Откуда такие цены
Кто и каким образом решает, сколько стоит билет в театр
Цена имеет значение, а уж тем более в кризисные времена. Осознанное потребление, давно ставшее нормой и признаком хорошего тона, подразумевает внимательное отношение к вопросу не только качества, но и цены. Мы хотим и имеем право знать, почему вещи стоят столько, сколько они стоят. В новой рубрике “Ъ-Lifestyle” представители брендов и компаний объясняют, как формируются цены на те или иные товары и услуги, начиная с блюда в модном ресторане и заканчивая билетами в театр. Ну а редакция в обязательном порядке комментирует их доводы.
«Мастерская Петра Фоменко» — театр демократичный. В том смысле, что рады здесь всем и каждому, как и полагается дому, в котором служат искусству. Тем не менее порой цены на билеты особенно доступными не назовешь, хоть они запросто покажутся такими в сравнении с другими московскими театрами. Мы решили разобраться, кто и как решает, за какую сумму вам позволят оказаться в зале, и обратились за объяснениями к Андрею Воробьеву, директору «Мастерской».
«У нас в театре есть несколько категорий спектаклей. Первая — это спектакли, которые становятся коммерческой составляющей жизни театра. На них спрос всегда выше, чем предложение: количество зрителей, которые хотят увидеть постановку, гораздо больше, чем то количество билетов, которое театр готов выпустить в продажу. Соответственно, на них появляется спрос не только у зрителей, но и у спекулянтов. Для того, чтобы этих спекулянтов обойти и те деньги, которые они зарабатывают на перепродаже билетов, пошли не к ним в карман, а в кассу и, соответственно, были направлены на уставную деятельность, театр вынужден какой-то процент билетов выпускать на рынок по достаточно высокой цене. То есть эту цену определяют больше спекулянты, чем сам театр — нам это нужно для того, чтобы составить им конкуренцию. Но спекулянт по высокой цене предлагает билеты не слишком высокого качества, театр за эти же деньги готов предоставить самые лучшие места в зале. И это делает спекулянта менее конкурентоспособным. Во вторую категорию входят спектакли, на которые спрос ниже. Это, как правило, сложные, экспериментальные, поисковые работы, сделанные по произведениям трудных для восприятия авторов (в пример можно привести Джойса, Салтыкова-Щедрина). Они делаются не столько для зрителя, сколько для самого театра: они важны для нашего творчества, поиска, эксперимента, для чувства достоинства театра, который делает спектакли не только на потребу публике. Конечно, это тоже важно, зрителю нужно иногда отдохнуть, посмеяться, повеселиться, для этого существуют комедии, детективы. Но есть постановки, которые нужны театру. Ведь театр вообще-то должен заглядывать в будущее, идти вперед, стараться помочь зрителю не деградировать, а развиваться. И с этой целью создаются именно такие работы, которые востребованы гораздо меньше и продаются не на 100%. Естественно, на эти спектакли ценообразование совсем другое, главное — остаться в рамках нормальной статистики, чтобы продать 70–80% билетов.
Мы не частный театр на самоокупаемости, а бюджетное учреждение, у нас есть государственная субсидия, на которую мы не шикарно, но можем жить и не погибнуть. Этих денег хватит, в принципе, для того, чтобы театр не обанкротился. Те же деньги, которые нам удается заработать от продажи билетов, мы направляем на развитие театра, создание новых спектаклей, закупку оборудования, повышение заработной платы сотрудникам, на новые технологии. В отличие от частного театра, мы не обязаны обязательно окупить проект. Окупаемость спектакля не является принципиальной необходимостью. Самое главное — чтобы мы добились творческо-производственного, художественного успеха. А будет приносить этот спектакль доход в будущем или не будет — это не главное. Да, нужно зарабатывать деньги, но это необязательно. Поэтому, приступая к каждой новой работе, мы думаем о целесообразности ее с точки зрения художественной и творческой. Получился успешный проект и смогли заработать деньги — очень радуемся, хлопаем в ладоши, выплачиваем сотрудникам театра премии, запускаем новые интересные проекты, не получается — что делать, так бывает. Творчество — это всегда риск и непредсказуемость.
Ни эксплуатация здания, ни коммунальные платежи, ни заработная плата коллектива, ни стоимость постановки — ничто не рассчитывается в стоимость билета по одной причине: все это заложено в размер государственной субсидии. Новый спектакль не будет создан, если у нас нет на него бюджета изначально. Вообще, создавая новые спектакли, театр не столько думает о доходе, сколько о своем предназначении. О том, для чего он вообще существует. И если удается добиться творческо-художественного успеха, признания у зрителей и коллег, критиков, режиссеров и артистов других театров и при этом еще получить финансово-экономический успех, то это совсем хорошо».
Мнение “Ъ-Lifestyle”:
Тот самый случай, когда на благо театра и потратить не жалко.
Источник: Коммерсантъ Lifestyle
«Мастерская Петра Фоменко» — театр демократичный. В том смысле, что рады здесь всем и каждому, как и полагается дому, в котором служат искусству. Тем не менее порой цены на билеты особенно доступными не назовешь, хоть они запросто покажутся такими в сравнении с другими московскими театрами. Мы решили разобраться, кто и как решает, за какую сумму вам позволят оказаться в зале, и обратились за объяснениями к Андрею Воробьеву, директору «Мастерской».
