Идите вы в кассу: директора московских театров о том, как собрать аншлаг и заработать на билетах
Forbes Life выяснил: хотя в Москве нет ни одного самоокупающегося театра, есть те, кто хорошо зарабатывает и с размахом тратит на постановки
Андрей Воробьев, «Мастерская Петра Фоменко»
За 23-летнюю историю Мастерская Петра Фоменко стала одним из самых известных театров в России и мире. Три спектакля театра удостоены Государственной премии РФ, и можно сбиться со счета, выясняя, сколько у «фоменок» Золотых масок, Хрустальных Турандот, Золотых витязей, Гвоздей сезона и других театральных премий.
С 2001 года управляет театром Андрей Воробьев. Это при нем театр получил новое здание, а сам Воробьев — звание лауреата премии города Москвы в области литературы и искусства в номинации «Архитектура» за разработку и реализацию проекта, а также Премию Станиславского за открытие самой сцены.
Воробьев провел капитальный ремонт Старой сцены, поднял зарплаты (средняя, среди основного персонала, — 81500 руб., один из самых высоких показателей). Продажа билетов по всему репертуару — выше 80%. За годы работы Воробьева театр стал вести серьезную книгоиздательскую деятельность и за собственные средства осуществлять стажировку недавних выпускников театральных институтов России.
Важный момент: в театре все продумано для людей с ограниченными возможностями, — безбарьерный доступ для колясочников, антенны для усиления сигнала слуховых аппаратов, программки, напечатанные на азбуке Брайля. Само собой, это недешево.
В 2015 году Мастерскую субсидировали на 207 047 700 руб., при этом доход от собственной деятельности 220 044 945 руб. В 2016 году субсидии составили 205 223 700 руб., театр предполагает заработать 288 689 602 руб.
«Бюджет зарплат в 1,3-1,5 раза превышает размер государственной субсидии, выделяемой на всю деятельность театра. Размер помощи меценатов каждый год разный. Эти средства расходуются на создание новых постановок, творческие проекты, развитие материально-технической базы театра, социальную поддержку сотрудников», — рассказывает Воробьев. В год театр выпускает 4-5 новых постановок: «Золотое сечение: два спектакля большой формы и две камерных постановки. В прошлом сезоне театр выпустил пять камерных постановок и учебный спектакль, потратив на это больше 35 млн рублей». В среднем, в год театр осуществляет от 5 до 12 гастрольных поездок. В редких случаях организует гастроли сам — в основном, это приглашение стороны, которая оплачивает расходы, в том числе и гонорар, а это около 70% аншлаговой стоимости спектакля в Москве.
Олег Табаков, МХТ им. Чехова
В январе 2000 года, когда Табаков занял пост директора МХТ им. Чехова, заполняемость залов была 42%. Сегодня этот показатель — 99,8%. И дело не только в том, что МХТ — одна из самых технически оснащенных площадок в стране на данный момент. Хотя ремонт проведен действительно капитальный: полностью реконструированы внутренние пространства, заново «сделан» свет, звук, климатконтроль. Плюс открыты еще две сцены — Новая и Малая.
Табаков всё делал по принципу «ничего не делать театру в убыток» — все судьбоносные для театра изменения происходили, не мешая плотному творческому графику (5-7 премьер в год).
В ближайших планах — открытие филиала МХТ на проспекте Андропова. Уже завершен нулевой цикл строительства, открытие запланировано на 2019 год.
«Если он что-то обещал, можно об этом не думать», — говорят про Табакова в его ближайшем окружении. Благодаря железобетонному авторитету директора театр спонсируют Сбербанк, ВТБ24, компания Bosco и Трансмаршхолдинг. Бывают и «разовые» спонсоры. Мебельная фабрика «Мария» обеспечила декорации для спектакля «Иллюзии» Виктора Рыжакова (нужна была мобильная кухня, полностью разборная, но функционирующая: с духовкой, краном, плитой). Однако львиную долю годового бюджета МХТ берет на себя государство. Сегодня это приблизительно 400 млн рублей. Заработок от продажи билетов – тоже около 400 млн рублей. Театр не просто окупает расходы, он зарабатывает.
