Киноспектакль «Тополя» в «Мастерской Петра Фоменко» остался без фокуса
Копперфильда пригласить забыли
«Тополя» один из премьерных спектаклей «Мастерской Петра Фоменко», театра, который не боится выпускать новые работы под конец сезона, уходя в лето. Неизменная любовь к «фоменкам» обеспечивает аншлаги, современный формат позволяет спектаклю быть кратким час десять без антракта, впрочем, одноименный рассказ Александра Вампилова можно было прочесть, наверное, минут за пять, в программке он опубликован целиком. А спектакль идёт час десять.
У Вампилова и сегодня с театром непростые отношения. С одной стороны, Табаков уже отлил фигуру драматурга в бронзе, поставив рядом с двумя другими русскими драматургами-классиками второй половины ХХ века с Виктором Сергеевичем Розовым и Александром Моисеевичем Володиным. И его самого тоже называют классиком, но классиком до сих пор не прочитанным или прочитанным не до конца, тем самым объясняя отсутствие великих спектаклей по пьесам Вампилова. Хотя как раз Олег Табаков играл в одном из лучших спектаклей по коротким одноактным его комедиям в «Провинциальных анекдотах», спектакле Валерия Фокина в театре «Современник». Был когда-то важный для понимания драматурга спектакль открывшего Вампилова первым в Москве Владимира Андреева «Прошлым летом в Чулимске», со Станиславом Любшиным в роли Шаманова. «Утиную охоту» ставили много раз, но великих спектаклей все-таки не было до сих пор, и киноверсию с Олегом Далем в роли Зилова тоже не причисляют к безусловным художественным удачам Может быть, ещё и по этой причине у «Тополей» не один, а сразу три режиссера? Которые, вероятно, в поиске адекватности, то есть соответствия автору, его замыслу, придумали изобразить на сцене «Мастерской Петра Фоменко» спектакль-кинофильм? Именно так обозначен жанр этой премьеры.
В основе этого недлинного спектакля, как уже было сказано выше, рассказ Вампилова. Не его знаменитые, хотя и «недооткрытые» или едва только «приоткрытые» пьесы, а куда менее известная проза, короткие рассказы, еще немного и те самые «крохотки» Солженицына или «мгновения» Бондарева, да мало ли в русской литературе за последние без малого двести лет было примеров таких вот коротких рассказов, с сюжетами и одними только впечатлениями?! Импрессионистичность «Тополей» очевидна в том, как автор высвечивает отдельные важные для его повествования, для впечатлений и чувств цвета «пронзительно синий воздух», тополя «корявые черные гиганты, навсегда увязшие в синеве», «синь, мутнеющая синь», «безумно-синим сделался воздух» Ничего явного, лишь тополя вечная константа в этой истории. Как сыграть эту синеву в спектакле, сделанном принципиально черно-белым, действие которого переплывает со сцены на экран и обратно, где на экране черно-белые интерьеры и аллея тоже черно-белая, а на актерах костюмы матовые, чуть отдающие в желтизну, бежевые, точно сошедшие со старой пожелтевшей кинопленки (художник Александра Дашевская, костюмы Анны Белан и Валерии Курочкиной)?
Едва замечаешь или узнаёшь про эту помесь жанров про спектакль-кинофильм, тут же напрягаешься, делаешь стойку: интересно же, как это очевидное противоречие будет преодолено? В конце концов этот случай не первый, когда режиссеры предпринимают попытку «синхронизировать» видео и живой актерский план, происходящее на экране с игрой актёров на сцене. К сожалению, самый удачный виденный мною опыт в памяти остался анонимным, это был спектакль испанского, кажется, театра по «Фаусту», там буквально мистически удалось добиться порой пугающих перетеканий действия с поставленных друг на друга четырех или пяти экранов-телевизоров к живым актерам и обратно.
