«Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра Фоменко
Добро пожаловать в салон княгини Д. Открытый кинокадр, где каждый из персонажей вполне понятен и прост. Слова- как заученный жизнью текст. Но в одну секунду один кадр разбивается на множество закрытых, а слова, наконец, становятся живыми. Всему виной Пушкин, Брюсов и свалившийся с неба импровизатор.
Впервые спектакль «Египетские ночи» в постановке художественного руководителя театра Петра Фоменко был показан на сцене Мастерской Петра Фоменко в 2002 году. Пять лет успешного сценического существования прекратились, когда в 2007 году по ряду причин «Ночи» убрали из репертуара. Возвращение на родные подмостки состоялось 6 февраля, когда зрители увидели на Новой сцене театра восстановленный спектакль почти с тем же актерским составом, что и 16 лет назад.
Постановка представляет собой чуть размытую литературную композицию «рассказ в рассказе». Каждый из героев, несмотря на единое пространство, отгородился завесами собственного мира. Через них едва-едва проглядывают истинные чувства, которые так тщательно скрывают персонажи за строфами Пушкина и Брюсова. Но есть одно чувство, которое не скроет даже самая темная завеса. «Картонно»-светскую беседу нарушает юный Алексей Иванович. Молодой человек вспоминает о нашумевшем условии Клеопатры: она предлагала ночь с собой взамен на то, что с первыми лучами рассвета счастливец будет казнен. Он задается вопросом, можно ли найти сейчас такую женщину, которая была бы настолько поразительна и уверена в своей исключительности, что мужчины ради одной ночи любви с ней будут готовы расстаться с собственной жизнью.
Внезапно в их непорочный круг врывается неаполитанский импровизатор, который жаждет вернуть себе былое положение в обществе. Им очарован поэт Чарский. После проверки импровизатора «на вшивость» он организовывает вечер, на котором неаполитанский артист за двадцать пять рублей с каждого будет вдохновенно, картинно-красиво погружаться в порыв вдохновения и сочинять на заданную тему прямо на глазах изумленной публики. Жребий падает на тему Клеопатры и ее любовников.
И с этого момента мы наблюдаем тот спектакль отношений, который герои так тщательно пытались скрыть. То, что, наконец, объясняет нам все их рваные строфы, эмоциональные повторения и паузы, в которых каждый из героев еще глубже уходил в свой собственный мир… Мы наблюдаем историю о том, что женщина имеет над мужчиной гораздо более сильную власть, чем ей порой кажется.
Зинаида Вольская, она же Клеопатра- это глубокий и яркий образ удивительной Полины Кутеповой. За считаные секунды из черного платья вдовы «вырывается» полная страданий Клеопатра. Артистке удалось соединить в своем персонаже диаметрально противоположные черты, которые делают ее удивительно сильной перед мужчинами и ничтожно слабой перед самой собой. Она предлагает мужчинам страшные условия пари, и, в то же время, как и любая другая женщина, лишь ищет любви. Любви, которая в женских руках есть самое сильное оружие. Каждая ночь- это еще один мучительный поиск, который Кутепова мастерски осуществляет «здесь и сейчас». Лишь последняя ночь приближает героиню к тому самому чувству. Но так ли велик этот «шаг»?…
Драматизм любовных переживаний в этой постановке очень точно сочетается с тонким юмором. Петр Фоменко, соединяя смех, слезы и поэзию, добивается того, что визуально классический театр «звучит» очень злободневно и своевременно. Трансформация внутри героев плавно переходит в трансформацию сценических деталей, что позволяет зрителям видеть перед собой не отдельные сцены, а гармонично выстроенное сюжетное действо. Илья Любимов, он же эстет, он же Критон, Андрей Казаков, он же генерал в отставке, он же Флавий- все они выглядят плоскими картонными фигурками в глазах Клеопатры. Фигурки падают, сраженные «оружием», и лишь в третьей ночи мы видим, что оно может работать и в обратном направлении…
Рефрен. Персонажи сидят на тех же местах. В той же комнате. Но они теперь другие. Теперь вопрос об условии Клеопатры – это «лакмусовая бумажка», которая в момент обнажает каждого из героев. Это шкала, которая показывает, насколько сильными могут быть женщины, и насколько слабыми мужчины, держа в руках одно и то же «оружие». «А что вы думаете об условии Клеопатры?» – спрашивает у зрителей Вольская. Вопрос виснет в воздухе. Попытаетесь ответить?…
Источник: «Типичная Москва»
Впервые спектакль «Египетские ночи» в постановке художественного руководителя театра Петра Фоменко был показан на сцене Мастерской Петра Фоменко в 2002 году. Пять лет успешного сценического существования прекратились, когда в 2007 году по ряду причин «Ночи» убрали из репертуара. Возвращение на родные подмостки состоялось 6 февраля, когда зрители увидели на Новой сцене театра восстановленный спектакль почти с тем же актерским составом, что и 16 лет назад.