Кирилл Крок, Театр им. Вахтангова
Шесть с половиной лет назад, до назначения Кирилла Крока директором, состояние дел в театре критики описывали оптимистичным словом «развал». Крок предпочитает называть это «спящим режимом»: «Я оценил состояние как хорошее, — рассказывает он в интервью Forbes Life. — Но в театре было множество неразрешенных организационно-технических проблем, плюс оплата актерского труда и продажа билетов». Крок начал с построения системы реализации билетов – «эти средства можно пустить на увеличение оплаты труда сотрудников, купить новое оборудование сцены, сделать ремонт и многое другое». Что, собственно, и было сделано. Средняя заработная плата при Кроке выросла до 101350 рублей. Это самые большие цифры в отрасли культуры.
Годовой бюджет на 2015 год выглядит так: субсидии на выполнение государственного задания (показ спектаклей и гастролей) – 204 159 000 рублей. Грант Президента – 31 650 000 рублей. На капитальный ремонт театр получил разовую субсидию от государства (около 8 млн рублей). При этом Вахтанговский хорошо зарабатывает: Доход театра за 2015-й составил 525 млн. Это в 2,5 раза больше, чем было получено. Что касается спонсорских денег, то их доля в общем бюджете Вахтанговского театра на удивление невелика — примерно 7 млн рублей в год. А стоимость одной вахтанговской постановки — 10-16 млн рублей.
Среди долгосрочных целей Крока: «Удержать художественный уровень, организовать летние гастроли театра в Америке и принять участие в проекте Русский театр в Лондоне“. И, конечно, завершить ремонт Симоновского театра, который станет филиалом Вахтангова». Судя по всему, строительство вахтанговской «империи добра» – это не просто абстрактная идея, не раз высказанная Кроком в различных интервью, а вполне реальная и близкая перспектива.
Владимир Урин, Большой театр
Урин вступил в должность директора главного театра страны в июле 2013-го: «Я начал работу со знакомства с людьми, дальше определился с теми, кто составляет ближний круг. Было чрезвычайно важно, чтобы те, кто здесь работает, разделяли мою точку зрения на развитие театра. Часть людей ушла сама. Часть ушла по нашему обоюдному желанию. Большой — это корабль с устоявшимися традициями, как прекрасными, так и не очень. Как всякий живой театр — с проблемами, с замечательными, хорошими, средними и плохими спектаклями». С приходом нового директора сменились и музыкальный руководитель (им стал Туган Сохиев), и руководитель балета (Сергею Филину не продлили контракт, пригласив Махара Вазиева).
Большой театр прописан в госбюджете отдельной строкой: «Конкретные цифры я бы не хотел называть, потому что они год от года варьируются».
Госсубсидии (в бюджете РФ на 2016 год на Большой «выписано» 4,585 млрд руб.) — это только 70% от годового бюджета театра. Что подразумевают остальные 30%? «Одну пятую этих денег мы получаем от спонсоров, а четыре пятых зарабатываем сами», — говорит Урин. В течение года Большой выпускает восемь премьер. Цена одной постановки — 50 млн рублей. Средняя заработная плата артистов – солистов балета – около 230 000 руб., оперы – 160 000 руб. У кордебалета в среднем — 150 000 руб.
С приходом Урина Большой театр вновь стал воевать с билетными спекулянтами — упорядочили систему организации продажи билетов. «Я часто получаю возмущенные письма зрителей, — говорит Урин. — Мне пишут Доколе!“. И я абсолютно согласен с ними – доколе! Но приведу пример. В эти дни была продажа билетов на новогодние спектакли балета Щелкунчик“. Мы, понимая, что будет ажиотаж, мобилизовали охрану, сотрудников полиции и даже ОМОН, который в четыре утра выстраивал очередь. Люди в очереди вели себя предельно неспокойно — только вызов ОМОНа их как-то угомонил. Перекупщиков в очереди было много, но ничего поделать с этим нельзя. Я прекрасно понимал, что эти люди куплены теми, кто занимается перепродажами – в большинстве своем, это студенты. Мы знаем, что они не для себя покупают, но у нас нет права не продать им билет. Нам говорят: продвигайте через интернет. Но и там этот билет найдут перекупщики. В системе, которую предлагаем мы, хотя бы ясно, что рядом с перекупщиками есть большое количество подлинных любителей балета, которые отстояв очередь, смогут попасть в театр. Пока есть дефицит, к сожалению, эта ситуация будет сохраняться».