Вампилов реалист, но и он в этой истории пытается поймать и отрефлексировать некоторую неслучайность в случайной то ли встрече, то ли не-встрече, так далеко отбросившую тень, можно сказать, на всю последующую жизнь героя
Некто рассказывает, как спешил через городской сад к невесте, но неожиданно столкнулся с прекрасной незнакомкой, прошел мимо и теперь, спустя 10 лет, женившись по любви и имея 10-летнего сына, каждую весну тоскует на том же месте, в тот же час, в садике среди тополей. И уже напоследок: «Я ее никогда не видел. Её не было. Были и есть только тополя» В этом коротком рассказе, честно говоря, нечего играть. Тут, представляется, очевидная ошибка с выбором материала. В 39 строках полная невнятица мыслей и чувств. И - никакой драматургии.
Это только кажется, что интересно разбираться в том, что таит некоторую тайну. В этой короткой истории нет истории. Рассказчик обманывает себя, а следом пытается, впрочем, безуспешно, обмануть читателей. Если ты женился по любви, какого черта тебе искать в этих тополях? Если шёл к невесте и встретил другую, волшебную, то, значит, невеста была не так уж любима Зачем врать, что женился по любви? Бывают, конечно, случаи, когда мужчина встречается одновременно с двумя девушками. Я помню, переживал когда-то по схожему поводу. Но дядя, мудрый человек меня остановил вопросом: «В каком смысле одновременно?» «Сегодня с одной, завтра с другой » «Это не называется одновременно, это последовательно. Так и надо».
Вампилов, наверное, был великим драматургом, но, судя по рассказу «Тополя», проза ему удавалась не всегда. В песенке Максима Леонидова драматургии побольше:
«Она прошла, как каравелла, по зеленым волнам
Прохладным ливнем после жаркого дня
Я оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она
Чтоб посмотреть, не оглянулся ли я».
Проблема с сюжетосложением неминуемо отзывается в приблизительностях, которые уже от себя добавляет театр. Хотелось предложить нечто новое, поискать (и найти, конечно!) что-то интересное на стыке театра и кино, которое, как мы уже видим, спустя сто-то с лишним лет, театр не погубило, живут они поживают, время от времени забегая на чужую территорию. Но ничего интересного найти, к сожалению, не удалось: чтобы перейти с аллеи на сцену, актерам приходится сделать шаг в сторону, за кулисы. Понятно, что иначе не получится. Но «что не получится» было ясно и до этого спектакля, а спектакль такой спектакль-кинофильм вероятно, стоило ставить лишь в том случае, если его авторы находят фокус, с помощью которого эту очевидную преграду удается преодолеть. В конце концов, у них же есть как его? Дэвид Копперфильд! Значит, задумав нечто необыкновенное, надо было начинать с попыток преодоления земного тяготения.
Всё остальное, впрочем, весьма обаятельно: появление в эпизодических ролях Ивана Верховых, Тагира Рахимова, Кирилла Пирогова, Евгения Цыганова, Ксении Кутеповой и самого Евгения Каменьковича Всё это полно очарования. Прелестно. Но к рассказу «Тополя» всё это отношения не имеет.
То, что Владимир Топцов, которому достается роль героя в возрасте, и Амбарцум Кабанян актеры хорошие, содержательные, не подлежит сомнению. Даже после этого спектакля.
Источник: Независимая газета
У Вампилова и сегодня с театром непростые отношения. С одной стороны, Табаков уже отлил фигуру драматурга в бронзе, поставив рядом с двумя другими русскими драматургами-классиками второй половины ХХ века с Виктором Сергеевичем Розовым и Александром Моисеевичем Володиным. И его самого тоже называют классиком, но классиком до сих пор не прочитанным или прочитанным не до конца, тем самым объясняя отсутствие великих спектаклей по пьесам Вампилова. Хотя как раз Олег Табаков играл в одном из лучших спектаклей по коротким одноактным его комедиям в «Провинциальных анекдотах», спектакле Валерия Фокина в театре «Современник». Был когда-то важный для понимания драматурга спектакль открывшего Вампилова первым в Москве Владимира Андреева «Прошлым летом в Чулимске», со Станиславом Любшиным в роли Шаманова. «Утиную охоту» ставили много раз, но великих спектаклей все-таки не было до сих пор, и киноверсию с Олегом Далем в роли Зилова тоже не причисляют к безусловным художественным удачам Может быть, ещё и по этой причине у «Тополей» не один, а сразу три режиссера? Которые, вероятно, в поиске адекватности, то есть соответствия автору, его замыслу, придумали изобразить на сцене «Мастерской Петра Фоменко» спектакль-кинофильм? Именно так обозначен жанр этой премьеры.
