В вихре мрачного карнавала
“Карнавальная меннипея” — такой подзаголовок значился у спектакля Мастерской Петра Фоменко “Души”
Жанр, в котором сочетается смелый вымысел, фантастический сюжет с постановкой глубоких философских, исторических, богословских проблем. Представление, основанное на острых сатирических началах, местами язвительных, гомерических и подчас отдалённых друг от друга. Это испытание необычных и аномальных состояний человека. Именно такое впечатление создаётся после просмотра нового спектакля Мастерской Фоменко “Души”.
Спектакль стал для меня погружением в карнавализацию потустороннего мира. И данное действо было совершенно мастерски поставлено и сыграно. Кружатся, вьются, танцуют и шатаются герои и персонажи гоголевских произведений. Вся вереница личин кружится в карнавальном шествии, но шествии особенном – потустороннем, из мира страшных снов, кошмаров, тёмных и мрачных дверей, народных преданий и легенд.
Здесь видишь Панночку, майора Ковалёва, потерявшего нос, приторного Манилова и грубо неотёсанного Собакевича (блистательная игра Евгения Цыганова – очень точное попадание в образ!). Есть ещё Башмачкин, Ноздрёв, Плюшкин, губернатор и “Общество” – воспроизведение сплетен и пустопорожних разговоров барышень светских балов XIX века – парафраз современной болтовни – в мастерском исполнении Полины Агуреевой.
В канву повествования театрального действа режиссёр Фёдор Малышев (он же исполнитель роли кучера Селифана) включает знаменитое стихотворение М. Ю. Лермонтова “Выхожу один я на дорогу” (его, впрочем как и другие лирические отступления, читает сам кучер). В нём вся боль поэта за Россию и за её судьбу.
На первый взгляд Лермонтову вторит другое знаменитое произведение – письмо А. С. Пушкина к П. Я. Чаадаеву, но таковое впечатление обманчиво. Да, во многом поэт соглашается с первым русским философом, признавая все пороки нашей отчизны, но всё же не умаляет ценности русской культуры, вклада царей и императоров в её мощь, близости к Европе. Такова уж особенность нашей матушки-России – здесь соседствуют страсть к приобретению капитала, скопидомство, удалое ухарство Ноздрёва, мрачная красота и разврат Панночки. Все грани природы русского человека воплотились в героях и персонажах гоголевских произведений. Ведь тот же первый в русской литературе коммерсант, Павел Иванович Чичиков (блестящее воплощение образа Дмитрия Захарова), показан далеко не только ярым пройдохой, без души, обделывающим свои делишки, но и человеком, которому приходилось постоянно выбираться из всех невзгод, порой непролазного мрака и полного отсутствия помощи и совета: “Кровью, ваше сиятельство, кровью нужно было добывать насущное существование. На всяком шагу соблазны и искушенья…враги, и губители, и похитители! Вся жизнь была – словно вихорь буйный или судно среди волн по воле ветров. Я человек – Ваше сиятельство!”.
Затейливые костюмы Павла Каплевича подчёркивают разносторонность и многообразие характера русского человека – будь то помещик, военный или мёртвая душа. Все яркие краски карнавала, какие только можно представить вплетены в мешковатое коричнево-серое одеяние, напоминающее платье, тулуп, фрак или мундир. В спектакле, игре актёров, декорациях, вспыхивающем свете и зловещей темноте выразились одновременно боль и любовь к России, но всё же больше любовь и милосердие – недаром в конце спектакля кучер Селифан и его хозяин, коллежский асессор Павел Иванович Чичиков, вместе поют под струящимся откуда-то сверху светом.
Источник: Ревизор.ru
Спектакль стал для меня погружением в карнавализацию потустороннего мира. И данное действо было совершенно мастерски поставлено и сыграно. Кружатся, вьются, танцуют и шатаются герои и персонажи гоголевских произведений. Вся вереница личин кружится в карнавальном шествии, но шествии особенном – потустороннем, из мира страшных снов, кошмаров, тёмных и мрачных дверей, народных преданий и легенд.
Здесь видишь Панночку, майора Ковалёва, потерявшего нос, приторного Манилова и грубо неотёсанного Собакевича (блистательная игра Евгения Цыганова – очень точное попадание в образ!). Есть ещё Башмачкин, Ноздрёв, Плюшкин, губернатор и “Общество” – воспроизведение сплетен и пустопорожних разговоров барышень светских балов XIX века – парафраз современной болтовни – в мастерском исполнении Полины Агуреевой.
В канву повествования театрального действа режиссёр Фёдор Малышев (он же исполнитель роли кучера Селифана) включает знаменитое стихотворение М. Ю. Лермонтова “Выхожу один я на дорогу” (его, впрочем как и другие лирические отступления, читает сам кучер). В нём вся боль поэта за Россию и за её судьбу.