Директор Большого видит решение проблемы в увеличении цен на билеты, но тут же оговаривается, что у нас в стране она не применима: «Надо сделать цену на билет реальной, соответствующей спросу. Тогда цена на билет будет в два-три раза выше, чем сегодня. Перекупщиков тогда не будет. Люди будут покупать билеты в кассе, и платить за них. Но по социальным и этическим соображениям это невозможно»
Источник: «Forbs Life»
За 23-летнюю историю Мастерская Петра Фоменко стала одним из самых известных театров в России и мире. Три спектакля театра удостоены Государственной премии РФ, и можно сбиться со счета, выясняя, сколько у «фоменок» Золотых масок, Хрустальных Турандот, Золотых витязей, Гвоздей сезона и других театральных премий.
С 2001 года управляет театром Андрей Воробьев. Это при нем театр получил новое здание, а сам Воробьев — звание лауреата премии города Москвы в области литературы и искусства в номинации «Архитектура» за разработку и реализацию проекта, а также Премию Станиславского за открытие самой сцены.
Воробьев провел капитальный ремонт Старой сцены, поднял зарплаты (средняя, среди основного персонала, — 81500 руб., один из самых высоких показателей). Продажа билетов по всему репертуару — выше 80%. За годы работы Воробьева театр стал вести серьезную книгоиздательскую деятельность и за собственные средства осуществлять стажировку недавних выпускников театральных институтов России.
Важный момент: в театре все продумано для людей с ограниченными возможностями, — безбарьерный доступ для колясочников, антенны для усиления сигнала слуховых аппаратов, программки, напечатанные на азбуке Брайля. Само собой, это недешево.
В 2015 году Мастерскую субсидировали на 207 047 700 руб., при этом доход от собственной деятельности 220 044 945 руб. В 2016 году субсидии составили 205 223 700 руб., театр предполагает заработать 288 689 602 руб.
«Бюджет зарплат в 1,3-1,5 раза превышает размер государственной субсидии, выделяемой на всю деятельность театра. Размер помощи меценатов каждый год разный. Эти средства расходуются на создание новых постановок, творческие проекты, развитие материально-технической базы театра, социальную поддержку сотрудников», — рассказывает Воробьев. В год театр выпускает 4-5 новых постановок: «Золотое сечение: два спектакля большой формы и две камерных постановки. В прошлом сезоне театр выпустил пять камерных постановок и учебный спектакль, потратив на это больше 35 млн рублей». В среднем, в год театр осуществляет от 5 до 12 гастрольных поездок. В редких случаях организует гастроли сам — в основном, это приглашение стороны, которая оплачивает расходы, в том числе и гонорар, а это около 70% аншлаговой стоимости спектакля в Москве.
Олег Табаков, МХТ им. Чехова
В январе 2000 года, когда Табаков занял пост директора МХТ им. Чехова, заполняемость залов была 42%. Сегодня этот показатель — 99,8%. И дело не только в том, что МХТ — одна из самых технически оснащенных площадок в стране на данный момент. Хотя ремонт проведен действительно капитальный: полностью реконструированы внутренние пространства, заново «сделан» свет, звук, климатконтроль. Плюс открыты еще две сцены — Новая и Малая.
Табаков всё делал по принципу «ничего не делать театру в убыток» — все судьбоносные для театра изменения происходили, не мешая плотному творческому графику (5-7 премьер в год).