В основе этого недлинного спектакля, как уже было сказано выше, рассказ Вампилова. Не его знаменитые, хотя и «недооткрытые» или едва только «приоткрытые» пьесы, а куда менее известная проза, короткие рассказы, еще немного и те самые «крохотки» Солженицына или «мгновения» Бондарева, да мало ли в русской литературе за последние без малого двести лет было примеров таких вот коротких рассказов, с сюжетами и одними только впечатлениями?! Импрессионистичность «Тополей» очевидна в том, как автор высвечивает отдельные важные для его повествования, для впечатлений и чувств цвета «пронзительно синий воздух», тополя «корявые черные гиганты, навсегда увязшие в синеве», «синь, мутнеющая синь», «безумно-синим сделался воздух» Ничего явного, лишь тополя вечная константа в этой истории. Как сыграть эту синеву в спектакле, сделанном принципиально черно-белым, действие которого переплывает со сцены на экран и обратно, где на экране черно-белые интерьеры и аллея тоже черно-белая, а на актерах костюмы матовые, чуть отдающие в желтизну, бежевые, точно сошедшие со старой пожелтевшей кинопленки (художник Александра Дашевская, костюмы Анны Белан и Валерии Курочкиной)?
Едва замечаешь или узнаёшь про эту помесь жанров про спектакль-кинофильм, тут же напрягаешься, делаешь стойку: интересно же, как это очевидное противоречие будет преодолено? В конце концов этот случай не первый, когда режиссеры предпринимают попытку «синхронизировать» видео и живой актерский план, происходящее на экране с игрой актёров на сцене. К сожалению, самый удачный виденный мною опыт в памяти остался анонимным, это был спектакль испанского, кажется, театра по «Фаусту», там буквально мистически удалось добиться порой пугающих перетеканий действия с поставленных друг на друга четырех или пяти экранов-телевизоров к живым актерам и обратно.
Вампилов реалист, но и он в этой истории пытается поймать и отрефлексировать некоторую неслучайность в случайной то ли встрече, то ли не-встрече, так далеко отбросившую тень, можно сказать, на всю последующую жизнь героя
Некто рассказывает, как спешил через городской сад к невесте, но неожиданно столкнулся с прекрасной незнакомкой, прошел мимо и теперь, спустя 10 лет, женившись по любви и имея 10-летнего сына, каждую весну тоскует на том же месте, в тот же час, в садике среди тополей. И уже напоследок: «Я ее никогда не видел. Её не было. Были и есть только тополя» В этом коротком рассказе, честно говоря, нечего играть. Тут, представляется, очевидная ошибка с выбором материала. В 39 строках полная невнятица мыслей и чувств. И - никакой драматургии.
Это только кажется, что интересно разбираться в том, что таит некоторую тайну. В этой короткой истории нет истории. Рассказчик обманывает себя, а следом пытается, впрочем, безуспешно, обмануть читателей. Если ты женился по любви, какого черта тебе искать в этих тополях? Если шёл к невесте и встретил другую, волшебную, то, значит, невеста была не так уж любима Зачем врать, что женился по любви? Бывают, конечно, случаи, когда мужчина встречается одновременно с двумя девушками. Я помню, переживал когда-то по схожему поводу. Но дядя, мудрый человек меня остановил вопросом: «В каком смысле одновременно?» «Сегодня с одной, завтра с другой » «Это не называется одновременно, это последовательно. Так и надо».