Постановка представляет собой чуть размытую литературную композицию «рассказ в рассказе». Каждый из героев, несмотря на единое пространство, отгородился завесами собственного мира. Через них едва-едва проглядывают истинные чувства, которые так тщательно скрывают персонажи за строфами Пушкина и Брюсова. Но есть одно чувство, которое не скроет даже самая темная завеса. «Картонно»-светскую беседу нарушает юный Алексей Иванович. Молодой человек вспоминает о нашумевшем условии Клеопатры: она предлагала ночь с собой взамен на то, что с первыми лучами рассвета счастливец будет казнен. Он задается вопросом, можно ли найти сейчас такую женщину, которая была бы настолько поразительна и уверена в своей исключительности, что мужчины ради одной ночи любви с ней будут готовы расстаться с собственной жизнью.
Внезапно в их непорочный круг врывается неаполитанский импровизатор, который жаждет вернуть себе былое положение в обществе. Им очарован поэт Чарский. После проверки импровизатора «на вшивость» он организовывает вечер, на котором неаполитанский артист за двадцать пять рублей с каждого будет вдохновенно, картинно-красиво погружаться в порыв вдохновения и сочинять на заданную тему прямо на глазах изумленной публики. Жребий падает на тему Клеопатры и ее любовников.
И с этого момента мы наблюдаем тот спектакль отношений, который герои так тщательно пытались скрыть. То, что, наконец, объясняет нам все их рваные строфы, эмоциональные повторения и паузы, в которых каждый из героев еще глубже уходил в свой собственный мир… Мы наблюдаем историю о том, что женщина имеет над мужчиной гораздо более сильную власть, чем ей порой кажется.
Зинаида Вольская, она же Клеопатра- это глубокий и яркий образ удивительной Полины Кутеповой. За считаные секунды из черного платья вдовы «вырывается» полная страданий Клеопатра. Артистке удалось соединить в своем персонаже диаметрально противоположные черты, которые делают ее удивительно сильной перед мужчинами и ничтожно слабой перед самой собой. Она предлагает мужчинам страшные условия пари, и, в то же время, как и любая другая женщина, лишь ищет любви. Любви, которая в женских руках есть самое сильное оружие. Каждая ночь- это еще один мучительный поиск, который Кутепова мастерски осуществляет «здесь и сейчас». Лишь последняя ночь приближает героиню к тому самому чувству. Но так ли велик этот «шаг»?…
Драматизм любовных переживаний в этой постановке очень точно сочетается с тонким юмором. Петр Фоменко, соединяя смех, слезы и поэзию, добивается того, что визуально классический театр «звучит» очень злободневно и своевременно. Трансформация внутри героев плавно переходит в трансформацию сценических деталей, что позволяет зрителям видеть перед собой не отдельные сцены, а гармонично выстроенное сюжетное действо. Илья Любимов, он же эстет, он же Критон, Андрей Казаков, он же генерал в отставке, он же Флавий- все они выглядят плоскими картонными фигурками в глазах Клеопатры. Фигурки падают, сраженные «оружием», и лишь в третьей ночи мы видим, что оно может работать и в обратном направлении…
Рефрен. Персонажи сидят на тех же местах. В той же комнате. Но они теперь другие. Теперь вопрос об условии Клеопатры – это «лакмусовая бумажка», которая в момент обнажает каждого из героев. Это шкала, которая показывает, насколько сильными могут быть женщины, и насколько слабыми мужчины, держа в руках одно и то же «оружие». «А что вы думаете об условии Клеопатры?» – спрашивает у зрителей Вольская. Вопрос виснет в воздухе. Попытаетесь ответить?…
Источник: «Типичная Москва»
Мария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- Кураж и другиеПавел Подкладов, «Театрон», 22.12.2018
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Евгений Цыганов: «Твоя правда может казаться другим дикой»Артур Гранд, «РБК-Стиль», 25.10.2018
- «Нет, Женя, женщину и мужчину будет играть один артист»Антон Долин, «Meduza.io», 24.10.2018
- Евгений Цыганов: «Поковыряться в личной жизни многим интереснее, чем смотреть мои работы в театре и кино»Юлиана Головченко, «Собака.ru», 18.10.2018
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Проклятие вечного покояИлья Голубев, «Artifex.ru», 8.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- Мастер и ученикМарина Токарева, «Новая газета», 19.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Не верюАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 16.09.2018
- Полина Агуреева выступит в главной роли в премьере «Мастер и Маргарита»«РИА новости», 12.09.2018
- На том и этом свете вы не курите, дети!Анна Богатырева, «Porusski.me», 22.08.2018
- Счастливы вместеНаталья Шаинян, «Российская газета», 2.08.2018
- В Мастерской Фоменко закурили всеМарина Райкина, «Московский комсомолец», 20.07.2018
- Нелёгкое дыханиеОльга Дашковская, «Вести образования», 19.07.2018
- Смертельная дуэль с курением героя нашего времениАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 18.07.2018
- Службу доставки заказывали?Лариса Каневская, «Мнение», 4.05.2018
- Тупо, напримерВладимир Борисов, «Известия», 29.04.2018
- Во власти абсурдаАнна Богатырева, «Porusski.ru», 26.04.2018
- Ироничный спектакль со множеством вопросовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 25.04.2018
- Фёдор Малышев: «Я не мог не рискнуть»Виктория Пешкова, «Ревизор.ru», 19.04.2018
- Мы будем у вас в течение часаДарья Борисова, «На западе Москвы», 13.04.2018
- Кто стучится в дверь ко мне?Михаил Визель, «Год литературы», 3.04.2018
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- «Мы не террариум единомышленников»Дарья Манина, «vtbrussia.ru», 1.02.2018