На первый взгляд Лермонтову вторит другое знаменитое произведение – письмо А. С. Пушкина к П. Я. Чаадаеву, но таковое впечатление обманчиво. Да, во многом поэт соглашается с первым русским философом, признавая все пороки нашей отчизны, но всё же не умаляет ценности русской культуры, вклада царей и императоров в её мощь, близости к Европе. Такова уж особенность нашей матушки-России – здесь соседствуют страсть к приобретению капитала, скопидомство, удалое ухарство Ноздрёва, мрачная красота и разврат Панночки. Все грани природы русского человека воплотились в героях и персонажах гоголевских произведений. Ведь тот же первый в русской литературе коммерсант, Павел Иванович Чичиков (блестящее воплощение образа Дмитрия Захарова), показан далеко не только ярым пройдохой, без души, обделывающим свои делишки, но и человеком, которому приходилось постоянно выбираться из всех невзгод, порой непролазного мрака и полного отсутствия помощи и совета: “Кровью, ваше сиятельство, кровью нужно было добывать насущное существование. На всяком шагу соблазны и искушенья…враги, и губители, и похитители! Вся жизнь была – словно вихорь буйный или судно среди волн по воле ветров. Я человек – Ваше сиятельство!”.
Затейливые костюмы Павла Каплевича подчёркивают разносторонность и многообразие характера русского человека – будь то помещик, военный или мёртвая душа. Все яркие краски карнавала, какие только можно представить вплетены в мешковатое коричнево-серое одеяние, напоминающее платье, тулуп, фрак или мундир. В спектакле, игре актёров, декорациях, вспыхивающем свете и зловещей темноте выразились одновременно боль и любовь к России, но всё же больше любовь и милосердие – недаром в конце спектакля кучер Селифан и его хозяин, коллежский асессор Павел Иванович Чичиков, вместе поют под струящимся откуда-то сверху светом.
Источник: Ревизор.ru
Марина Абрамова, «Ревизор.ru», 12.06.2017
- «Я — верный пес»Евгения Милова, «Коммерсант-Стиль», 30.12.2017
- Павел Яковлев: «Когда можно коснуться любви
»Ирина Тарабрина, «Musecube.org», 30.12.2017
- Фоменки спели песнь про Север дальнийДарья Андреева, «Страстной бульвар, 10», 12.2017
- Не на скорую рукуСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.11.2017
- Амбарцум Кабанян: «В детстве я был чудесным тормозом»Евгения Шафранек, «MixNews», 16.11.2017
- Галина Тюнина: в реальность телесериалов я не верюНиколай Караев, «Postimees», 26.10.2017
- Дмитрий ЗАХАРОВ: «Чичиков поломанный – и внешне, и внутренне»Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 19.10.2017
- Осенняя заметка о летнем впечатленииАлексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 19.10.2017
- Северный реквиемМарина Шимадина, «Театрал», 10.2017
- А мы пойдем на Север…Лариса Каневская, «Мнение», 20.09.2017
- «Проклятый Север» обосновался на КутузовскомСветлана Наборщикова, «Известия», 20.09.2017
- Мениппея, как и было сказаноПавел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- Галина Тюнина: «Шекспир подал нам руку»Надежда Сикорская, «Наша газета», 13.09.2017
- Иван Поповски: «Сумасшествие любви»Надежда Сикорская, «Наша газета», 11.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- Летняя премьера в «Мастерской Петра Фоменко»Марина Абрамова, «Ревизор.ru», 7.07.2017
- Прожженные душиМарина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- «Мертвые души» и окрестностиДарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывыИгорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- «Фоменки»: портрет на фоне «Мастерской»Борис Войцеховский, «Мослента», 26.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки СобакевичаАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В вихре мрачного карнавалаМарина Абрамова, «Ревизор.ru», 12.06.2017
- Три золотых аиста на лазоревом поле ФракассаАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 12.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоится премьера спектакля «Души»«РИА Новости», 5.06.2017
- В «Мастерской Фоменко» танцуют, фехтуют и поютДарья Борисова, «На западе Москвы», 1.06.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Полина Кутепова: «Всегда опаздываю с выводами»Татьяна Власова, «Театрал-online», 15.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- Полина Кутепова: «Играть как дети»Ольга Романцова, «Театральная афиша», 03.2017
- Мастерская Петра Фоменко поставила эксперимент над игрой актеров на сценеАнна Бояринова, «Вечерняя Москва», 27.02.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Кристоф Рок: «Русские гораздо романтичнее французов»Наталья Васильева, «Известия», 23.02.2017
- Библиотека приключенийВадим Рутковский, «coolconnections.ru», 20.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Испанцы в Дании не дают скучатьАлексей Ширинкин, «Metro», 14.02.2017
- Во всех подробностяхЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 11.02.2017
- Кристоф Рок: театр это всегда открытиеНаталья Курова, «РИА Новости», 31.01.2017
- Любовь, только любовьВячеслав Суриков, «Эксперт», 30.01.2017
- «У нас с русскими разные уши» — и другие открытия французского режиссера в Мастерской Петра ФоменкоЯна Жиляева, «ForbesLife», 30.01.2017
- «Мыло» времен НаполеонаСветлана Наборщикова, «Известия», 25.01.2017