые дешевые сумки внутри него сами по себе уже кажутся знаком беды. Склад товара спрятан за створками стенного шкафа, отчего стесненное пространство выглядит совсем домашним: кажется, это не Анна Фирлинг таскается по дорогам, а внешний жестокий мир сам то и дело вторгается в ее личное пространство. Дальше — больше: роль Кураж отдана Полине Кутеповой, актрисе насмешливой, утонченной, какой-то звеняще хрупкой. Казалось бы, ну где же тут циничная, хваткая брехтовская торговка, идеальной исполнительницей которой на русской сцене Брехт считал Фаину Раневскую?
У Кирилла Вытоптова Кутепова играет нечто неожиданное — в ее мамаше Кураж по-прежнему много неподдельной, нерастраченной женственности. Она словно пытается защититься от навязанных ей агрессивных внешних обстоятельств и готова ждать счастье даже тогда, когда несчастья с головой накрывают ее. Со столь радикальным пересмотром знаменитой роли соглашаешься далеко не сразу, тем более что Кутепова не из тех актрис, кто может «взять» зрительный зал силой, но в конце концов решение убеждает, и тем сильнее финал, где Кураж, которая начинала спектакль в элегантном красном кожаном платье, заворачивается в платок и драную шубу, превращаясь в торгующую на улице бабку,— эта личная катастрофа не менее страшна, чем всемирная.
Есть и другие занятные «перевертыши» — так, немую дочь Кураж Катрин играет автор популярных разговорных роликов в «Инстаграме» актриса Ирина Горбачева. Но куда более важно, что режиссер вместе с актерами пытается возразить самому способу презентации брехтовских персонажей — они ищут детали, интонации и даже, страшно сказать, психологические мотивировки. Впрочем, ожидать иного было бы странно.
Описывая в конце 30-х годов прошлого века события Тридцатилетней войны, Брехт, конечно же, предупреждал мир о надвигающейся Второй мировой. Кирилл Вытоптов показывает свою чуткость и изобретательность, однако не склонен к прямым публицистическим выпадам — оттого и непременные брехтовские зонги, словами которых положено беспощадно хлестать зал, здесь превращены в музыкальные номера, стилизованные то под джазовую импровизацию, то под зажигательное фламенко, то под официозную советскую песню. Адресат спектакля «Мастерской П. Фоменко» тем не менее ясен — это человек, живущий сегодняшними тревогами.
И если шарфы футбольных фанатов в качестве символов размежевания представителей религиозных конфессий выглядят все-таки как режиссерский гэг, то сбивчивое видео с поля боя и хрипящая рация гораздо тревожнее — здесь, конечно, начинаешь думать о самозваном ополчении непризнанных народных республик. И о том, как тяжел переход к миру для тех, кто уже заражен вирусом войны,— одного из сыновей Кураж во время перемирия жестоко наказывают ровно за то, за что хвалили в дни военных действий. Об этом тоже отлично сказано у Брехта. Автор, эстетику которого решили проверить на прочность, вообще оказался великодушным: когда действие спектакля грозит распадом, он неизменно протягивает театру свою надежную руку.
Источник: «Коммерсантъ»
Кирилл Вытоптов, разумеется, означенное противоречие хорошо понимал. Но поскольку полем битвы в конце концов была назначена не большая сцена «Мастерской», а малая, старая, та, на которой еще несколько лет назад ютился весь театр, в этом сражении можно было идти до конца: ставки здесь ниже, поэтому можно дать себе волю и рисковать. Что предстает перед глазами, когда возникает название «Мамаша Кураж и ее дети»? Свободное пространство, позволяющее осознать эпический размах антимилитаристской драмы Брехта про маркитантку Анну Фирлинг, тянущую по дорогам Европы свою повозку с товаром, про женщину, сделавшую войну источником дохода, но теряющую на этой же войне всех своих троих детей. Без войны она бы не прожила, но война несет смерть, и это неразрешимое противоречие само собой требует какого-то трагического размаха, поэтому мамашу Кураж обычно играют актрисы мощные, темпераментные, большие.
На малой сцене «Мастерской» (художник Нана Абдрашитова) выстроен элегантный белый павильон, в котором можно было бы сыграть какую-то салонную драму, и большие клетчатые дешевые сумки внутри него сами по себе уже кажутся знаком беды. Склад товара спрятан за створками стенного шкафа, отчего стесненное пространство выглядит совсем домашним: кажется, это не Анна Фирлинг таскается по дорогам, а внешний жестокий мир сам то и дело вторгается в ее личное пространство. Дальше — больше: роль Кураж отдана Полине Кутеповой, актрисе насмешливой, утонченной, какой-то звеняще хрупкой. Казалось бы, ну где же тут циничная, хваткая брехтовская торговка, идеальной исполнительницей которой на русской сцене Брехт считал Фаину Раневскую?
