Король Лир, да здравствует король!
Есть теория, почему мы так любим пересматривать понравившиеся фильмы, перечитывать книги и возвращаться к одной и той же истории по несколько раз. Причина в том, что знакомый сюжет дает нам чувство защищенности: мы знаем, чем все закончится, кто где останется и кто куда уйдет. Можно уже не переживать о превратностях сюжета, а сосредоточиться на эмоциях. Конечно, нельзя утверждать, что все зрители, пришедшие в Мастерскую Петра Фоменко, знакомы с легендой о короле Лире, который по преданию правил в Англии где-то в XI веке. Но большинством движет все-таки любопытство: что нового можно привнести в написанную Шекспиром в 1606 году трагедию?
Солнце английской поэзии писал «Короля Лира» тогда, когда в современном ему обществе происходили перемены. Старая аристократия теряла власть, но все еще судорожно держалась за привычные порядки. Вот и старик король, поделив королевство между двумя старшими сладкоречивыми дочерьми и прогнав прямодушную младшую, продолжает, тем не менее, считать себя полновластным хозяином земли английской. Но почувствовавшие вкус власти сестры быстро объясняют отцу, где теперь его место.
Классика на то и классика, что предоставляет каждому, кто за нее берется, целую палитру тем и смыслов, которые можно либо приглушить, либо вывести на первый план. Одни и те же слова, произнесенные с особой интонацией, с другим выражением лица, да даже перед аудиторией другой страны, могут иметь различный эффект. «Король Лир» Евгения Каменьковича, Карэна Бадалова и Юрия Буторина – это трагикомический триллер, три с половиной часа которого проходят так незаметно, словно новостной сюжет из программы «Время» о кровавой, абсурдной жестокости, которая вроде как нас не касается, потому что произошла далеко-далеко. Поэтому героев, конечно, жаль, но уж больно смешон в своем безумии, в венке из веток бывший король, забавна кошачья грызня двух сестер, не поделивших одного любовника. Да даже пафосно-надрывный монолог Корделии о несчастном отце звучит как пародия на классическую трагическую героиню.
Тем более, что сам спектакль только поощряет такое к себе отношение: шут Александр Мичков (ах, какой был шевалье де Фоблаз!) перед началом спектакля выразительно так откусывает яблоко и демонстрирует его зрителям – самые понятливые тут же тянутся к не выключенным мобильным телефонам. Намеки – вот из чего соткано действие. Бастард графа Глостера, предатель Эдмунд отбрасывает сразу две тени. Обе его любовницы (Полина Кутепова здесь бесподобна) сбрасывают, как змеи – кожу, белоснежные воздушные юбки и надевают красные перчатки – руки ведь у обеих в крови. А слуги, обсуждая преступления своих господ, заявляют: «Не побоюсь я никаких грехов, когда не будет он наказан». Словам, написанным Шекспиром и переведенным Осией Сорокой, резонируют окружающая нас действительность.
Это спектакль, в котором и минималистичные декорации (страна, белый круг-остров, разъезжается на несколько частей), и цветовая гамма (белый-черный-серый-красный), и свет вплетены в классический текст и гармонируют между собой, как и все переводы этой трагедии Шекспира: от Щепкиной-Куперник до Пастернака. Каждый из них привносит что-то новое в хрестоматийную пьесу, как и каждая новая постановка этой трагедии. Так, король Лир Карэна Бадалова получился жестоким, сумасбродным, но безумно обаятельным. Настолько, что хочется, как верный граф Кент, отправиться за ним бродить по пустошам. Или хотя бы аплодировать. Долго и стоя.
Источник: Musecube.org
Солнце английской поэзии писал «Короля Лира» тогда, когда в современном ему обществе происходили перемены. Старая аристократия теряла власть, но все еще судорожно держалась за привычные порядки. Вот и старик король, поделив королевство между двумя старшими сладкоречивыми дочерьми и прогнав прямодушную младшую, продолжает, тем не менее, считать себя полновластным хозяином земли английской. Но почувствовавшие вкус власти сестры быстро объясняют отцу, где теперь его место.
Классика на то и классика, что предоставляет каждому, кто за нее берется, целую палитру тем и смыслов, которые можно либо приглушить, либо вывести на первый план. Одни и те же слова, произнесенные с особой интонацией, с другим выражением лица, да даже перед аудиторией другой страны, могут иметь различный эффект. «Король Лир» Евгения Каменьковича, Карэна Бадалова и Юрия Буторина – это трагикомический триллер, три с половиной часа которого проходят так незаметно, словно новостной сюжет из программы «Время» о кровавой, абсурдной жестокости, которая вроде как нас не касается, потому что произошла далеко-далеко. Поэтому героев, конечно, жаль, но уж больно смешон в своем безумии, в венке из веток бывший король, забавна кошачья грызня двух сестер, не поделивших одного любовника. Да даже пафосно-надрывный монолог Корделии о несчастном отце звучит как пародия на классическую трагическую героиню.