Вампилов, наверное, был великим драматургом, но, судя по рассказу «Тополя», проза ему удавалась не всегда. В песенке Максима Леонидова драматургии побольше:
«Она прошла, как каравелла, по зеленым волнам
Прохладным ливнем после жаркого дня
Я оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она
Чтоб посмотреть, не оглянулся ли я».
Проблема с сюжетосложением неминуемо отзывается в приблизительностях, которые уже от себя добавляет театр. Хотелось предложить нечто новое, поискать (и найти, конечно!) что-то интересное на стыке театра и кино, которое, как мы уже видим, спустя сто-то с лишним лет, театр не погубило, живут они поживают, время от времени забегая на чужую территорию. Но ничего интересного найти, к сожалению, не удалось: чтобы перейти с аллеи на сцену, актерам приходится сделать шаг в сторону, за кулисы. Понятно, что иначе не получится. Но «что не получится» было ясно и до этого спектакля, а спектакль такой спектакль-кинофильм вероятно, стоило ставить лишь в том случае, если его авторы находят фокус, с помощью которого эту очевидную преграду удается преодолеть. В конце концов, у них же есть как его? Дэвид Копперфильд! Значит, задумав нечто необыкновенное, надо было начинать с попыток преодоления земного тяготения.
Всё остальное, впрочем, весьма обаятельно: появление в эпизодических ролях Ивана Верховых, Тагира Рахимова, Кирилла Пирогова, Евгения Цыганова, Ксении Кутеповой и самого Евгения Каменьковича Всё это полно очарования. Прелестно. Но к рассказу «Тополя» всё это отношения не имеет.
То, что Владимир Топцов, которому достается роль героя в возрасте, и Амбарцум Кабанян актеры хорошие, содержательные, не подлежит сомнению. Даже после этого спектакля.
Источник: Независимая газета
Григорий Заславский, «Независимая газета», 28.07.2016
- Как хулиганил ФоменкоЗоя Ерошок, «Новая газета», 23.12.2016
- Андрей Воробьев: «У Мастерской Фоменко нет свободного времени»Виктор Борзенко, Валерий Яков, «Театрал-online», 13.12.2016
- Андрей Воробьёв: “Артистами нельзя командовать”Марина Яблонская, «Городские новости (Красноярск)», 6.12.2016
- Чего не было, того не былоЗоя Апостольская , «Российская газета», 24.11.2016
- «Любое назначение в сфере искусства не может быть как раньше, чтобы кто-то сверху назначил»Анастасия Каменская, «Коммерсантъ Lifestyle», 31.10.2016
- Идите вы в кассу: директора московских театров о том, как собрать аншлаг и заработать на билетахНаталья Витвицкая, «Forbs Life», 16.10.2016
- «Тополя»Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 12.10.2016
- «С каких пор любить свое отечество стало стыдным?»Наталья Витвицкая, «Коммерсантъ Lifestyle», 3.10.2016
- Евгений Каменькович: «Как всякий крупный писатель, он немножко пророк»Елена Губайдуллина, «Современная драматургия № 4 (окт.-дек.)», 10.2016
- Винтаж: Братская ГЭСЕлена Дьякова, ««Новая газета»», 30.09.2016
- Киноспектакль «Тополя» в «Мастерской Петра Фоменко» остался без фокусаГригорий Заславский, «Независимая газета», 28.07.2016
- Спектакль Кирилла Вытоптова «Мамаша Кураж» в Мастерской Фоменко стал двойным бенефисомГлеб Ситковский, «Ведомости», 27.07.2016
- Нажиться там, где нельзя выжитьВиктория Мельникова, «Metro», 26.07.2016
- Откуда такие цены«Коммерсантъ Lifestyle», 19.07.2016
- Дочка мамаши КуражЕвгения Заболотских, «Гудок», 15.07.2016
- Ирина Горбачева: «Для меня вся жизнь про то, с Богом ты или нет»Наталья Васильева, «Известия», 9.07.2016