В ближайших планах — открытие филиала МХТ на проспекте Андропова. Уже завершен нулевой цикл строительства, открытие запланировано на 2019 год.
«Если он что-то обещал, можно об этом не думать», — говорят про Табакова в его ближайшем окружении. Благодаря железобетонному авторитету директора театр спонсируют Сбербанк, ВТБ24, компания Bosco и Трансмаршхолдинг. Бывают и «разовые» спонсоры. Мебельная фабрика «Мария» обеспечила декорации для спектакля «Иллюзии» Виктора Рыжакова (нужна была мобильная кухня, полностью разборная, но функционирующая: с духовкой, краном, плитой). Однако львиную долю годового бюджета МХТ берет на себя государство. Сегодня это приблизительно 400 млн рублей. Заработок от продажи билетов – тоже около 400 млн рублей. Театр не просто окупает расходы, он зарабатывает.
Кирилл Крок, Театр им. Вахтангова
Шесть с половиной лет назад, до назначения Кирилла Крока директором, состояние дел в театре критики описывали оптимистичным словом «развал». Крок предпочитает называть это «спящим режимом»: «Я оценил состояние как хорошее, — рассказывает он в интервью Forbes Life. — Но в театре было множество неразрешенных организационно-технических проблем, плюс оплата актерского труда и продажа билетов». Крок начал с построения системы реализации билетов – «эти средства можно пустить на увеличение оплаты труда сотрудников, купить новое оборудование сцены, сделать ремонт и многое другое». Что, собственно, и было сделано. Средняя заработная плата при Кроке выросла до 101350 рублей. Это самые большие цифры в отрасли культуры.
Годовой бюджет на 2015 год выглядит так: субсидии на выполнение государственного задания (показ спектаклей и гастролей) – 204 159 000 рублей. Грант Президента – 31 650 000 рублей. На капитальный ремонт театр получил разовую субсидию от государства (около 8 млн рублей). При этом Вахтанговский хорошо зарабатывает: Доход театра за 2015-й составил 525 млн. Это в 2,5 раза больше, чем было получено. Что касается спонсорских денег, то их доля в общем бюджете Вахтанговского театра на удивление невелика — примерно 7 млн рублей в год. А стоимость одной вахтанговской постановки — 10-16 млн рублей.
Среди долгосрочных целей Крока: «Удержать художественный уровень, организовать летние гастроли театра в Америке и принять участие в проекте Русский театр в Лондоне“. И, конечно, завершить ремонт Симоновского театра, который станет филиалом Вахтангова». Судя по всему, строительство вахтанговской «империи добра» – это не просто абстрактная идея, не раз высказанная Кроком в различных интервью, а вполне реальная и близкая перспектива.
Владимир Урин, Большой театр
Урин вступил в должность директора главного театра страны в июле 2013-го: «Я начал работу со знакомства с людьми, дальше определился с теми, кто составляет ближний круг. Было чрезвычайно важно, чтобы те, кто здесь работает, разделяли мою точку зрения на развитие театра. Часть людей ушла сама. Часть ушла по нашему обоюдному желанию. Большой — это корабль с устоявшимися традициями, как прекрасными, так и не очень. Как всякий живой театр — с проблемами, с замечательными, хорошими, средними и плохими спектаклями». С приходом нового директора сменились и музыкальный руководитель (им стал Туган Сохиев), и руководитель балета (Сергею Филину не продлили контракт, пригласив Махара Вазиева).
Большой театр прописан в госбюджете отдельной строкой: «Конкретные цифры я бы не хотел называть, потому что они год от года варьируются».
Госсубсидии (в бюджете РФ на 2016 год на Большой «выписано» 4,585 млрд руб.) — это только 70% от годового бюджета театра. Что подразумевают остальные 30%? «Одну пятую этих денег мы получаем от спонсоров, а четыре пятых зарабатываем сами», — говорит Урин. В течение года Большой выпускает восемь премьер. Цена одной постановки — 50 млн рублей. Средняя заработная плата артистов – солистов балета – около 230 000 руб., оперы – 160 000 руб. У кордебалета в среднем — 150 000 руб.