«У нас в театре есть несколько категорий спектаклей. Первая — это спектакли, которые становятся коммерческой составляющей жизни театра. На них спрос всегда выше, чем предложение: количество зрителей, которые хотят увидеть постановку, гораздо больше, чем то количество билетов, которое театр готов выпустить в продажу. Соответственно, на них появляется спрос не только у зрителей, но и у спекулянтов. Для того, чтобы этих спекулянтов обойти и те деньги, которые они зарабатывают на перепродаже билетов, пошли не к ним в карман, а в кассу и, соответственно, были направлены на уставную деятельность, театр вынужден какой-то процент билетов выпускать на рынок по достаточно высокой цене. То есть эту цену определяют больше спекулянты, чем сам театр — нам это нужно для того, чтобы составить им конкуренцию. Но спекулянт по высокой цене предлагает билеты не слишком высокого качества, театр за эти же деньги готов предоставить самые лучшие места в зале. И это делает спекулянта менее конкурентоспособным. Во вторую категорию входят спектакли, на которые спрос ниже. Это, как правило, сложные, экспериментальные, поисковые работы, сделанные по произведениям трудных для восприятия авторов (в пример можно привести Джойса, Салтыкова-Щедрина). Они делаются не столько для зрителя, сколько для самого театра: они важны для нашего творчества, поиска, эксперимента, для чувства достоинства театра, который делает спектакли не только на потребу публике. Конечно, это тоже важно, зрителю нужно иногда отдохнуть, посмеяться, повеселиться, для этого существуют комедии, детективы. Но есть постановки, которые нужны театру. Ведь театр вообще-то должен заглядывать в будущее, идти вперед, стараться помочь зрителю не деградировать, а развиваться. И с этой целью создаются именно такие работы, которые востребованы гораздо меньше и продаются не на 100%. Естественно, на эти спектакли ценообразование совсем другое, главное — остаться в рамках нормальной статистики, чтобы продать 70–80% билетов.
Мы не частный театр на самоокупаемости, а бюджетное учреждение, у нас есть государственная субсидия, на которую мы не шикарно, но можем жить и не погибнуть. Этих денег хватит, в принципе, для того, чтобы театр не обанкротился. Те же деньги, которые нам удается заработать от продажи билетов, мы направляем на развитие театра, создание новых спектаклей, закупку оборудования, повышение заработной платы сотрудникам, на новые технологии. В отличие от частного театра, мы не обязаны обязательно окупить проект. Окупаемость спектакля не является принципиальной необходимостью. Самое главное — чтобы мы добились творческо-производственного, художественного успеха. А будет приносить этот спектакль доход в будущем или не будет — это не главное. Да, нужно зарабатывать деньги, но это необязательно. Поэтому, приступая к каждой новой работе, мы думаем о целесообразности ее с точки зрения художественной и творческой. Получился успешный проект и смогли заработать деньги — очень радуемся, хлопаем в ладоши, выплачиваем сотрудникам театра премии, запускаем новые интересные проекты, не получается — что делать, так бывает. Творчество — это всегда риск и непредсказуемость.
Ни эксплуатация здания, ни коммунальные платежи, ни заработная плата коллектива, ни стоимость постановки — ничто не рассчитывается в стоимость билета по одной причине: все это заложено в размер государственной субсидии. Новый спектакль не будет создан, если у нас нет на него бюджета изначально. Вообще, создавая новые спектакли, театр не столько думает о доходе, сколько о своем предназначении. О том, для чего он вообще существует. И если удается добиться творческо-художественного успеха, признания у зрителей и коллег, критиков, режиссеров и артистов других театров и при этом еще получить финансово-экономический успех, то это совсем хорошо».
Мнение “Ъ-Lifestyle”:
Тот самый случай, когда на благо театра и потратить не жалко.