У Кирилла Вытоптова Кутепова играет нечто неожиданное — в ее мамаше Кураж по-прежнему много неподдельной, нерастраченной женственности. Она словно пытается защититься от навязанных ей агрессивных внешних обстоятельств и готова ждать счастье даже тогда, когда несчастья с головой накрывают ее. Со столь радикальным пересмотром знаменитой роли соглашаешься далеко не сразу, тем более что Кутепова не из тех актрис, кто может «взять» зрительный зал силой, но в конце концов решение убеждает, и тем сильнее финал, где Кураж, которая начинала спектакль в элегантном красном кожаном платье, заворачивается в платок и драную шубу, превращаясь в торгующую на улице бабку,— эта личная катастрофа не менее страшна, чем всемирная.
Есть и другие занятные «перевертыши» — так, немую дочь Кураж Катрин играет автор популярных разговорных роликов в «Инстаграме» актриса Ирина Горбачева. Но куда более важно, что режиссер вместе с актерами пытается возразить самому способу презентации брехтовских персонажей — они ищут детали, интонации и даже, страшно сказать, психологические мотивировки. Впрочем, ожидать иного было бы странно.
Описывая в конце 30-х годов прошлого века события Тридцатилетней войны, Брехт, конечно же, предупреждал мир о надвигающейся Второй мировой. Кирилл Вытоптов показывает свою чуткость и изобретательность, однако не склонен к прямым публицистическим выпадам — оттого и непременные брехтовские зонги, словами которых положено беспощадно хлестать зал, здесь превращены в музыкальные номера, стилизованные то под джазовую импровизацию, то под зажигательное фламенко, то под официозную советскую песню. Адресат спектакля «Мастерской П. Фоменко» тем не менее ясен — это человек, живущий сегодняшними тревогами.
И если шарфы футбольных фанатов в качестве символов размежевания представителей религиозных конфессий выглядят все-таки как режиссерский гэг, то сбивчивое видео с поля боя и хрипящая рация гораздо тревожнее — здесь, конечно, начинаешь думать о самозваном ополчении непризнанных народных республик. И о том, как тяжел переход к миру для тех, кто уже заражен вирусом войны,— одного из сыновей Кураж во время перемирия жестоко наказывают ровно за то, за что хвалили в дни военных действий. Об этом тоже отлично сказано у Брехта. Автор, эстетику которого решили проверить на прочность, вообще оказался великодушным: когда действие спектакля грозит распадом, он неизменно протягивает театру свою надежную руку.
Источник: «Коммерсантъ»
Роман Должанский, «Коммерсант», 25.06.2016
- Как хулиганил ФоменкоЗоя Ерошок, «Новая газета», 23.12.2016
- Андрей Воробьев: «У Мастерской Фоменко нет свободного времени»Виктор Борзенко, Валерий Яков, «Театрал-online», 13.12.2016
- Андрей Воробьёв: “Артистами нельзя командовать”Марина Яблонская, «Городские новости (Красноярск)», 6.12.2016
- Чего не было, того не былоЗоя Апостольская , «Российская газета», 24.11.2016
- «Любое назначение в сфере искусства не может быть как раньше, чтобы кто-то сверху назначил»Анастасия Каменская, «Коммерсантъ Lifestyle», 31.10.2016
- Идите вы в кассу: директора московских театров о том, как собрать аншлаг и заработать на билетахНаталья Витвицкая, «Forbs Life», 16.10.2016
- «Тополя»Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 12.10.2016
- «С каких пор любить свое отечество стало стыдным?»Наталья Витвицкая, «Коммерсантъ Lifestyle», 3.10.2016
- Евгений Каменькович: «Как всякий крупный писатель, он немножко пророк»Елена Губайдуллина, «Современная драматургия № 4 (окт.-дек.)», 10.2016
- Винтаж: Братская ГЭСЕлена Дьякова, ««Новая газета»», 30.09.2016
- Киноспектакль «Тополя» в «Мастерской Петра Фоменко» остался без фокусаГригорий Заславский, «Независимая газета», 28.07.2016
