Во власти абсурда
Наряду с условно классическими сюжетными постановками, где сценическое действие подчиняется неким общепринятым законам логики, существует такое замечательное явление, как театр абсурда. Если попытаться описать это вкратце, то это пьесы, в которых зрителя сразу сбивают с толку, и он не понимает, что и где происходит. Иногда это не понимают и сами герои пьесы, например, программист Сережа – персонаж спектакля «Сережа очень тупой», поставленного режиссером Алексеем Кузминым-Тарасовым по одноименной пьесе Дмитрия Данилова в театре Мастерская Петра Фоменко.
Для любителей сравнивать спектакли есть хорошая новость. Пьеса Данилова была представлена в прошлом году на «Любимовке», и в интернете осталось видео с той читки, срежиссированной Михаилом Угаровым. За главного героя – 30-летнего программиста Сережу – читал сам Михаил Юрьевич, и это было очень смешно и драматично, поэтому если кому интересно, то рекомендуем с материалом ознакомиться просто для того, чтобы сопоставить свои ощущения от пьесы и персонажей.
Но вернемся к спектаклю Мастерской Фоменко. Он играется на старой сцене театра, в классической черной коробке, хотя в этот раз сценография пьесы в некоторой степени футуристична. На сцене расположены традиционные диван и компьютерное кресло, на задник сцены проецируются виды спальных районов, неоновая новостная лента радостно сообщает, что наступила весна, а Сережа (Андрей Миххалев) сосредоточенно перемещает компьютерную мышь. Ничто не предвещает беды. Но раздается настойчивый телефонный звонок. Звонит курьер, интригует непонятным «мы» и обещает быть «в течение часа». И на этом «часу» все и завязано. Ровно час в обычной квартире с неоновыми лампами пробудут три непонятные личности с птичьими фамилиями, одетые зеленую форму Службы Доставки. За это время они успеют поиграть в города по абсурдным правилам, рассказать о разнообразных нештатных ситуациях и оставить недоумевающему Сереже и его жене Маше (Мария Большова) непонятную коробку.
Попробуем остановиться поподробнее на этих курьерах, которых сыграли Василий Фирсов, Тагир Рахимов и Николай Орловский. Попробуем, но не сможем, потому что в театре абсурда никогда не раскрывают карты. Из общеизвестного: три – это сакральное число для русской культуры. Три поколения – условные старик, зрелый мужчина и молодой парень. Общая униформа – не коллегия ли из трех судей в течение часа выносила свой приговор? А в ходе осеннего обсуждения пьесы обсуждалась версия со всадниками Апокалипсиса, которых не по канону меньше на одного, но некое гнетущее впечатление курьеры произвели и на персонажей пьесы, и на зрителя. Интерпретаций может быть множество, и каждый зритель увидит в этих персонажах с лицами добрых психиатров что-то свое.
А вот финал спектакля решен в достаточно жизнеутверждающей манере, в отличие, кстати, от читки Михаила Угарова. Там жена главного героя выглядела ничуть не менее инфернальной, чем таинственные курьеры. А вот Маша и Сережа постановки Кузмина-Тарасова, наоборот, сплотились перед угрозой проникновения в их мир таинственных сил. Их разговор после ухода странных работников службы доставки на фоне кадров с прогулки был по-домашнему уютным и милым. И это замечательно, что пьесу читают и ставят по-разному, хочется пожелать ей долгого сценического пути и множества самых различных взглядов и подходов. А в настоящем мы радуемся чудесному, немного смешному и таинственному спектаклю о любви, которая в очередной раз победила все. Да и не такой уже тупой этот Сережа…
Источник: онлайн-журнал Porusski.ru
Для любителей сравнивать спектакли есть хорошая новость. Пьеса Данилова была представлена в прошлом году на «Любимовке», и в интернете осталось видео с той читки, срежиссированной Михаилом Угаровым. За главного героя – 30-летнего программиста Сережу – читал сам Михаил Юрьевич, и это было очень смешно и драматично, поэтому если кому интересно, то рекомендуем с материалом ознакомиться просто для того, чтобы сопоставить свои ощущения от пьесы и персонажей.