Тем более, что сам спектакль только поощряет такое к себе отношение: шут Александр Мичков (ах, какой был шевалье де Фоблаз!) перед началом спектакля выразительно так откусывает яблоко и демонстрирует его зрителям – самые понятливые тут же тянутся к не выключенным мобильным телефонам. Намеки – вот из чего соткано действие. Бастард графа Глостера, предатель Эдмунд отбрасывает сразу две тени. Обе его любовницы (Полина Кутепова здесь бесподобна) сбрасывают, как змеи – кожу, белоснежные воздушные юбки и надевают красные перчатки – руки ведь у обеих в крови. А слуги, обсуждая преступления своих господ, заявляют: «Не побоюсь я никаких грехов, когда не будет он наказан». Словам, написанным Шекспиром и переведенным Осией Сорокой, резонируют окружающая нас действительность.
Это спектакль, в котором и минималистичные декорации (страна, белый круг-остров, разъезжается на несколько частей), и цветовая гамма (белый-черный-серый-красный), и свет вплетены в классический текст и гармонируют между собой, как и все переводы этой трагедии Шекспира: от Щепкиной-Куперник до Пастернака. Каждый из них привносит что-то новое в хрестоматийную пьесу, как и каждая новая постановка этой трагедии. Так, король Лир Карэна Бадалова получился жестоким, сумасбродным, но безумно обаятельным. Настолько, что хочется, как верный граф Кент, отправиться за ним бродить по пустошам. Или хотя бы аплодировать. Долго и стоя.
Источник: Musecube.org
Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Довели до абсурдаЛилия Акимова , «Musecube.org», 21.12.2019
- Лучшие спектакли, которые можно увидеть в новогодние праздники в МосквеЯна Жиляева, «Forbes Life», 18.12.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» представили спектакль «Путь к сердцу»«Esquire», 17.12.2019
- «Путь к сердцу», или как Мастерская Петра Фоменко рассказала о любвиАндрей Дворецков, «Э-Вести», 16.12.2019
- В Мастерской Петра Фоменко ищут «Путь к сердцу»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 12.12.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» готовят премьеру по новой пьесе Дмитрия ДаниловаМария Францева, «блог журнала Театр», 9.12.2019
- Наслаждение, которое мы заслужилиАлёна Витшас, «Русский блоггер», 8.11.2019
- Антиутопия под МонеточкуАнна Богатырева, «Porusski.me», 6.11.2019
- «Махагония» в Мастерской Фоменко: дорогу молодымЮлия Зу, «Musecube.org», 6.11.2019
- Ммм… Ха, агония!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 21.10.2019
- Машина, которую мы собираемМарина Токарева, «Новая гезета», 19.10.2019
- Как создавалась «Махагония» в Мастерской Петра Фоменко«Esquire», 16.10.2019
- «Любая готовая формула существует для того, чтобы ее разрушить»Ольга Романцова, «Культура.рф», 9.10.2019
- Премьера в Мастерской Петра Фоменко – спектакль «Махагония»«Серебряный дождь», 2.10.2019
- 9 театральных премьер октябряАнна Аничкова, «GQ», 1.10.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» пройдет премьера спектакля «Махагония»«Esquire», 30.09.2019
- В «Мастерской Фоменко» пьесу Ильи Кормильцева ставят в жанре «катастрофы»Елена Алдашева, «Театр», 28.09.2019
- Совы не то, чем кажутсяАнна Сиротина, «Аэрофлот (бортовой журнал)», 09.2019
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- Вам страшно? Нет, смешноАнна Богатырева, «Porusski.me», 10.07.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» хозяйничают привиденияДарья Борисова, «На западе Москвы», 10.07.2019
- Чисто шотландские убийстваПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 8.07.2019
- Страшно-красиво-смешноЛариса Каневская, «Мнение», 7.07.2019
- Это мой город: актер Амбарцум КабанянАнна Бибичадзе, «МосквичMag», 6.07.2019
- Дикие и симпатичныеВиктория Пешкова, «Культура», 4.07.2019
- Спектакль «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных» в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве 2019: страшно смешноАлександра Кучук, «Комсомольская правда», 2.07.2019
- Страшно красивая премьера: Дом семи повешенных в Мастерской Петра ФоменкоАлёна Витшас, «Русский блоггер», 2.07.2019
- Мертвые не умирают: мюзикл «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных» Олега ГлушковаДмитрий Барченков, «Posta Magazine», 2.07.2019
- Медведь пришел: московских театралов вовсю веселят и чуть-чуть пугаютВлад Васюхин, «Известия», 29.06.2019
- Театральные премьеры июля«The Vanderlust», 28.06.2019
- Завещание Чарльза Адамса исполненоАндрей Дворецков, «Э-вести», 27.06.2019
- «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных»: чёрно-белая комедия о страшномИрина Мишина, «Musecube.org», 25.06.2019
- Режиссер Олег Глушков о «Завещании Чарльза Адамса»Полина Сурнина, «SNC Media», 25.06.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Чайка» по пьесе А. П. Чехова«Ведомости», 5.06.2019
- Шесть театральных событий июня«GQ», 3.06.2019
- НелюбовьПавел Подкладов, «Международный институт театра», 1.06.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Чайка»«Esquire Weekend», 30.05.2019
- Театральные премьеры июня«The Vanderlust», 30.05.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Евгений Каменькович: «Я предлагал сыграть Лира Андрею Гончарову и Петру Фоменко»Виктория Пешкова, «Культура», 15.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- Шумит ветер приключенийЕкатерина Данилова, «StartUp», 12.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Чёрный язык нетерпимостиИлья Голубев, «Artifex.ru», 26.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- «Мастерская Фоменко» представит «Короля Лира» в постановке Каменьковича«РИА новости», 12.02.2019