- Спектакль Кирилла Вытоптова «Мамаша Кураж» в Мастерской Фоменко стал двойным бенефисомГлеб Ситковский, «Ведомости», 27.07.2016
- Нажиться там, где нельзя выжитьВиктория Мельникова, «Metro», 26.07.2016
- Откуда такие цены«Коммерсантъ Lifestyle», 19.07.2016
- Дочка мамаши КуражЕвгения Заболотских, «Гудок», 15.07.2016
- Ирина Горбачева: «Для меня вся жизнь про то, с Богом ты или нет»Наталья Васильева, «Известия», 9.07.2016
- Режиссер Кирилл Вытоптов: «Рефлекс самоубийцы побудил меня взяться за Брехта»Юлия Чечикова, «М24.ru», 8.07.2016
- «Тополя»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.06.2016
- То ли девушка, а то ли — виденьеИрина Шведова, «Московская правда», 28.06.2016
- «Самое смешное — когда шутка не удалась»Андрей Архангельский, «Огонёк», 27.06.2016
- Театр с боевыми действиямиРоман Должанский, «Коммерсант», 25.06.2016
- Амбарцум Кабанян: «В Москве я часто оставался без денег»«Grazia», 23.06.2016
- «Мамаша Кураж и её дети»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 23.06.2016
- Время БрехтаМарина Шимадина, «Театрал», 23.06.2016
- Страх и нищета Мамаши КуражЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 23.06.2016
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Dolce vita советской эпохиНаталья Васильева, «Известия», 17.06.2016
- «Были и есть только тополя»: спектакль-кинофильм Мастерской Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «Buro 24/7», 16.06.2016
- Спектакль-кинофильм «Тополя» представит Мастерская Петра Фоменко«РИА Новости», 15.06.2016
- «Победы на сцене важны, но победы над собой еще важнее»Валерия Гуменюк, «Театральная афиша», 06.2016
- Мир по БрехтуВячеслав Суриков, «Эксперт», 30.05.2016
- «Мамаша Кураж» устраивает премьеру в Мастерской ФоменкоЕвгения Смурыгина, «Business FM», 26.05.2016
- Феноменальные Ирина Горбачева и Полина Кутепова в «Мамаше Кураж»Алексей Киселев , «Афиша Daily», 25.05.2016
- «Я обожаю любить»Наталья Витвицкая, «Коммерсантъ LifeStyle», 11.05.2016
- Полина КутеповаМаруся Соколова, «Port», 05.2016
- Пассажиры «Последнего троллейбуса»Ольга Фукс, «Театральная афиша», 05.2016
- Амбарцум Кабанян: «Награды — это для мамы»Анастасия Каменская, «http://www.buro247.ru», 5.04.2016
- «Школа жён»Валерия Гуменюк, «Театральная афиша», 04.2016
- Серьезная комедияЛариса Каневская, «Театральный мир (№ 4, 2016)», 04.2016
- Волемиру мирЗоя Апостольская , «Российская газета», 16.03.2016
- Жил да был за углом Волемир«Культура», 15.03.2016
- Явление ВолемираЮрий Векслер, «Радио Свобода», 3.03.2016
- Явление первоеАнастасия Пономарёва, «InStyle», 03.2016
- В Мастерской Фоменко поставили «Школу жен» МольераАнтон Хитров, «Ведомости», 24.02.2016
- Советский фарс о феномене супружеской измены с точки зрения математикиАлексей Киселев , «http://www.afisha.ru», 18.02.2016
- Школа жёнНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.02.2016
- Учат в «Школе»Наталья Витвицкая, «Театрал», 15.02.2016
- Евгений Каменькович: «Мы не задавались целью развенчивать шестидесятников»Алла Шендерова, «TimeOut», 10.02.2016
- Евгений Каменькович: «Мы не задавались целью развенчивать шестидесятников»Алла Шендерова, «TimeOut», 10.02.2016
- Для любви нужна любовьЗоя Ерошок, «Новая газета», 3.02.2016
- Звездное небо внутри холодильника «ЗИС-Москва»Елена Дьякова, «Новая газета», 3.02.2016
- О, засмейтесь, смехачиНинель Исмаилова, «Сцена», 02.2016
- «Мастерская Фоменко» впервые представит пьесу Горенштейна «Волемир»«РИА Новости», 30.01.2016
- Урок для ревнивых мужейИрина Шведова, «Московская правда», 29.01.2016
- Школа жёнАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 20.01.2016
- «На вручение знамени»Зоя Ерошок, «Новая газета», 13.01.2016
- Рогам все возрасты покорны. «Школа жен» дала зрителям уроки семейной жизниБорис Войцеховский, «Вечерняя Москва», 11.01.2016