Источник: Коммерсантъ Lifestyle
«Коммерсантъ Lifestyle», 19.07.2016
- Как хулиганил ФоменкоЗоя Ерошок, «Новая газета», 23.12.2016
- Андрей Воробьев: «У Мастерской Фоменко нет свободного времени»Виктор Борзенко, Валерий Яков, «Театрал-online», 13.12.2016
- Андрей Воробьёв: “Артистами нельзя командовать”Марина Яблонская, «Городские новости (Красноярск)», 6.12.2016
- Чего не было, того не былоЗоя Апостольская , «Российская газета», 24.11.2016
- «Любое назначение в сфере искусства не может быть как раньше, чтобы кто-то сверху назначил»Анастасия Каменская, «Коммерсантъ Lifestyle», 31.10.2016
- Идите вы в кассу: директора московских театров о том, как собрать аншлаг и заработать на билетахНаталья Витвицкая, «Forbs Life», 16.10.2016
- «Тополя»Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 12.10.2016
- «С каких пор любить свое отечество стало стыдным?»Наталья Витвицкая, «Коммерсантъ Lifestyle», 3.10.2016
- Евгений Каменькович: «Как всякий крупный писатель, он немножко пророк»Елена Губайдуллина, «Современная драматургия № 4 (окт.-дек.)», 10.2016
- Винтаж: Братская ГЭСЕлена Дьякова, ««Новая газета»», 30.09.2016
- Киноспектакль «Тополя» в «Мастерской Петра Фоменко» остался без фокусаГригорий Заславский, «Независимая газета», 28.07.2016
- Спектакль Кирилла Вытоптова «Мамаша Кураж» в Мастерской Фоменко стал двойным бенефисомГлеб Ситковский, «Ведомости», 27.07.2016
- Нажиться там, где нельзя выжитьВиктория Мельникова, «Metro», 26.07.2016
- Откуда такие цены«Коммерсантъ Lifestyle», 19.07.2016
- Дочка мамаши КуражЕвгения Заболотских, «Гудок», 15.07.2016
- Ирина Горбачева: «Для меня вся жизнь про то, с Богом ты или нет»Наталья Васильева, «Известия», 9.07.2016
- Режиссер Кирилл Вытоптов: «Рефлекс самоубийцы побудил меня взяться за Брехта»Юлия Чечикова, «М24.ru», 8.07.2016
- «Тополя»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.06.2016
- То ли девушка, а то ли — виденьеИрина Шведова, «Московская правда», 28.06.2016
- «Самое смешное — когда шутка не удалась»Андрей Архангельский, «Огонёк», 27.06.2016
- Театр с боевыми действиямиРоман Должанский, «Коммерсант», 25.06.2016
- Амбарцум Кабанян: «В Москве я часто оставался без денег»«Grazia», 23.06.2016
- «Мамаша Кураж и её дети»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 23.06.2016
- Время БрехтаМарина Шимадина, «Театрал», 23.06.2016
- Страх и нищета Мамаши КуражЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 23.06.2016
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Dolce vita советской эпохиНаталья Васильева, «Известия», 17.06.2016
- «Были и есть только тополя»: спектакль-кинофильм Мастерской Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «Buro 24/7», 16.06.2016
- Спектакль-кинофильм «Тополя» представит Мастерская Петра Фоменко«РИА Новости», 15.06.2016
- «Победы на сцене важны, но победы над собой еще важнее»Валерия Гуменюк, «Театральная афиша», 06.2016
- Мир по БрехтуВячеслав Суриков, «Эксперт», 30.05.2016
- «Мамаша Кураж» устраивает премьеру в Мастерской ФоменкоЕвгения Смурыгина, «Business FM», 26.05.2016
- Феноменальные Ирина Горбачева и Полина Кутепова в «Мамаше Кураж»Алексей Киселев , «Афиша Daily», 25.05.2016
- «Я обожаю любить»Наталья Витвицкая, «Коммерсантъ LifeStyle», 11.05.2016
- Полина КутеповаМаруся Соколова, «Port», 05.2016
- Пассажиры «Последнего троллейбуса»Ольга Фукс, «Театральная афиша», 05.2016
- Амбарцум Кабанян: «Награды — это для мамы»Анастасия Каменская, «http://www.buro247.ru», 5.04.2016
- «Школа жён»Валерия Гуменюк, «Театральная афиша», 04.2016
- Серьезная комедияЛариса Каневская, «Театральный мир (№ 4, 2016)», 04.2016
- Волемиру мирЗоя Апостольская , «Российская газета», 16.03.2016
- Жил да был за углом Волемир«Культура», 15.03.2016
- Явление ВолемираЮрий Векслер, «Радио Свобода», 3.03.2016
- Явление первоеАнастасия Пономарёва, «InStyle», 03.2016
- В Мастерской Фоменко поставили «Школу жен» МольераАнтон Хитров, «Ведомости», 24.02.2016
- Советский фарс о феномене супружеской измены с точки зрения математикиАлексей Киселев , «http://www.afisha.ru», 18.02.2016
- Школа жёнНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.02.2016
- Учат в «Школе»Наталья Витвицкая, «Театрал», 15.02.2016
- Евгений Каменькович: «Мы не задавались целью развенчивать шестидесятников»Алла Шендерова, «TimeOut», 10.02.2016
- Евгений Каменькович: «Мы не задавались целью развенчивать шестидесятников»Алла Шендерова, «TimeOut», 10.02.2016
- Для любви нужна любовьЗоя Ерошок, «Новая газета», 3.02.2016
- Звездное небо внутри холодильника «ЗИС-Москва»Елена Дьякова, «Новая газета», 3.02.2016
- О, засмейтесь, смехачиНинель Исмаилова, «Сцена», 02.2016
- «Мастерская Фоменко» впервые представит пьесу Горенштейна «Волемир»«РИА Новости», 30.01.2016
- Урок для ревнивых мужейИрина Шведова, «Московская правда», 29.01.2016
- Школа жёнАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 20.01.2016
- «На вручение знамени»Зоя Ерошок, «Новая газета», 13.01.2016
- Рогам все возрасты покорны. «Школа жен» дала зрителям уроки семейной жизниБорис Войцеховский, «Вечерняя Москва», 11.01.2016