- Режиссер Кирилл Вытоптов: «Рефлекс самоубийцы побудил меня взяться за Брехта»Юлия Чечикова, «М24.ru», 8.07.2016
- «Тополя»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.06.2016
- То ли девушка, а то ли — виденьеИрина Шведова, «Московская правда», 28.06.2016
- «Самое смешное — когда шутка не удалась»Андрей Архангельский, «Огонёк», 27.06.2016
- Театр с боевыми действиямиРоман Должанский, «Коммерсант», 25.06.2016
- Амбарцум Кабанян: «В Москве я часто оставался без денег»«Grazia», 23.06.2016
- «Мамаша Кураж и её дети»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 23.06.2016
- Время БрехтаМарина Шимадина, «Театрал», 23.06.2016
- Страх и нищета Мамаши КуражЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 23.06.2016
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Dolce vita советской эпохиНаталья Васильева, «Известия», 17.06.2016
- «Были и есть только тополя»: спектакль-кинофильм Мастерской Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «Buro 24/7», 16.06.2016
- Спектакль-кинофильм «Тополя» представит Мастерская Петра Фоменко«РИА Новости», 15.06.2016
- «Победы на сцене важны, но победы над собой еще важнее»Валерия Гуменюк, «Театральная афиша», 06.2016
- Мир по БрехтуВячеслав Суриков, «Эксперт», 30.05.2016
- «Мамаша Кураж» устраивает премьеру в Мастерской ФоменкоЕвгения Смурыгина, «Business FM», 26.05.2016
- Феноменальные Ирина Горбачева и Полина Кутепова в «Мамаше Кураж»Алексей Киселев , «Афиша Daily», 25.05.2016
- «Я обожаю любить»Наталья Витвицкая, «Коммерсантъ LifeStyle», 11.05.2016
- Полина КутеповаМаруся Соколова, «Port», 05.2016
- Пассажиры «Последнего троллейбуса»Ольга Фукс, «Театральная афиша», 05.2016
- Амбарцум Кабанян: «Награды — это для мамы»Анастасия Каменская, «http://www.buro247.ru», 5.04.2016
- «Школа жён»Валерия Гуменюк, «Театральная афиша», 04.2016
- Серьезная комедияЛариса Каневская, «Театральный мир (№ 4, 2016)», 04.2016
- Волемиру мирЗоя Апостольская , «Российская газета», 16.03.2016
- Жил да был за углом Волемир«Культура», 15.03.2016
- Явление ВолемираЮрий Векслер, «Радио Свобода», 3.03.2016
- Явление первоеАнастасия Пономарёва, «InStyle», 03.2016
- В Мастерской Фоменко поставили «Школу жен» МольераАнтон Хитров, «Ведомости», 24.02.2016
- Советский фарс о феномене супружеской измены с точки зрения математикиАлексей Киселев , «http://www.afisha.ru», 18.02.2016
- Школа жёнНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.02.2016
- Учат в «Школе»Наталья Витвицкая, «Театрал», 15.02.2016
- Евгений Каменькович: «Мы не задавались целью развенчивать шестидесятников»Алла Шендерова, «TimeOut», 10.02.2016
- Евгений Каменькович: «Мы не задавались целью развенчивать шестидесятников»Алла Шендерова, «TimeOut», 10.02.2016
- Для любви нужна любовьЗоя Ерошок, «Новая газета», 3.02.2016
- Звездное небо внутри холодильника «ЗИС-Москва»Елена Дьякова, «Новая газета», 3.02.2016
- О, засмейтесь, смехачиНинель Исмаилова, «Сцена», 02.2016
- «Мастерская Фоменко» впервые представит пьесу Горенштейна «Волемир»«РИА Новости», 30.01.2016
- Урок для ревнивых мужейИрина Шведова, «Московская правда», 29.01.2016
- Школа жёнАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 20.01.2016
- «На вручение знамени»Зоя Ерошок, «Новая газета», 13.01.2016
- Рогам все возрасты покорны. «Школа жен» дала зрителям уроки семейной жизниБорис Войцеховский, «Вечерняя Москва», 11.01.2016