С приходом Урина Большой театр вновь стал воевать с билетными спекулянтами — упорядочили систему организации продажи билетов. «Я часто получаю возмущенные письма зрителей, — говорит Урин. — Мне пишут Доколе!“. И я абсолютно согласен с ними – доколе! Но приведу пример. В эти дни была продажа билетов на новогодние спектакли балета Щелкунчик“. Мы, понимая, что будет ажиотаж, мобилизовали охрану, сотрудников полиции и даже ОМОН, который в четыре утра выстраивал очередь. Люди в очереди вели себя предельно неспокойно — только вызов ОМОНа их как-то угомонил. Перекупщиков в очереди было много, но ничего поделать с этим нельзя. Я прекрасно понимал, что эти люди куплены теми, кто занимается перепродажами – в большинстве своем, это студенты. Мы знаем, что они не для себя покупают, но у нас нет права не продать им билет. Нам говорят: продвигайте через интернет. Но и там этот билет найдут перекупщики. В системе, которую предлагаем мы, хотя бы ясно, что рядом с перекупщиками есть большое количество подлинных любителей балета, которые отстояв очередь, смогут попасть в театр. Пока есть дефицит, к сожалению, эта ситуация будет сохраняться».
Директор Большого видит решение проблемы в увеличении цен на билеты, но тут же оговаривается, что у нас в стране она не применима: «Надо сделать цену на билет реальной, соответствующей спросу. Тогда цена на билет будет в два-три раза выше, чем сегодня. Перекупщиков тогда не будет. Люди будут покупать билеты в кассе, и платить за них. Но по социальным и этическим соображениям это невозможно»
Источник: «Forbs Life»
Наталья Витвицкая, «Forbs Life», 16.10.2016
- Как хулиганил ФоменкоЗоя Ерошок, «Новая газета», 23.12.2016
- Андрей Воробьев: «У Мастерской Фоменко нет свободного времени»Виктор Борзенко, Валерий Яков, «Театрал-online», 13.12.2016
- Андрей Воробьёв: “Артистами нельзя командовать”Марина Яблонская, «Городские новости (Красноярск)», 6.12.2016
- Чего не было, того не былоЗоя Апостольская , «Российская газета», 24.11.2016
- «Любое назначение в сфере искусства не может быть как раньше, чтобы кто-то сверху назначил»Анастасия Каменская, «Коммерсантъ Lifestyle», 31.10.2016
- Идите вы в кассу: директора московских театров о том, как собрать аншлаг и заработать на билетахНаталья Витвицкая, «Forbs Life», 16.10.2016
- «Тополя»Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 12.10.2016
- «С каких пор любить свое отечество стало стыдным?»Наталья Витвицкая, «Коммерсантъ Lifestyle», 3.10.2016
- Евгений Каменькович: «Как всякий крупный писатель, он немножко пророк»Елена Губайдуллина, «Современная драматургия № 4 (окт.-дек.)», 10.2016
- Винтаж: Братская ГЭСЕлена Дьякова, ««Новая газета»», 30.09.2016
- Киноспектакль «Тополя» в «Мастерской Петра Фоменко» остался без фокусаГригорий Заславский, «Независимая газета», 28.07.2016
- Спектакль Кирилла Вытоптова «Мамаша Кураж» в Мастерской Фоменко стал двойным бенефисомГлеб Ситковский, «Ведомости», 27.07.2016
- Нажиться там, где нельзя выжитьВиктория Мельникова, «Metro», 26.07.2016
- Откуда такие цены«Коммерсантъ Lifestyle», 19.07.2016
- Дочка мамаши КуражЕвгения Заболотских, «Гудок», 15.07.2016
- Ирина Горбачева: «Для меня вся жизнь про то, с Богом ты или нет»Наталья Васильева, «Известия», 9.07.2016
- Режиссер Кирилл Вытоптов: «Рефлекс самоубийцы побудил меня взяться за Брехта»Юлия Чечикова, «М24.ru», 8.07.2016