Но вернемся к спектаклю Мастерской Фоменко. Он играется на старой сцене театра, в классической черной коробке, хотя в этот раз сценография пьесы в некоторой степени футуристична. На сцене расположены традиционные диван и компьютерное кресло, на задник сцены проецируются виды спальных районов, неоновая новостная лента радостно сообщает, что наступила весна, а Сережа (Андрей Миххалев) сосредоточенно перемещает компьютерную мышь. Ничто не предвещает беды. Но раздается настойчивый телефонный звонок. Звонит курьер, интригует непонятным «мы» и обещает быть «в течение часа». И на этом «часу» все и завязано. Ровно час в обычной квартире с неоновыми лампами пробудут три непонятные личности с птичьими фамилиями, одетые зеленую форму Службы Доставки. За это время они успеют поиграть в города по абсурдным правилам, рассказать о разнообразных нештатных ситуациях и оставить недоумевающему Сереже и его жене Маше (Мария Большова) непонятную коробку.
Попробуем остановиться поподробнее на этих курьерах, которых сыграли Василий Фирсов, Тагир Рахимов и Николай Орловский. Попробуем, но не сможем, потому что в театре абсурда никогда не раскрывают карты. Из общеизвестного: три – это сакральное число для русской культуры. Три поколения – условные старик, зрелый мужчина и молодой парень. Общая униформа – не коллегия ли из трех судей в течение часа выносила свой приговор? А в ходе осеннего обсуждения пьесы обсуждалась версия со всадниками Апокалипсиса, которых не по канону меньше на одного, но некое гнетущее впечатление курьеры произвели и на персонажей пьесы, и на зрителя. Интерпретаций может быть множество, и каждый зритель увидит в этих персонажах с лицами добрых психиатров что-то свое.
А вот финал спектакля решен в достаточно жизнеутверждающей манере, в отличие, кстати, от читки Михаила Угарова. Там жена главного героя выглядела ничуть не менее инфернальной, чем таинственные курьеры. А вот Маша и Сережа постановки Кузмина-Тарасова, наоборот, сплотились перед угрозой проникновения в их мир таинственных сил. Их разговор после ухода странных работников службы доставки на фоне кадров с прогулки был по-домашнему уютным и милым. И это замечательно, что пьесу читают и ставят по-разному, хочется пожелать ей долгого сценического пути и множества самых различных взглядов и подходов. А в настоящем мы радуемся чудесному, немного смешному и таинственному спектаклю о любви, которая в очередной раз победила все. Да и не такой уже тупой этот Сережа…
Источник: онлайн-журнал Porusski.ru
Анна Богатырева, «Porusski.ru», 26.04.2018
- Кураж и другиеПавел Подкладов, «Театрон», 22.12.2018
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Евгений Цыганов: «Твоя правда может казаться другим дикой»Артур Гранд, «РБК-Стиль», 25.10.2018
- «Нет, Женя, женщину и мужчину будет играть один артист»Антон Долин, «Meduza.io», 24.10.2018
- Евгений Цыганов: «Поковыряться в личной жизни многим интереснее, чем смотреть мои работы в театре и кино»Юлиана Головченко, «Собака.ru», 18.10.2018
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Проклятие вечного покояИлья Голубев, «Artifex.ru», 8.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Тусовка у ВоландаЕвгения Смехова, «Musecube.org», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- Мастер и ученикМарина Токарева, «Новая газета», 19.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Не верюАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 16.09.2018
- Полина Агуреева выступит в главной роли в премьере «Мастер и Маргарита»«РИА новости», 12.09.2018
- На том и этом свете вы не курите, дети!Анна Богатырева, «Porusski.me», 22.08.2018
- Счастливы вместеНаталья Шаинян, «Российская газета», 2.08.2018
- В Мастерской Фоменко закурили всеМарина Райкина, «Московский комсомолец», 20.07.2018
- Нелёгкое дыханиеОльга Дашковская, «Вести образования», 19.07.2018
- Смертельная дуэль с курением героя нашего времениАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 18.07.2018
- Службу доставки заказывали?Лариса Каневская, «Мнение», 4.05.2018
- Тупо, напримерВладимир Борисов, «Известия», 29.04.2018
- Во власти абсурдаАнна Богатырева, «Porusski.ru», 26.04.2018
- Ироничный спектакль со множеством вопросовАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 25.04.2018
- Фёдор Малышев: «Я не мог не рискнуть»Виктория Пешкова, «Ревизор.ru», 19.04.2018
- Мы будем у вас в течение часаДарья Борисова, «На западе Москвы», 13.04.2018
- Кто стучится в дверь ко мне?Михаил Визель, «Год литературы», 3.04.2018
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- «Мы не террариум единомышленников»Дарья Манина, «vtbrussia.ru», 1.02.2018