- «Тополя»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.06.2016
- То ли девушка, а то ли — виденьеИрина Шведова, «Московская правда», 28.06.2016
- «Самое смешное — когда шутка не удалась»Андрей Архангельский, «Огонёк», 27.06.2016
- Театр с боевыми действиямиРоман Должанский, «Коммерсант», 25.06.2016
- Амбарцум Кабанян: «В Москве я часто оставался без денег»«Grazia», 23.06.2016
- «Мамаша Кураж и её дети»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 23.06.2016
- Время БрехтаМарина Шимадина, «Театрал», 23.06.2016
- Страх и нищета Мамаши КуражЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 23.06.2016
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Dolce vita советской эпохиНаталья Васильева, «Известия», 17.06.2016
- «Были и есть только тополя»: спектакль-кинофильм Мастерской Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «Buro 24/7», 16.06.2016
- Спектакль-кинофильм «Тополя» представит Мастерская Петра Фоменко«РИА Новости», 15.06.2016
- «Победы на сцене важны, но победы над собой еще важнее»Валерия Гуменюк, «Театральная афиша», 06.2016
- Мир по БрехтуВячеслав Суриков, «Эксперт», 30.05.2016
- «Мамаша Кураж» устраивает премьеру в Мастерской ФоменкоЕвгения Смурыгина, «Business FM», 26.05.2016
- Феноменальные Ирина Горбачева и Полина Кутепова в «Мамаше Кураж»Алексей Киселев , «Афиша Daily», 25.05.2016
- «Я обожаю любить»Наталья Витвицкая, «Коммерсантъ LifeStyle», 11.05.2016
- Полина КутеповаМаруся Соколова, «Port», 05.2016
- Пассажиры «Последнего троллейбуса»Ольга Фукс, «Театральная афиша», 05.2016
- Амбарцум Кабанян: «Награды — это для мамы»Анастасия Каменская, «http://www.buro247.ru», 5.04.2016
- «Школа жён»Валерия Гуменюк, «Театральная афиша», 04.2016
- Серьезная комедияЛариса Каневская, «Театральный мир (№ 4, 2016)», 04.2016
- Волемиру мирЗоя Апостольская , «Российская газета», 16.03.2016
- Жил да был за углом Волемир«Культура», 15.03.2016
- Явление ВолемираЮрий Векслер, «Радио Свобода», 3.03.2016
- Явление первоеАнастасия Пономарёва, «InStyle», 03.2016
- В Мастерской Фоменко поставили «Школу жен» МольераАнтон Хитров, «Ведомости», 24.02.2016
- Советский фарс о феномене супружеской измены с точки зрения математикиАлексей Киселев , «http://www.afisha.ru», 18.02.2016
- Школа жёнНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.02.2016
- Учат в «Школе»Наталья Витвицкая, «Театрал», 15.02.2016
- Евгений Каменькович: «Мы не задавались целью развенчивать шестидесятников»Алла Шендерова, «TimeOut», 10.02.2016
- Евгений Каменькович: «Мы не задавались целью развенчивать шестидесятников»Алла Шендерова, «TimeOut», 10.02.2016
- Для любви нужна любовьЗоя Ерошок, «Новая газета», 3.02.2016
- Звездное небо внутри холодильника «ЗИС-Москва»Елена Дьякова, «Новая газета», 3.02.2016
- О, засмейтесь, смехачиНинель Исмаилова, «Сцена», 02.2016
- «Мастерская Фоменко» впервые представит пьесу Горенштейна «Волемир»«РИА Новости», 30.01.2016
- Урок для ревнивых мужейИрина Шведова, «Московская правда», 29.01.2016
- Школа жёнАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 20.01.2016
- «На вручение знамени»Зоя Ерошок, «Новая газета», 13.01.2016
- Рогам все возрасты покорны. «Школа жен» дала зрителям уроки семейной жизниБорис Войцеховский, «Вечерняя Москва», 11.01.2016